Древние истины в современном изложении

Широко распространенное в обществе желание больше узнать об Ордене розенкрейцеров и непонимание, даже среди наших учащихся, важности места, занимаемого Братьями Креста и Роз в западной цивилизации, приводит к выводу, что было бы хорошо предоставить достоверную информацию по этому вопросу.

Все в мире подчиняется закону, даже наша эволюция осуществляется по закону; духовное и физическое развитие идут рука об руку. Солнце, физический светоносец, движется, как известно, с востока на запад, неся свет и жизнь во все уголки Земли поочередно. Но видимое солнце – лишь часть солнца, так же как видимое тело – лишь малая часть составного человека. Есть невидимое духовное солнце, чьи лучи поддерживают рост души во всех уголках Земли поочередно, как физическое солнце поддерживает рост формы. Духовный импульс тоже перемещается в направлении с востока на запад, как и физическое солнце.

За шесть‑семь столетий до Р. Х. вблизи западного побережья Тихого океана поднялась новая волна духовности, чтобы дать просвещение китайской нации, и в результате многие миллионы людей в Поднебесной по сей день охвачены религией Конфуция. Позднее мы отмечаем влияние этой волны в религии Будды, учении, задуманном для активизации устремленности миллионов индийцев и западных китайцев. Двигаясь на запад, она захватила и более интеллектуальных греков, что проявилось в виде возвышенных философий Пифагора и Платона. Наконец, она взметнулась в западном мире, среди пионеров человеческой расы, где приняла форму христианской религии.

Христианская религия постепенно проложила себе путь на Запад, вплоть до побережья Тихого океана, где духовные устремления собирались и концентрировались. Там они достигнут кульминации, прежде чем совершить новый прыжок через океан и положить начало пробуждению на Востоке стремления к более высокому, величественному духовному уровню, чем тот, что ныне существует в этой части Земли.

Как день и ночь, лето и зима, прилив и отлив следуют в неизменной последовательности в соответствии с законом сменяющихся циклов, так и появление волны духовного пробуждения в любом уголке мира следует за периодом материальной реакции, чтобы наше развитие не стало однобоким.

Религия, искусство и наука – три наиболее важных средства человеческого воспитания. Они являются троицей в единстве, их нельзя разделить, не исказив нашу точку зрения на все, что мы исследуем. Истинная религия олицетворяет и науку, и искусство, поскольку учит прекрасной жизни в гармонии с законами природы.

Истинная наука художественна и религиозна в самом высоком смысле слова, поскольку учит нас уважать и подчиняться законам, которые управляют нашим благосостоянием, объясняя, почему религиозная жизнь ведет к здоровью и красоте.

Истинное искусство так же воспитывает, как и наука, так же возвышает, как и религия. В архитектуре мы видим наиболее возвышенное олицетворение космических линий силы во вселенной. Она наполняет духовного зрителя сильнейшим чувством преданности и преклонения, рожденным благоговейным осмыслением ошеломляющего великолепия и величия Божества. Скульптура и живопись, музыка и литература пробуждают в нас ощущение трансцендентной красоты Бога, неизменного источника и цели всего нашего прекрасного мира.

Только то учение, которое объемлет все три средства, может удовлетворить нужды человечества. Было время, не далее как в эпоху Греции, когда религия, искусство и наука преподавались вместе в храмах Мистерий. Однако для лучшего их развития стало необходимым, чтобы они временно разделились.

Религия безраздельно правила в период так называемого Средневековья. В этот период она связывала по рукам и ногам науку и искусство. Затем пришел период Ренессанса, и искусство во всех его видах выступило вперед. Но религия была еще сильна, отчего искусство очень часто проституировалось на службе у религии. Последней нахлынула волна современной науки, железной рукой сокрушившей религию.

Мир был ущербным, когда религия сковывала науку. Невежество и суеверие порождали невыразимую скорбь; тем не менее человек лелеял возвышенный духовный идеал; он надеялся на более высокую, лучшую жизнь. Но намного чудовищнее, когда наука убивает религию, ибо сейчас даже надежда, единственный дар богов, оставшийся в ящике Пандоры, может исчезнуть в затмении материализма и агностицизма.

Такое положение вещей не может продолжаться долго. Должна наступить реакция. Если ее не произойдет, анархия расколет Космос. Чтобы отвратить это бедствие, религия, наука и искусство должны вновь объединиться в более высоком выражении добра, истины и красоты, чем это было до их разделения.

Тень грядущих событий угадывалась задолго до их наступления, и, когда Великие Водители человечества увидели тенденцию к буйствующему ныне в западном мире ультраматериализму, они предприняли определенные шаги, чтобы в надлежащее время нейтрализовать и преобразовать ее. Они не хотели убивать подающую надежды науку, как последняя душила религию, поскольку предвидели конечную гармонию, когда развитая наука снова станет сотрудницей религии.

Духовную религию, однако, нельзя сплавить с материалистической наукой, как нельзя смешать масло с водой. Поэтому были предприняты шаги к одухотворению науки и подведению научной базы под религию.

В тринадцатом столетии в Европе появился духовный учитель высокого ранга с символическим именем Христиан Розенкрейц – Христианин: Розы: Крест, чтобы начать эту работу. Он основал таинственный Орден розенкрейцеров, дабы пролить свет эзотерического понимания на неправильно понимаемую христианскую религию и объяснить тайну Жизни и Бытия, исходя из научной точки зрения и в согласии с религией.

Много столетий минуло с тех пор, как родился Христиан Розенкрейц, основатель школы Мистерий Розенкрейцеров, и многие уже считают его существование мифом. Но рождение этого Эго как Христиана Розенкрейца отметило начало новой эпохи в духовной жизни западного мира. Кроме того, с тех пор это Эго находилось в непрерывном физическом существовании в той или иной из европейских стран. Оно брало себе новое тело после того, как его очередной проводник был уже не в состоянии приносить пользу или когда обстоятельства требовали от него изменить место своей деятельности. Более того, оно находится в воплощении и сегодня – это Посвященный высокой степени, активный могущественный фактор во всех делах Запада, хотя и неизвестный миру.

Этот человек работал с алхимиками за многие столетия до современной науки. Он, через посредника, был вдохновителем ныне искаженных трудов Бэкона. Якоб Беме и прочие духовидцы получали через него вдохновение, которое делало их творения духовно просветляющими. В произведениях бессмертного Гете и шедеврах Вагнера мы ощущаем то же влияние. Все бесстрашные Духи, не позволявшие стянуть себя оковами либо ортодоксальной науки, либо ортодоксальной религии, отбрасывавшие шелуху и добиравшиеся до духовного ядра, не обращая внимания на поношение или лесть, черпали свое вдохновение из того же источника, из которого черпал и черпает великий Дух, одушевлявший Христиана Розенкрейца.

Само его имя есть воплощение того способа, средства, с помощью которого человек сегодняшнего дня превращается в Божественного Сверхчеловека. Этот символ Христиан Розен Крейц Христианин Розы Крест показывает финал и назначение человеческой эволюции, путь, по которому надо идти, и средство достижения этого финала. Черный крест, вьющийся зеленый стебель растения, тернии, кроваво‑красные розы, – в них скрыто содержание мировой Мистерии: прошлой эволюции Человека, его нынешнего состава и в особенности тайны его развития в будущем.

Значение этого символа скрыто от профана, но многое говорит Посвященному: как тому работать день за днем, чтобы изготовить для себя лучшее из всех сокровищ – философский камень, более драгоценный, чем Кохинор, нет – чем все богатства Земли! Он напоминает, как человечество в своем невежестве ежечасно понапрасну тратит тот конкретный материал, который мог бы пойти на создание этого бесценного сокровища.

Чтобы поддержать Посвященного, дабы он оставался стоек и верен в любых сложных обстоятельствах, Крест с Розами вдохновенно олицетворяет для него славное победное завершение, указывая на Христа как Звезду надежды, «первые плоды» которой приносил этот чудесный Камень, пока пребывал в теле Иисуса.

В результате исследований обнаруживается, что во всех религиозных системах имеется учение, предназначаемое для духовенства и не даваемое массам. Христос тоже говорил с массами притчами, ученикам же объяснял внутренний смысл этих притч, чтобы дать им представление, более подходящее для их развитого ума.

Апостол Павел давал «молоко» детям, или младшим членам общины, но «твердую пищу» – сильным, проходившим углубленное обучение. Таким образом, всегда было внутреннее и внешнее учение; внутреннее учение давалось в так называемых школах Мистерий, которые время от времени менялись, чтобы соответствовать нуждам людей, для которых они были предназначены.

Орден розенкрейцеров – не просто тайное общество, это одна из школ Мистерий, и Братья его являются Иерофантами малых Мистерий, Хранителями Священных Учений и духовного Могущества, более действенного в жизни Западного мира, чем любые видимые правительства, хотя им не позволяется вмешиваться в дела человечества, чтобы не лишать людей свободы воли.

Так как в любом случае путь развития зависит от темперамента стремящегося, перед ним открываются два пути: мистический и интеллектуальный. Мистик обычно лишен интеллектуального знания; он следует диктату своего сердца, стремится выполнять волю Божью, как он ее чувствует, поднимаясь вверх без всякой цели и в конце стяжая знание. В Средние века люди были не столь интеллектуальными, как мы в наше время, и те, кто чувствовал зов высшей жизни, обычно следовал по мистическому пути. Но в последние несколько столетий, с пришествием современной науки, человечество на Земле стало более интеллектуальным; голова совершенно заслонила сердце, материализм взял верх над всеми духовными импульсами, и большинство думающих людей не верят в то, чего они не могут потрогать, попробовать или подержать в руках. Отсюда возникает необходимость воззвать к их интеллекту, с тем чтобы и сердцу дозволялось верить в то, что санкционировано интеллектом. В ответ на этот запрос мистериальные учения розенкрейцеров стремятся соотносить научные факты с духовными истинами.

В прошлом духовные истины сохранялись в тайне от всех, кроме нескольких Посвященных, и даже сегодня они остаются за семью печатями для западного мира. Все так называемые открытия прошлого, которые претендовали на разоблачение тайн розенкрейцеров, были либо обманом, либо результатом предательства со стороны некоторых посторонних, которые могли, случайно или нет, подслушать обрывки разговора, невразумительного для всех, кроме тех, кто имел ключ. Можно жить под одной крышей и быть в самой тесной близости с Посвященным любой школы, и все же его тайна всегда будет скрыта в его груди, пока друг не достигнет той точки, когда он сможет стать Посвященным Братом. Раскрытие тайн зависит не от воли Посвященного, а от подготовленности стремящегося.

Подобно другим мистериальным школам, Орден розенкрейцеров сформирован согласно космическим схемам. Если мы возьмем одинаковые шары и попытаемся установить, сколько их нужно, чтобы скрыть один шар, мы обнаружим: потребуется 12 шаров, чтобы спрятать тринадцатый. Итак, результат конечного деления физической материи, истинный атом, находящийся в межпланетном пространстве, являет собой двенадцать вокруг одного. Двенадцать знаков зодиака, охватывающих нашу Солнечную систему, двенадцать полутонов музыкальной гаммы, составляющих октаву, двенадцать апостолов, которые собрались вокруг Христа, и так далее, – вот примеры сочетаний 12 и 1. Орден розенкрейцеров тоже состоит из 12 Братьев и 13‑го.

Однако следует отметить и другие деления. Мы видели, что в Небесном Воинстве, состоящем из двенадцати Творческих Иерархий, активно действовавших в нашей схеме эволюции, пять удалились, достигнув освобождения, и только семь занимаются нашим дальнейшим развитием. Это согласуется с тем фактом, что сегодняшний человек, внутрисущее Эго, микрокосм, работает с внешним миром через семь видимых отверстий в своем теле: 2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и рот, в то время как пять остальных отверстий полностью или частично закрыты: грудные железы, пупок и два органа выделения.

Семь роз, которые украшают нашу прекрасную эмблему, и лучистая пятиконечная звезда за ними символизируют двенадцать Великих Творческих Иерархий, которые содействовали движению Человеческого Духа через предшествующие состояния: минеральное, растительное и животное, когда он был лишен самосознания и совершенно неспособен заботиться о себе. Из этих двенадцати воинств Великих Существ три работали над человеком и с человеком по своей свободной воле, без всяких обязательств.

Они символизируются тремя концами звезды на нашей эмблеме, которые направлены вверх. Две другие Великие Иерархии близки к удалению и изображаются двумя концами звезды, направленными от центра вниз. Семь роз раскрывают тот факт, что семь Великих Творческих Иерархий все еще активно содействуют развитию существ на Земле, и, поскольку все эти классы, от мельчайших до самых больших, являются частями Единого Великого Целого, которое мы именуем Богом, вся эмблема есть символ Бога в проявлении.

Герметическая аксиома гласит: «Что наверху, то и внизу»; поэтому меньшие учителя человечества тоже группируются по тем же космическим линиям 7, 5 и 1. На Земле имеются семь школ малых Мистерий, пять школ Великих Мистерий, все вместе подчиняются одному Центральному Главе, который называется Освободителем.

В Ордене розенкрейцеров семь Братьев выходят в мир всякий раз, когда возникает необходимость; они появляются как люди среди людей или работают в своих невидимых проводниках с другими или над другими людьми, если нужно. Однако всегда следует помнить, что они никогда не оказывают влияния на людей против их воли или вопреки их желаниям, а лишь повсеместно усиливают влияние добра.

Пять остальных Братьев никогда не покидают храма, и, хотя они обладают физическими телами, вся их работа проводится из внутренних миров.

Тринадцатый – это Глава Ордена, связующее звено с высшим Центральным Советом, составленным из Иерофантов Великих Мистерий. Они занимаются не простым человечеством, а только с выпускниками малых Мистерий.

Глава Ордена скрыт от внешнего мира двенадцатью Братьями, как центральный шар в упомянутом примере. Даже ученики Школы никогда не видят Его, хотя во время еженощных служб в храме Его присутствие чувствуют все, когда бы Он ни вошел, – это сигнал для начала церемонии.

Вокруг Братьев Креста и Роз группируется в качестве учеников множество «братьев‑мирян». Это люди, которые живут в различных уголках западного мира, но способны сознательно покидать свое тело, присутствовать на службах и участвовать в духовной работе в храме; каждый из них был посвящен в то, как это делать, одним из Старших Братьев. Большинство способны помнить все, что происходит, но в некоторых случаях способность покидать тело была приобретена в предыдущей жизни при добром здравии, а в текущем существовании употребление наркотиков или болезнь сделали мозг непригодным для восприятия впечатлений о работе, выполняемой человеком, когда он выходит из тела.

Посвящение

Общее представление о Посвящении состоит в том, что это просто церемония, которая делает человека членом тайного общества; что возможность ее прохождения может быть предоставлена любому, кто готов заплатить определенную цену, выражаемую в основном в некоторой сумме денег.

Хотя это и верно для так называемых посвящений, практикуемых в тайных обществах, а также в большинстве псевдоэзотерических орденов, данное представление ошибочно, когда речь заходит о различных степенях Посвящений в истинно эзотерических Братствах, что и выясняется даже при поверхностном рассмотрении действительных требований к посвящению и их обоснованности.

Во‑первых, для входа в храм не нужно золотого ключика; туда приводят заслуги, а не деньги. Заслуги же не приобретаются за один день, они накапливаются благодаря прошлым благим действиям. Кандидат на Посвящение обычно совершенно не осознает, что он кандидат, живет своей обыденной жизнью в обществе, годами служа своим ближним без всякой задней мысли, пока однажды не появится в его жизни учитель, Иерофант малых Мистерий, работающий в стране, где кандидат проживает. К тому времени кандидат развил в себе определенные качества, наработал некоторые способности служить и помогать, которых он обычно не осознает или не знает, как их правильно применять. Задача Посвятителя проста: он показывает кандидату его скрытые качества, дремлющие способности и посвящает в то, как их использовать; объясняет или демонстрирует в первый раз, как ему пробудить статическую энергию и превратить ее в динамическое могущество.

Посвящение может завершиться церемонией, а может обойтись и без нее. Особо отметим лишь следующее: Посвящение, являющееся неизбежной кульминацией (сознаваемой кандидатом или нет) длительного духовного усилия, может так и не произойти, если в ходе необходимого внутреннего развития не накопились скрытые способности, которые Посвятитель учит динамически использовать. Аналогия: спущенный курок может вызвать выстрел из револьвера лишь после того, как он заряжен.

Не нужно опасаться, что учитель может не разглядеть того, кто достиг необходимого развития. Каждый добрый бескорыстный поступок многократно увеличивает светимость и вибрацию ауры кандидата; как магнит притягивает иголку, так блеск аурического света приводит учителя.

Конечно, невозможно описать в книге, предназначенной для всех, ступени Посвящения у розенкрейцеров. Сделать так означало бы нарушить порядок, да это и невозможно из‑за отсутствия подходящих слов. Но вполне допустимо дать общее описание и показать цель Посвящения.

Малые Мистерии имеют дело лишь с эволюцией рода человеческого в период Земли. За первые три с половиной оборота жизневолны вокруг семи глобусов Чистые Духи еще не достигли сознания. Именно вследствие этого мы не знаем, как мы пришли к своему нынешнему состоянию. Для кандидата данный предмет должен проясниться следующим образом: по слову Иерофантов в период Посвящений в первые степени его сознание обращается на ту страницу памяти природы, где содержится летопись первого оборота, когда он воспроизводил в себе развитие периода Сатурна. Он по‑прежнему находится в своем повседневном сознании, знает и помнит факты, имевшие место в двадцатом столетии, но уже сознательно наблюдает за прогрессом эволюционирующего воинства Чистых Духов, чьей единицей он стал во время оборота Сатурна. Так он узнает, каким образом в период Земли были предприняты первые шаги к финалу достижения, который будет ему раскрыт позднее.

Усвоив урок, наглядно описанный в главе X, кандидат получает знание из первых рук о данном предмете и непосредственно соприкасается с Творческой Иерархией, работающей с человеком и над человеком; поэтому он способен оценить ее благотворную работу в мире и в какой‑то мере встать с ней рядом, становясь ее сотрудником.

Когда для него наступает время получить вторую степень, его аналогичным образом заставляют обратить свое внимание на условия, имевшие место во время второго оборота периода Земли и записанные в памяти природы, после чего он вполне сознательно наблюдает за прогрессом, совершавшимся в то время Чистыми Духами, подобно Питеру Иббитсону, герою книги Джорджа Мориера «Питер Иббитсон». Ее полезно прочитать, так как в ней подробно описываются некоторые фазы подсознания, – герой наблюдает свою детскую жизнь ночами, когда «сновидит истину». При третьей степени кандидат отслеживает эволюцию во время третьего, или Лунного, оборота, а при четвертой степени видит прогресс, происходящий во время первой половины четвертого оборота.

Однако при получении каждой степени делается и дальнейший шаг: ученик помимо работы, проделанной во время каждого оборота, видит также работу, исполненную в соответствующую эпоху во время нашего теперешнего пребывания на глобусе D – Земле.

При получении первой степени он наблюдает работу во время оборота Сатурна и ее завершение в Полярную эпоху.

При получении второй степени он отслеживает работу во время оборота Солнца и его реплики – Гиперборейской эпохи.

При получении третьей степени он следит за работой, проводившейся во время Лунного оборота, видя, что она послужила основой жизни в Лемурийскую эпоху.

При получении четвертой степени он видит эволюцию во время последней половины оборота и соответствующий ему период нашего нынешнего пребывания на Земле – первую половину Атлантической эпохи, которая закончилась, когда плотная туманная атмосфера исчезла и солнце впервые засияло над сушей и над морем; тогда ночь бессознательности закончилась, глаза внутрисущего Эго полностью раскрылись и оно смогло направить свет разума на проблему завоевания мира. В то время и родился человек, каким мы его знаем сейчас.

Когда мы слышим, что в древних ритуалах Посвящения кандидат вводился в транс на три с половиной дня, то понимаем, что это знаменовало только что описанную часть Посвящения. Три с половиной дня олицетворяли проходимые этапы, а отнюдь не дни по двадцать четыре часа каждый. В действительности время разнится для каждого кандидата, но в любом случае его проводят через бессознательное развитие рода человеческого в течение последних оборотов, а когда сообщается, что его будили на восходе солнца на четвертый день, это символически говорит о том, что его введение в работу, проходившую на инволюционной стадии карьеры человека, прекращается, как только солнце поднялось в ясной атмосфере Атлантиды. Тогда кандидата поздравляют как «перворожденного».

После того как мы ознакомились с путем, который прошли в прошлом, пятая степень подводит кандидата к самому концу периода Земли, когда славное человечество соберет плоды нашего периода и перенесет их с семи глобусов, на которых мы эволюционируем в течение каждого дня проявления, в первый из пяти темных глобусов – наших обиталищ в течение космических ночей. Самый плотный из них располагается в слое Абстрактной Мысли и является в действительности Хаосом, о котором говорилось в главе XI. Этот глобус и есть Третье небо, и когда апостол Павел пишет о том, что он был восхищен до Третьего неба и видел то, о чем не имел права рассказать, он имеет в виду переживания, эквивалентные Посвящению пятой степени в нынешних Мистериях розенкрейцеров.

Показав кандидату финал пятой степени, его знакомят со средствами, с помощью которых этот финал должен быть достигнут за остальные три с половиной оборота периода Земли; во время четырех остальных степеней его глубже просвещают в этом отношении.

Благодаря способности интуитивного проникновения, которую он обрел, ему теперь дано осмысленно сотрудничать с Могуществами, которые работают во Благо, тем самым помогая ускорять день нашего освобождения.

Чтобы устранить бытующее недоразумение, мы хотим пояснить учащимся, что мы не являемся розенкрейцерами только потому, что изучаем их учения, и даже допуск в храм не дает нам право так себя называть. Автор, например, всего лишь брат‑мирянин, ученик, и ни при каких обстоятельствах не назвал бы себя розенкрейцером.

Мы хорошо знаем, что, когда мальчик заканчивает среднюю школу, он еще не готов преподавать. Он должен сначала отучиться в высшей школе, колледже, и даже тогда может не почувствовать призвания быть школьным учителем. Так же и в школе жизни: даже окончив школу Мистерий розенкрейцеров, человек еще не является розенкрейцером. Выпускники различных школ малых Мистерий поступают в пять школ Великих Мистерий. В первых четырех они проходят четыре Великих Посвящения и в конце приходят к Освободителю, от которого получают знание о других эволюциях. Им дается выбор: оставаться здесь и помогать своим братьям или же присоединиться к иным эволюциям в качестве помощников. Тем, кто предпочитает остаться здесь в качестве помощников, дают различные должности в соответствии с их вкусами и склонностями. Братья Креста и Роз находятся среди этих сострадающих, и было бы кощунством втаптывать имя розенкрейцеров в грязь, прилагая его к себе, когда мы всего лишь изучаем их возвышенные учения.

В прошлых столетиях Братья работали для человечества втайне. Каждую полночь проходит служба в храме, где Старшие Братья при помощи братьев‑мирян, способных оставить свою работу в миру (ведь многие из них проживают в местах, где еще день, когда там, где находится храм Креста и Роз, уже ночь), собирают со всего Западного мира мысли чувственные, жадные, эгоистические и материалистические. Они стараются трансмутировать их в чистую любовь, благожелательность, альтруизм и духовные устремления, а затем посылают обратно в мир, дабы возвышать и поощрять все Благое. Не будь этого могучего источника духовной вибрации, материализм давно бы раздавил все духовные усилия, ибо никогда не было более темного века с духовной точки зрения, чем последние триста лет господства материализма.

Сейчас, однако, пришло время, когда тайные мероприятия должны дополняться более непосредственными попытками распространять логичное и последовательное учение о происхождении, эволюции и будущем развитии мира и человека, имеющее и духовный, и научный аспекты; учение, не утверждающее ничего, что не опиралось бы на разум и логику; учение, которое удовлетворяет ум, поскольку предлагает разумное разрешение всех тайн; оно не вызывает вопросов, но и не уклоняется от них, давая глубокие и четкие разъяснения.

Однако, есть одно очень важное «но»: розенкрейцеры не рассматривают интеллектуальное понимание Бога и Вселенной как цель саму по себе, ничуть! Чем больше интеллект, тем больше опасность злоупотребления им. Поэтому это научное, логичное и исчерпывающее учение дается для того, чтобы человек мог всем сердцем поверить тому, что одобрено его головой, и начать жить религиозной жизнью.

Братство розенкрейцеров

Для распространения этого учения было образовано Братство розенкрейцеров, и каждый, кто не является ГИПНОТИЗЕРОМ, профессиональным МЕДИУМОМ, ЯСНОВИДЯЩИМ, ХИРОМАНТОМ или АСТРОЛОГОМ, может быть зачислен в качестве учащегося подготовительного курса путем записи у Генерального секретаря. Никакой платы за Посвящение или членских взносов не взимается. Наше учение не продается за деньги, продвижение зависит от заслуг.

После завершения подготовительного курса каждый включается в список принятых учащихся на двухлетний срок, после которого, если учащийся настолько преисполняется учением розенкрейцеров, что готов порвать связь со всеми эзотерическими или религиозными орденами – за исключением христианских церквей и тайных обществ, – он может принять на себя обязательство, которое вводит его в степень испытуемого.

Ставя такое условие, мы не утверждаем, что все прочие эзотерические школы не в счет – мы далеки от этого, много дорог ведет в Рим, но мы добьемся успеха с меньшими усилиями, если пойдем по одной из них, а не будем переходить с одной на другую. Наши время и энергия и так ограничены, кроме того, они расходуются на семью и общественные обязанности, которыми нельзя пренебрегать ради саморазвития. Нужно с пользой для дела направлять любую частицу энергии, которую можно законно потратить на себя, избегая лишней траты и без того скудного времени, которое имеется в нашем распоряжении. Именно поэтому на отказе от всех других Орденов и настаивают наши руководители.

Мир – это совокупность возможностей, но, чтобы воспользоваться одной из них, мы должны эффективно прилагать определенные усилия. От развития наших духовных способностей зависит, сможем ли мы помочь или же навредим своим более слабым братьям. Такое развитие правомерно, только если цель его – действенное Служение Человечеству.

Метод достижения розенкрейцеров отличается от иных систем одной особенностью. Он с самого начала нацелен на то, чтобы освободить ученика от зависимости от других, дабы он зависел от себя в самом высоком смысле слова, мог выстоять при любых обстоятельствах, справиться со всевозможными трудностями. Только тот, кто так уверен в себе, может помочь слабому.

Когда в классе собирается много людей, чтобы заниматься саморазвитием по негативной линии, результаты обычно достигаются за короткое время по тому принципу, что проще дрейфовать вместе с волной, чем идти против потока. Но медиум не хозяин своих действий, а раб, которым духовно управляют. Следовательно, таких собраний испытуемые должны избегать.

Даже классы, составленные из людей с позитивным настроем ума, не приветствуются Старшими Братьями, поскольку скрытые способности всех суммируются и видение внутренних миров, которое некоторые могут получить, частично обусловлено влиянием других. Жар от угля в центре усиливается окружающими углями, и подготовленный в таком кружке ясновидящий, пусть и всегда позитивный, остается этаким теплолюбивым растением, слишком зависимым, чтобы доверять ему заботу о других.

Поэтому каждый испытуемый в Братстве розенкрейцеров проводит упражнения в уединении своей комнаты. При такой системе результаты могут достигаться медленнее, но когда они налицо, то проявляются как способности, развитые самим испытуемым, не зависимые ни от кого. Кроме того, методы розенкрейцеров одновременно с развитием духовных способностей выстраивают и характер, необходимый, чтобы обезопасить ученика от соблазна проституировать божественные способности ради мирского престижа.

Когда испытуемый выполнит все необходимые требования и завершит испытательный срок, он может послать запрос об индивидуальном обучении Старшими Братьями на имя Генерального секретаря.

Международная штаб‑квартира Братства розенкрейцеров

После учреждения Братства розенкрейцеров с целью распространения учения, изложенного в этой книге, и помощи стремящимся на пути возникла нужда найти постоянное помещение и необходимые условия для проведения этой работы. Для этого был куплен участок земли в городке Оушенсайд, штат Калифорния, в девяноста милях к югу от Лос‑Анджелеса и в сорока милях к северу от Сан‑Диего, самого юго‑западного города Соединенных Штатов.

Участок занимает внушительную территорию, на западе открывается чудесный вид на величественный Тихий океан, а на востоке видны прекрасные снежные горы.

Южная Калифорния предлагает исключительные возможности для духовного роста благодаря более плотной эфирной атмосфере, чем в любом другом уголке мира, а Маунт Экклезия, как называют штаб‑квартиру Братства розенкрейцеров, особенно благоприятное место в этом отношении.

Наши здания

Работа в штаб‑квартире началась в конце 1911 г. К 1973 г. было возведено множество зданий, многих из которых сейчас уже нет. Про‑Экклезия, или часовня, в которой ежедневно со дня ее освящения в декабре 1913 г. проводятся две 15‑минутные службы, была основательно реконструирована в 1962 г. Благочестивые службы с лекцией проводятся по воскресеньям. Двухэтажное здание правления было построено в 1917 г. и реконструировано в 1962 г. На втором этаже находятся офисы различных отделов: эзотерического, заочных курсов, издательского, иностранных языков и бухгалтерского. На первом этаже экспедиторский отдел и типография, где печатаются Уроки, Лучи, брошюры и так далее. Печатный станок для офсетной печати установлен в 1972 г.

Столовая была построена в 1914 г., расширена в тридцатые годы и реконструирована в 1962 г. Готовятся вегетарианские блюда. Храм целительства, где каждый вечер проводится целительная служба, завершен в 1920 г. Для приема гостей и работников в 1924 г. построена Ложа Креста и Роз. Сейчас она используется в основном как книгохранилище. В 1939 г. открыт санаторий, который многие годы использовался для лечения пациентов с неинфекционными заболеваниями. Сейчас это Дом для гостей, используемый для работников и участников собраний. В многочисленных коттеджах, возведенных и перестроенных после 1962 г., находятся жилые помещения для работников. Здание лечебного отдела воздвигнуто в 1940 г. В нем наши секретари заняты работой целительства.

Заочная школа

Дополнительно к публикациям Братства розенкрейцеров, перечисленным в конце книги, имеются три бесплатных заочных курса: философия розенкрейцеров, толкование Библии и астрология. Информация о них предоставляется по запросу.

СИМВОЛИЗМ КРЕСТА И РОЗ

Когда нас спрашивают о смысле любого мифа, легенды или символа, имеющего эзотерическое значение, абсолютно необходимо понимать, что любой символ имеет множество аспектов, ведь даже объект трехмерного мира можно или, вернее, должно рассматривать отовсюду, чтобы получить о нем полное, всестороннее представление. Каждая точка зрения раскрывает свой аспект, отличный от других, и все имеют равные права.

Рассматриваемый во всей своей полноте, этот чудесный символ содержит ключ к прошлой эволюции человека, его нынешнему составу и будущему развитию, а также к методу достижения. В той форме, где имеется единственная роза в центре, он символизирует Дух, излучающий из себя четыре проводника: плотное тело, жизненное тело и тело желаний плюс ум; Дух вошел в свои инструменты и стал внутрисущим человеческим Духом. Однако было время, когда такого состояния не было и Троичный Дух парил над своими проводниками, будучи неспособным в них войти. Тогда крест стоял один, без розы, символизируя состояние, которое преобладало в первой трети Атлантиды. Было даже время, когда верхняя часть креста отсутствовала и состав человека олицетворялся буквой Тау (Т) – так было в Лемурийскую эпоху, когда у человека имелись лишь плотное тело, жизненное тело и тело желаний, но отсутствовал ум. Тогда животная природа преобладала, и человек полностью следовал за желанием. А еще раньше, в Гиперборейскую эпоху, у него не было тела желаний, он обладал только плотным и жизненным телами. В то время человек‑в‑становлении походил на растение, целомудренное и свободное от желания. Тогда его состав не мог быть представлен в виде креста. Он символизировался прямой колонной, столпом (I).

Этот символ рассматривался как фаллический, как эмблема, демонстрирующая распущенность поклонявшихся ей людей. В действительности же это символ размножения, а размножение никоим образом не является синонимом деградации, отнюдь нет; столп – это нижний конец креста, символический человек‑в‑становлении, когда он был подобен растению. Растение не сознает, что такое страсть, желание, не знает зла. Оно порождает и сохраняет свой вид способом столь чистым и целомудренным, что в каком‑то смысле слова может почитаться образцом, идеалом для падшего, погрязшего в страстях человечества; данный символ был дан первым расам именно с этой целью. Фаллос и йони широко использовались иерофантами греческих храмов Мистерий в этом духе, а на фронтонах храмов можно было прочесть загадочные слова: «Человек, познай себя», девиз, который при верном понимании похож на девиз Креста и Роз, поскольку показывает причину человеческого падения в желание, страсть и грех и дает ключ к его освобождению, как и розы на кресте указывают путь к нему.

Растение невинно, но не добродетельно; у него нет ни желания, ни выбора. У человека есть и то и другое. Он может следовать своему желанию или нет, как пожелает, чтобы учиться владеть собой.

Пока он был, подобно раст<

Наши рекомендации