Аль-Бухари 369, Муслим1347 со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. 93

Вторая степень: аль-Иман.

Определение Имана.

Вторая степень: аль-Иман, а это семьдесят с лишним ответвлений. Наивысшая из них слова «Нет божества кроме Аллаха», а нижайшая из них, это убирание с дороги того, что вредит людям. И стеснительность одно из ответвлений Имана. (42)

(42)Иман более обширен, чем Ислам. Так как каждый верующий является мусульманином, но не каждый мусульманин является верующим. Иман более обширен со стороны своего понятия, но более узок со стороны его обладателей1.

Аль-Иман в арабском языке означает подтверждение. Сказал Всевышний Аллах передавая слова братьев Юсуфа: «Ты всё равно не поверишь нам»2, то есть не подтвердишь наши слова.

В Шариате же аль-Иман – это, как его растолковали Ахлю Сунна уа аль-Джама’а, слово языком, убеждение сердцем и дела органами. Иман повышается при подчинении и уменьшается при ослушании. И в соответствии с этим толкованием Иман будет Шариатским понятием. Так как понятий три вида: языковое понятие; Шариатское понятие; традиционное понятие. Толкование Имана подобным толкованием – это Шариатское понятие. И смысл слова Иман переместился из языковой плоскости в Шариатскую плоскость.

Аль-Иман – это слово языка, обязательно нужно произнести и признать языком, убеждение сердцем, человек обязательно должен быть убеждён своим сердцем в том, что он произносит своим языком. А если он не будет делать так, то его Иман будет подобен Иману лицемеров, которые: «говорят своими языками то, чего нет в их сердцах»3. И не будет достаточно произнесения языка и убеждения сердца, напротив, обязательно должны присутствовать деяния органов. То есть должно присутствовать выполнение обязательных дел (фардов) и отстранение от запретных дел. Человек совершает дела подчинения и сторонится запретов, всё это из Имана. Аль-Иман в соответствии с этим определением охватывает всю религию. Однако, этих дел подчинения и Шариатских постановлений много. Из них есть те, которые являются частью сущности Имана4, а также те, которые являются дополнениями Имана. У Имана есть столпы, а также ответвления, и пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, разъяснил их в двух хадисах. Он разъяснил столпы Имана в хадисе Джибриля, мир ему, и разъяснил ответвления Имана в хадисе «Иман – это семьдесят с лишним ответвлений» и всё это ещё придёт, если того пожелает Аллах.

Если слова Иман и Ислам упоминаются вместе, то для каждого из них становится свой смысл. А если упоминается только одно из них, то в него входит смысл второго. Когда же они упоминаются вместе, то растолковывается Ислам как внешние дела, а это пять столпов Ислама. А Иман растолковывается как внутренние дела, а это шесть столпов веры

1 То есть Иман включает в себя Ислам, но со стороны обладателей не каждый мусульманин является верующим (от переводчика).

Юсуф 17.

Победа 11.

4 То есть без них Иман будет не действительным (о переводчика). 94

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

И их место в сердце. В мусульманине обязательно должны собраться все эти вещи, он обязательно должен быть мусульманином-верующим, который выполняет столпы Ислама и Имана.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Иман – это семьдесят с лишним ответвлений» или «шестьдесят с лишним ответвлений»»1. Слова пророка «бид’ун» (с лишним) – это то, что между тремя и девятью2. Когда говорится «десять с лишним» - это то, что между тринадцатью и девятнадцатью, а когда говорится только «бид’ун» - это то, что между тремя и девятью. Слова пророка «ответвление» - это часть чего-либо. То есть столпов Имана семьдесят с лишним частей.

Слова пророка «наивысшая из них», то есть самая высшая из этих ответвлений – это слова «нет божества кроме Аллаха». Эти слова являются главой Ислама и главой Имана и они первый столп и вход в религию. Слова пророка «а нижайшая из них», то есть последняя и наименьшая из них.

Слова пророка «убирание с дороги того, что вредит людям», то есть устранение вреда с дороги, по которой ходят люди. Вред – это всё что вредит людям. Будь то колючка или камень, или мусор, или остатки чего-либо, то есть все, что вредит людям на их пути. Бросать что-либо вредящее на дороге является запретным, так как дорога предназначена для прохожих, а эти вредящие вещи мешают им и подвергают их опасности. Пример вреда на дорогах оставление машины посреди дороги или направление потока воды из своего дома на дорогу, или бросание мусора, и всё равно будет ли эта дорога в населённом пункте или вне его. Также из вреда на дорогах бросание на них камней, деревяшек, железок, а также рытьё ям и канав. И если придёт мусульманин и уберёт эту вредящую вещь и очистит дорогу от неё, то это указывает на его Иман. Поэтому возложение вредящих вещей на дорогу является ответвлением неверия, а их удаление с дороги является ответвлением Имана.

Слова пророка «и стеснительность одно из ответвлений Имана». Стеснительность – это нравственное качество, которое создал Аллах в человеке и которое приводит его к совершению того, что украшает его, и оно удерживает человека от того, что позорит и бесчестит его. Стеснительность, которая приводит своего обладателя к благу и удаляет его от плохого, является похвальной. А что касается стеснительности, которая не даёт человеку совершать благое или требовать знания, или задать вопрос о том, в чём у него есть неясность, такая стеснительность порицаема, так как это робость.

Ответвлений Имана много, как вы узнали, их семьдесят с лишним. И написал имам аль-Байхаки большой труд, в котором он разъяснил ответвления Имана и есть также сокращённый вариант книги, который опубликован.

Доказательства учёных на то, что Иман – это слово языком, убеждение сердцем и дела органами, слова пророка, мир ему и благословения Аллаха: «Наивысшая из них слова «Нет божества кроме Аллаха»» и это указание на слово. Его же слова «нижайшая из них – это убирание с дороги того, что вредит людям» указывают на то, что дела из Имана. А его слова «стеснительность одно из ответвлений Имана» указывают на то,

Наши рекомендации