Поучение чадам». Личность, стиль, особенности жанра.

Было написано около 1117 г. Но в Лаврентьевскую летопись внесено под 1096 г. «Поучение» было отнесено летописцами к предсмертным завещаниям князей, адресованным детям.

Владимир Мономах – выдающаяся личность древней Руси, виднейший государственный деятель, крепко стоявший на страже интересов Русской земли, человек большого ума и литературного таланта. Мономах был хорошо знаком с произведениями оригинальной и переводной богослужебной литературы, в особенности с Псалтырью, знаком с популярным в византийской средневековой лит-ре жанром поучений отца к детям, начиная от поучения Ксенофонта и Марии, вошедшего в «Святославов изборник» 1076 года. Он использует Паримийник, поучения Василия Великого, «Шестоднев» Мономах выступает как умудренный большим жизненным опытом, благородный, гуманно настроенный человек, всегда помышляющий о благе своего гос-ва, призывающий к защите слабых от сильных и власть имущих. В то же время это князь энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями, всю жизнь проводящий в неустанных трудах и опасных воинских походах.

На примере личного богатого жизненного опыта Владимир дает высокий образец служения князя интересам своей земли. Характерная особенность – переплетение дидактики с автобиографическими элементами. Его наставления подкрепляются не только сентенциями из текста «Священного писания», но и в первую очередь примерами из собственной биографии.

1. На первом плане – задачи общегосударственного порядка. Священная обязанность князя – забота о благе гос-ва, строгое и неукоснительное соблюдение договоров: когда к нему приходят князья с предложением выгнать Ростиславичей и отнять их волость, он отказывается, не хочет преступить крестоцелования. И детям он дает совет давать клятву только тогда, когда клянущийся может ее сдержать.

2. Попечение и забота о благе церкви. Он понимает, что церковь – верная помощница князя и о ней нужно заботиться. Говорит чтить епископов, попов, игуменов и с любовью принимать от них благословение. Правда он не рекомендует спасать свою душу в отшельничестве или монастыре, говорит, что тремя делами добрыми можно спасти душу и победить врагов: покаянием, слезами и милостынею.

3. Требует заботливого отношения к убогим, в соответствии с христианской моралью. Мономах милосерден, нравствен, настойчиво советует защищать всех обездоленных и призывает к снисхождению даже к преступникам: не забывает убогих, не давайте сильным губить слабого, «ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его», даже если будет повинен в смерти. Старых нужно чтить как отца, а молодых – как братьев. И на своем примере: и бедного, и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

4. Осноное положительное качество человека – трудолюбие. Труд в понимании Мономаха – это воинский подвиг, затем занятие охотой, когда закаляются тело и душа человека. Мономах призывает детей к деятельной жизни, к постоянному труду и убеждает их не предаваться лености и разврату, остерегаться пьянства, блуда, от того ведь душа погибает и тело. Не надо полагаться на слуг в доме и на воевод на войне. Доказывает на своем примере: «Что надлежало делать отроку моему, то сам делал, … не давал себе покоя» ни на войне, ни на охоте. И дома сам распорядок весь устанавливал. Он совершил 83 больших похода. На охоте постоянно подвергался опасности, не раз рисковал своей жизнью. Основной порок – лень. Нельзя лениться на хорошее, особенно в церкви.

5. Ревностный поборник просвещения. Что умеете хорошего, не забывайте, а чего не умеете – учитесь (как отец его – знал пять языков, дома сидя).

6. Одним из основных качеств князя является щедрость, забота о распространении и приумножении своего доброго имени. Нужно чтить гостя, простолюдин ли он, или знатный, ведь они славят человека по земле. Куда бы ни держали путь, нельзя причинять вред селам и посевам, чтобы не быть проклятыми. Каждому человеку нужно слово доброе молвить. Больного навестить, а покойника проводить, ведь все мы смертны. Жену надо любить, но не позволять иметь власть над собой. Главное: «страх божий имейте превыше всего». И в быту князь должен быть образцом для окружающих.

7. Мономах прославляет Бога и его деяния. Бог милостив и премилостив. Он выражает поэтический восторг перед созданием Божиим. Он говорит о том, как дивно «господним промыслом» устроен мир: небо, и солнце, и луна, и звезды, и тьма, и свет. Он дивится чуду человеческих лиц, столь разнообразных по «божьей мудрости». Как птицы вылетают из рая и населяют всю землю. И все эти блага Господь сотворил для человека грешного. О грехах своих нужно плакать и Богу покланяться до земли. Ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола и избавляется от того, что нагрешит за день.

Таким образом, Мономах дает поучения и религиозного и светского характера, охватывает широкий круг жизненных явлений. Можно сказать, что они выходят за рамки семейного завещания и приобретает большое общественное значение. Главная идея состоит в призыве и к детям Мономаха, и ко всем, кто услышит «сию граматицию», строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными своекорыстными интересами.

Поучение имеет четкую, продуманную композицию: вступление с характерным для древнерусского писателя самоуничижением; центральная дидактическая часть с философскими рассуждениями и лирическим отступлением о красоте и гармонии мира; снова обращение к детям с просьбой послушать его. Затем рассуждения о пользе моливы и практические наставления, касающиеся социальной практики князя. Заврешающий аккорд – похвала Богу. Но сюда автор включает описание своих «трудов». И в заключении просит не осуждать его. Он не себя хвалит, а прославляет Бога.

К поучению примыкает письмо Олегу Черниговскому (Гориславич): взывает к общечеловеческим чувтсвам своего врага и призывает к примирению. (сын мономаха Изяслав захватил Муром принадлежавший Олегу и был убит, но Мономах ради блага русской земли решил примириться).

Стиль «Поучения». Здесь легко прослеживаются, с одной стороны, книжные элементы, связанные с использованием Мономахом литературных источников, с другой – элементы живого разговорного языка, особенно ярко проявляющиеся в описании путей и тех опасностей, которым он подвергался во время охоты. Характерная особенность стиля – наличие отточенных простых и ярких легко запоминающихся афористических выражений. Язык – коренной, русский, лишь в небольшой степени осложненный церковнославянизмами, чаще всего в назидательной части и реже в биографической и в письме к черниговскомй князю Олегу.

В отличие от традиционного жанра поучений, носящих обычно только религиозно-дидактический характер, «Поучение» Мономаха содержит конкретно истоические черты. Оно распространено автобиографической частью. В отличие от церковных поучений, в своем «Поучении» Мономах создал идеал государственного и общественного деятеля, борющегося за единство русской земли, врага междоусобиц.

Киево-печерский патерик.

Переписка епископа владимирского Симона, бывшего инока Киево-Печерского монастыря, с иноком того же монастыря Поликарпом. Не удовлетворившийся скоромной ролью рядового монаха, Поликарп, обладающий незаурядными литературными способностями, пожаловался, что его обходят. Симон написал укоризненное письмо, присоединив к нему несколько кратких рассказов из жизни печерских иноков и повесть о построении Печерской церкви. Это должно было внушить Поликарпу сознание святости обители, скромным положением в которой он находился. Поликарп в виде обращения к Акиндину, печерскому игумену, дополнил труд Симона рядом новых рассказов из жизни монахов Киево-Печерского монастыря.

Затем в сер. 13 века были объединены писания Симона, Поликарпа и летописное сказание 1074 года о «первых черноризцах печерских».

Арсеньевская редакция патерика – 1406 год. В Твери по почину тверского епископа Арсения. Здесь тексты обоих писателей, сказание о первых черноризцах печерских, несторово житие Феодосия Печерского.

Кассиановская редакция, «Патерик печерский» - 1462. Подвергалась дальнейшим переработкам.

В 1661 году патерик по распоряжению архимандрита Иннокентия Гизеля был напечатан в Киеве.

Один из основных источников патерика – житие Антония

Рассказы изобилуют фантастикой, чудесами, описаниями необычных аскетических подвигов монахов.. Но вместе с тем в рассказах, особенно Поликарпа, много реалистичного: бытовых подробностей, характеризовавших монастырский уклад.

Задача Симона и Поликарпа - возвеличивание Киево-Печерского монастыря как русского религиозного центра. Идея прославления оплота христианства на Руси – Печерского монастыря – свидетельствовала о возросшем самосознании русского духовенства. Основан в 1073 году, освящен в 1089.

Легенды:

9. Слово первое. О создании Печерской церкви в честь Богородицы. В нем участвовали Шимон (Симон), византийские зодчие и иконописцы., отправившиеся из Царьграда в Киев по велению Богородицы. («Благослови, Отче»)

10. Во втором слове о приходе зодчих и иконописцев из Царьграда. Чудо: Богородица к ним явилась в образе царицы, дала пояс золотой. Дала им золота, мощи святых и сказала, что церковь будет «Богородицына». Предсказала, что Антоний, только благословив, умрет, а Феодосий через два года. «И в первую ночь, когда он молился, явился ему Господь и сказал: «Обрел ты благодать передо Мной». Антоний же сказал: «Господи! если я обрел благодать перед Тобой, пусть будет по всей земле роса, а место, которое Тебе угодно освятить, пусть будет сухо». Наутро нашли сухим то место, где ныне церковь стоит, а по всей земле была роса. На другую же ночь, также помолившись, Антоний сказал: «Пусть будет по всей земле сухо, а на месте святом роса». Пошли и нашли так. В третий же день, ставши на месте том, помолившись и благословив место это, измерили золотым поясом ширину и длину. И, воздев руки к небу, сказал Антоний громким голосом: «Услышь меня, господи, ныне отметь место огнем, пусть разумеют все, что Тебе оно угодно». И тотчас пал огонь с неба и пожег все деревья и терновник, росу полизал и долину выжег, рву подобную. И все бывшие со святыми от страха упали, как мертвые. Так положено было начало той Божественной церкви». (О приходе мастеров церковных из Царьграда к Антонию и Феодосию»)

О приходе иконописцев к игумену Никону из Царьграда». Увидели, что церковь больше, чем та, которую они договорились расписывать. Пошли обратно, из Киева, но плыли против течения дважды и решили покориться. Все они окончили жизнь в монашеском чину в Печерском монастыре. Владимир Мономах был свидетелем чуда, когда огонь сошел с небес. Когда он болел, его опоясали тем золотым поясом, КОТОРЫЙ ДАЛА ИКОНОПИСЦАМ Богоматерь, и он выздоровел. Построил такую же церковь в Ростове, а потом его сын Георгий построил такую же в Суздале. «И все те церкви со временем разрушились; эта же, Богородицына, одна пребывает вовеки».

Слово. Об Иоанне и Сергии чудо необычное в божественной Печерской церкви свершившееся перед чудотворной иконой Богородицы. (Сергий, ведомый дьяволами, не хотел отдавать долю богатства Захария, доставшегося ему от отца, потом взмолился, Бог увеличил богатство, на этии деньги построен храм Иоанна Предтечи).

6 слово. Чудо, связанное с жертвенником (деревянный превратился в каменный). Митрополит же разыскивал и кто сделал камень, и кто призвал епископов, никем не званных. «Да исчезнет испытывающий предначертанное!»

Наши рекомендации