Третье толкование аята: этот аят, отменённый аятами джихада. Он был ниспослан в начале Ислама до того, как был узаконен джихад. Потом был узаконен джихад и этот аят был отменён.
Однако правильным является первое толкование, а это то, что аят не отменённый и что религия не входит в сердца под принуждением, но она входит в них только по доброй воле. Но с тем, кто не принимает религию, обращаются подходящим ему образом. Он или убивается или выплачивает джизью, его положение зависит от того, что относительно него постановил Всевышний Аллах.
Слова Всевышнего: «Тот, кто проявит неверие в тогута и уверует в Аллаха». Тут имеются в виду все виды тогутов, будь то в поклонении, подчинении или следовании, так как слово тогут пришло в аяте в обобщённом контексте. Всевышний Аллах поставил на первое место Неверие в тогута перед Верой в Аллаха, потому что вера в Аллаха принесёт пользу только после неверия в тогута. Поэтому тот человек, который уверовал в Аллаха, но не проявил неверие в тогута, ему не принесёт пользу его Иман1. Тот человек, который говорит что он верующий, молится, постится, выплачивает закят, совершает хадж и выполняет другие дела подчинения, однако, он не отдалился от Ширка и многобожников и говорит: «Нет мне дела до них». Такой человек не считается мусульманином, так как он не проявил неверие в тогута2.
Обязательно нужно проявлять неверие в тогута, а это отвержение его, убеждённость в его ложности и отдаление от него и от его людей. Обязательно нужно выполнять всё это, и не будет достоверным Иман, кроме как после неверия в тогута. Пришло в другом аяте: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»»3. Не будет достоверным поклонение Аллаху, кроме как после избегания тогута, так как две противоположные вещи не объединяются. Не объединяется Иман и Куфр в одном сердце, то есть Иман и большой Куфр. А что касается малого Куфра, то он объединяется с Иманом в одном сердце.
1 Современная мурджиитско-джахмитская банда исключила это условие из условий принятия слов «Нет божества кроме Аллаха». И поэтому у них является мусульманином каждый, кто заявляет о своём Исламе, даже, если он погряз во всех видах Ширка и Куфра (от переводчика).
2 Вот ответ этой банде от больших учёных. Кто же ваши учёные, за которыми вы следуете?! А Аллах сказал в Куране: «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало. Кто же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не помяните назидание?» (Коленопреклонённая 23, от переводчика).
Пчёлы 36. 150
Это и есть смысл слов «Нет божества, кроме Аллаха». Пришло в хадисе: «Глава всего – это Ислам, его опорой является молитва, а его вершиной является джихад на Пути Аллаха»1. (84)
(84) Сказал шейх: «Это и есть смысл слов «Нет божества, кроме Аллаха»», то есть их смысл – это неверие в тогута и Вера в Аллаха.
Ислам – это предание себя Аллаху посредством Таухида, подчинение Ему путём выполнения Его приказов и избавление от Ширка и его людей. Это глава всей религии. Два свидетельства являются главой Ислама и его основой. Человек входит в Ислам только после того, как он придёт с двумя свидетельствами, произнося их, зная о их смысле, выполняя то, чего они требуют и будучи убеждённым в них2. Не будет человек мусульманином пока не будет выполнять всё это. Религия похожа на тело, у которого есть голова, опора и вершина. Если человеку отрезать голову или у него не будет головы, то не будет в нём жизни. Также нет религии без Таухида, так как он является головой, которая, если будет отрезана или исчезнет, то исчезнет жизнь и испортится тело.
Опора религии, на которой она стоит – это молитва. Без опоры не будет стоять Ислам. Наподобие дома или палатки, если не будет у них опор, на которых они стоят, то они не будут стоять. Дом стоит только при помощи опоры и если он потеряет эту опору, то он не будет стоять. Также молитва, если она будет утеряна, то Ислам не будет «стоять». И поэтому сказали учёные: «Воистину, тот, кто оставил молитву по лени, тот становится неверным, согласно достоверному мнению, даже, если он признавал её обязательность». Так как нет никакой пользы в признании её обязательности вместе с отсутствием практики и дел. И поэтому постановили учёные аль-Мухаккикун о неверии человека преднамеренно оставившего молитву, даже, если он признавал её обязательность. А что касается того, кто отрицает её обязательность, то он является неверным по единогласию мусульман.
«А его вершиной является джихад на пути Аллаха» джихад указывает на силу Ислама. Если существует джихад на Пути Аллаха, то это доказательство силы Ислама, так как джихад бывает только по причине силы Имана и силы средств.
Пророк, мир ему и благословения Аллаха, сделал для религии три вещи: голову, опору и вершину. Если нет головы, то религии нет изначально. Когда человек не осуществляет главу религии, а это Таухид, то у него нет религии. Тот человек, который не совершает молитву, у него нет религии, даже, если он говорит, что «Нет божества, кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха». Так как он нуждается в опоре, на которой он установит религию, и опора будет существовать только при наличии молитвы. А если будет утрачен джихад, то будет утрачена сила Ислама, и Ислам станет слабым и мусульмане тоже станут слабыми. Сила Ислама и мусульман заключается только в джихаде на Пути Аллаха Всевышнего. Он является признаком силы, а его утеря является признаком слабости. Также верблюд, когда у него есть горб, это указывает на то, что он сильный. А если у него нет горба, то это указывает на то, что он истощённый, то есть слабый.