Слова Всевышнего: «Аллах начертал в их сердцах веру». То есть в сердцах тех, кто не дружит и не любит тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником. В сердцах таких людей Аллах прочно укрепил веру.
Слова Всевышнего: «и укрепил их Духом от Него. Он введёт их в Райские сады, в которых текут реки». Слово укрепил, то есть усилил, усилил их Духом от Него. Слово «дух» в Куране используется в нескольких смыслах. Из них: дух, который является душой, в которой присутствует жизнь, то есть душа. Из них также откровение, как это пришло в словах Всевышнего: «Таким же образом Мы внушили тебе в откровении Куран, из Нашего повеления»5. Также из них Джибриль, мир ему, потому что он Святой Дух и Верный Дух. Сказал Всевышний Аллах: «Скажи, что Святой Дух (Джибриль) спустил его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы укрепить верующих, а так же, как верное руководство и благую весть для мусульман»6. Также Он сказал: «Верный Дух сошёл с ним (с Кураном)»7. Также из них тот смысл, который пришёл в этом аяте, а это усиление. Укрепил их Аллах духом от Него, то есть силой от Него Всевышнего, силой веры в этой жизни и в той жизни.
1 Испытуемая ____________1.
Испытуемая 4.
Покаяние 114.
Препирающаяся 22.
Совет 52.
Пчёлы 102.
Поэты 193. 31
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Слова Всевышнего: «введёт их в сады». Аль-Джанна в арабском языке означает сад. Он называется джанной, потому что он покрыт деревьями, то есть скрыт и окутан невиданными деревьями. Аль-Джанна – это тень, деревья, реки и дворцы. И вершина аль-Джанны это Трон ( العرش) ар-Рохмана, Свят Он Всевышний.
Слова Всевышнего: «в которых текут реки, и они пребудут там вечно». То есть останутся в них и не уйдут от туда. Сказал Всевышний: «Они пребудут в них вечно и не пожелают для себя перемен»1. Они не боятся там смети и не боятся, что кто-либо выведет и выгонит их от туда, как это бывает в этой жизни. В этой жизни бывает так, что человек живёт во дворцах, но он не может избежать смерти, и выходит из них. Также он не застрахован от врагов, которые могут одолеть его и изгнать от туда. Человек в этой жизни постоянно находится в страхе.
Сказал Всевышний: «Аллах доволен ими и они довольны Аллахом». Когда эти люди разгневали своих родных, которые являются неверными, и проявили вражду к ним, даровал им Аллах в награду Своё довольствие. За то, что они разгневали своих неверных родственников, им будет возмещено довольством Аллаха, Свят Он Всевышний. Аллах доволен ими и они довольны Аллахом.
Слова Всевышнего: «они являются партией Аллаха», то есть община Аллаха. А что касается неверных, то они являются партией шайтана. Как о них сказал Всевышний: «Они являются партией шайтана»2, то есть община шайтана и помощники шайтана, а что касается верующих, то они помощники Господа. Этот вопрос взаимосвязан с враждой по отношению к неверным и с отсутствием дружеских отношений к ним. Но это не означает, что мы разорвём наши отношения с ними в мирских делах и в делах, в которых есть для нас польза. Напротив, существуют некоторые исключения, а это:
Во-первых, не смотря на то, что мы их ненавидим и что мы враждуем с ними, мы должны призывать их к Всевышнему Аллаху. Обязательно нужно призывать их к Аллаху, а не оставлять их и говорить: «Они являются врагами Аллаха и нашими врагами». Является обязательным призывать их к Аллаху, может быть, Аллах наставит их. Если они не ответили на призыв, то мы должны сражаться с ними, если у нас есть на это способность. Они должны, или войти в Ислам, или же платить джизью, делая это, унижено, если они были из иудеев, христиан или огнепоклонников. Они должны подчиниться Исламскому правлению, но их оставляют на их религии. Однако, при условии что они будут выплачивать джизью, и подчинятся Исламскому правлению. А если они будут не из числа людей писания или огнепоклонников, то касательно выплаты ими джизьи, есть разногласие среди учёных.
Во-вторых, ничто не запрещает нам заключать перемирие с неверными, если есть в этом потребность. Например, когда мусульмане не в состоянии вести с ними войну, и есть опасения, что неверные могут принести вред мусульманам. В таком случае, нет ничего страшного, чтобы заключить с ними перемирие до тех пор, пока мусульмане не окрепнут для сражения с ними. Или же, если неверные сами просят перемирия. Как сказал Всевышний:
Пещера 108.
Препирающаяся 19. 32
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
«Если они склонятся к миру, то и ты склонись к нему»1. В таких случаях заключается с ними перемирие, но не навсегда. Но заключается с ними только временное, отсроченное перемирие. Оно отсрочивается в соответствии с мнением имама мусульман и в соответствии с выгодой для мусульман.
В-третьих, разрешается награждать их за благое, если они совершили его для мусульман. Нет запрета, чтобы наградить их за благо. Сказал Всевышний: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» 2.
В-четвёртых, является обязательным для мусульманина проявлять благочестие к своим неверующим родителям, но он не должен подчиняться им в неверии. Так как сказал Всевышний: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие. А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне. Потом вам предстоит вернуться ко Мне, и Я поведаю вам о том, что вы совершили»3. У родителей есть права, даже, если они являются неверующими. Однако ты не должен их любить сердечной любовью, но у них есть права, потому что они воспитывали тебя и потому что они родители. Именно поэтому, они имеют права на тебя.
В-пятых, нет ничего страшного, чтобы заниматься с ними торговлей. Покупать у них необходимые вещи, импортировать от них товары и оружие. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, имел подобные отношения с неверными. Он имел отношения с обитателями Хайбара, а это иудеи, между ними был договор, что они будут обрабатывать землю и брать себе в плату часть урожая. Это не является дружбой и любовью, но это только обмен пользами. Мы обязательно должны знать эти положения и то, что они не входят в дружбу, а также то, что они не являются запретными. Также разрешается брать в долг у неверных. Пророк, мир ему и благословения Аллаха, брал в долг у иудея еду. Он, да благословит его Аллах и да приветствует, заложил свои доспехи иудею, и когда он умер, эти доспехи оставались заложенными у того человека. Пророк заложил их, чтобы взять еду для своей семьи и это не запрещается, потому что это мирские дела и обмен пользами. И это не указывает на привязанность и любовь в сердце. Мы обязательно должны различать между этими двумя вещами. Так как некоторые люди, когда услышат тексты о вражде и нелюбви к неверным, понимают это таким образом, что мы не должны иметь с неверными никаких взаимоотношений и никаких связей, и что мы должны окончательно разорвать с ними все отношения. Нет! Всё это определяется известными положениями, ограничениями и условиями Шариата у обладателей знания, которые взяты из Книги Аллаха и Сунны Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует.