Франки при первых Меровингах
Франки при первых Меровингах
Хлодвиг и его наследники положили начало династии Меровингов- первой французской королевской династии.
Династия Меровингов произошла из сикамбров - племени германского народа, общеизвестного под названием "франки". С V по VII века Меровинги правили обширными областями современной Франции и Германии. Период их расцвета совпадает с периодом короля Артура - тем самым, при дворе которого возникли романы о Святом Граале.
В начале V века сикамбрские предки Меровингов пересекли Рейн и двинулись в Галлию, осев в областях современной Бельгии и Северной Франции, в окрестностях Арденна. Веком позже этот район получил название Австразии. А "сердцем " Австразии была современная Лотарингия.
Первые Меровинги правили согласно модели старой Римской империи.
Под властью потомков Меровея королевство франков процветало. Во многих отношениях его можно сравнить с "высокой цивилизацией" Византии. Светская грамотность при Меровингах была более распространенной, чем спустя пять столетий. Грамотными были даже короли, если принять во внимание грубых, необразованных и неученых монархов Средневековья.
Отпрыски рода Меровингов не были королями по "коронации". Власть просто передавалась очередному королю, как по священному праву. Он был ритуальной фигурой, царем-жрецом, он царствовал, но не правил. Делами управления и администрации занимался чиновник, которому принадлежал титул "майордом".
Самым знаменитым из всех монархов-Меровингов был внук Меровея, Хлодвиг I, 481-511 годы правления. При Хлодвиге франки обратились в католичество, и благодаря Хлодвигу римская католическая церковь начала устанавливать свое превосходство в Западной Европе. Крещение Хлодвига ознаменовало рождение новой Римской империи - империи христианской и управляющейся на светском уровне династией Меровингов. Между церковью и государством установилась нерасторжимая связь, обе стороны нуждались друг в друге и объединились друг с другом навеки. В подтверждение этого союза Хлодвиг в 496 году согласился на формальное крещение и был крещен в Реймсе святым Реми.
Церковь вовсе не сделала Хлодвига королем, она просто признала этот факт и официально вступила в союз не только с отдельным человеком, но и со всем родом.
Главный род Меровингов лишился трона со смертью Дагобера II. Поэтому убийство Дагобера можно считать знаком окончания династии Меровингов.
Власть перешла в руки майордомов. Убийство Дагобера подстроил именно майордом - Пипин Геристальский. А на смену Пипину Геристальскому пришел его сын — знаменитый Карл Мартелл- одна из самых героических фигур французской истории. При Карле, в битве при Пуатье 732 года, было остановлено вторжение мавров во Францию. Карл Мартелл, будучи весьма сильной личностью, так и не захватил трон. Он, вероятно, считал трон некой религиозной святыней - и специфической прерогативой Меровингов. Преемники Карла, все-таки захватившие трон, решили этот вопрос, заключая браки с меровингскими принцессами.
Сын Карла Мартелла,Пипин III, майордом - человек, в руках которого сосредоточена реальная власть. Пипин стал коронованным королем франков.
Церковь изобрела церемонию, способную освятить даже кровь узурпаторов. Эта церемония получила название коронации и помазания - в том смысле, в каком данные термины понимались на протяжении Средних веков и эпохи Возрождения. Ритуал помазания в прошлом представлял собой лишь церемониал - акт признания и утверждения. Отныне ритуал помазания имел преимущество над кровной связью и мог "магическим образом" освятить кровь. С помощью ритуала помазания церковь присвоила себе право создавать королей.
Империя Карла Великого и её распад
Войны Карла Великого.
Еще при жизни брата Карломана Карл начал свою первую самостоятельную войну в Аквитании в 769 году против поднявшего мятеж Гунольда. Карл развязал ее, рассчитывая на помощь брата. Но хотя брат не оказал ему обещанной помощи, Карл решительно продолжил задуманный поход и добился всего, чего желал. Он принудил Гунольда бежать в Гасконь. Не оставляя его там в покое, Карл перешел реку Гаронну и добился у герцога Гасконского выдачи мятежника. Позднее Карл Великий окончательно присоединил эту наиболее романизированную область к короне, заменив многих местных властителей франками и превратив ее в вассальное королевство, во главе которого поставил своего сына Людовика.
Вскоре после смерти брата Карл обратился против обитавших на севере саксов, язычников. Первый поход против саксов состоялся в 772 году. Это была самая продолжительная и ожесточенная война в его царствование. С перерывами, прекращаясь и возобновляясь вновь, она продолжалась 33 года и стоила франкам наибольших потерь. Вторгшись в 772 году в Саксонию, Карл разрушил крепость Эресбург и низверг языческую святыню - идола саксов Ирминсула. На время саксы пришли к покорности и Карл занялся итальянскими делами.
Дружеские отношения исторически связывали франков с лангобардами, завоевавшими северную Италию. Однако в середине 8 века отец Карла Пипин нарушил эту традицию. Он дважды вторгался в область лангобардов, чтобы отразить их натиск на папские владения, которыми управлял, как монарх, сам папа. Карл не замедлил откликнуться на призыв святого отца и во главе заново организованного и вооруженного им войска двинулся в страну лангобардов, предварительно разведясь с дочерью Дезидерия Дезидератой (брак этот устроила мать Карла Бертрада, мечтавшая о союзе с лангобардами). В начале июня 774 года, не выдержав тягот осады, Дезидерий вышел из Павии и подчинился победителям. Карл завладел столицей лангобардов и королевским дворцом.
Побежденного врага он заставил постричься в монахи и отправил его в монастырь, чтобы он не сеял в стране смуту и не возбуждал лангобардов к восстанию против владычества франков. После этого Карл отправился в столицу своего королевства - Аахен.
Затем Карл решил заняться южными границами своего королевства. В 778 году он воспользовался призывом о помощи испанских мусульман из Сарагосы, боровшихся за независимость от эмира Кордовы из династии Омейядов, и его многочисленное войско, набранное из подвластных и союзных народов, перешло через Пиренеи. Эта кампания, что редко случалось с Карлом, оказалась неудачной, его армия не смогла взять Сарагосу.
На обратном пути, баски устроили засаду в Ронсельванском ущелье на вершинах скал и напали сверху на отряд, перебив всех до последнего человека.Несмотря на неудачу испанского похода 778 года, важен сам факт перехода франками Пиренеев. Вскоре франки предприняли еще несколько военных экспедиций за Пиренеи. Результатом их завоеваний стала область, лежавшая между Пиренеями и рекой Эбро. На завоеванной территории была создана пограничная область - Испанская марка, позднее переименованная в Барселонское графство.
По возвращении Карла ждали и другие неприятности: саксы-вестфалы, объединившись вокруг Видукинда, забыли свои клятвы и показное крещение и снова начали войну. Перейдя границу у Рейна, они поднялись по правому берегу этой реки до Коблеца, все выжигая и грабя на своем пути, а затем, нагруженные богатой добычей, возвратились домой. В 779 году Карл Великий вторгся в Саксонию и прошел почти всю страну, нигде не встречая сопротивления. Вновь, как и прежде, в его лагерь явилось множество саксов, которые дали заложников и клятву в верности. Однако король франков уже не верил в их миролюбие. В 780 году Карл Великий вновь явился в Саксонию и прошел до самой Эльбы.
Кое-как замирив Саксонию, король франков в конце 780 года прибыл в Италию. Весной 781 года в Риме папа по просьбе Карла крестил его четырехлетнего сына, дав ему имя Пипин, и возложил на голову ребенка корону, после чего отец громогласно объявил о своем желании доверить новому королю управление Италией. После этого Пипин стал официально именоваться "королем лангобардов".
Не прерывая ожесточенной и проходившей с переменным успехом войны против саксов, Карл присоединил к королевству бывшую до тех пор полусамостоятельной Баварию.
782 год вновь Карл Великий посвятил саксонским делам. Всю Саксонию Карл разделил на административные округа, во главе которых поставил графов. Узнав, что в приграничные земли вторглись славяне-сербы, он отправил против них свое войско. Но как раз в это время из Дании вернулся Видукинд. Войско, посланное против сербов, попало в засаду у горы Зунталь и было почти полностью уничтожено мятежниками. Карл Великий собрал новую армию, явился в Верден, вызвал к себе саксонских старейшин и принудил их выдать 4500 заложников. Все они в один день были обезглавлены. Тогда же был обнародован так называемый "Первый саксонский капитулярий", грозивший страшными карами за любое прегрешение против церкви и франкской администрации. Следующие три года Карл почти не покидал Саксонии. В ходе упорной войны он бил саксов в открытых сражениях и карательных рейдах, брал сотни заложников, которых увозил из страны, уничтожал селения и фермы непокорных. Летом 785 года франки перешли Везер. Обескровленный многими поражениями Видукинд завязал с Карлом переговоры и запросил пощады. После этого сопротивление побежденных стало постепенно ослабевать.
В конце 786 года Карл выступил против герцога Беневентского Арихиза, который мечтал восстановить под своей властью лангобардское королевство. В начале 787 года Карл был уже в Риме, а затем подошел к Капуе. Арихиз отступил к Салерно и оттуда отправил к Карлу своего сына для переговоров. Он обещал полное повиновение, лишь бы король не опустошал его территории. Карл согласился. После этого сам герцог и его народ принесли королю франков присягу в верности. Вся Италия до самого юга признала власть Карла.
В 789 году Карл совершил экспедицию против славянского племени лютичей (вильцев). Карл гнал вильцев до реки Пены, все уничтожая на своем пути. Их столица капитулировала, а князь Драговит покорился и дал заложников.
Одним из наиболее выдающихся достижений Карла в глазах современников было покорение аваров. Летом 791 года армия Карла Великого тремя различными путями вторглась в страну аваров и дошла до Венского леса, где были их главные укрепления. Покинув свой лагерь, авары бежали в глубь страны, франки преследовали их до впадения реки Раб в Дунай. Армия вернулась в Регенсбург, нагруженная большой добычей. Весь год Карл провел в Регенсбурге.
Но от нового похода против авар его отвлекло восстание саксов. Размах его превзошел даже события 785 года. К саксам присоединились фризы и славяне. Летом 794 года Карл Великий и его сын Карл Юный во главе двух армий вторглись в Саксонию. Видя себя окруженными, саксы массами бросились к Эресбургу, принесли клятвы верности, дали заложников и вернулись к христианству. Осенью 795 года король франков с сильной армией вновь опустошил Саксонию и дошел до нижней Эльбы. Узнав, что саксы убили его союзника, князя ободритов, он подверг страну вторичному опустошению, взял до 7000 заложников и возвратился в Аахен. Едва он ушел, восстали саксы в Нордальбингии, стране к северу от Эльбы. Карл должен был обратиться против них.
Летом 796 года сын Карла Великого Пипин вновь напал на авар, опустошил всю их страну и разрушил до основания ринг. Война с аварами длилась много лет, и когда она закончилась, Паннония оказалась опустошенной, а мощь аваров была сломлена. Эрику из Фриули, полководцу Карла, и его сыну Пипину удалось захватить казну аваров. Страшный народ аваров, в течение нескольких столетий наводивший ужас на всю Восточную Европу, перестал существовать.
Тем временем Карл с сыновьями, Карлом и Людовиком, воевал в Саксонии. Армия прочесала всю страну вплоть до Нордальбангии, а затем возвратилась в Аахен с заложниками и огромной добычей. В конце лета - начале осени Карл организовал грандиозную экспедицию в Саксонию по суше и по воде; опустошая все на своем пути, он подошел к Нордальбингии. Весной 798 года Карл подверг полному опустошению земли между Везером и Эльбой. Летом 799 года король вместе с сыновьями отправился в последний поход против саксов. Как обычно, Карл вернулся домой, ведя с собой множество саксов с женами и детьми для расселения их во внутренних областях государства.
Карл Великий - император.
Каролингская держава простиралась от Фризии на Северном море до области лангобардов и северо-восточной Адриатики. На западе королевство омывал Атлантический океан, а на юго-западе Карлу была подвластна значительная часть северной Испании. Кроме того, Карл владел большей частью Италии и собирал дань с многих областей на востоке. В целях обеспечения безопасности границ в приграничных районах была образована система так называемых марок, областей, во главе которых стояли маркграфы.
Осенью 800 года Карл отправился в Рим и провел здесь почти полгода, разбирая распри между папой Львом III и местной знатью.
25 декабря 800 года на Рождество Карл Великий слушал праздничную мессу в соборе святого Петра. Вдруг папа приблизился к своему гостю и возложил ему на голову императорскую корону. Карл принял титул императора, однако создание новой Западной Римской империи не изменило образа правления и не принесло никаких территориальных приобретений.
Будучи глубоко набожным (он посещал церковь по четыре раза в день) и неплохо осведомленным в теологии, Карл заботился как о материальных, так и о духовных потребностях своих подданных и потому рассматривал себя в качестве богоданного защитника церкви, а также ее повелителя и законодателя. Карл щедро раздавал церквам и монастырям денежные и земельные пожалования, проводил реформы в области обрядов и литургии и издавал бесчисленные указы, имевшие целью заставить священников, монахов и мирян соблюдать церковные правила в быту.
Для отражения норманнских набегов Карл велел строить корабли на реках, которые протекали по Галлии и Северной Германии. Во всех портах и устьях судоходных рек по его приказу были устроены стоянки для судов и выставлены сторожевые корабли, дабы предупредить вторжение неприятеля.За сорок лет, прошедшие после принятия им власти, он почти вдвое расширил пределы державы франков.
Внутренняя политика Карла.
"Важнейшей причиной всех успехов Карла Великого была поддержка, которой он пользовался у знати. Карл продолжил раздачу бенефиций, почётных должностей, подарков. Политическая система, созданная при Карле, основой которой было усиление вассальных связей, способствовала усилению знати. Обязанность вассалов служить королю оформлялась договорами и клятвами верности; присягу на верность должны были давать и простые свободные, с 789 года составлялись списки присягнувших. Собрания знати были перенесены с марта на май и назывались теперь "майскими полями". Бюрократический сохранил те же функции, что он имел при Меровингах, но его члены стали более многочисленными и более образованными - хоть государственные акты в подавляющем большинстве были устными, письменность всё больше поощрялась; вообще, при Карле грамотность достигла довольно высокого для того времени уровня. Существовали письменные средства управления - капитулярии, регламентировавшие положение либо в отдельных районах, либо в государстве в целом. Исполнение государственных указов на местах контролировалось "Государственными посланцами", которые время от времени направлялись для проверки дел, ведомых графами, которые внутри вверенной им территории пользовались суверенной военной, судебной и фискальной властью.
Как уже было сказано, Карл Великий увеличил число бенефициальных дарений, обязывал приносить себе клятву и вступать в вассальные отношения. Это делалось с целью укрепления франкского государства, Карл рассчитывал вассальными связями привязать к себе не только значительных людей, земельных магнатов, но и менее крупных землевладельцев, поэтому он поощрял своих вассалов, чтобы они так же имели вассалов, а всех свободных обязал выбрать себе сеньора. Крестьяне разорялись из-за церковной десятины, тяжёлых налогов, высоких судебных штрафов. Кроме того, после проведённой Карлом военной реформы, четверо крестьян должны были в складчину выставлять одного воина. Подобная практика была не только сама по себе разорительна для крестьянства, но и надолго отрывала его от хозяйства, а так как Карлом Великим велась активная завоевательная политика, то подобная военная практика была постоянной. Разорившиеся крестьяне отдавали свои владения земельным магнатам в обмен на покровительство и защиту, особое распространение получает начавшаяся ещё при Меровингах практика передачи земли в прекарий - земельное владение, которое магнат передавал разорившемуся крестьянину при условии выполнения определённых повинностей: несения военной службы, выполнения барщины или выплаты оброка - это способствовало усилению земельных магнатов. Ситуация усугублялась и таким явлением, как иммунитет, заключавшемся в том, что магнат на принадлежащих ему территориях получал права сбора налогов и податей, пользовался верховной судебной властью и являлся предводителем созываемого на его территории военного ополчения. Не в силах препятствовать этому процессу, государство легализировало его особыми грамотами, согласно которым иммунитетные земли выходили из подчинения графам. К тому же, после судебной реформы Карла Великого свободные крестьяне были лишены активной роли в суде, поэтому не могли воспрепятствовать усилению магнатов через государственные судебные органы. Если говорить о связанной с описанными выше процессами экономике, то во время правления карла - с конца VIII до середины IX века превалирующей была тенденция экономического подъёма.В несколько раз увеличивается число монетных дворов, что побудило Карла ограничить право городов на чеканку монеты. Рост денежной массы свидетельствует о большом масштабе торговли.
Византия при Юстиниане
Будущий император Византии родился около 482 г. в маленькой македонской деревушке Таурисий в семье бедного крестьянина. В Константинополь он попал подростком по приглашению своего дяди Юстина, влиятельного придворного. Своих детей у Юстина не было, и он покровительствовал племяннику: вызвал в столицу и, несмотря на то что сам так и остался неграмотным, дал ему хорошее образование, а потом нашёл должность при дворе. В 518г. сенат, гвардия и жители Константинополя провозгласили престарелого Юстина императором, а тот вскоре сделал своим соправителем племянника. Юстиниана отличали ясный ум, широкий политический кругозор, решительность, настойчивость и исключительная работоспособность. Эти качества делали его фактически правителем империи. Огромную роль играла и его молодая, красивая жена Феодора. Красивая и обаятельная, Феодора обладала железной волей и оказалась незаменимой подругой императору в трудные минуты.
В 527г., после смерти дяди, 45-летний Юстиниан стал автократором - самодержцем - империи ромеев, как называлась тогда Византийская империя.
Он получил власть в трудное время: от бывших римских владений осталась только их восточная часть, а на территории Западной Римской империи образовались варварские королевства: вестготы в Испании, остготы в Италии, франки в Галлии и вандалы в Африке. Христианскую церковь раздирали споры о том, был ли Христос "богочеловеком"; зависимые крестьяне (колоны) разбегались и не обрабатывали землю, произвол знати разорял простой народ, города сотрясали бунты, финансы империи были в упадке. Спасти положение можно было лишь решительными и самоотверженными мерами, и Юстиниан.
В царствовании Юстиниана ясно выделяется несколько этапов. Начало правления (527-532 гг.) было периодом широкой благотворительности, раздачи средств бедным, снижения налогов, помощи пострадавшим от землетрясения городам. В это время укрепились позиции Христианской Церкви в борьбе с другими религиями. Это был период войн с соседней иранской державой Сасанидов за влияние в Южной Аравии, целью которых было укрепиться в портах Индийского океана и тем подорвать монополию Ирана на торговлю шёлком с Китаем.
Главное событие этого этапа - реформа права. В 528 г. Юстинианом была учреждена комиссия из опытных юристов и государственных деятелей. Главную роль в ней играл специалист по праву Требониан. Комиссия подготовила собрание императорских указов - "Кодекс Юстиниана", свод сочинений римских юристов - "Дигесты", а также руководство по изучению права- "Институции". Проводя законодательную реформу, исходили из необходимости сочетания норм классического римского права с духовными ценностями христианства. Выразилось это прежде всего в создании единой системы имперского гражданства и провозглашении равенства граждан перед законом. Более того, при Юстиниане унаследованные от Древнего Рима законы, связанные с частной собственностью, приняли окончательный вид. Кроме того, законы Юстиниана рассматривали раба уже не как вещь - "говорящее орудие", а как человека. Кроме того, по новым законам права женщины в семье были уравнены с правами мужчины. Законы Юстиниана запрещали осуждённый Церковью развод.Смертью каралось и оскорбление императора, даже повреждение его скульптурных изображений.
Реформы императора были прерваны народным восстанием "Ника" в Константинополе (532 г.). Всё началось с конфликта между двумя партиями болельщиков в цирке: венетами ("голубыми") и прасинами ("зелёными"). Это были не только спортивные, но отчасти и социально-политические союзы. К традиционной борьбе болельщиков добавились политические обиды: прасины считали, что правительство их притесняет, а венетам покровительствует. Кроме того, низы были недовольны злоупотреблениями "министра финансов" Юстиниана - Иоанна Каппадокийского, знать же надеялась избавиться от императора-выскочки. Лидеры прасинов предъявили свои требования императору, причём в очень резкой форме, а когда он их отверг, назвали его убийцей и покинули цирк. Тем самым автократору было нанесено неслыханное оскорбление. Ситуация осложнилась тем, что, когда в тот же день арестовали подстрекателей к столкновению из обеих партий и приговорили их к смерти, двое осуждённых сорвались с виселицы ("были помилованы Богом"), но власти отказались их освободить. Тогда была создана единая "зелено-голубая" партия с лозунгом "Ника!" (цирковой клич "Побеждай!"). В городе начался открытый бунт, совершались поджоги. Император согласился на уступки, отправив в отставку наиболее ненавистных народу министров, но успокоения это не принесло. Мятежники требовали теперь его отречения и провозгласили императором знатного сенатора Ипатия. Юстиниан был готов отречься, но в этот момент императрица Феодора заявила, что предпочитает смерть бегству. Её решительность сыграла большую роль, и Юстиниан решил бороться. Верные правительству войска предприняли отчаянную попытку восстановить контроль над столицей: отряд полководца Велизария, победителя персов, проник в цирк, где шёл бурный митинг мятежников, и устроил там жестокую резню. Говорили, что погибло 35 тыс. человек, но трон Юстиниана устоял.
Страшная катастрофа, постигшая Константинополь, - пожары и смерти - не повергла, однако, в уныние ни Юстиниана, ни горожан. В том же году на средства казны началось бурное строительство. Пафос восстановления захватил широкие слои горожан. В каком-то смысле можно сказать, что город восстал из пепла, как сказочная птица Феникс, и стал ещё красивее. Символом этого подъёма было, конечно, строительство чуда из чудес - константинопольского храма Святой Софии.
Когда купол константинопольской Софии ещё возводился, с Великого освободительного похода на Запад начался второй этап правления Юстиниана (532-540 гг.).
Поводом для начала войны в Африке послужило то, что вандальская знать свергла законного короля - друга империи - и посадила на престол его родственника Гелизмера. В 533 г. Юстиниан отправил 16-тысячную армию под командованием Велизария к африканским берегам. Византийцам удалось скрытно высадиться и беспрепятственно занять столицу вандальского королевства Карфаген. Православное духовенство и римская знать торжественно встречали императорские войска. Вслед за присоединением Африки началась война за обладание историческим ядром западной части империи - Италией. Поводом к началу войны стали свержение и убийство законной королевы остготов Амаласунты её супругом Тео-датом. Летом 535 г. Велизарий с восьмитысячным отрядом высадился на Сицилии и в короткий срок, почти не испытывая сопротивления, занял остров. На следующий год его войско переправилось на Апеннинский полуостров и, несмотря на огромный численный перевес противника, отвоевало его южную и центральную части. Италийцы всюду встречали Велизария с цветами, сопротивление оказал лишь Неаполь. Огромную роль в такой поддержке народа сыграла Христианская Церковь. Кроме того, в стане остготов царил разброд: убийство трусливого и коварного Теодата, бунт в войсках. Армия выбрала новым королём Вити-гиса - смелого солдата, но слабого политика. Он тоже не смог остановить наступление Велизария, и в декабре 536 г. византийская армия без боя заняла Рим.
Казалось, власть Юстиниана не знает границ, он в апогее своего могущества, сбываются планы восстановления Римской империи. Однако главные испытания ещё только ждали его державу. Тринадцатый год правления Юстиниана был "чёрным годом" и начал полосу трудностей, преодолеть которые могли только вера, мужество и стойкость ромеев и их императора. Это был третий этап его царствования (540-558 гг.).
Ещё когда Велизарий вёл переговоры о капитуляции Равенны, персы нарушили подписанный ими десять лет назад "Вечный мир" с империей. Шах Хосров I с огромным войском вторгся в Сирию и осадил столицу провинции - богатейший город Антиохию. Жители смело защищались, но гарнизон оказался небоеспособным и разбежался. Персы взяли Антиохию, разграбили цветущий город и продали жителей в рабство. На следующий год войска Хосрова I вторглись в союзную с империей Лазику (Западная Грузия), началась затяжная византийско-персидская война. Велизарий был срочно переброшен на Восток, и ему удалось остановить нашествие персов, но пока его армии не было в Италии, там оживились остготы. Они выбрали королём молодого, красивого, смелого и умного Тотилу и под его руководством начали новую войну. Очень быстро маленькая армия Тотилы заняла почти всю Италию; под контролем империи остались лишь порты, которые без флота взять было невозможно.
Но, наверное, самым тяжёлым испытанием для державы Юстиниана I стала страшная эпидемия чумы (541-543 гг.), унёсшая чуть ли не половину населения.
Юстиниан хорошо понимал, что главная его сила перед лицом превосходящего противника - вера и сплочённость подданных. Поэтому одновременно с непрекращающейся войной с персами в Лазике, тяжёлой борьбой с Тотилой, который создал свой флот и захватил Сицилию, Сардинию и Корсику, внимание императора всё больше и больше занимали вопросы богословия. Некоторым казалось, что престарелый Юстиниан выжил из ума, проводя в такой критической ситуации дни и ночи за чтением Священного писания, изучением творений Отцев Церкви (традиционное название деятелей Христианской Церкви, создавших её догматику и организацию) и написанием собственных богословских трактатов.Главное внимание император уделял преодолению раскола православных и монофизитов. Конфликт этот вот уже более 100 лет терзал Церковь. Богословский спор был осложнён соперничеством между влиятельными центрами православия на Востоке - Александрией, Антиохией и Константинополем. Религиозный конфликт осложнился национальным: греки и римляне, считавшие себя правящим народом в империи ромеев, были преимущественно православными, а копты и многие арабы - монофизитами. Юстиниан решил вынести вопрос о примирении с монофизитами на V Вселенский собор. Замысел императора сводился к тому, чтобы сгладить конфликт путём осуждения учения врагов монофизитов. Сложность состояла в том, что все они умерли в мире с Церковью. Можно ли осуждать умерших? После долгих колебаний Юстиниан решил, что можно, но с его решением не согласились Папа римский Вигилий и подавляющее большинство западных епископов. Император вывез Папу в Константинополь, держал его чуть ли не под домашним арестом, пытаясь добиться согласия под нажимом. После долгой борьбы и колебаний Вигилий сдался. В 553 г. V Вселенский собор в Константинополе осудил "три главы". Папа не участвовал в работе собора, ссылаясь на недомогание, и пытался противодействовать его решениям, но в конце концов всё же подписал их. Прямая цель Юстиниана не была достигнута: примирения с монофи-зитами не наступило, и чуть было не произошёл разрыв с западными епископами, недовольными решениями собора. Однако этот собор сыграл большую роль в духовной консолидации Православной Церкви, а это было крайне важно и в то время, и для последующих эпох. Время правления Юстиниана I было периодом религиозного подъёма. Именно в это время получила развитие церковная поэзия.
Произошёл перелом и в политических делах. В 552 г. Юстиниан снарядил новую армию для похода в Италию. На этот раз она отправилась сухопутной дорогой через Далмацию под командованием евнуха Нарсеса, храброго полководца и хитрого политика. В решающем сражении конница Тотилы атаковала войска Нарсеса, построенные полумесяцем, попала под перекрёстный обстрел лучников с флангов, обратилась в бегство и смяла свою же пехоту. Тотила был тяжело ранен и умер. В течение года византийская армия восстановила своё господство над всей Италией. В 554 г. Юстиниан продолжил завоевания в Западном Средиземноморье, попытавшись захватить Испанию. Полностью этого сделать не удалось, но небольшая область на юго-востоке страны и Гибралтарский пролив перешли под господство Византии. В 555г. имперские войска разгромили огромное персидское войско в Лазике. Удалось справиться и со славянской угрозой: Юстиниан I заключил союз с кочевниками-аварами, которые взяли на себя охрану дунайской границы империи и борьбу со славянами. В 558 г. этот договор вступил в силу.
Последние годы правления Юстиниана I (559- 565 гг.) прошли спокойно.Значение деяний великого императора выходит далеко за рамки его времени. Укрепление позиции Церкви, идейная и духовная консолидация православия сыграли огромную роль для становления средневекового общества. Кодекс императора Юстиниана I стал основой европейского права последующих веков.
Мухаммед и начало ислама
Слово "ислам" означает "предание себя Богу" или "покорность". Последователи ислама называют себя мусульманами. Символом ислама является полумесяц.
До возникновения ислама среди племен Аравийского полуострова был распространен культ бетилей – камней необычной формы, считавшихся вместилищем духов. При этом каждое племя имело свой бетиль.
К концу VI в. все бетили собираются в Мекке, где возникает сложный культ и разветвленная иерархия жрецов (кахен).
Наиболее почитаемой святыней Мекки был "черный камень" – Кааба, впоследствии сыгравший важную роль в формировании исламского культа.
В Мекке также находился колодец Зим-Зим, вода из которого считалась священной. Верховное божество языческого пантеона именовалось Илах.
К VII в. Мекка, известная еще с VI в. до Р. Х. (упоминается Геродотом), становится крупным культурным и торговым центром.
Здесь пересекались караванные пути, по которым доставлялось множество различных товаров, прежде всего, пряности и благовония.
Торговцы из разных стран приносили с собой новые верования и культы, что делало Мекку довольно пестрым в религиозном отношении городом.
На формирование ислама значительное влияние оказала относительная географическая близость к Аравии таких крупных христианских стран как Византия – на Севере и Абиссиния (Эфиопия) – на Юго-Западе.
В развитых рабовладельческих государствах Юга Аравийского полуострова (Хадрамауте, Хамьяре и др.) также было много христиан.
В Ясрибе (Медине) большинство населения было прозелитами иудаизма, но было известно и христианство, преимущественно с примесью гностических элементов. Существовало также течение ханифов – аскетов, исповедовавших монотеизм, но не иудеев и не христиан.
Возникновение ислама связано с проповедью Мухаммеда, почитаемого мусульманами как "посланника Аллаха" (росулу-л-лах).
Точная дата его рождения неизвестна. Предполагают, что Мухаммед появился на свет в 570 г., поскольку в летописи Ат-Табари сказано, что он родился в "год слона", а из эфиопской хроники известно, что в 570 г.
эфиопы совершили поход на Мекку, в котором использовались боевые слоны.
Ранее слонов в Мекке не видели, поэтому 570 год и был назван "годом слона"
Мухаммед происходил из правящего племени Курайш, из рода Хашимийя (правящим был род Умайя).
Он рано осиротел – его отец Абдаллах скончался еще до его рождения, а мать Амина умерла, когда Мухаммеду было шесть лет. Вскоре умер и дед Мухаммеда Абд аль-Мутталиб, влиятельный представитель племени курайш.
Заботу о Мухаммеде взял на себя его дядя по отцу Абу Талиб. С 12-летнего возраста Мухаммед занимался торговлей и выезжал за пределы Аравийского полуострова.
Торговые поездки позволили ему познакомиться с различными религиозными и культурными традициями, в т. ч. с христианством и иудаизмом, что, в свою очередь оказало значительное влияние на его мировоззрение. Известно также, что в юности Мухаммед был связан с течением ханифов.
В 595 г. в возрасте 25-и лет Мухаммед женился на богатой вдове Хадидже, занимавшейся караванной торговлей, что позволило ему обрести финансовую независимость.
Она родила ему двух сыновей (они умерли в младенчестве) и четырех дочерей. Хадиджа была первым человеком, который поддержал Мухаммеда в его деятельности.
Временем начала пророческой деятельности Мухаммеда считается 610 г. Кроме жены и дяди, последователями Мухаммеда стали: его двоюродный брат Али, приемный сын Зейд ибн Сабит, а также Абу-Бакр (ставший первым халифом), Осман и Абу Тальха.
В начале своей пророческой деятельности Мухаммед стал Хаттабом – странствующим проповедником, деятельность которых в Мекке была официально запрещена (поскольку они не принадлежали к жреческому сословию).
Однако при поддержке родственников (особенно дяди) Мухаммеду удавалось оставаться в городе.
После смерти дяди Абу Талиба, положение стало невыносимым и Мухаммед со своими сторонниками вынужден был отправиться в Ясриб, являвшийся главным торговым конкурентом Мекки. Это событие, получившее в исламе название хиджра (исход) произошло 26 июля 622 г.
В Ясрибе Мухаммеда и его последователей приняли доброжелательно. С момента переселения Мухаммеда в Ясриб, мусульмане стали называть его Мединой – городом пророка. Переселенцы из Мекки получили в Медине название мухаджиры, а местные жители, принявшие учение Мухаммеда, стали называться ансарами (помощниками). В Медине оформилась мусульманская община – умма.
Она строилась не по родо-племенному принципу, а по принципу принадлежности к одной вере – исламу.
Постепенно влияние мусульман в Медине росло и через некоторое время город полностью перешел в их руки.
Все жители города должны были принять ислам, за исключением христиан и иудеев – "людей Писания", которые могли пользоваться покровительством мусульманской общины и не принуждались к отказу от своей веры.
Преследованию подверглись кяфиры – неверные (идолопоклонники и многобожники).
В 630 г. мусульмане Медины двинули свою армию на Мекку. Город сдался без боя и его жители приняли ислам.
Все следы язычества, кроме Каабы и колодца "Зим-зим" были уничтожены и Мекка превратилась в центр исламской религии. В 632 г. в восьмой месяц месяца зуль-хиджа Мухаммед с семьей и сподвижниками совершил полное паломничество в Мекку, которое вошло в историю как "прощальное паломничество".
Затем он вернулся в Медин