Духовная, а не душевная действительность
Поскольку христианская община основывается на одном лишь Иисусе Христе, постольку она является «духовной», а не «психической» действительностью. И именно этим она отличается от всех других сообществ. «Духовным» называет Священное Писание то, что совершает один Святой Дух, Который дарует нашему сердцу Иисуса Христа как Господа и Спасителя. «Психическим» («душевным») называет Писание то, что порождается на основе природных позывов, сил и желаний человеческой души.
Основа любой «духовной» действительности — ясное откровенное Слово Божье в Иисусе Христе. Основой всякой «душевной» действительности являются темные позывы и стремления человеческой души. Основа духовного единения — истина, основа душевного единения — желание. Сущность духовного единения — свет: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5); «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом» (1:7). Сущность душевного общения — тьма: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы» (Мк. 7:21). Духовное сообщество — это сообщество призванных Христом, а душевное сообщество — сообщество набожных душ. В духовном сообществе живет светлая любовь братского служения — «агапэ», упорядоченное братское служение, смиренное подчинение брату; в душевном же тлеет темная любовь доброго, но одновременно и злого позыва — «эроса», хаотичное стремление к наслаждению, смиренно-высокомерное подчинение брата собственному желанию.
В духовном сообществе правит Слово Божье, в душевном же наряду со Словом правит и человек, обладающий особыми силами, опытом, суггестивно-магической предрасположенностью. Там связывает Слово Божье, а здесь привязывает, кроме того, еще и человек сам к себе. Там вся власть, почесть и господство предоставлены Святому Духу, а здесь ищут власти и сфер влияния личного характера, лелеют их. Конечно, когда речь идет о набожном человеке, считается, что все это делается с намерением служить «всевышнему и наилучшему». Но на самом деле все это происходит для того, чтобы уклониться от Святого Духа, отодвинув Его в недействительную даль. Действительным здесь остается только душевное. Так что там правит Дух, здесь — психотехника, метод; там — наивная любовь, помогающая брату; здесь — психологический анализ и конструкция; там — смиренное незамысловатое служение брату, а здесь — изучающе-расчетливое обхождение чужого человека.
Может быть, противоположность духовной действительности и душевной реальности будет видна при таком наблюдении: внутри духовного сообщества никогда и ни в какой форме не бывает «непосредственного» отношения одного с другим, в то время как в душевном сообществе живет глубокое изначальное желание воссоединения, непосредственного соприкосновения с другими человеческими душами, подобно тому, как в плоти живет желание непосредственного соединения с другой плотью. Это желание человеческой души ищет полного слияния понятий «я» и «ты», идет ли речь о воссоединении в любви, или о том (что в сущности одно и то же), что случается при насилии одного человека над другим в сфере собственной власти и влияния. Здесь более сильный духовно позволяет себе все и внушает слабому восхищение, любовь или страх. Человеческие привязанности, симпатии, послушание являются здесь всем, и в искаженной форме «непосредственного общения» снова дает себя знать то, что является первоосновой и свойством общины, порожденной Христом.
В душевном сообществе имеет место и «душевное» обращение. Во всех формах проявления оно встречается там, где один человек сознательно или неосознанно злоупотребляет своей властью над отдельной личностью или же целым сообществом. Здесь одна душа действует непосредственно на другую. Слабый подавляется сильным, сопротивление его разрушается под влиянием сильного. Он подвергнут насилию, а вовсе не убежден в данном деле. Это проявится в тот момент, когда от него потребуется по-настоящему взяться за дело и когда это будет происходить независимо от личности, к которой он привязан, или, может быть, даже вопреки ей. Душевно обращенный здесь споткнется, и тем самым станет очевидно, что обращение было совершено не Святым Духом, а человеком, и потому было непрочно.
Точно так же обстоит дело с «душевной» любовью к ближнему. Она способна к неслыханным жертвам и зачастую внешне превосходит истинную любовь Христа. Но это именно о ней апостол говорит: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение (это означает «если я свяжу наивысшие деяния любви с наивысшей отдачей себя делу»), а любви не имею (т.е. Христовой любви), — нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3). Душевная любовь любит другого ради него самого, а духовная любовь любит его ради Христа. Потому душевная любовь ищет непосредственного соприкосновения с другим, она любит его не в его свободе, а привязывает его к себе; она стремится всеми средствами выигрывать, завоевывать, она теснит другого, стремится быть неотразимой, господствовать над ним.
Душевная любовь не особо нуждается в истине, она объявляет истину относительной, поскольку ничему, в том числе и истине, не позволено становиться помехой между нею и возлюбленным человеком. Душевная любовь «желает» другого человека, его ощущения, его взаимной любви, но она ему не служит. А там, где ее служение видно другим, она, скорее всего, в самом деле «желает». В двух проявлениях, которые по сути одно и то же, обнаруживается разница между духовной и душевной любовью: душевная любовь ради истинного сообщества не способна перенести отмену сообщества, ставшего неистинным; она неспособна любить врага, причем именно такого, который серьезно и упрямо ей сопротивляется. Оба эти явления одного происхождения: душевная любовь по сути своей является желанием, причем желанием душевного единения. Она сама делает себя самоцелью, объектом, божеством, которому и поклоняется, которому и должна все подчинить. Она лелеет, рассчитывает, любит саму себя и больше никого в мире. И пока она еще как-то может это желание удовлетворять, она не будет от него отказываться даже ради истины, ради истинной любви к другому. Но там, где ей уже никак нельзя ожидать исполнения своего желания, там для нее и «начинается враг». И здесь она превращается в ненависть, презрение и клевету.
Но именно здесь и начинается любовь духовная. И поэтому душевная любовь становится ненавистью там, где она встречается с истинной духовной любовью, которая наполнена не желанием, а служением. Духовная любовь даруется Христом, она служит лишь Ему одному, она знает, что у нее нет непосредственного доступа к другим людям.
Христос стоит между нею и другими. Что означает «любовь к другому» — я знаю не с самого начала с точки зрения общего понятия «любовь», выросшего из моего душевного стремления. Что есть любовь — мне скажет Своим Словом лишь Сам Христос. Вопреки моим собственным мнениям и убеждениям, Иисус Христос скажет мне, как действительно выглядит любовь к брату. Поэтому духовная любовь привязана только к Слову Христову. Там, где Христос позволит мне ради любви поддерживать общение, там я и намерен его поддерживать; а где Его истина ради любви повелит мне отказаться от общения, там я от него и откажусь — вопреки всем протестам моей душевной любви. Поскольку духовная любовь движется не желанием, а служением, потому и любит она врага как брата. Она ведь порождается не братом или врагом, а Христом и Его Словом. Душевная любовь никогда не будет в состоянии понять любовь духовную, поскольку духовная любовь — явление, данное свыше, и для всякой земной любви она остается чем-то чужеродным, новым и непостижимым.
Поскольку Христос стоит между мною и другим, я не позволяю себе стремиться к «непосредственному общению» с этим другим. И так как лишь один Христос мог говорить со мной так, чтобы это было мне помощью, так и другому может помочь только Сам Христос. Но это означает, что я должен освободить другого от всех своих попыток решать за него, принуждать его, господствовать над ним. В своей свободе от меня другой хочет быть любим таким, какой он есть: именно тем, ради кого Христос стал человеком, умер и воскрес, для кого Христос заработал прощение грехов и подготовил вечную жизнь. Так как Христос уже давно воздействовал на моего брата, прежде чем я начал на него воздействовать, поэтому брат и должен быть освобожден для Христа; я же обязан принимать его только таким, какой он уже есть для Христа. В этом смысл заявления, что мы можем принимать другого только через посредство Иисуса. Душевная любовь создает свой образ другого, образ того, кто он есть, и того, кем он должен стать. Она берет жизнь другого в собственные руки. Духовная же любовь распознает истинный образ другого, данный Иисусом Христом, — это образ, на который Иисус Христос повлиял и намерен влиять.
Поэтому духовная любовь оправдывает себя тем, что она во всем, что говорит и делает в отношении другого, предоставляет это Христу. Она не будет пытаться достичь душевного сотрясения другого на основе сугубо личного влияния, беспардонно вторгаясь в его жизнь; она не станет наполняться радостью от набожного душевного разогрева и возбуждения, напротив, она встретит другого человека ясным Словом Божьим и надолго оставит его наедине с этим Словом, снова освободит его, чтобы Христос смог воздействовать на него. Таким образом, она будет соблюдать границу, которая поставлена между нами Христом, и находить с каждым человеком полное общение во Христе, Который один нас связывает и соединяет. Таким образом, она будет больше говорить с Христом о брате, чем с братом о Христе. Она знает, что ближайший путь к другому человеку идет через молитву ко Христу и что любовь к другому совершенно связана с истиной во Христе. Вот что с любовью говорит Иоанн, ученик Христа: «Я весьма обрадовался... что дети мои ходят в истине» (3 Ин. 3,4).
Душевная любовь живет неконтролируемыми и неподдающимися контролю желаниями — духовная любовь живет в ясности служения, предписанного истиной. Душевная любовь влечет за собой человеческое порабощение, привязывание, су-дорожность — духовная любовь порождает свободу брата под влиянием слова. Душевная любовь растит искусственные оранжерейные цветы — духовная любовь порождает плоды здоровые, произрастающие под открытым небом Божьим под дождем, бурей и солнцем по Его благоволению.
Вот главное условие существования для любой объединенной жизни христиан: совместно овладеть умением различать разницу между человеческим идеалом и божественной действительностью, между духовным и душевным общением.
Для христианской общины вопрос жизни и смерти заключается в том, чтобы как можно быстрее понять это. Другими словами: совместная жизнь под Словом только там останется здоровой, где она не будет возносить себя как движение, как орден, как организацию, как объединение набожности; где она понимает себя как часть целой, святой, всеобщей христианской церкви; где она деятельно и со страданием принимает участие в нуждах, борьбе и обетовании всей церкви.
Каждый принцип отбора и каждое связанное с ним отделение себя, которое по сути своей не определяется общей работой, местными условиями или семейными взаимосвязями, представляют величайшую опасность для христианской общины. На пути духовного отбора или отбора духовенства всегда снова возникает душевное, что лишает сообщество силы его духовенства и действенности для общины, уводит его в сектантство: исключение из христианского жизненного сообщества слабого, неприглядного и внешне бесполезного члена может означать исключение Христа, Который в этом бедном собрате стучится в дверь. Поэтому нам необходимо быть очень бдительными.
При невнимательном наблюдении можно было бы прийти к мнению, что смешение идеала и действительности, душевного и духовного происходит скорее всего там, где сообщество в своей структуре является многослойным, что означает, что там — в браке, семье или дружбе — душевное вообще играет первостепенную роль, а духовное лишь присоединяется к плот-ско-душевному. В этих сообществах есть опасность подмены и смешивания обеих сфер, в то время как в сообществах чисто духовного характера такое вряд ли может встретиться. Однако, думая так, мы впадаем в большое заблуждение. С учетом сути и опыта мы видим, что дело обстоит как раз наоборот. Супружество, семья или дружба очень точно определяют границы сил, связывающих их вместе; хорошо знают, когда они здоровы; понимают, где заканчивается душевное и начинается духовное. Они знают о противоположности плотски-душевного общения духовному. И, наоборот, там, где образуется сообщество чисто духовного характера, неизмеримо больше опасность того, что в это сообщество будет привнесено и с ним смешано все душевное. Чисто духовное жизненное сообщество не только опасно, но и весьма ненормально как явление. Там, где существует телесно-семейное единение или сообщество серьезной работы, где повседневная жизнь со всеми ее требованиями к работающему человеку не вторгается в духовное общение, там необходима особенная бдительность и понимание. Поэтому, как показывает опыт, именно во время краткого досуга легче всего распространяются душевные идеи. Нет ничего легче, чем пробудить взволнованное общение в немногие дни совместной жизни, и нет ничего более фатального, чем ежедневное братское общение.
Наверняка нет христианина, которому Бог не подарил бы однажды в жизни воодушевляющего опыта настоящего христианского единения. Но такой опыт остается в этом мире ничем иным, как милостивым даром. У нас нет права на него, и мы живем с другими христианами не ради него. Не опыт христианского братства, а крепкая и непоколебимая вера в христианское братство держит нас вместе. То, что Бог поддерживает нас и намерен делать это и дальше, мы понимаем в вере как величайший дар Божий. Это наполняет нас радостью и блаженством, дает нам готовность отказаться от всего опыта, если Богу не будет угодно открыть нам этого в надлежащее время. Мы связаны в вере, а не в опыте.
«Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» — восхваляет Священное Писание совместную жизнь под Словом Божьим. В правильном толковании слово «вместе» должно под-разумывать: «когда братья через Христа живут вместе», ибо один лишь Иисус Христос есть единение для нас. «Он мир наш». Только через Него мы имеем доступ друг к другу, радость друг от друга, общение друг с другом.
Глава 2 Совсместный день
Тебе песнь утренней хвалы, К Тебе вечерняя молитва, Дай в славу нам Твою войти, И дай с Тобой навеки слиться.
Св. Амброзии
Начало дня
«Слово Христово да вселяется в вас обильно» (Кол. 3:16). Ветхозаветный день начинается и заканчивается с заходом солнца — это время ожидания. День новозаветной общины начинается ранним часом восхода солнца и заканчивается рассветом нового утра — это время исполнения, Воскресения Господня. Ночью Христос был рожден, «Свет во тьме», обеденное время превратилось в ночь, когда Христос страдал и умер на кресте, но в раннее пасхальное утро Христос восстал из могилы как Победитель.
«Ранним утром, когда восходит солнце, Спаситель мой Христос воскрес; изгнал Он ночь греха; свет, свет принес и спас. Аллилуйя!»
Так пела община Реформации. Христос есть «Солнце правды» (Мал. 4:2), которое взошло для ожидающей общины, «Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!» (Суд. 5:31). Раннее утро принадлежит общине воскресшего Христа. При начале рассвета община поминает утро, в которое были поражены смерть, Сатана и грех, а людям были дарованы новая жизнь и спасение.
Что еще мы знаем о великой радости отцов и древнего христианства при утреннем возвращении света? Бог Отец и Создатель сохранил нашу жизнь в темной ночи и пробудил нас для нового дня; Бог Сын и Спаситель преодолел ради нас могилу и преисподнюю и пребывает среди нас Победителем; Бог Святой Дух ранним утром вложил в наши сердца Слово Божье как светлый солнечный луч, прогоняющий всякую тьму и обучающий нас истинной молитве. Если мы хотим снова чему-то научиться от восхваления, предназначенного ранним утром триединому Богу, тогда мы сможем представить себе эту радость, когда после прошедшей ночи братья, живущие в единстве, снова соберутся для совместного восхваления Бога своего,
36
совместного слушания Слова и совместной молитвы. Утро принадлежит не каждому в отдельности, а общине триединого Бога, христианскому домашнему сообществу, братству. Существует множество древних песнен, которые община возносит ранним утром для совместной хвалы Богу. Так, «Богемские братья» поют на рассвете
«День изгонит темную ночь.
Христиане, проснитесь и бдите,
хвалите Господа Бога.
Помни, что тебя Господь создал по Своему образу,
чтобы ты Его познал.
День начинается и являет себя, Господь наш и Бог, хвала Тебе, благодарим Тебя, о благодетель, за то, что нас в ночи Ты сохранил.
Молим Тебя, храни нас впредь, храни нас, бедных странников, так будь же с нами, помоги и сохрани от всякого зла.
Восходит свет дневной, о братья, возблагодарим милосердие Бога, Который нас всех в ночи Своею милостью сохранил.
Прими же нас как дар, о Боже, наш Господь, чтоб наше слово, дело и желание вел Ты, как хочешь Сам, тогда добром будет наше дело».
Совместная жизнь под Словом начинается совместным богослужением ранним утром. Домашнее сообщество собирается для хвалы и благодарения, чтения Писания и молитвы. Глубокая утренняя тишина нарушается только молитвою и пением общины. Тем благороднее звучат песня и Слово Божье после молчания ночи и раннего утра. Священное Писание говорит по этому поводу, что поутру первая мысль и первое слово должны предназначаться Богу: «Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою» (Пс. 5:4), «И рано утром молитва моя предваряет Тебя» (Пс. 87:14), «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить. Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано» (Пс. 56:8-9). С наступлением утра жаждет верующий Бога и ищет Его: «Предваряю рассвет, и взываю; на слово Твое уповаю» (Пс. 118:147). «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс. 62:2). Премудрость Соломонова указывает на то, «дабы известно было, что должно предупреждать солнце благодарением Тебе и обращаться к Тебе на восток света» (Прем. 16:28), а Иисус, сын Сирахов, говорит о книжнике таю «Сердце свое он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться к Господу, сотворившему его, и будет молиться пред Всевышним» (Сир. 39:6). Священное Писание говорит об утреннем часе как о времени особенной помощи Божьей. Граду Божьему обещано: «Бог поможет ему с раннего утра» (Пс. 45:6) и снова: «...милосердие Его... обновляется каждое утро» (Плач.
3:23).
Для христианина начало дня не должно быть загружено и заморочено суетой буднего дня. Над новым днем стоит Господь, создавший его. Вся тьма и путаница ночи с ее снами отступает перед ясным светом Иисуса Христа и Его пробуждающего Слова. От него бежит все беспокойство, вся нечистота, все заботы и страхи. Поэтому пусть исчезнут на рассвете дня всяческие мысли и умолкнут массы бесполезных слов, пусть первое слово и первая мысль будут направлены Тому, Кому принадлежит вся наша жизнь. «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14).
Часто Священное Писание напоминает о том, что мужи Божий вставали рано, чтобы искать Бога и выполнять Его повеление. Так делали Авраам, Иаков, Моисей, Иисус Навин (см. Быт. 19:27; 22:3; Исх. 8:16; 9:13; 24:4; ИисН. 3:1; 6:12 и т.д.). О Самом Иисусе Евангелие сообщает без лишних слов: «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк. 1:35). Иногда человек встает рано и из-за беспокойства и забот. Писание называет это бесполезным: «Напрасно вы рано встаете... ядите хлеб печали» (Пс. 126:2). Мужи Священного Писания вставали рано из любви к Богу.
В совместное утреннее богослужение входит чтение Писания, песня и молитва. Насколько многообразны сообщества, настолько по-разному проводятся и утренние богослужения. Так и должно быть. Домашней общине с детьми необходимо иное богослужение, нежели сообществу богословов, и неправильно пытаться уподобить одно другому. Но в каждое совместное богослужение входит слово Писания, церковная песня и молитва общины. Ниже поговорим об отдельных частях совместного богослужения.
Секрет Псалтиря
«Назидая самих себя псалмами» (Еф. 5:19); «Научайте и вразумляйте друг друга псалмами» (Кол. 3:16). Исстари церковь придает особое значение совместному молению псалмами. Во многих церквях до настоящего времени это практикуется в начале каждого совместного богослужения. Мы это по большому счету утеряли и должны сначала найти обратный путь к молит-ие-псалму. Псалтирь занимает уникальное место во всем
Священном Писании. Он является Словом Божьим и — не считая немногих исключений — молитвой человека. Как это понимать? Как может Слово Божье быть одновременно и молитвой к Богу?
Каждый, кто начинает молиться псалмами, поначалу пытается произносить их в личной форме, как собственную молитву. Но вскоре наталкивается на места, которые он от себя выговорить не может. Таковы, скажем, псалмы о невиновности, о мести и частично псалмы страдания. И, тем не менее, эти молитвы являются словами Священного Писания, которые верующий христианин не может отодвинуть в сторону, говоря, что они несовременны, устарели, «стоят на религиозно низшей ступени». Человек не может изменять слова Писания, но понимает, что и молиться этими словами он не может. Он способен их читать и слушать как молитву другого человека, удивляться им, использовать как подспорье — но не в состоянии ни молиться ими, ни вычеркнуть их из Священного Писания.
Конечно, здесь практически в любом случае стоило бы сказать, что в такой ситуации каждый христианин должен для начала браться за те псалмы, которые он понимает и которыми может молиться, и что при чтении других псалмов ему необходимо научиться попросту оставлять непонятное и трудное в Священном Писании и возвращаться к простому и понятному. Но фактически молитва псалмами, трудная для нас, на которой мы запинаемся, которая нас страшит, дает нам понять, что здесь молящимся является Кто-то другой, но не мы сами; что Тот, Кто здесь уверяет в Своей невиновности, Кто призывает суд Божий, Кто впал в глубочайшее страдание, является никем иным, как Самим Христом. Это Он здесь молится и не только здесь, но и во всех псалмах.
С древних времен Новый Завет и церковь это положение распознали и подтвердили. Человек Иисус Христос, Которому не чужда никакая нужда, никакая болезнь, никакое страдание и Который был совершенно невиновен и праведен, молится в Псалтире устами Своей общины. Псалтирь — это молитвенник Иисуса Христа. Его молитвы составили Псалтирь, который стал Его молитвой на веки веков. Вот так Псалтирь может быть одновременно молитвой к Богу и Словом Самого Бога, именно здесь мы встречаемся с молящимся Христом. Иисус Христос молится псалмами в Своей общине. И Его община, и каждый в отдельности молится, но молится именно потому, что в нем молится Христос; молится во имя Иисуса Христа; молится не по естественному позыву своего сердца, а из принятого человеческого естества Христа; молится на основе молитвы человека Иисуса Христа. Но именно потому и обретает его молитва обетование быть услышанной. Поскольку в псалмах Христос молится вместе с каждым и с общиной перед престолом Бога, поскольку голоса молящихся звучат здесь вместе с молитвой Иисуса Христа, то и достигает их молитва слуха Божьего. Тут Христос стал их Ходатаем.
Псалтирь — это молитва Христа, представляющая Его общину. Но, поскольку Христос пребывает у Отца, то новое человеческое естество Христово — Тело Его на земле — молится Его молитвой до завершения времен. И не отдельному члену, но всему Телу Христову принадлежит эта молитва. Только в Нем как в целом живет все то, о чем говорит Псалтирь, чего никогда не сможет полностью понять и назвать своим собственным каждый в отдельности. Поэтому молитва псалмами особенным образом должна быть представлена в общине. Ни строфа, ни псалом не являются моими собственными, они являются и молитвой кого-то другого из общины, и наверняка молитвой истинного человека Иисуса Христа и Его Тела на земле.
В Псалтире мы учимся молиться на основе молитвы Христа. Псалтирь является великой школой моления.
Во-первых, здесь мы учимся, что вообще означает «молиться», молиться на основе Слова Божьего, молиться на основе обетовании. Христианская молитва зиждется на прочном основании Слова откровения и не имеет ничего общего с неопределенными страстными желаниями. Мы молимся на основе молитвы истинного человека — Иисуса Христа. Это и имеет в виду Писание, когда говорит о том, что Святой Дух молится в нас и за нас, что Христос молится за нас, что мы только во имя Иисуса Христа можем праведно молиться Богу.
Во-вторых, молясь псалмами, мы учимся тому, как нужно молиться. Мы произносим всю молитву Христову, которая являлась молитвой Того, Кто был истинным человеком и Кто единственный обладает полной мерой этих молитв.
Значит, нам позволено произносить и псалмы мести? Нам как грешникам, связывающим эти псалмы с плохими мыслями, не позволено этого делать; но нам, в ком пребывает Христос, Который все возмездие Божье принял на Себя, Которого вместо нас настигла Божья кара, Который, будучи настигнутым возмездием Божьим, смог простить врагам, Который Сам принял возмездие, чтобы враги Его смогли освободиться, — нам как членам сообщества Иисуса Христа позволено произносить и эти псалмы, произносить их в молитве через Иисуса Христа, из сердца Иисуса Христа.
Позволено ли нам вслед за псалмопевцем называть себя «безвинными», «богобоязненными» и «праведными»? Нам не позволено это, потому что мы «сами по себе», нам нельзя этого делать из своего превратного сердца; но мы можем и должны делать это из сердца Иисуса Христа, которое было безгрешно и чисто, это позволено нам из безвинности Христовой, в которой Он дал нам соучастие через нашу веру; мы, которым «Христова кровь и праведность стали украшением и почетным одеянием», можем и должны произносить псалмы безвинности, которые являются молитвой Христа за нас и Его даром нам. И эти псалмы принадлежат нам через Него.
А как произносить нам молитвы несказанной нужды и страдания, с которыми мы вряд ли сталкивались и которые мы даже отдаленно не можем себе представить? Произносить не для того, чтобы вникнуть в то, чего мы по собственному опыту не знаем, не для того, чтобы самих себя пожалеть? Но поскольку все это истинно и действительно было во Христе, поскольку человек Иисус Христос принял недуг, боль, позор и смерть, поскольку Он в Своем страдании и смерти умер за всю плоть — поэтому мы можем и должны произносить псалмы страдания. Смерть нашего ветхого человека через смерть Иисуса на кресте дает нам право на эти молитвы. Через крест Иисуса эти псалмы стали уделом и молитвой из Его сердца Тела Его на земле.
В-третьих, молитва псалмами учит нас молиться вместе. Молится Тело Христово — и я, как один из его членов, понимаю, что моя молитва является только маленькой частью всей молитвы общины. Я учусь молиться молитвой Тела Христова. Это поднимает меня над моей ограниченностью и заставляет меня молиться не только за себя. Весьма вероятно, что в ветхозаветной общине многие псалмы произносились попеременно. Так называемый «parallelismus membrontm» — странное повторение одного и того же разными словами во второй строчке строфы — наверняка не только литературная фигура, но и образ, который имеет церковно-теологический смысл. Стоило бы исследовать этот вопрос основательно.
В этом отношении особенно ясным примером является Псалом 5. Его поют два голоса, которые разными словами представляют перед Богом одну и ту же причину моления. Не является ли это указанием на то, что молящийся молится не один и что всегда должен молиться кто-то другой — член общины, член Тела Христова или Сам Иисус Христос, — чтобы молитва отдельного человека становилась истинной молитвой? Повторение одного и того же, выходящее в Псалме 118 даже на уровень «недоступно-неистолковываемо-простого», «нежела-
ния подвести черту», не должно ли точно так же указывать на то, что каждое слово молитвы стремится проникнуть в такую глубину сердца, которая может быть достигнута только непрерывным повторением? Что в молитве речь идет не об одноразовом, полном нужды или радости «выворачивании» человеческого сердца, но о непрерывном, постоянном обучении, преклонении, запоминании и принятии воли Божьей в Иисусе Христе? Ётингер в своем толковании псалмов открыл глубокую истину, когда включил весь Псалтирь в семь просьб молитвы «Отче наш». Тем самым он хотел сказать, что в объемной, большой книге речь идет о том же, что и в кратких просьбах молитвы Господней. Во всех наших молитвах всегда остается только молитва Иисуса Христа, являющаяся обетованием и освобождающая нас от языческой болтовни. Чем глубже вникнем мы в псалмы, чем чаще будем использовать их как молитву, тем проще и богаче будет наша молитва.
Читая Писание
«Занимайся чтением» (1 Тим. 4:13). После моления псалмами следует чтение Писания, прерываемое песней домашней общины. И прежде чем мы приступим к правильному совместному чтению Писания, нам необходимо преодолеть некоторые предубеждения. Почти все мы выросли в убеждении, что читаем Писание для того, чтобы услышать Слово Божье для сегодняшнего дня. Поэтому у многих чтение состоит лишь из некоторых коротких избранных фраз, которые должны образовать слово-девиз на предстоящий день. Не вызывает сомнения, что девиз общины и всех, кто его применяет, — это благословение. Именно во времена борьбы церкви многие поняли это к своему большому удивлению. Также не стоит сомневаться в том, что короткие лозунги и девизы не могут и не должны заменять собой чтение Писания. Священное Писание не является лозунгом
дня, оно предназначено для всех времен до самого последнего дня. Священное Писание — это больше, чем лозунг, и больше, чем «хлеб на один день». Оно является откровением Бога для всех людей и всех времен. Священное Писание — книга, содержащая отдельные высказывания, это нечто целое, и раскрыться оно может только как целое.
Будучи целым, Писание является Божьим Словом откровения. Лишь во взаимосвязях Ветхого и Нового Заветов, обетования и его исполнения, жертвы и закона, закона и Евангелия, креста и Воскресения, веры и покорности, обладания и надежды становится возможным восприятие полного свидетельства о Господе Иисусе Христе. Поэтому совместная молитва кроме моления псалмами обязана содержать еще и длительное чтение Ветхого и Нового Заветов.
Христианская домашняя община наверняка должна быть в состоянии прочитывать и прослушивать утром и вечером по одной главе из Ветхого Завета и по полглаве из Нового Завета. При первой попытке, однако, окажется, что даже этот небольшой объем большинство прочесть не сможет. Многие считают, что нельзя действительно воспринять и усвоить такое большое количество мыслей и взаимосвязей и что не стоит прочитывать больше, чем человек способен серьезно переработать, иначе это будет пренебрежением Словом Божьим. И, высказав это мнение, человек будет снова удовлетворяться чтением лозунгов.
На самом деле под этими соображениями скрывается тяжкая вина. Если нам, взрослым христианам, уже тяжело воспринять целиком одну главу из Ветхого Завета, то это должно наполнить нас чувством глубокого стыда: ведь если была известна суть того, что мы читаем, то чтение главы не давалось бы нам с трудом. Значит, нам нужно признаться, что Священное Писание по большому счету все еще нам незнакомо. Разве можно не испытывать вины за наше незнание Слова Божьего и не
стараться серьезно и верно наверстать упущенное? И не должны ли быть впереди всех в этом деле именно теолога?
А возражения, что, мол, совместное богослужение предназначено не для того, чтобы знакомиться с Писанием, и что это обыденная цель, которая должна быть достигнута вне богослужения, не заслуживают серьезного отношения. Основание для таких отговорок — полностью превратное понимание молитвы. Слово Божье каждый должен слышать по-своему, в меру своего понимания. Дитя слышит и изучает в молитве библейскую историю в первый раз, совершеннолетний христианин исследует ее снова и снова и все лучше и лучше, но он никогда не сможет выучить ее до конца.
Но и ребенок, и взрослый будут жаловаться на то, что для них чтение Писания зачастую слишком длинно и что многого они не улавливают. Но парадокс состоит в том, что как раз для зрелого христианина каждое чтение Писания «слишком длинно». Что это значит? Писание - это нечто целое, и каждое слово, каждое предложение находится в таких разнообразных отношениях к целому, что на фоне отдельного отрезка невозможно держать в поле зрения все целое. Очевидно, что вся целостность Писания, а потому и каждое его слово намного превосходят наше понимание, и хорошо, если мы каждый день будем напоминать себе об этом факте. Это поможет нам приближаться к Самому Иисусу Христу, в «Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3). Наверное, можно сказать, что каждое чтение Писания как раз и должно быть «слишком длинным», чтобы оно не опускалось до уровня поговорок и банальных премудростей, но оставалось божественным Откровением в Иисусе Христе.
Поскольку Писание представляет собой одно тело, одну живую целостность, то чтение его в домашней общине становится прежде всего «чтением с продолжением». Исторические книги, книги пророков, евангелия, послания, Откровение чита-
ются и слушаются во взаимосвязи как Слово Божье. Они перемещают членов общины в чудесный мир откровения народа Израиля с его пророками, судьями, царями и священниками, войнами, праздниками, жертвами и страданиями; община вводится в рождественскую историю, крещение, чудеса и речи, страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа; верующие участвуют в том, что однажды произошло на земле во спасение всего мира, и сами принимают здесь и во всем этом спасение в Иисусе Христе.
Непрерывное чтение Библии призывает каждого желающего переместиться туда, чтобы быть там, где Бог однажды и навсегда проявил Себя во спасение людей. Именно в чтении как богослужении предстают перед нами совершенно новыми исторические книги Священного Писания. Мы участвуем в том, что однажды случилось нам во спасение, мы тоже самозабвенно идем через Чермное море, через Иордан в Землю обетованную, мы сомневаемся вместе с Израилем, впадаем в неверие и снова познаем через наказание и покаяние Божью помощь и верность. Все это происходит не в снах, а в святой божественной действительности. Мы вырываемся из своего рутинного бытия и оказываемся в святой истории Бога на земле. И важно не то, то Бог является созерцателем и участником нашей сегодняшней жизни, а то, что мы являемся благоговейными слушателями и участниками божественных деяний в святой истории, в истории Христа на земле. И в зависимости от того, в какой мере мы там находимся, пребывает Бог сегодня с нами.
Здесь происходит полное обращение. Богу не нужно еще только начинать проявлять Свою помощь и присутствие в нашей жизни, ибо Божья помощь уже проявилась для нас в жизни Иисуса Христа. И нам действительно важнее знать, что Бог совершил для народа Израиля и в Сыне Своем, чем исследовать, каковы сегодня Его намерения в отношении нас. То, что Иисус Христос умер, важнее, чем то, что умру я; и то, что Иисус
Христос был воскрешен из мертвых, является единственным основанием моей надежды, что и я буду воскрешен в последний день. Наше спасение является «вне нас самих», его я нахожу не в истории своей жизни, а в истории Иисуса Христа. Только тот, кто находи