Прославление Бога на городских улицах.
Современные марши прославления являются средством, при помощи которого мы можем вынести нашу хвалу со всей ее мощной духовной силой на городские улицы.
Марши Иисуса — новое название, но не новая концепция. В Ветхом Завете мы видим Давида, который возглавлял процессию прославления, идущую в Иерусалим (см. 2Цар 6:12-17). В Новом Завете торжественный въезд Иисуса в Иерусалим тоже стал радостным маршем прославления (см. Мат.21:1-9).
Грэм Кендрик в своей книге на тему публичной хвалы («Public Praise») рассказывает о том, как Альдгельм, служивший аббатом в монастыре Малмсбери, в 675 году славил Иисуса на улицах Уэссекса в Англии. Ян Гус тоже вышел с прославлением на улицы Чехословакии в XIV веке. Джон Весли проповедовал на открытом воздухе. Но, пожалуй, самый сильный исторический прототип представляет собой Армия спасения в девятнадцатом веке, когда се духовые оркестры стали привычным зрелищем на улицах английских городов. Кендрик рассказывает об одном примечательном марше Армии спасения в 1885 году, когда «они прошагали около трех километров до здания Парламента с петицией и тремястами сорока тремя тысячами подписей под ней, требуя прекращения торговли детьми, которые использовались в детской проституции (сильно распространенной в то время) и с требованием повышения дееспособного возраста от тринадцати до шестнадцати лет. Они победили».
Совсем недавно, в 1960-е годы, «Движение глубинного евангелизма» (Evangelism in Depth) организовало одиннадцать национальных евангелизационных кампаний на протяжении года по всей Латинской Америке, и каждая сопровождалась многочисленными маршами прославления.
Евангельская ассоциация Луиса Палау часто организовывает марши, и два самых крупных из них были проведены в городе Гватемале с семьюстами тысячами участников и в Мехико с четырьмястами тысячами. «Евангелизм жатвы» (Harvest Evangelism) Эдгардо Сильвозо в 1991 году организовал марш, привлекший восемьсот тысяч человек в Буэнос-Айресе, Аргентина. Кендрик рассказывает и о других маршах прославления, прошедших в Индии и Китае.
Понимание маршей Иисуса.
Если мы решим начать молиться на улицах наших городов и если средством для этого выберем марши Иисуса, мы должны делать это на отлично. Если мы выставим на смотрины Невесту Христа и пригласим публику посмотреть, как мы будем поклоняться нашему Господу и Владыке, то это должно происходить с тактом, достоинством и радостью, в полном порядке и качественно, в соответствии с культурными привычками данного региона. Полное понимание того, чего мы хотим достичь и зачем мы это делаем, поможет нам справиться с поставленной задачей.
Самое главное условие покорения города для Бога заключается в полном единении Божьего народа, которое начинается с пасторов.
Цель.
Целью маршей Иисуса является объединение всего тела Христова в публичной хвале Богу.
По моему личному мнению, марш Иисуса обладает большим потенциалом и способностью объединить Тело Христово во всех Его деноминационных и расовых проявлениях, чем любое другое мероприятие, возможное на сегодняшний день.
Как я уже говорил множество раз, самое главное условие покорения города для Бога заключается в полном единении Божьего народа, которое начинается с пасторов. Молитвенные концерты и особенно молитвенные собрания лидеров во многих городах стали важными шагами в этом направлении. Марш Иисуса не может заменить собой подобные молитвенные встречи, но простота этих шествий прославления делает их доступными для всего Тела Христова, особенно для семей в целом, включая детей и молодежь. По моему личному мнению, марш Иисуса обладает большим потенциалом и способностью объединить Тело Христово во всех Его деноминационных и расовых проявлениях, чем любое другое мероприятие, возможное на сегодняшний день.
Если попытаться проанализировать то воздействие, которое марши Иисуса могут оказать на город то важно напомнить, что в определенном смысле поклонение можно рассматривать как цель, а не как средство достижения конкретной цели. Грэм Кендрик говорит: «Поклонение не столько оружие в битве, сколько награда за битву... Отец ищет поклонников, на которых Он сможет щедро излить Свою любовь в вечности». Если мы искренне поклоняемся и больше ничего не делаем, это угодно Богу.
Мы можем с уверенностью ожидать, что марши Иисуса принесут единство в Тело Христово, мы можем ожидать, что клубы стриптиза закроются, и подпольная незаконная деятельность будет прекращена, как это случилось в 1985 году в Лондоне. Но нам нужно идти дальше этого. Слова Грэма Ксндрика исключительно важны для каждого, кто собирается планировать, организовать или участвовать в марше Иисуса: «Чего мы хотим достичь? Мой ответ прост — Господь получает поклонение. И не только это, но и все человечество и все Ангелы видят, как мы поклоняемся Ему. Разве это не величайшее достижение на улицах городов и поселков, где Его не чествуют и не прославляют?»
Принципы.
Недавно я слушал Роджера Фостера, одного из организаторов маршей Иисуса, когда он перечислил десять основных принципов маршей прославления, каждый из которых имеет под собой богословское обоснование. Они, похоже, действительно представлены в полном объеме, а потому я просто перечислю их здесь:
1. Послушание. Мы повинуемся желанию Бога, чтобы Его народ провозгласил перед всеми народами Ею славу и величие.
2. Видимость Церкви. Церковь слишком часто обвиняют в безразличии к делам того общества, к которому она относится.
3. Единство Духа. Церковь является единым народом, несмотря на различия во второстепенных доктринальных вопросах, в практике и стилях поклонения, что позволяет сохранять разобщенность между христианами, Джон Доусон говорит: «Мы — это народ, который навлек на имя Господа позор своими раздорами и разделениями в Теле Христовом. Нет более быстрого пути преодоления этого нечестия, как только через наглядную картину тысяч верующих, марширующих вместе бок обок друг с другом».
4. Исповедание, покаяние и примирение. Мощное и трогательное публичное покаяние характерно для публичного молитвенного собрания, которое следует после марша.
5. Провозглашение. Оно произносится громко и дружно.
6. Празднование. Праздничная атмосфера марша рождает чувство торжества.
7. Пророческий символизм. Для ветхозаветных лидеров были характерны многие символические действия, как например, в случаях с Моисеем, Иисусом Навином и пророками. Публичный марш прославления является современным примером такого символизма.
8. Востребование земли. Бог обратился к Иисусу Навину с таким обетованием: «Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших. Я даю вам» (Иис.Н.1:3). Фостер говорит «Почему эта территория должна принадлежать врагу? Почему он должен править на наших улицах и контролировать нашу экономику? Мы поставим свою ногу на эту территорию и скажем: "Господь, это Твоя земля..."»
9. Смелость. Марш Иисуса не для робких, но в то же время для того чтобы участвовать в нем, не обязательно обладать львиным сердцем. Через марш Иисуса средние христиане могут обрести смелость для Христа.
10. Свидетельство для небесной сферы. Во время марша в битвах за наши города в духовных сраженияходерживаются победы.
Методы.
Для организации маршей Иисуса необходимо материально-техническое обеспечение. Команда Грэма Кендрнка из Лондона умеет организовать марши международного масштаба. Большую поддержку им оказывают их коллеги из Остина в Соединенных Штатах в лице Тома и Терезы Пелтон, а также их сотрудников. В других странах тоже созданы подобные организационные комитеты.
Каждый город, который хотел бы провести марш Иисуса, должен связаться со следующим руководящим центром для стран вне Соединенных Штатов:
March for Jesus
P.O. Box 39
Sunbury-on-Thames
Middlesex, TW16 6PP
England
В этих маршах должны быть задействованы как можно больше лидеров церквей данного региона. Особенно тщательно следует маршировать начальный и конечный этапы марша, заручившись официальной поддержкой и согласием местного муниципалитета. Нужно иметь открытые грузовики с внешней системой громкоговорителей по одному на каждые двести-триста участников Нужно очень ясно представлять себе, что можно, а чего нельзя во время проведения маршей. Одежда может быть неформальной, кроме того, можно также раздать участникам марша сборники песен.
Музыка для улиц.
Во время самого марша все участники поют, разговаривают и кричат одно и то же в одно и то же время. Грэм Кендрик пишет каждый год новые песни и литургию для англоязычных верующих.
Музыка прославления, предназначенная для исполнения на улицах города, отличается от обычной музыки хвалы и поклонения, которая пишется для церковных собраний. Песни хвалы и поклонения, которые сегодня стали так популярны, были в основном написаны в связи с харизматическим движением обновления, начавшимся в 1960-е годы. Когда эта музыка появилась впервые, она была радикальной как по своему музыкальному стилю, так и по содержанию, что и нравилось послевоенному поколению, выросшему на рок-музыке. Эти песни писали как «песни любви к Иисусу», и в них говорилось о том, что Иисус может принести исцеление исстрадавшимся людям, когда они приблизятся к Нему в поклонении. Прорыв такой музыки в поклонении был направлен на поднятие уровня духовности тех, кто уже были со Христом. Очень немногие из этих песен адресованы потерянным людям в миру вне стен церкви.
Грэм Кендрик создал особый вид современной музыки и песен специально для маршей прославления. Он говорит «Многие из тех песен, что мы поем в церкви, не подходят для исполнения вне пределов церкви ни по своему стилю, ни по содержанию».
«Сияй, Иисус, сияй» («Shine, Jesus, Shine») - одна из наиболее известных песен, которую можно назвать соответствующей теме маршей Иисуса. Эта новая музыка, пожалуй, более чем что-либо другое, обладает потенциальной способностью обратить харизматическое обновление от внутреннего направления к внешнему, сделав его большой евангелизационной силой для Божьего Царства в наши дни.
Сегодня существует опасность, что в некоторых христианских кругах слишком большое значение в поклонении придается внутренне направленным песням любви к Иисусу. Один христианский лидер, который особый акцент делал на поклонении в своей церкви, был глубоко взволнован, когда почувствовал, как Святой Дух сказал ему «Мир погибает без Иисуса, а Церковь способна лишь распевать песни!» Может быть, марши Иисуса и новая гимнология, в которых рождаются новые песни, помогут изменить это направление и позволят Божьему народу разрушить стены между церковью и окружающим нас миром.
Центр внимания.
Совершенно ясно, что растущая популярность маршей прославления может быть сведена, на нет группами заинтересованных лиц, преследующих собственные цели. Против такого поворота событий следует сопротивляться тем христианам, которые верны желанию завоевать свои города для Христа Грэм Кендрик правильно говорит, что действия таких похитителей можно назвать «поцелуем смерти», которые нанесут большой урон всему мероприятию. Исходя из собственного опыта и планирования, он предлагает девять пунктов, перечисляя, чего делать нельзя.
1. Марши — это не протест.
2. Марши — ориентированы не на проблемы, а на личность Иисуса.
3. Марши — это не критика и не противопоставление чему бы то ни было.
4. Марши — это не развлечение для публики.
5. Марши — не евангелизационная кампания.
6. Марши — не следует воспринимать как метод духовной войны.
7. Марши — это не ритуал.
8. Марши — не демонстрируют наше превосходство ни в чем.
9. Марши — не сосредоточены на каких-либо лицах.
Как говорит Кендрик. в первую и главную очередь следует помнить, что основным пунктом внимания при организации маршей является публичная демонстрация христианами всех видов того факта, что Иисус Христос превознесен и что Он по праву является Царем царей и Господом господствующих в этом, в частности, городе.
Заключение.
Марш Иисуса приводит к изменениям в духовной атмосфере города. Это такое смелое заявление, что оно потребует немедленного подтверждения. Во-первых, поскольку здесь речь идет о результатах видимых маршей в невидимом мире, мы уже лишаем себя возможности абсолютно Объективных измерений. Но так же обстоит дело с молитвой вообще, как я уже указывал ранее в этой книге. Только наша вера в Бога и послушание Его Слову могут утвердить нас в том, что Его обетования, касающиеся ответов на молитвы, исполняются. И когда мы видим изменения, проявляющие себя в преобладании праведности и справедливости в наших Городах и в количестве людей, приходящих ко Христу, наша уверенность растет.
Вторая характеристика имеет отношение к степени происходящих перемен. Изменения в невидимом мире произошли, но до какой степени? Многие наивные христианские лидеры могут попасть в западню, если начнут надеяться на то, что территориальные духи, контролировавшие их города, впадут в отчаяние, обессилят, будут связаны и уничтожены в результате одного, двух или десяти маршей Иисуса. Подобная чушь заставила Грэма Ксидрика сказать: «Я не подпишусь под заявлением о том, что марши прославления призваны изгнать из городов бесов или освободить учреждения от демонического влияния. Марши — это не панацея от всех бед в городе, это не замена ежедневному свидетельству и социальным действиям». По этой же причине, говорит он, «марши не следует представлять как метод духовной войны».
Однако мы вовсе не хотим этим сказать, что марши Иисуса не приведут к отчаянным духовным сражениям. Кендрик говорит: «Совместное выступление в духе единства само по себе мощный акт духовной войны. Оно объявляет силам тьмы, что они обезоружены и обречены, потому что мы все во Христе примирились и объединились в любви у подножия креста».
Марши прославления не следует рассматривать как сцену для противоборства с силами зла, властями, начальствами и твердынями, с которыми имеют дело молитвенные экспедиции (о них я буду говорить ниже). И для них будет свое время и место, но марши Иисуса не предназначены для этой цели.
Марши Иисуса — это своеобразная демонстрация силам небесным, в которых может участвовать вся духовная семья. Другие формы духовной войны предназначены только для зрелых христиан.
В любом случае, когда мы участвуем в маршах Иисуса, мы помогаем исполниться Божьему желанию, которое выразил Павел: «дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф 3:10).
Вопросы к теме
1. А вы сами участвовали в марше Иисуса? Если да, поделитесь своими впечатлениями. Если нет, то, как вы думаете, возможно ли провести такой марш в вашем городе?
2. Если марш Иисуса в Нюрнберге действительно оказал такое влияние на взаимоотношения между немецкими христианами, какое богословское объяснение этому феномену вы могли бы предложить? Что могло произойти в невидимом мире?
3. Поговорите о том, что хвала — это форма молитвы. Можете ли вы привести другие примеры видимой силы хвалы и прославления?
4. Что имел в виду Грэм Кендрик, когда сказал: «Поклонение не столько оружие в духовной битве, сколько награда за битву»?
5. Исследуйте и обсудите девять запретов, которые не следует допускать при организации маршей прославления. Можете ли вы при этом найти какой-нибудь позитивный смысл в каждом из перечисленных пунктов?
Глава 8
Молитвенные обходы.
Марши прославления сосредоточены, как правило, на городах. Молитвенные обходы ориентированы на близлежащие районы проживания. И оба вида молитвенного служения нацелены на то, чтобы разрушить стены, отделяющие церковь от окружающего мира.
Идти на улицы.
Андре Миранда служит пастором маленькой Божьей церкви в Монтевидео, Уругвай, а также редактором уругвайской национальной газеты «Еl Puente».
Он был призван па служение пастором в старой, консервативно настроенной церкви, которой исполнилось двадцать пять лет. Когда он начал служить, в церкви было всего двадцать пять членов.
В течение первого года Миранда работал не покладая рук, и церковь выросла до восьмидесяти членов. И хотя он видел большой рост, он также прекрасно осознавал, что люди не получали достаточного питания и того библейского учения, которое им нужно было. Оглядываясь назад, он признает, что строил церковь больше на собственных устремлениях, чем на здоровых принципах церковного роста. Он начал молиться об этом, испытывал свое сердце и был открытым, чтобы слышать голос Бога.
И Бог заговорил к Андре Миранде. Он велел ему вывести своих людей за пределы церкви и молиться на улицах. Он чувствовал, что они не станут делать этого постоянно, но нужно было сделать это хотя бы однажды. Прежде никогда ничего подобного они не делали.
Он решил выйти на улицы в воскресенье, во время обычного богослужения. В церковном здании они разделились на четыре группы для того, что мы теперь называем молитвенными обходами. Каждая группа с ближайшего перекрестка отправилась по одной из четырех улиц, и се члены горячо молились за свой город и окружающие районы. На одном из углов стоял местный храм спиритизма Макумбы, культ которого попал в Уругвай несколькими годами раньше из соседней Бразилии. Они не молились отдельно за храм, не делали его особым объектом духовной борьбы, но просили лишь, чтобы Божья сила и слава были явлены в этих районах.
Помолившись, некоторое время на месте, каждая группа пошла по своей улице вниз от перекрестка, на ходу молясь за проживающих там людей, их семьи и деловой мир этого района. Затем все разошлись по домам.
Реакция сил зла и очищение.
Неожиданно для всех произошли два события. Во-первых, по непонятной причине храм Макумбы, который в течение нескольких лет стоял на углу тех улиц, вдруг закрылся. Поскольку христиане не общаются со спиритистами, они так и не узнали точно, что же произошло на самом деле. Позже они обнаружили, что руководители этого храма вновь открыли его в другом месте, почти в ста пятидесяти километрах от прежнего. Как бы там ни было, теперь в их районе храма Макумбы нет.
Во-вторых, на церковь обрушилась атака черных сил. Злые духи все чаще стали проявлять себя в приходе. Пастор Миранда встал на защиту своей церкви, сделал им выговор и изгнал их, но, видимо, некоторые из них остались, потому что в церкви начались разлады и раздоры. Люди стали уходить, и чуть не все восемьдесят человек покинули Миранду.
Сначала Миранда сильно расстроился и упал духом. По мере того, как исход прихожан набирал силу, он начинал все яснее осознавать, что церковь столкнулась с серьезной духовной проблемой, о которой он раньше не догадывался. Какие-то из этих проблем накапливались в течение двадцати пяти лет, а теперь проявились и стали открытыми. Прихожан почти не осталось, но внезапно Миранда понял, что церковь претерпела настоящее очищение, на много более необходимое, чем он мог представить.
Затем стали приходить благословения. Несколько месяцев спустя церковь выросла до пятидесяти человек, но теперь уже восемьдесят процентов всех членов церкви составляли новообращенные христиане, чего раньше не было. И, что еще лучше, многие из этих новообращенных пришли из того квартала, в котором находится церковь. Теперь церковь обеспечивает медицинское обслуживание для жителей микрорайона, при церкви работает детский сад, а также здесь раздают бесплатно пищу для бедных детей. То зло, которое приготовил для них враг, Бог обратил во благо. Теперь они твердо верят, что вскоре весь этот микрорайон станет христианским.
А изменения? Все эти изменения начались с простого молитвенного обхода после того, как Божья церковь решила разрушить стену между собой и окружающим миром.