Москва – Третий Рим. Отражение в литературе («Сказание о князьях владимирских»)
Во второй половине XV – начале XVI в. создаются в Москве и другие повести на тему политический преемственности Русью византийского наследства. Таковы повести о Вавилонском царстве и естественное продолжение этих повестей – «Сказание о князьях Владимирских».
Повести эти сложились в Византии для обоснования идеи преемственности Византией всемирно-исторической царской власти, средоточием которой считался ранее Вавилон. На Русь повести о Вавилонском царстве пришли в устной передаче в конце XV в. Это была пора зарождения идеи Москвы – третьего Рима.
Идея была сформулирована старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем в послании к Василию III в 1523 г.: Рим первый пал из-за своего нечестия; Рим второй, т.е. Византия, пал от агарнского засилия; третий же Рим – Москва – стоит непоколебимо, а четвертому Риму не бывать. Эта зарождавшаяся уже во второй половине XV в. идея Москвы – третьего Рима, Москвы – преемницы всемирного царства, обуславливала идейное содержание целого ряда памятников литературы и культивировала пышный и торжественный стиль.
Сказание - непосредственное развитие и продолжение повестей о Вавилонском царстве. Это же «Сказание» легло в основу «Послания» монаха Спиридона-Саввы о Мономаховом венце. Особую популярность «Сказание» получило при Иване IV. Было переведено на латынь.
«Сказание» предваряется вступлением, начинающим рассказ от Ноя и доводящим его до Августа-кесаря, который, «устраивая вселенную», посылает своего брата Пруса на берега Вислы, в страну, которая потом по его имени была названа Прусской. Потомками римлянина Пруса считали себя русские князья. Отсюда – привычное заявление Ивана Грозного, что он ведет свой род от Августа-кесаря. Сказание вообще имело особенную популярность при Ивнае Грозном, поскольку оно подкрепляло его авторитет как государя – самодержца. Опираясь на сказание как на официальный документ, Иван 4 объявил себя царем и торжественно венчался на царство шапкой мономаха в Успенском соборе в 1547 году.
В «Сказании» и далее говорится о том, что некий воевода Гостомысл велит новгородцам послать в Прусскую землю мудрого мужа и призвать оттуда князя. Новгородцы ему повинуются, и из Прусской земли приходит князь по имени Рюрик, прямой потомок Августа, и становится князем. Вместе с ним приходят его братья Трувор и Синеус и тоже становятся князьями. Спустя время русский князь Владимир Всеволодович, сославшись на походы Олега и Святослава, тоже решил пойти на Византию. Он собирает вельмож, а также большое войско и отправляется во Фракию, предместье Царьграда. Пленив многих жителей Фракии, возвращается с богатой добычей. В Царьграде царем был Константин Мономах, воеваший с персами и латинами. Он анправляет Владимиру посольство с подарками: животворящий крест от самого животворящего дерева, на котором распят Христос, царский вене со своей головы, чашу Римского императора Августа, святые бармы, которые носил на своих плечах, цепь из аравийского золота и многое другое. Все это он отсылает, чтобы Владимир не воевал Византию. Владимир принимает дары, венчается венцом Константина и с тех пор называется Мономахом. Царские регалии, вывезенные из Вавилона, совершают, таким образом, свой треитй и последний пусть: водворяются у русских князей, которые благодаря этому трактуются как преемники византийских царей.
На самом деле, когда Константин умер, Владимиру было всего два года. Легенда, а ей в то время был придан характер исторической достоверности, служила важным политическим средством обоснования прав московских князейна царский титул и на самодержавную форму правления гос-вом.
Возникновение «Сказания» и его идейное наполнение следует связывать с южно-славянскими автономистическими тенденциями. У сербов и болгар существовали вымышленные генеалогии их царей, ведших свой род от римских императоров с целью оправдания стремлений к политической независимости от Византии.
Что касается вопроса об отношениях Константина Мономаха и Владимира, то они объсняются следующим образом: в 15-16 вв на Руси обращалось народно-поэтическоле сказание о войне Владимира с греками. Это сказание было сродни дошедшим до нас былинам Владимирова цикла и являлось отзвуком предания о походе Владимира Святославича на Корсунь. В первоначальном виде старинная былина о войне Владимира с греками до нас не дошла и известна только по книжным переделкам 15-16 вв, в одной из которых идет речь о войне Владимира Всеволодовича с Константином Мономахом. В дальнейшем произошло сближение сказания о перенесении на Русь визанртийсчких регалий с переводной повестью о добывании царем Василием царских утварей из Вавилона.
Устная традиция присваивает обладание вывезенными из Вавилона царскими регалиями Ивану Грозному, завершившему процесс политического возвышения Москвы.
Сказание дало мощное идеологическое обоснование новой самодержавной форме правления Руси, содействовало укреплению внутриполитического авторитета власти и упрочению международного престижа Московского гос-ва.