Моление» Даниила Заточника. Личность. Стиль. Жанр.

Дошло до нас в списках 15-16 веков в двух редакциях. В обеих редакциях содержит написанную выспренним стилем просьбу к князю о том, чтобы он обратил внимание на автора, находящегося в бедности, подвергаемого гонениям, неспособного к военному делу, но обладающего незаурядным умом и образованностью, и могущего быть советником князю. Вопрос о соотношении редакций является предметом научного спора. Большинство исследователей считают, что первая редакция «Слово» - 12 века, а вторая «моление», «послание» - 13 век. Некоторые относили возникновение оригинала к 11 веку, так что редакция 12 века – переделка, другие полагали, что «Моление» могло возникнуть и в 14 веке. Часть исследователей считают, что оригинал заключил в себе элементы частично первой, частично второй редакции. Так считает и Гудзий. Причем главенствующую роль играет вторая редакция 13 века, потому что, с точки зрения конкретности, фактической наполненности и историчности, а также присутствия личного начала все преимущества именно на стороне второй редакции. Итак, возникновение произведения следует относить к 13 веку.

Образ автора.Автор предстает как обобщенный образ библейского бедняка, от которого отвернулись его ближние и который терпит напасти. Личные осбтоятельства побудили его обратиться за помощью к княжеской власти. Автор находится в экономической зависимости от бояр и хочет избавиться от нее при помощи князя. Эта зависимость и является источником бедствий, морального унижения. О которых автор рассказывает князю. У него два способа изменить свою судьбу: жениться на богатой или стать монахом.

1.Автор достаточно высокого мнения о своей мудрости. «Моление» начинается с риторического прославления ума.(вострубим как в златокованую трубу в разум ума своего). Более того, он предвкушает славу, которой будет окружено его имя (восстании, слава моя, восстании)

2.Затем он обращается непосредственно к князю, стараясь внушить к себе сострадание: все окружающие князя, как солнцем, согреваемы его милостью, только он один, как трава, растущая в тени, над которой не сияет солнце. Он уподобляется сухому дереву, стоящему на пути: его все обижают, потому что он не огражден страхом княжеской грозы.

3.Даниил впервые выражает социальный протест: богатого везде знают, а убогий и в своем городе ходит никем не знаемый, богатый заговорит – все молчат, а убогий – все на него кричат. Он предлагает обращать внимание не на внешний облик, а на внутренние качества: он и скуден одеянием, зато разумом обилен.

4.Но автор не только обвиняет и хвастается своей мудростью. Он прибегает к традиционному самоуничижению: в начале ( я как та смоковница проклятая: не имею плода покаяния, и сердце как лицо без глаз, и ум – как ночной ворон) в конце моления ( если скажешь, что солгал как пес, так доброго пса и князья и бояре любят). Чтобы расположить к себе князя, он неумеренно льстит ему: «голос твой сладок, и образ твой прекрасен, мед источают уста твои, и дар твой как плод райский». Прося князя о милости и внимании он представляет себе отношения между ними в идиллически-сентиментальных тонах: (не смотри на меня как волк на агнца, а смотри как мать на младенца). Эта просьба дополняется просьбой не оставить его, как оставили отец и мать.

5.Самое важное качество – разум. Разум противопоставляется воинской храбрости, доказывает превосходство ума над ратным подвигом, признаваясь, что сам на рати не храбр, но в словесах крепок.

6.Обращаясь к князю, Даниил советует приближать к себе умных советников, не по богатству, а по личным качествам. (с хорошим советчиком высокого стола добудешь, а с плохим и меньшего лишен будешь).

7.Дает понять, что когда он был богат, многие дружили с ним, теперь же все отвернулись от него, потому что не поставил он трапезы с многоразличными яствами. Он неоднократно просит избавить его от нищеты.

8.Но категорически высказывается и против женитьбы на богатой (целый памфлет на злых жен) и против поступления в монахи: лучше в бедности окончить жизнь свою, чем уйти в монастырь, солгав Богу.

9.Основной свой удар Даниил направляет на спесивых и чванливых бояр, которые не могут оценить человека, постоянно унижают его.(Лучше в доме князя служить в убогом одеянии, чем в боярском дворе в роскошном наряде). Просится на службу к князю.

10.Даниил выступает против богатства и советует князю не удерживать богатства, злата и серебра, а раздавать его людям, потому как князь не златом славен, а множеством челяди.

11.Заканчивает свое обращение пожеланием удачи князю во всех делах.

По социальному положению. Большинство исследователей считают его членом княжеской дружины, дворянном (Будовниц). Другие, как Гудзий, Щапов, что автор холоп. Он жалуется на то, что был в великой нужде и пострадал под рабским ярмом. Он боярский холоп, просящийся на службу к князю в надежде выслужиться и стать дружинником. Возможно, что Даниил не прирожденный холоп, а попал в это состояние за долги (друзья и ближние отвернулись). Кем бы ни был Даниил, важно, что он оказался первым выразителем несвободного, зависимого человека в лтературе. Это нетолько настойчивая и патетическая просб=ьба к князю освободить от рабства и нищеты, это еще и обличение всех, кого автор считает виновниками социального зла: бояр, монахов, женщин. Главный мотив – страстная защита человеческой личности и достоинства, независимо от социального и имущественного положения, непоколебимая уверенность в том, что ценность человека и его право на внимание и уважение определяются его интеллектуальными качествами.

Этим можно объяснить высокую образованность и начитанность автора. Он говорит, что учился сам, собирая сладость словес из книг, подобно пчелам. В своем произведении автор цитирует священное писание, заимствует изречения из сборника «Пчела», привлекает исторические примеры из «Повести временных лет» ( о Святославе Игоревиче, борьбе Ярослава Мудрого со Святополком), мирские притчи, народные пословицы. Начитанность автора определяет и интересный стильего произведения. Отличительная особенность этого стиля – афористичность. Афоризмы в большинстве своем книжного происхождения, но есть и народные пословицы: «Ржа есть железо, а печаль – ум человеку. Прибегает к определенной ритмической организации речи путем рифмовки отдельных поговорок. Необычайно разнообразны и богаты сравнения: «Гусли строятся персты, а град наш твоею державою.

Жанр очень сложен. Первая редакция названа Словом, вторая молением. Кроме того, сочетается панегирик князю, его власти, его могуществу и милости, страстная мольбаизбавить от нищеты и зависимости и памфлет, грозное обличение боярской спеси и лицемерия духовенства (сатира на духовенство, которое предается чревоугодию и блуду, даже отойдя от мира).

Наши рекомендации