Будешь много думать, получишь болезни печени и диабет»

Человек для Нирмалы дэви «Подобен Божественному компьютеру», его «надо лишь подключить к сети питания»[687]. «Подключившийся» становится «Духом» и «спасителем всего человечества», обретает «Божественность». Способом такого подключения является сахаджа-йога. Однако метод играет вторичную роль, главное — сама Нирмала: «...вы должны полностью посвятить себя мне, не Сахаджа Йоге, а мне. Сахаджа Йога — лишь одно из моих выражений»[688].

Инициация, вступление в секту происходит во время публичных выступлений Нирмалы Дэви. В ходе этих выступлений совершаются редуцированные и совершенно «неканоническиепуджи различным богам и богиням, которые считаются манифестациями или порождениями Матаджи, и происходит шактипат (переход силы Шакти от гуру кученикам). Считается, что когда Матаджи дает «реализацию» (шактипат), у инициируемых пробуждается кундалини, о чем свидетельствует ощущение легкого ветерка. Но некоторые присутствующие на пудже вместо прохладного ветерка чувствуют жар, сильную головную боль или даже падают в обморок. Третьи вообще ничего не ощущают. Это Матаджи объясняет тем, что у таких людей не устранены преграды, мешающие потоку «энергии»[689]. Иными словами, если всесильный метод не действует, то виноват в этом сам человек; действенность метода сомнению не подвергается[690].

Получить «реализацию» можно и через учеников Нирмалы, прошедших специальную подготовку в школах «Сахаджа-йоги», а также посредством ее фотографии, перед которой зажигают свечу и садятся, подняв ладони рук. Перед «получившими реализацию» открываются радужные перспективы:

Начав практиковать Сахаджа Йогу, человек <..-> становится могущественным, свободным, святым, ведущим ангельскую жизнь[691].

Кроме того, вступившим в секту обещается исцеление от неизлечимых болезней:

За счет использования метода Сахаджа Йоги многие люди, страдающие очень серьезными неизлечимыми болезнями, такими как рак крови и т.п., полностью излечивались[692]. Диабет появляется из-за чрезмерного думания и может быть излечен, если вы сможете прийти в Сахаджа Йогу[693].

Склонность к размышлениям в «Сахаджа-йоге», как и во всех тоталитарных сектах, не приветствуется и потому называется причиной различных тяжелых заболеваний:

Рак крови бывает только лишь у людей, которые слишком много думают[694]… Будешь много думать, получишь болезни печени и диабет[695].

Нирмала утверждает, что сахаджисты даже «вылечили... трех-четырех человек от СПИДа», но «исцеленные» в конце концов умерли-таки «из принципа»[696].

Сеансы массового «пробуждения кундалини», устраиваемые Нирмалой, оказывают на некоторых, особенно психически больных людей, то же отнюдь не благотворное воздействие, что и сеансы, которые проводили Сёко Асахара или Кашпировский. Сама Нирмала сделала однажды настораживающее признание: «Я замечаю, что маленькие дети после получения реализации очень долго спят, они на некоторое время становятся несколько пассивными»[697]. Сектантская пропаганда, однако, утверждает, что после «реализации» все «болезни и психические расстройства будут полностью ликвидированы, и таким людям не нужны будут такие заведения, как больницы»[698]. Нирмала указывает своим поклонникам из числа людей, страдающих психическими расстройствами: «Прекратите любое психиатрическое и психологическое лечение умственных отклонений и постепенно уменьшайте прием лекарств, выписанных вам для лечения этих отклонений»[699]. Отказ от психиатрической помощи вкупе с внушаемым сектантам крайне негативным отношением к своим родственникам-несахаджистам[700] сыграл, по-видимому, роковую роль в двух новосибирских трагедиях[701].

В 1994 г. в Новосибирской области одна из последовательниц «Сахаджа-йоги» после участия в обряде «очищения» убила свою полуторагодовалую дочь в припадке галлюцинаций[702]. На суде она заявила: «Все, что у меня было дорогого, я принесла в жертву Матери»[703]. В сентябре 1996 г. в том же Новосибирске женщина в припадке умопомрачения нанесла своему мужу два удара топором по голове. Причиной развития психического заболевания было, по всей видимости, ее участие ранее в группе сахаджистов. Там одной из причин ее плохого здоровья был назван муж как имеющий «забитые энергетические каналы»[704]. Подобные «диагнозы» весьма характерны для «Сахаджа-йоги». Удивительно, но некое медицинское образование, полученное Нирмалой в юности, не оставило в ее голове никакого следа. По глубине своего невежества Нирмала уступает разве что «Учителю» Порфирию Иванову. Вот несколько примеров ее медицинских «открытий»:

...причиной болезни, называемой СПИД, является центральное сердце[705].

...Второй центр (чакра) расщепляет жировые частицы в брюшной полости с тем, чтобы заменить серые и белые клетки в головном мозге, и таким образом восстанавливает способность мышления[706].

...мозг также сделан из медхи (жира)... Не следует постоянно находиться на солнце, как это делают некоторые западники, потому что мозг плавится, и вы теряете рассудок... Временами голову все же нужно подставлять солнечному и лунному свету. Иначе вы можете оказаться в психиатрической больнице, если однажды при луне побудете с открытой головой[707].

Печень... отделяет у нас все шлаки, и они выделяются в поток крови в виде жара... Рак нельзя вылечить, потому что из организма из-за очень плохой печени не устраняется жар. <...> Селезенка — это наш внутренний спидометр... Раньше... в Бенгалии, когда мужчина ел, жена обмахивала его веером, и темп обмахивания определял скорость приема им пищи... Сейчас то, как мы едим, является причиной возникновения у нас таких болезней, как рак крови. <...> Он вызывается нападением со стороны левого коллективного подсознательного[708].

Лечение стенокардии по Шри Матаджи: «Произносите утверждение: «Мать, Ты моя бидж-мантра (семенная мантра), Ты — Мантрика» и «Я не виновен совсем... Очищайте левую сторону светом и огнем»»[709]. Среди причин таких расстройств, как «температура, запор, заболевания печени (горячая печень), болезни легких, нездоровая кожа, диабет, лейкемия, бездетность, спондилез, малярия, удаление матки, тяжелые месячные, понос» и т.д., Нирмалой Дэви указываются материализм, следование моде, жажда власти, сварливый агрессивный характер, телепатия и т.п. «Мышечная дистрофия возникает в результате нарушения принципа Шри Ганеши. Восстановите свою невинность и очистите муладару-чакру». «Шизофрения — левосторонняя болезнь, вызванная частичной одержимостью мертвой сущностью». Для «лечения» головной боли «просите: «Мать, пожалуйста, приди в мою голову»». «Лечение» эпилепсии: «...самый лучший метод — это направить левую руку к фотографии, а правую — положить, плотно прижав, на Мать-Землю и произносить при этом мантру «Шри Маха Кали» до тех пор, пока не появятся вибрации. Ставьте сзади с левой стороны свечу»[710].

Свои фотографии Шри Матаджи вообще объявляет единственным лекарством от всех болезней: «Что касается лечения людей, то советую вам... использовать только мои фотографии. Тогда вы будете иметь больше сахаджа-йогов и меньше больных людей»[711]. Фотографии Нирмалы предлагается также применять для повышения плодородия почвы и дезактивации радиационно зараженных земель.

Нирмала внесла свой «вклад» не только в практическую медицину, но и в генетику:

Шри Матаджи... рассказала о двух человеческих генах, один из которых предостерегает от хулы на Мать, а другой — на Отца. Оба гена есть у восточных народов и отсутствуют у белых людей. Пробуждение Кундалини может способствовать их восстановлению[712].

Такими высказываниями о превосходстве всего индийского и вообще восточного полны проповеди Нирмалы:

...я должна сказать, что индийцы в большинстве своем очень мудрые люди[713]. Если знания приходят с Востока, то... все мудрые люди поймут, что они божественные. Они, <знания> разумеется, не предназначены для идиотов и инфантильных людей[714].

В учении Нирмалы легко заметить следы влияния идей Раджниша. Как и Раджниш, Нирмала подчеркивает, что ее методы не требуют особых усилий: после получения «реализации» сахаджа-йог становится «без всяких усилий, покаяний или постов праведным во всех отношениях, у него решаются все проблемы. Теперь не надо штудировать книги, не надо учить проповеди, не надо давать милостыню, не надо покорять горы, не надо проявлять инициативу... Ибо настало время наслаждаться, и Мать дает его своим детям...»[715]. Подобно Раджнишу, Нирмала призывает своих последователей забыть «все многочисленные условности, наложенные христианской церковью»[716]. Как и культ Ошо Раджниша, «Сахаджа-йога» может быть причислена к группам движения «Нью эйдж» и по форме (например, использование ньюэйджевского словаря: «эра Водолея», «вибрации» и др.), и по содержанию (отсутствуют разве что такие элементы «Новой эры», как астрология и контактерство, зато делается акцент на целительстве).

3. «Не используйте свой ум для критики... Надо не критиковать, а одобрять»

«Сахаджа-йога» — типичный образчик тоталитарной секты. В секте культивируется полное подчинение Нирмале:

Должно быть религиозным обязательством то, что вы должны слушать Меня, что бы Я ни сказала[717].

Вы должны стать преданными мне, оставив все. Необходима полная преданность, без которой нельзя продолжать восхождение. Не задавайтесь вопросами и не рассуждайте... Смысл полной свободы в том, что вы должны покориться... Это полная свобода![718]

С гуру нельзя разговаривать так же, как вы разговариваете друг с другом, потому что ваш гуру занимает гораздо более высокое положение… вы должны ставить своего гуру выше кого бы то ни было еще[719].

Главный критерий успеха в «Сахаджа-йоге» — удовлетворение гуру:

Нужно доставлять Мне удовольствие, потому что Я есть внимание. Если Я получаю удовольствие, значит вы выполнили задание[720].

«Что такое преданность? — задает вопрос Нирмала и сама же на него отвечает: — В глубине души вы говорите: «Это моя Мать... Она мой врач... Будучи могущественной, Она вылечит меня, но если не вылечит, на то ее воля, ее прихоть»»[721]. Но преданность нуждается в постоянном подкреплении: «Следует проверять себя, спрашивая: «Предан ли я или нет? Полностью я в Сахаджа-йоге или нет? Что я сделал для Сахаджа-йоги? Что я должен сделать для Сахаджа-йоги?... Как мне следует распространять Сахаджа-йогу?»»[722]. Нирмала дает ответ на эти вопросы:

...вы должны дать сегодня обет, что будете работать на Сахаджа-йогу с полной приверженностью, будете думать о ней. Есть ученые, которые должны написать книги. Есть врачи, которые должны написать книги. Разговаривайте с их коллегами, организуйте встречи, семинары со своими коллегами. Есть архитекторы и люди других профессий, которые могли бы собрать своих коллег и дать им реализацию. Даже люди, занятые в области финансирования, должны прийти в Сахаджайогу. Их приход весьма необходим... Во все области, будь то законодательная или какая-нибудь другая, а также в творческий мир вы должны принести Сахаджа-йогу. Ее надо принести и в местности, где вы живете, в деревни, в города. Везде, где только можно, вы должны распространять Сахаджа-йогу. Надо использовать для этого все возможности[723].

Нирмала все время призывает своих последователей наращивать вербовочную активность:

…я прошу вас, выезжайте к людям, встречайтесь с ними, зовите своих родственников, своих соседей — всех[724].

Инициированные последователи Нирмалы Дэви поклоняются ее «лотосным стопам» или непосредственно, или на фотографии. «Ее Милость принимает Пуджу лично или Своим всепроникающим присутствием»[725]. К Нирмале обращены многочисленные молитвы, тексты которых печатаются в литературе, издаваемой сектой. Большая часть из этих молитв представляет собой повторение имени Шри Матаджи Нирмалы Дэви в сопровождении различных эпитетов. Считается, что «Имя Матери обладает очень большим могуществом. Это самое могущественное имя среди прочих имен»[726]. Краткие молитвы-заклинания написаны на санскрите в форме мантр, которые также преподносятся как «самые сильные». Пространные молитвы — на том языке, на котором напечатано данное издание. Вот, например, отрывок из одной молитвы второго типа:

Ты — Первозданная Мать, пришедшая спасти человечество. Слава Тебе во веки веков!.. Твои руки и стопы — источник четырех рек Рая. Слава Тебе во веки веков! Ты — Святой Дух, обещанный Христом. Слава Тебе во веки веков![727]

Есть еще молитвы, составленные на латыни с транскрипцией и переводом, в подражание римо-католическим литаниям Деве Марии.

«Могут сказать, что такое преклонение может привести к рабству, — замечает Нирмала, желая это преклонение оправдать. — Но в рабстве вы испытываете боль, страдание и муки, тогда как преклонение дает вам радость, полную свободу, силу, красоту и великолепие. Назовете вы это рабством или как-то еще, это не имеет значения...»[728].

Помимо тщательно разработанных обрядов поклонения Матаджи «имеются также соответствующие методы медитации, дающие энергетическое питание человеку, и методы, позволяющие быть в состоянии медитации постоянно. И, наконец, есть пути достижения стадии, когда вы, не медитируя, все время находитесь в состоянии медитации»[729]. Ежедневная медитация и посещение (не реже раза в неделю) воскресных утренних пудж и «коллективных занятий» вменяется в обязанность каждому сахаджисту. «Оставьте свои дома и приходите в ашрам», — призывает Нирмала своих последователей. Воскресная пуджа включает в себя молитвы, песнопения, ритуальное омовение изображения Шри Матаджи и беззвучную медитацию. Обычно после пуджи совершается совместная трапеза[730]. Кроме этого, адепты исполняют разного рода оккультные практики и обряды («чистку чакр» и другие) и беспрекословно совершают всевозможные странные предписания, например, ежедневно парить ноги в соленой воде. При этом обряды других религий называются не иначе, как «ритуальный вздор», «глупости», «абсурдные вещи».

Непосредственно Нирмале подчинены назначенные ею «международные лидеры», им, в свою очередь, — лидеры местных отделений. «Следует знать, что у меня одна связь с вами, — говорит Шри Матаджи своим рядовым ученикам, — через вашего лидера... Прежде всего вы не должны [его] критиковать. Не используйте свой ум для критики... Надо не критиковать, а одобрять»[731]. Существует составленный Нирмалой «Протокол», расписывающий отношения простых сахаджистов к лидерам и лидеров между собой. «Протокол» должен неукоснительно соблюдаться. Отлаженной работой своей секты Нирмала вполне довольна: «Я ничего не делаю. Самый ленивый человек, которого можно себе представить, это я. Если на меня работает совершенная организация, то чего мне беспокоиться?»[732]

Местные общины секты именуются «коллективами». Считается, что «коллективность и коллективное сознание имеют большое значение во Вселенской Чистой Религии... которая действует и проявляется в основном коллективным образом...»[733]. Более того, Нирмала уверяет, что «коллективность — это единственный способ, с помощью которого вы можете очиститься»[734]. «Коллектив» сахаджистов призван быть монолитным и сплоченным, что должно обеспечиваться доносительством и запретом на критику:

Коллектив не должен позволять никакому члену выступать против другого члена или против лидера, но международного лидера можно информировать напрямую. <...> Ничего не должно скрываться, держаться в тайне. <...> Коллектив не должен никому позволять создавать группы на какой бы ни было основе. <...> Коллектив должен располагать на основе Вселенской Чистой Религии полными сведениями о силах, действующих против духовного роста, и проявлять осмотрительность по отношению к ним[735].

Носителей этих сил, проникших в секту, Нирмала предостерегает: «Любому, кто пытается строить интриги, играть с Сахаджа-йогой, причиняется сильный вред»[736]. Обо всех происках известно «Матери»: «Я знаю, что вы делаете. Я знаю, знаю все о вас»[737].

Непослушные и сомневающиеся быстро изгоняются. Известно, что Матаджи отвергла некоторых своих учеников. Тем не менее они продолжали верить в силу ее учения, им было трудно бросить практиковать методики, которым она учит, и приспособиться к нормальной жизни[738]. Чтобы угроза изгнания из «коллектива» была более действенной, Нирмала внушает своим последователям фобию выхода из секты:

Некоторые сахаджа-йоги ушли из Сахаджа-йоги. Я сказала: «Пусть так, если они ушли, очень хорошо — скатертью дорога ненужному мусору». Но по прошествии времени они возвращаются и рассказывают о приключившихся с ними бедах: несчастные случаи, болезни... Если вы со мной, если вы в Сахаджа-йоге, вы защищены, о вас проявляется забота... Те же, кто отступают, уходят за пределы моей досягаемости, в результате страдают[739].

У сектантов формируется психология «осажденной крепости». Их инструктируют, что «если на Вишва Нирмала Дхарму осуществляются нападки, то сахаджа-йоги всего мира должны противостоять этому»[740].

В секте практикуются ограничения в питании и сне, что считается признаком преданности «Матери»:

Как только вы станете преданными, вы не будете есть помногу, а иногда можете и совсем не есть. При преданности вы забываете о еде, не помните, что не ели. Вы не помните, где и как спали[741].

Нирмала устраивает «интернациональные» браки, сама, подобно Муну, составляя пары для своей «вселенской семьи»:

Для нас, как сахаджа-йогов, принадлежность к вселенской семье непременна. Как это бывает при бракосочетаниях, вы начинаете говорить: «Я не хочу вступать в брак с индийцем», а индиец говорит: «Я не хочу жениться на иностранке»... Мы должны превзойти все эти мелочные представления о своей собственной религии, о своей собственной расе, о своей собственной стране[742].

Часто подобранные Нирмалой пары участвуют в общей свадьбе, которая обычно становится кульминацией ежегодной паломнической поездки наиболее преданных учеников Шри Матаджи в Индию. Во время свадебной церемонии жених и невеста дают «Обеты вступающих в брак». Вот некоторые положения:

Мы принесем к Ее Стопам (Шри Матаджи) все — свое здоровье, богатство, разум, сердце. <...> Мы будем вести работу по распространению и развитию Сахаджа-йоги. Мы будем воспитывать своих детей в духе Сахаджа-йоги, считая это своим долгом[743].

Кроме того, члены секты «должны постоянно слушать и смотреть кассеты Шри Матаджи»[744].

В «Сахаджа-йоге» сложился свой жаргон. Вот его выразительный образец: «Мы должны систематически делать шубитинг, принимать ванночку для ног, закапывать ги[745] в нос и обмениваться вибрациями»[746]. Вибрациям, то есть магической силе, которую дают занятия сахаджа-йогой, в секте придается большое значение. «Вибрированием» лечат, «вибрированную» («очищенную») воду пьют, ею поливают растения, чтобы увеличить урожайность. Сахаджисты употребляют «вибрированную» пищу и рассыпают или бросают в водоемы «вибрированную» соль (для «очищения» определенных мест).

Наиболее преданные ученики Матаджи проживают в ашрамах, остальные призваны дарить ей дорогие подарки и финансировать многочисленные путешествия Нирмалы, ее роскошную жизнь, международные проекты и покупку недвижимости. К примеру, сейчас она, по словам одного из лидеров питерских сахаджистов Александра Синягина, живет в Италии в подаренном ей замке[747]. В Англии ей принадлежит большой загородный дом недалеко от Кембриджа, который, впрочем, считается владением ее организации (уж очень высоки в Великобритании налоги на находящуюся в личной собственности недвижимость). Другим источником средств для секты является торговля своими изданиями, аудио-, видеокассетами с записью выступлений Шри Матаджи, предметами прикладного искусства, открытками с текстами сахаджистских песен и стихов и прочим.

Шри Матаджи непрестанно обличает «фальшивых гуру», озабоченных выколачиванием денег из своих учеников, и в то же время побуждает собственных последователей жертвовать больше и больше. Нирмалу возмущает «привязанность к деньгам» ее «детей»:

Удивительно то, что иной раз Сахаджа-йогу принимают за магазин или рынок. Мне говорят: «Мать, не можешь ли ты уменьшить сумму наполовину?» или «Мать, не можешь ли ты уменьшить тариф до четверти, не можешь ли сделать нам уступку?<…> те, кто может заплатить, хотят заплатить половину положенного. Я не знаю, что сказать им. Для вас это, по сути, единственная возможность отдать деньги. <...> Но вы не хотите делиться. У вас может быть масса денег, но вам не хочется ими поделиться. <...> Главное — это то, чтобы у вас была готовность поделиться. <...> А если вам что-то нужно, попросите у меня, и все получите[748].

Нирмала лично контролирует финансы «Сахаджа-йоги», она ясно дает это понять:

... люди пытаются делать деньги на мне, потому что считают, что я не понимаю, что такое деньги, не разбираюсь в банковском деле и что у меня совсем нет способности к этому. Но это не так[749].

Как и в других тоталитарных сектах, в «Сахаджа-йоге» существует цензура информации. Вот, например, как обосновывает Нирмала необходимость отказа от чтения прессы:

... газета — это самая ашубх (зловещая) вещь, которую только можно себе представить. Зачем читать по утрам газету? Газеты <...> абсолютно зловещи, потому что в них всегда на первой полосе помещается нечто ужасное <...> газетчики не хотят помещать ничего хорошего <...> ничего о Сахадже-йоге[750]...

На первых порах (примерно в течение года) жизнь последователя «Сахаджа-йоги» может оставаться прежней — пока его выдерживают во «внешнем круге» и не оказывают заметного давления. Однако чем более человек предан движению, тем больше ощущается его зависимость от секты и желаний Матаджи. Одновременно происходит потеря прежнего круга общения, последователь Матаджи отдаляется от жены (мужа), а иногда и от своих детей[751].

Значительное внимание уделяется в секте вовлечению беременных женщин, поскольку считается, что в случае успеха «дети рождаются уже Реализованными»[752]. Дети, рожденные в секте, «являются членами международной семьи Сахаджа Йоги. За них несут ответственность Сахаджа йоги всего мира»[753]. На практике это выражается в том, что родители-сахаджисты могут преспокойно оставить своего ребенка, даже дошкольного возраста, в чужой стране в ашраме «Сахаджа-йоги». Один такой случай был описан во французской прессе[754]. В апреле 1990 г. семья французов, почитателей Нирмалы Дэви, отправила своего малолетнего сына Жана в непальский интернат «Международная общественная сахаджа-школа». Сами они при этом жили в ашраме в Бретани. Жан смог прислать письмо своим дедушке и бабушке. В этом письме он жаловался на то, что болеет, страдает от холода и что его заставляют медитировать перед портретом Нирмалы по несколько раз в день. Дедушка и бабушка мальчика связались с прессой и подали иск о лишении родительских прав своей дочери и ее мужа. Ребенок был возвращен во Францию. Суд, состоявшийся в 1991 г., запретил отправлять его, обратно в Непал. В следующем году суд приговорил родителей Жана к трем месяцам тюремного заключения, но они, несмотря на подписку о невыезде, бежали в ашрам «Сахаджа-йоги» в Англии, забрав с собой Жана и его сестру. Через несколько лет они вернулись и сейчас живут вместе со своими детьми в ашраме близ Рене.

Наши рекомендации