Учебно-методические материалы по Основному Богословию

Учебно-методические материалы по Основному Богословию

Для 1 курса МДС СЗО

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ КУРСА

Целью курса «Основное богословие» является раскрытие и обоснование основных истин христианского вероучения, а также анализ религиозных и мировоззренческих взглядов, противостоящих христианству либо неверно его толкующих.

При ознакомлении с основными истинами Православной веры предполагается привлечение широкого круга сведений из различных областей гуманитарных и точных наук.

ЗАДАЧИ КУРСА.

  1. Рассмотрение и анализ главнейших истин христианского вероучения с точки зрения разума, общефилософских, исторических и общекультурных позиций, а также в сопоставлении со схожими положениями нехристианской религиозной, философской и религиоведческой мысли.
  2. Обоснование истинности христианства, его уникальности, определение места и значения христианства среди иных религиозных учений.
  3. Изучение и критический анализ основных положений в современном религиоведении, непосредственно касающихся основных христианских истин.
  4. Ознакомление с основными теоретическими положениями в области современного естествознания, формирование общих представлений о тенденциях и направлениях развития естественных наук, возможности их использования в апологетической деятельности.
  5. Определение основных направлений развития современной апологетической мысли.
  6. Изучение методов ведения апологетической деятельности и привитие навыков апологетической работы с людьми, имеющими негативные или ложные взгляды на христианскую веру.
  7. Подготовка к формированию целостного православного мировоззрения.

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Данный курс носит пропедевтический характер и нацелен на подготовку студента к последующему углублению в изучении христианского вероучения в рамках следующих разделов богословия: догматического, нравственного, сравнительного. Кроме указанных предметов, курс связан с целым рядом дисциплин: историей философии, историей религий, историей Древней Церкви, историей западного христианства, концепциями современного естествознания, психологией, риторикой.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В результате изучения материала курса студент должен:

· иметь целостное представление о развитии христианской апологетики в историческом и богословском ракурсе;

· владеть категориально-понятийным аппаратом апологетического богословия, обладать навыками работы с первоисточниками;

· знать и понимать основы вероучения и духовной жизни в традиции Православной Церкви;

· понимать глубинную взаимосвязь духовно-нравственного состояния человека и причин неверия;

· уметь применять полученные знания основ христианской веры для решения разнообразных проблем современности;

· познакомиться с рядом включенных в программу учебных пособий и научных работ;

· уметь давать ясное и доступное объяснение главных истин Православной веры для лиц, чуждых религиозной традиции;

· иметь представление об основных достижениях и перспективах развития современного естествознания и о возможности их использования в апологетических целях.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение в изучение предмета.

Понятия «основное богословие», «апологетика».

Содержание понятия «основное богословие». Понятие «богословие» в язычестве и в христианстве. Понятие «апологетика» в различные периоды существования Православной Церкви. Понятие христианской апологетики. Различие понятий «основное богословие» (изложение, обоснование и защита основных истин религии); и «апологетика» (любая защита христианства от обвинений и критики со стороны его противников, анализ и опровержение ложных учений о религии).

Принципы и цель существования основного богословия, его методы.

Основное богословие как наука. Цели и методы науки Основного богословия: раскрытие христианского учения миру как основополагающая задача. Метод: доказательство от разума, использование данных науки и культуры, обобщение жизненного опыта человечества. Основное богословие как учебная дисциплина. Место его среди других богословских наук.

История апологетики.

Апологетика в дохристианский период. Апостолы и раннехристианские апологеты. Полемика христианства с иудаизмом и язычеством. Методы ранних апологетов. Два подхода в отношении к античной языческой культуре. Борьба апологетов с гностицизмом. Апологии первых веков как словесная икона подвига святых христианских мучеников. Апологетика средневековья и времени Возрождения. Полемика с исламом. Схоластика, ее значение в развитии апологетики. Апологетика Нового времени. Философские системы Декарта, Лейбница, Вольфа и их влияние на апологетику. Английская апологетическая школа. Апологетика во Франции XVIII – XIX века. Появление «мифологической школы» и ее критика. Ново-тюбингенская отрицательная историко-критическая школа, ее критика. Кант, Гегель, Шеллинг и их значение для апологетической мысли. Апологетическая деятельность Шлейермахера и Фихте. Специфика апологетики в ХХ веке. Русская апологетика. Особенности апологетики в постсоветском обществе.

Понятие о религии.

Общие сведения о религии

Чувственный и духовный мир. Смысл человеческой жизни. Две мировоззренческих позиции в отношении к цели бытия человека. Вера. Определение религии. Этимология: Цицерон, Лактанций, блаж. Августин, Сергий Сульпиций. . Материалистический, религиоведческий, теистический взгляды. Внешние и внутренние определения. Религия и религиозность. Искажения религиозной жизни. Типы религиозного сознания. Сущность религии: духовный союз человека с Богом. Признаки (существенные элементы) религии: истина бытия Божественного; вера в мир невидимый (духовный); истина бессмертия души; связь с миром духовным (возможность и необходимость Божественного откровения); восприятие Божества в нравственных понятиях (различение добра и зла, нравственное сознание ответственности перед Высшим Существом); проявление религиозного чувства, богопочитание и культ; объединение людей, связанных единой верой. Многообразие религий. Богодухновенная и естественные религии. Истинная религия.

Происхождение религии

Объективное основание возникновения религии: бытие Божие и Его нравственные свойства. Внутренняя предпосылка религии: образ и подобие Божие в человеке. Богоустановленность религии в человеческом роде. Библейский взгляд на возникновение религии. Субъективная сторона происхождения религии; врожденное стремление человека к богоуподоблению, потребность в богообщении, нравственная чистота. Значение Откровения для зарождения религии. Переживание Бога в личном духовном опыте.

Основные истины религии

Доказательства бытия Божия.

Логика как установленные Богом всеобщие законы деятельности разума. Понятие доказательства. Узкое и широкое значение данного слова. Виды доказательств. Логическое построение его. Обоснование истины в религии. Значение и границы разума в духовной жизни. Апологетические аспекты доказательств от разума религиозных истин. Космологический аргумент. История разработки. Логические основания аргумента: закон причинности и закон достаточного основания. Космос (тварный мир) и его границы. Применение закона причинности как к отдельным частям мира, так и в целом. Мир не обладает самобытностью и не имеет причины в самом себе. Факт бытия мира требует признания всемогущей творческой причины. Идея сотворения мира из ничего и космологический аргумент. Возражения И.Канта. Апологетическое значение космологического аргумента. Телеологический аргумент. Творец и творение: библейское понимание. Святые отцы о познании Бога из творения. Логическая сущность аргумента. Разумно-целесообразное и гармонически-упорядоченное строение мира как произведение разумного Творца, обладающего всемогуществом и всесовершенством. Формально-логический анализ телеологического аргумента. Утверждение его в многообразии человеческого опыта. Свидетельства математики, биологии, экологии и др. наук. Антропный принцип. Апологетическое значение данного аргумента. Онтологический аргумент. Этимология названия. Разработка данного аргумента архиеп. Ансельмом Кентерберийским. Представление о Всесовершенном. Уникальность понятия о Нем. Логическая сущность аргумента. Формулировка онтологического аргумента Т.Декартом. Происхождение различных понятий. Споры вокруг онтологического аргумента. Психологический аргумент. Связь этого аргумента с онтологическим. Доказательства бытия Божия на основе надличностного источника идеи о Боге в древности (Цицерон, блаж. Августин). Разработка психологического аргумента Р.Декартом. Развитие Картезианской версии психологического аргумента В.Кудрявцевым - Платоновым. Нравственное доказательство бытия Божия. Кантовская форма нравственного аргумента. Нравственный закон в человеке. Свв. отцы о его сущности и происхождении. Понятие о совести. Универсальный общечеловеческий характер нравственного закона. Кантовская разработка нравственного аргумента. Различные гипотезы о нравственном законе (биологическая, социальная, автономная). Нравственный аргумент в разработке В.Кудрявцева-Платонова. Абсолютное совершенство как конечная нравственная цель человека. Признаки совершенства. Только признание бытия Бога как Всемогущей и Всеблагой Личности наполняет смыслом высшие нравственные устремления человека. Исторический аргумент. Основания аргумента: всеобщность религии в человеческом роде и необъяснимость этого универсального феномена конечными, относительными факторами человеческой истории. Данные истории, археологии, этнологии, в пользу исторического аргумента. Недостаток формально-логической строгости. Сила его как косвенного аргумента. Апологетическое значение его в современных условиях. Религиозно-опытный аргумент. Значение опыта в установлении и подтверждении истины. Религия как живая связь человека с Богом. Бытие Бога - факт многообразного и многократно подтверждаемого опыта людей. Независимость и универсальность этого опыта от преходящих и относительных культурно-исторических и индивидуально-бытовых условий. Полное соответствие богословско-теоретического знания о путях Богопознания и практики религиозной жизни. Проверяемость и повторяемость духовно-опытных свидетельств о бытии Бога. Строгое соответствие религиозных истин критериям доказательности.

Откровение Божие.

Откровение как раскрытие Богом людям спасительных истин. Невозможность существования религии как духовно-нравственного союза человека с Богом без Откровения. Виды откровения: естественное и сверхъестественное. Познание Бога через творение - внешняя форма естественного Откровения. Образ и подобие Божие в человеке как начатки врожденного Боговедения. Значение естественного Откровения для принятия сверхъестественных Богооткровенных истин. Сверхъестественное Откровение. Понятие о нем. Виды сверхъестественного Откровения: общее и индивидуальное. Формы его проявления. Признаки истинности Откровения: высота духовно-нравственного учения (сверхразумность, премирность); соответствие Священному Писанию к общему учению Православной Церкви; пророчества и их исполнение; чудеса и знамения; духовные последствия (любовь, смирение, нравственное совершенствование). Индивидуальное откровение и вопросы православной аскетики. Соотношение между сверхъестественным Откровением и естественным богопознанием.

Ветхозаветная религия

Богооткровенный характер. Учение о Боге. Монотеизм. Доводы рационалистов о первоначальном политеизме у древних евреев: филологический анализ имени Бога Элогим, множество имен Божиих в Библии, применение к Божеству антропоморфизмов. Опровержение рационализма. Уникальность религии древних евреев среди современных им народов. Богооткровенность библейского учения о сотворении мира. Сверхрациональный характер идеи творения мира из ничего. Ветхозаветная нравственность. Принципиальное превосходство ее над языческими религиями и этико-философскими учениями. Закон и благодать: сравнение ветхозаветной морали с евангельским идеалом. Пророчества как доказательства богодухновенности ветхозаветной религии. Исполнение пророчеств в новозаветной священной истории. Ветхозаветная религия и христианство: преемство и единство. Закон как детоводитель ко Христу. Полнота истины и совершенство в христианском учении.

Природа зла

Начало греха в человеческом роде. Падшая и поврежденная природа человека. Свободная воля как источник зла. Причины умножения греха в современном мире. Ложность морализма в понимании зла в мире. Человеческая справедливость и Божественная правда. Земное и небесное. Страшный Суд и воздаяние. Природа зла может быть лишь понята с высоты учения о Царстве Небесном. Неверие, его причины и формы. Стадии отпадения человека от Бога. Человекобожие Ф. Ницше. Нигилизм.

Христианство и культура

Утрата традиционных ценностей. Современная цивилизация как соблазн „земного рая". Кризис бездуховности в современном мире. Старые и новые лжеучения. Понятие «псевдорелигиозности». Психотехники как суррогат религиозности. Опасность религиозного универсализма.

Темы курсовых сочинений

1. "Эстетический" подход к религии: Шлейермахер и современное общество

2. Анализ иеромонахом Серафимом (Роузом) современного безбожия (нигилизма)

3. Нетеистическая религиозность и ее место в советском обществе

4. Основные апологетические идеи К.С.Льюиса в его книге “Просто христианство”

5. Святитель Феофан Затворник о причинах и ступенях отпадения человека от веры и Церкви

6. Основные препятствия на пути воцерковления современного человека

7. Онтологическое доказательство бытия Божия

8. Анализ теории происхождения религии от внеземных цивилизаций

9. Причины религиозного индифферентизма современного общества

10. «Автономная этика» И.Канта и христианская нравственность

11. Основные апологетические идеи К.С.Льюиса в повести “Расторжение брака”.

12. Современная палеоантропология о религиозности древнего человека.

13. Обзор естественно-научной апологетики в России конца ХХ – начала ХΧΙ в.

14. Преображение как преодоление дихотомии «сакральное – профанное».

15. Неоязычество в постсоветской России: истоки, формы, православное осмысление как явления современной жизни.

16. «Откровения антелов хранителей»: неоязычество или христианство?

17. В чем принципиальное различие молитвы и медитации?

18. Понятие веры в контексте богооткровенных и естественных религий (по книге Е.Степановой «Постижение веры»)

19. Обряд и его значение в религиозной жизни

20. Математические аналогии в апологетике

21. Характер первоначальной религии человечества в свете современных исследований

22. Психотехника как суррогат религии

23. Постсоветский атеизм, его идеология, структура, адепты.

24. Бессмертие души с точки зрения науки ХХ в.

25. Проблема сохранения человека как биологического вида на пороге ΙΙΙ-го тысячелетия.

26. Фанатизм ХХ в. как религиозно-культурный феномен.

27. Антропный принцип Вселенной в структуре доказательств бытия Божия

28. Аномальные явления ХХ в. с точки зрения православной аскетики

29. Проблема страданий животных в современной апологетике.

30. Апологетика христианства в католическом богословии ХХ в.

31. Философская апологетика в греческом православном богословии ХХ в.

32. Ф.М.Достоевский глазами западных апологетов.

33. Аналогии техногенной культуры и их возможность для современной христианской апологетики.

34. Неоязычество как феномен постсоветской культуры.

35. Путь человека от веры к неверию: уроки ХХ в.

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Учебники и учебные пособия

· Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Основное богословие. М., 1999.

Дополнительные учебные пособия:

· Августин, архим. (Гуланицкий). Руководство к Основному богословию. Изд. 10-е. М., 1914.

· Голубинский Ф., прот. Умозрительное богословие. М., 1884.

· Добротворский В.Н. Основное и догматическое богословие. Харьков, 1888.

· Зеньковский В.В. Апологетика // Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1997.

· Михаил (Мудьюгин), архиеп. Курс основного богословия. М., 1995.

· Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884.

· Светлов П.Я. Курс апологетического богословия. Киев, 1912.

· Светлов П.Я. Одигетика. Руководитель в занятиях апологетикой. Киев, 1997.

· Светлов П.Я. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Киев, 1910.

· Тихомиров Д.А., прот. Курс Основного богословия, 4-е изд. Пг., 1915.

· Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. Клин, 2000.

Дополнительная литература:

1. Аквилонов Е., проф., прот. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия, 2-е изд. СПб., 1905.

2. Апологетика. //Православная Энциклопедия.

3. Баженов В.Б., протопресв. О религии... СПб., 1905.

4. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998. С. 124-242.

5. Бурдо Л. Вопрос о смерти, его различные решения. СПб., 1911.

6. Буткевич Т.И., прот. Религия, ее сущность и происхождение. Кн. 1-2 Харьков, 1902-1904.

7. Введенский А. Вера в Бога, ее происхождение и основание. М., 1891.

8. Введенский А. Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. М., 1902.

9. Вениамин (Федченков), митр. О вере, неверии и сомнении. СПб., 1992.

10. Владимир (Богоявленский), свщмч. Доказательства бытия Божия. М., 1912.

11. Глаголев С. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. М., 1984.

12. Глаголев С. Очерки по истории религий, ч. 1. Сергиев Посад. Св. Троице-Сергиева Лавра, 1902.

13. Глаголев С. Прошлое человека. Сергиев Посад, 1917.

14. Глаголев С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Исследование. Харьков, 1900.

15. Глаголев С., проф. Из чтений о религии. Религия как основа жизни. Религия в ее исторических формах... Св. Троице-Сергиева Лавра, 1905.

16. Голубев В. Бог как первая причина бытия, с философской и естественнонаучной точки зрения. Харьков, 1905.

17. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993.

18. Израиль (Лукин), архим. Обозрение ложных религий: языческой, новоиудейской и магометанской. Харьков, 1849.

19. Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.

20. Иннокентий (Борисов), архиепископ. О религии вообще. О религии откровенной... СПб., б.г.

21. Кабо В. Круг и крест. Канберра, 2002.

22. Кабо В. Происхождение религии: история проблемы. Канберра, 2002.

23. Кейт А. Доказательства истинности христианской веры. На основании буквального исполнения ветхозаветных и новозаветных пророчеств. СПб., б.г.

24. Клитин М.М., прот., проф. История религии (Опыт историко-богословского исследования), т. 1. Одесса, 1910.

25. Кудрявцев-Платонов В.Д. О доказательствах бытия Бога.

26. Кудрявцев-Платонов В.Д. Религия, ее сущность и происхождение. М., 1871.

27. Лавровский А., прот. Опыт изъяснения взаимного отношения между Божественным Откровением и разумом человеческим. СПб., 1889.

28. Льюис К.С. Страдание. М., 1992.

29. Льюис К.С. Чудо. М., 1992.

30. Марков И. Декартово онтологическое доказательство существования Бога. Сергиев Посад, 1914.

31. Махорьев Ф. Мессианское значение чудес Иисуса Христа. СПб., 1892.

32. Михаил (Грибановский), епископ. Истина бытия Божия. // Богословские труды. 1990. Сб. 13. С. 5-82.

33. Покровский А. Библейское учение о первобытной религии. Опыт библейско-апологетического исследования. Св. Троице-Сергиева Лавра, 1901.

34. Тиллих П. Динамика веры // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995.

35. Тихомиров П.В. Имманентная критика рационального богословия (Гносеологические и метафизические предпосылки истины бытия Божия). Исследование. Харьков, 1899.

36. Трубецкой С. Н. Смысл жизни. М., 1994.

37. Успенский Е. Христианское умозрение и человеческий разум. М., 1895.

38. Феофан (Тумаков), еп. Чудо. Христианская вера в Него и ее оправдание. Опыт апологетически-этического исследования. Пг., 1915.

39. Франк С.Л. К истории онтологического доказательства // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. С. 365-416.

40. Франк С.Л. Непостижимое, гл. 10 // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 510-555.

41. Франк С.Л. Онтологическое доказательство бытия Бога // Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Париж, 1972. С. 107-152.

42. Франк С.Л. С нами Бог. М., 1992.

Учебно-методические материалы по Основному Богословию

Для 1 курса МДС СЗО

Наши рекомендации