Наследственность царской власти

В Книге псалмов читаем: клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Пс. 131, 11).

Клятвы об истине свидетельствуемого или обе­щаемого и человеки, в мыслях и поступках своих основательные, не употребляют расточительно и без нужды, а берегут ее для дел особенной важнос­ти и для ограждения и утверждения такой истины, которая преимущественно требует ограждения от недоумении. Кольми паче Бог, Которого слово и без клятвы самодостоверно, если достоверность его подтверждает еще клятвою, то, конечно, этим указывает как на особенную важность предмета клятвы, так и на преимущественную потребность и благотворность несомненного удостоверения о том.

При таком понятии о клятве мы должны при­знать, что когда клятся Господь Давиду истиною, то есть истину Своего слова утвердил клятвою, и при­том с дополнением, что не отвержется ея, то есть что не однократно только исполнит Свое слово, но сохра­нит оное на продолжение времен, то уже этим самым указывает на предмет клятвы важный, благопотребный. благотворный. Какой же это предмет? Наслед­ственность царской власти: от плода чрева твоего по­сажду на престоле твоем.

Из такого представления дела, очевидно, вытека­ют следующие истины, или догматы.

Первая — что Бог посаждает царя на престоле, или, иначе сказать: царская власть есть Божествен­ное учреждение.

Вторая — что Бог посаждает на престоле царе­вом от плода чрева царя, то есть: наследственность царской власти есть также Божественное установле­ние.

Третья - что царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Богом лицу, как об этом свидетельствует обещание сего дара с клятвою, а также и другое Божественное изрече­ние: вознесох избранного от людей Моих (Пс. 88, 20).

Четвертая — что царская наследственная власть есть и для народа важный и благотворный дар Бо­жий. Благость Божия беспристрастна, и премудрость Божия всеобъемлюща; а потому если Бог дает царю дар, от которого должна зависеть судьба народа, то, без сомнения, Он дает сей дар, провидя и предустрояя тем благо всего народа.

Вот коренные положения, или догматы, царского и государственного права, основанные на слове Божием, утвержденные властию Царя царствующих и Господа господствующих, запечатленные печатию клятвы Его.

Да будет благословенно имя Господне от всех рос­сиян, что этот благотворный и счастливейший для отечества дар Божий — наследственность царской власти — дарован России при самом призвании и возникновении ее к исторической жизни, свято, ино­гда и чудесно был охраняем в течение истекшего це­лого тысячелетия ее исторической жизни и неизмен­но передан в священное наследие наступившему но­вому тысячелетию.

Но да будем внимательны и да не будем беспеч­ны! По неисповедимым всевышним судьбам Божиим, совершающим праведную казнь над грешным ми­ром, уже наступила пора, когда, по предречению про­роков Божиих (1 Тим., 4, 1—3; 2 Тим., 3, 4 и проч.), дух времени усиливается поколебать и затмить вся­кую религиозную Божественную истину, всякую ис­тину государственную и семейственную, всякую жизненную истину.

Когда темнеет на дворе, усиливают свет в доме. Береги, Россия, и воздвигай сильнее твой внутрен­ний, домашний свет, потому что за пределами твои­ми, по слову пророческому, тьма покрывает землю, и мрак на языки (Ис., 60, 2); шаташася языцы, и людие поучишася тщетным (Пс. 2, 1). Перестав ут­верждать государственные постановления на слове и власти Того, Кем царие царствуют, они уже не уме­ли ни чтить, ни хранить царей. Престолы стали не тверды, народы объюродели. Не то чтоб уже совсем не стало разумевающих, но дерзновенное безумие взяло верх и попирает малодушную мудрость, не ук­репившую себя премудростию Божиею. Из мысли о народе они выработали идол и не хотят понять даже той очевидности, что для столь огромного идола не­достанет никаких жертв. Мечтают пожать мир, когда сеют мятеж. Не возлюбив свободно повиноваться за­конной и благотворной власти царя, они принужде­ны раболепствовать пред дикою силою своевольных скопищ. Так твердая земля превращается там в вол­нующееся море народов, которое частию поглощает уже, частию грозит поглотить учреждения, законы, порядок, общественное доверие, довольство, безо­пасность.

Но благословен запрещающий морю (Мф., 8, 26). Для нас еще слышен в событиях Его глас, до сего дойдеши, и не прейдеши (Иов., 38,11). Крепкая благочес­тием и самодержавием Россия стоит твердо и спо­койно, подобно каменной скале, у подножия которой сокрушаются волны моря. Она спокойна, потому что державная рука помазанника Божия держит ее мир, и сугубо спокойна, потому что это мир не дремлющий, но бодрствующий с оружием против ненавидящих мира.

«С нами Бог!» — да взывает каждый из нас заеди­но с благочестивейшим самодержцем нашим. С нами Бог благодатию православной веры. С нами Бог благодатным даром благословенного наследственного самодержавия. Да пребываем же и мы с Богом чис­тою верою и достойною веры жизнию, непоколеби­мою верностию богодарованному царю и соответст­венным единодушием!

Глава четвертая

Наши рекомендации