Занятие 1. Сравнительное богословие как сфера знания.

Занятие 1. Сравнительное богословие как сфера знания.

Вопросы:

1. Что изучается в рамках сравнительного богословия?

2. В чем заключается польза сравнительного богословия?

3. Когда появилась эта дисциплина?

4. Как данная дисциплина называлась в русских духовных учебных заведениях дореволюционного периода?

5. Чем отличается сравнительное богословие от сектоведения?

6. Чем сравнительное богословие отличается от сравнительного религиоведения?

7. Чем сравнительное богословие отличается от православной апологетики?

8. Какова связь сравнительного богословия с догматикой, литургикой, церковной историей, каноникой?

9. Что такое «инославие»? Что такое «иноверие»?

10. Дайте определения терминам «деноминация», «конфессия», «вероисповедание».

11. Опишите методологию сравнительного богословия.

12. Почему в рамках сравнительного богословия могут изучаться нехалкидониты и старообрядцы?

13. Обозначьте расхождения между халкидонским православием и нехалкидонитами на уровне вероучения?

14. Обозначьте расхождения между русскими старообрядцами и РПЦ МП.

Список литературы:

1. Васечко В., протоиер. Сравнительное богословие

2. Козлов М., свящ. Западное христианство. Взгляд с Востока

3. Огицкий Д., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство

И на выбор:

4. Мейендорф И., протоиер. Пасхальная тайна: статьи по богословию («Халкидониты и нехалкидониты...»)

5. В чем разница между православием и армянским христианством (http://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/)

6. Давыденков О., прот. Христологические основания православного учения об обожении

7. Неизвестная Церковь (http://www.bogoslov.ru/text/320965.html)

Занятие 2. Осмысление римо-католического богословия в русских духовных академиях кон. XIX – нач. XX вв.: общие принципы

Вопросы:

(каждому студенту по одному вопросу - распределить)

1. Назовите предпосылки формирования сравнительно-богословской науки в Российской империи.

2. Как духовно-академические мыслители оценивали то «латинское влияние», которое имелось внутри их собственной образовательной традиции?

3. Какие религиозные процессы в кон. XIX – нач. XX повлияли на православное осмысление католицизма представителями духовно-академической философии?

4. Как академисты понимали самое принципиальное отличие православной метафизики от католической?

5. Что повлияло на появление римо-католического богословия, по мнению православных академистов?

6. В чем заключались наиболее принципиальные ошибки построения римо-католической доктрины, по мнению академистов?

7. Как оценивалось состояние католической мысли в Новое время в предреволюционном богословии?

8. Какие положительные моменты католической мысли выделялись академистами?

Список литературы:

1. Мезенцев И.В. С высоты русского Востока (С. 67-123).

Занятие 3. Феномен разделения между христианским Западом и Востоком

Вопросы:

1. Предпосылки разделения между христианским Западом и Востоком.

2. Перечислите основные разрывы между Западом и Востоком до IX в.

3. Опишите события «фотианской схизмы».

4. Опишите разделение 1054 года.

5. Что такое «ересь»? В чем заключается сущность ереси с духовной точки зрения?

6. Что такое «раскол»? В чем заключается сущность раскола с духовной точки зрения?

7. Каковы основные решения вопроса о границах Церкви?

8. Опишите три чиноприема инославных.

Список литературы:

1. Васечко В., протоиер. Сравнительное богословие

2. Козлов М., свящ. Западное христианство. Взгляд с Востока

3. Огицкий Д., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство

Занятие 5. Источники вероучения (по первоисточникам)

Вопросы:

(каждому студенту по одному вопросу - распределить)

1. Каково учение католической церкви о познании Бога (в целом)?

2. Как католическая церковь понимает откровение Бога в Ветхом и Новом Заветах?

3. Как католическая церковь понимает соотношение Писания и Предания?

4. Что такое «учительство веры», «догматы» и «возрастание в понимании веры», согласно ККЦ?

5. Как католицизм понимает христологическое измерение Священного Писания?

6. Как понимается богодухновенность?

7. Как понимается библейский канон?

8. Каковы «характеристики веры», согласно ККЦ?

Список литературы:

1. Катехизис Католической Церкви (http://ccconline.ru)

Занятие 6. Папский примат

Вопросы:

1. Сформулируйте римо-католическое учение о власти папы над Церковью.

2. Что значит выражение «наместник Бога на земле» применительно к папе?

3. Каковы различия в понимании Церкви в православии и римо-католицизме?

4. Каковы ключевые догматические основания папского примата?

5. Какие исторические примеры ставят под сомнение незыблемость догмата о папском примате?

6. Перечислите основные исторические и текстологические аргументы в пользу папского примата.

7. Обозначьте контраргументацию православных богословов.

8. Расскажите про поддельные исторические документы, созданные для оправдания папской власти.

9. Почему римо-католическую церковь называют «абсолютной монархией»?

10. Имеются ли в истории римо-католической церкви попытки ограничить папскую власть собором?

Список литературы:

1. Васечко В., протоиер. Сравнительное богословие

2. Козлов М., свящ. Западное христианство. Взгляд с Востока

3. Огицкий Д., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство

Занятие 1. Сравнительное богословие как сфера знания.

Вопросы:

1. Что изучается в рамках сравнительного богословия?

2. В чем заключается польза сравнительного богословия?

3. Когда появилась эта дисциплина?

4. Как данная дисциплина называлась в русских духовных учебных заведениях дореволюционного периода?

5. Чем отличается сравнительное богословие от сектоведения?

6. Чем сравнительное богословие отличается от сравнительного религиоведения?

7. Чем сравнительное богословие отличается от православной апологетики?

8. Какова связь сравнительного богословия с догматикой, литургикой, церковной историей, каноникой?

9. Что такое «инославие»? Что такое «иноверие»?

10. Дайте определения терминам «деноминация», «конфессия», «вероисповедание».

11. Опишите методологию сравнительного богословия.

12. Почему в рамках сравнительного богословия могут изучаться нехалкидониты и старообрядцы?

13. Обозначьте расхождения между халкидонским православием и нехалкидонитами на уровне вероучения?

14. Обозначьте расхождения между русскими старообрядцами и РПЦ МП.

Список литературы:

1. Васечко В., протоиер. Сравнительное богословие

2. Козлов М., свящ. Западное христианство. Взгляд с Востока

3. Огицкий Д., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство

И на выбор:

4. Мейендорф И., протоиер. Пасхальная тайна: статьи по богословию («Халкидониты и нехалкидониты...»)

5. В чем разница между православием и армянским христианством (http://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/)

6. Давыденков О., прот. Христологические основания православного учения об обожении

7. Неизвестная Церковь (http://www.bogoslov.ru/text/320965.html)

Занятие 2. Осмысление римо-католического богословия в русских духовных академиях кон. XIX – нач. XX вв.: общие принципы

Вопросы:

(каждому студенту по одному вопросу - распределить)

1. Назовите предпосылки формирования сравнительно-богословской науки в Российской империи.

2. Как духовно-академические мыслители оценивали то «латинское влияние», которое имелось внутри их собственной образовательной традиции?

3. Какие религиозные процессы в кон. XIX – нач. XX повлияли на православное осмысление католицизма представителями духовно-академической философии?

4. Как академисты понимали самое принципиальное отличие православной метафизики от католической?

5. Что повлияло на появление римо-католического богословия, по мнению православных академистов?

6. В чем заключались наиболее принципиальные ошибки построения римо-католической доктрины, по мнению академистов?

7. Как оценивалось состояние католической мысли в Новое время в предреволюционном богословии?

8. Какие положительные моменты католической мысли выделялись академистами?

Список литературы:

1. Мезенцев И.В. С высоты русского Востока (С. 67-123).

Наши рекомендации