Суверенность Бога и закон молитвы.
Насколько я помню, в семинарии меня учили тому, что самой важной функцией молитвы было мое преобразование и формирование меня как личности Бог никогда не меняется. Он суверенный Бог, и Он сделает то, что намеревался сделать, независимо оттого, буду я молиться или нет. Святой голос из прошлого, голос Р. А. Торрся, звучит свежо, словно прозвучал сегодня. Торрей жалуется, что церкви его времени не молятся. Христиане, говорит он, «верят, что молитва оказывает на них благотворное "рефлекторное воздействие", то есть, приносит пользу самому молящемуся... но они не верят, что молитва осуществляет то, что не произошло бы, если бы они не стали молиться, и многие откровенно заявляют об этом». Риторическая молитва и тогда была обычным явлением среди христиан.
К счастью, отношение к молитве в наши дни быстро меняется. Великое, молитвенное движение, не распространялось бы по всей земле, если бы молитва не работала. Сторонники действенной молитвы ни в коем случае не подвергают сомнению суверенность Бога. Но из Писаний они понимают, что суверенный Бог установил определенные законы молитвы. Бог желает сделать многое, но Он не будет делать этого до тех пор, пока христиане, используя Богом данную свободу, сами не станут молиться и просить Его сделать это (см. Иак.4:2). И такая молитва не нарушает нашего послушания Богу, как раз напротив. Она совершается в послушании Богу (см. Мат.6:8; 7:7-11; Лук.11:9-13)
Ничто и никто не может изменить Бога, но наши молитвы могут оказать прямое воздействие на то, что Бог делает или чего Он не делает. Бог именно такой и сотворил нашу реальность. «Воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иер.33:3). Предположим, мы не взываем к Нему? Ответ слишком очевиден, чтобы повторяться.
Когда я молюсь, я не говорю Богу, что Ему делать. Он ничего не сделает против Своей воли Я молюсь о том, чтобы то, что Он хочет сделать, действительно совершилось Я полагаю, что если я не буду молиться, то не произойдет того, чего, в сущности, хочет Бог. Мне нравится название главы в популярной книге Джека Хейфорда о том, что с помощью молитвы мы вторгаемся в сферы невозможного («Prayer Is Invading the Impossible») — «Если мы не будем молиться, Он не станет делать».
Нет другой такой группы верующих, которые так высоко чтили бы суверенность Бога, как кальвинисты. Поэтому я считаю мнение моего друга Элвина Ванд ера Гринда по этому вопросу таким важным. Элвии относится к реформатской деноминации, которая организовала в память о Жане Кальвине богословскую конференцию Гринд говорит:
Бог ждет, когда мы станем просить Его, не потому, что Он бессильный, но потому что Он именно таким образом решил осуществлять Свою волю. Мы не пешки на гигантской шахматной доске Мы все исполняем свои конкретные роли. Только холодный, жесткий, механистический взгляд на суверенность и предопределение может позволить предположить, что Бог не обращает внимания на наши молитвы и движется в соответствии со Своим раз и навсегда предопределенным планом. Это не библейское понимание Бога, оно скорее напоминает фаталистическое восприятие суверенности Бога, наподобие мусульманского, которое Библия отвергает.
Молитва меняет историю.
Никто не сказал об этом лучше, чем Ричард Фостер в своей классической работе об ученичестве «Celebration of Discipline»: «Мы работаем вместе с Богом, чтобы решить судьбы будущего. В истории произойдут совершенно конкретные события, если мы будем правильно молиться».
Одна из книг о молитве, которую я всегда советую прочитать своим студентам в семинарии Фуллера, носит провокационное заглавие — «И Бог передумал» («And God Changed His Mind»). Она написана братом Эндрю, который говорит: «Божьи планы для нас не вытесаны на скале. Неизменны только Его характер и природа, но Он может менять Свои решения».
В Библии имеется несколько примеров, когда Бог менял Свои планы из-за ходатайства людей. Однажды, когда Моисей вернулся с горы Синай со скрижалями завета. Бог хотел излить Свой гнев на Израиль и уничтожить его. Но Моисей вступился за народ. «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх 32:14).
Нам очень важно понять, что не все, что происходит в этом мире, происходит по воле Божьей. Это не очень приятная мысль, однако, сатана назван «богом века сего» (2Кор 4:4) и никак не меньше. Есть, например, валя Божья на то, чтобы никто не погиб (см. 2Пет.3:9), но многие погибнут, потому что бог века сего ослепил их умы (см. 2Кор.4:3.4).
В Писании мы читаем, что Даниил молился и Бог ответил на его молитву в тот же день Однако на то, чтобы ответ дошел до Даниила, понадобилось три недели, не потому что Бог медлил, но потому что «князь царства Персидского» сумел задержать послание (Дан. 10). Комментируя это. Уолтер Уинк предполагает следующее: «Новый элемент в молитве — сопротивление темных сил Божьей юле отмечает решительный переворот в понимании того, что Бог за всё в ответе». Если бы Даниил не продолжал поститься и молиться, неизвестно, пришел бы когда-нибудь тот ответ? Возможно, нет. Вот почему так важна молитва, и вот почему история принадлежит ходатаям, как говорит Уинк.
Центр христианской жизни.
Пастор Уэймон Роджерс основал Центр христианской жизни в Луисвилле, штат Кентукки, в начале 1980-х годов Церковь благополучно выросла до пятисот человек, но затем произошло резкое падение количество членов до двухсот. Роджерс пал духом и стал искать новую церковь Тогда он получил слово от Бога «Я призвал тебя в Луисвилль, и Я дам тебе ключи от этого города».
Этим ключом оказалась молитва. Роджерс, который теперь уже с Господом, призвал семь дьяконов молиться вместе с ним по часу каждый день. Он представил эту нужду своему приходу, и сто человек из двухсот согласились регулярно молиться за церковь. Он начал молится и организовывал двадцати четырёх часовую молитвенную цепочку. Церковь выступила с верой и купила триста сорок шесть акров земли, чтобы возвести молитвенную гору по типу корейских, на которой были построены молитвенные гроты, гостиничного типа комнаты и часовня. Они отвели четверг в качестве дня молитвы и поста.
В Центре христианской жизни молитва не была риторической, она была живой и действенной. Церковь изменилась практически сразу. Она выросла до двух тысяч, а затем до шести тысяч членов. Впоследствии она стала центром, который дал ростки в виде новых пятидесяти пяти церквей в этом же штате.
Молитва — могущественная сила Она работает!
Следовать правилам молитвы.
Я потерял счет, сколько книг о молитве я прочитал за последние несколько лет. Поразительно то, что среди них нет ни одной книги, которая была бы похожа на другую. По-видимому, молитва является неисчерпаемой темой. Существует множество «правил молитвы», но мне бы хотелось осветить четыре из них, с тем, чтобы верующие, которые практиковали риторическую молитву, обратили бы на них особое внимание, если они хотят перейти от риторических молитв к действенным.
Те четыре правила молитвы, которые я считаю наиболее важными, сводятся к следующему:
• Молиться с верой;
• Молиться с чистым сердцем;
• Молиться с силой;
• Молиться с постоянством.