Глава 8. роскошная смоковница
Когда ветка смоковницы падает на влажную землю, она скоро пускает корешки, врастает в почву и покрывается листьями. Длина ветвей смоковницы достигает иногда двадцать аршин.
Подобно смоковнице растут на земле качества Бога: милосердие, доброта, любовь. Сказанное хорошее слово, искренний поступок, падший на добрую почву, вырастает, укореняется и выбрасывает свои ветви во все стороны. И это вечный верный закон Божий.
В Оржице в доме Степана после посещения его Иваном Онищенко произошла большая перемена. По дому прошел как бы ангел добра, пробуждения к жизни, и оставил свой незримый, добрый след. Перемена в Степане поразила всех. Проводив Онищенко, Степан принес еще одно Евангелие для тети Иры и, став перед отцом и матерью на колени, выпросил прощения за то, что без спроса пригласил гостя ночевать, за то, что часто грубил матери и не выполнял поручений отца, и за многое другое.
— А теперь я никогда не буду делать ничего плохого, - со слезами говорил он, говорил новый Степан.
А все было просто и естественно, зажглась свеча и осветила дом. И тьма не поглотила этот свет. У матери было недоверие к людям, была грубоватость по отношению к ним, но не было зла, не было жадности. Отец был мягок, и едва свет осветил его, ему стало хорошо. В Степане же, поистине, произошло рождение свыше.
Когда человек приходит к Богу внешне, а внутренне продолжает быть мертвым, такого мертвеца не любят. Он вводит всех в заблуждение, раздражает окружающих. Внутреннее же перерождение является благоуханием, оно все разъясняет, оно не раздражает. Оно заражает и увлекает за собой всех. Степанова покорность родителям передалась и сестричке Маше, и двум меньшим братьям. У отца больше не срывались гневные слова, мать перестала ходить по соседям для пересудов. А вечерами Степан рассказывал всем об Иване: как они встретились, что он рассказывал о себе и о Евангелии. А Маша каждый вечер по часу всем читала. Об Иване говорила и мать, что это приходил
к ним ангел. Когда Маша читала из Евангелия, что чистые сердцем Бога узрят, мать сказала, что, значит, у нее нечистое сердце: не узнала она ангела сначала. Потом почувствовала, а проводила как простого человека. Ах, если бы можно было вернуть его и все поправить.
Дед Степана, Москаленко Михаил Тимофеевич, слыл в селе Оржи-ца за первого человека по уму и по владению ремеслом. Столярные работы, кузнечное мастерство, сапожное и шорное дело были для него своими. Своими руками построил он ветряную мельницу. К нему шли за помощью и советом.
Отец Степана был менее даровитый, но хозяйство вел исправно, подчиняясь воле властной жены. Степан позаимствовал от них кое-какие хорошие качества. В детстве сам мастерил себе игрушки, теперь во многом помогал отцу по хозяйству. Родившись духовно, он стал первым на всем подворье, и его пример покорил всех. Проповедь же его состояла в нескольких словах: «Давайте будем делать друг для друга только то, что ему нравится, что ему по душе». А это было просто, и вместе с тем непросто. Для этого надо было не думать о себе. Надо было отдавать, надо было служить, надо было любить. И здесь неоценимой помощью было Евангелие, Благая весть Иисуса Христа.
Наступила глубокая осень. Полевые работы закончились, больше стало свободного времени. Всех влекло желание слушать Евангелие, желание научиться читать самим. И двенадцатилетняя Маша стала давать брату каждый день урок чтения и письма. Степану обучение давалось легко. Вскоре к ним в дом стали приходить соседи и тетя Ира с дядей. Маша читала еще по слогам, но, готовясь к очередному чтению, она сама несколько раз прочитывала главы, и когда читала всем, то читала его вслух сначала подругам, потом всем в классе. Учительница позволила это делать и иногда сама садилась в сторонку и слушала.
Онищенко при прощании рассказал Степану о братьях в Смеле, Новомиргороде и в Малых Висках. Там можно было достать Новые Заветы и близко познакомиться с евангелистами. И Степан с позволения родителей съездил туда. А после стал бывать там все чаще и чаще. В это время у евангелистов разрешалось проповедовать и тем, кто еще не принял водное
крещение и не был членом церкви. И Степан, хотя и был неграмотным, становился на проповедь, по памяти читая нужное место из Писания. В то время евангелисты не определялись по принадлежности к общине. Читает Евангелие - вот основной признак того времени. Живет по Евангелию - тем более совершенное мерило, самое безошибочное. В поисках друг друга евангелисты часто спрашивали: «Кто у вас здесь читает Евангелие?» Цель этих людей была одна: жить по Евангелию, распространять Евангелие, давать людям радость, давать возможность жить по воле Пославшего.
Скоро живая и деятельная натура Степана стала требовать большего. Мало было сказать слово, надо было дать людям саму эту книгу. И он договаривался с друзьями в Смеле, что они помогут ему в этом деле.
Так разрасталась роскошная смоковница, так пускала все новые и новые корни. Так по следу, оставленному первой каплей, Иваном Онищенко, весело и радостно устремлялись новые капли воды, бегущие в жизнь вечную.
Глава 9. Горечь богатства
Веточка смоковницы Степана Москаленко дотянулась и до дома богатого купца Панкова, расположенного на центральной площади Оржицы. Дотянулась, легла на добрую почву и пустила корни. Доброй почвой послужила дочь купца Елена. Чуткая ко всему, она отзывалась на каждое явление жизни, как натянутая струна чувствительного инструмента. Где нужда, где слезы - Леночка уже там. Откуда у нее это - определить было нельзя. Отец при своем торговом деле был постоянно в разъездах. Мать, богатая купчиха, больше заботилась о роскоши в доме, нарядах для себя и детей, которых у нее было трое. Леночка была самой младшей. Старшими детьми, двадцатидвухлетним сыном и двадцатилетней дочерью, купчиха не могла нарадоваться. Учились они в приходской школе, правда, не слишком успешно, но теперь ведут себя среди молодежи села, как и подобает купеческой семье: с бедными не дружат, нигде лишнего слова не скажут, любят нарядно одеваться, в церкви стоят на особом месте, ставят другие свечи. Послушания родителям, правда, тоже нет, но отца боятся. Что еще надо желать?
А вот младшая Лена родилась ребенком другого склада, совсем другого. Ей всех жалко, к нарядам равнодушна, за собой всегда убирает. И вот на эту почву легло доброе семя Евангелия. Маша Москаленко была подругой в школе у Лены Панковой. И хотя учились в разных классах, зато на всех переменах были вместе, вместе съедали то, что накладывали им в сумки дома. Чтение Машей Евангелия в школе явилось пробуждением и для ее более старшей подруги. Образ Иисуса, двенадцатилетним мальчиком беседовавшим с учителями и наставниками, увлек ее. Явление Христа народу, крещение, искушение в пустыне, Его нагорная проповедь открыли ей целый мир, подняли такие важные вопросы и дали такие четкие и ясные ответы. «И я хочу быть такой, как Иисус, -
родилась мысль в голове Лены. - И я хочу так жить, хочу расти в повиновении у родителей, хочу сказать людям о Боге, чтобы они любили Бога и друг друга. Я и папе буду говорить, чтобы он не кричал на маму и чтобы мама не прогоняла папу от дома бедных и что не надо так богато жить».
Как поступать ей сейчас? И она открылась учительнице Ольге Владимировне, рассказала о том, что ее волновало.
Учительница была умным человеком, любящим истину. Она часто брала у Маши Евангелие, читала его, открывая для себя новое, сильное, святое и вечное. Она внимательно выслушала девочку и сказала:
— Милая Лена! Я знаю, что горе богатым; богатство закрывает им вход в Царство небесное, знаю, что советы Иисуса богатому юноше - раздать все и наследовать Царство - единственно верные. Но ты еще маленькая. Ты еще не можешь внешне совершить этот шаг. Но ты думай так, понимай так и сколько есть сил старайся жить так, а Бог все усмотрит. Расти, сестра моя младшая. А придет время, все раздашь, от всего ненужного освободишься. Придет оно, Леночка.
И Леночка решила начать все с того, что уже в ее силах, в ее воле ограничивать свои потребности, открывать дверь Царства внутри себя. За столом она съедала столько, чтобы не чувствовать голода, старалась не огорчать мать, не одевала дорогих платьев, не вешала на себя дорогие украшения. И от этого ей было хорошо.
Время шло. Лена взрослела. Однажды, когда они были с матерью вдвоем, та заговорила с ней, стараясь вызвать дочь на откровенность.
— Леночка, я хочу поговорить с тобой. Я замечаю, что ты чуждаешься меня и многое таишь. Вот ты одеваешься просто, не носишь дорогих платьев. И даже деньги на сладкое, которое ты получаешь, кому-то отдаешь. Ты часто ходишь к бедным и больным людям, а ведь мы всеми уважаемая купеческая семья. Зачем, почему так?
— Я, мам, не могу жить роскошно, когда вокруг меня многие живут бедно. Мне стыдно перед людьми и грешно перед Богом. Мне стыдно кушать в школе пирожное, когда рядом у девочек корка черствого хлеба. Стыдно быть в дорогом платье, когда у других платья из грубой материи. За все, что не так, как у всех, мне стыдно, мама.
— Но ты пойми, Лена, - перебила ее мать. Но дочь с волнением продолжала:
— Выслушай меня, мама. Мало того, что я не позволяю себе лучше других есть и одеваться. Я знаю, что не должна пройти мимо тех, кто нуждается.
— Я перебью тебя, Лена. Скажи, кто внушил тебе все это? Ты и была добрая, но ты так не говорила. Что с тобой случилось?
— Родная моя мамочка, я узнала об Иисусе Христе, узнала кто Он, чему учил, как Сам жил. Он был Сын Бога, а жил как самый простой человек. У Него не было
даже где голову преклонить. Он не имел ничего Своего, а имел душу, которая болела за каждого человека. Он всем помогал, исцелял, врачевал, воскрешал, учил жить так, как велел Бог. И как люди были благодарны Ему! Но это бедные, а богатые ненавидели, гнали, а потом и распяли. А Он отдал всего Себя. Он и жизнь отдал за других. И это разбудило меня, и я так же хочу поступать. Я не могу жить не так.
— А откуда ты узнала про Евангелие?
— Маша Москаленко читала нам в школе, и я сама брала у нее и читала.
— Им-то что? Они среднего достатка. Им терять нечего. Они живут как все. А ты ведь должна учесть, что ты дочь уважаемого купца. Нам Бог дал по Своей милости богатство, чтобы мы жили лучше многих. Отец ведь не отнимал ни у кого. Сколько он трудится, ездит, ночей не спит.
— Мама, я должна идти к больной подруге в соседнее село, - сказала Лена. - Мы вместе учились, а теперь она заболела. Бедные они очень.
— Сходи, да не надолго. В школу ж тебе идти, да и я буду беспокоиться. Кучер свезет тебя, я прикажу, ведь десять верст.
— Я и пешком дойду. Помогать не приезжают, а приходят.
Но вот прошло три дня, а Лены все нет и нет. Отец уехал на фаэтоне в Лубны,
а кого послать узнать? На четвертый день в дом постучался проезжий и подал купчихе записку, в которой Лена писала, что подруга заболела черной оспой, что мать у нее лежит в параличе, а больше никого нет. И что она еще останется у них. Да и домой ей теперь нельзя, она может принести заразу с собой. И что она просит прощение и верит, что Бог поможет ей помочь подруге и не заболеть самой.
Купчиха хоть и была православной христианкой и в церковь ходила, но пришла в отчаяние. Она верила в нечистую силу, верила в заговоры, в молебны, могущие отогнать эту силу, и вначале хотела пригласить местного священника отслужить молебен в своем доме. Но этого ей показалось мало. Она знала случаи, когда и священник служил и не помогало.
— Надо архиерея Лубинского пригласить, тот поможет.
И заработала машина человеческих взаимоотношений. Получив неплохое вознаграждение, сельский староста сел на хороших лошадей и помчался к архиерею и еще куда надо было. И через два дня вернулся с сообщением, что архиерей по первому зову приедет. Но надо, чтобы на молитве была сама Елена.
Через неделю Лена пришла домой. Личико ее осунулось, но в глазах горел огонь жизни. На вопросы матери она отвечала скупо.
— Все, мамочка, - сказала она, - теперь все хорошо. Сказали, что это не черная, а просто оспа. Пришла ее тетя и взяла на себя заботу побыть в их доме с неделю, а там видно будет.
К вечеру вернулся из дальней поездки отец, и мать послала фаэтон за архиереем.
Глава 10. Исповедь архиерея
К полудню в дом к Панковым приехала карета архиерея. Елена была в своей комнате, когда к ней быстро зошла кухарка и, оглядываясь, шепотом сказала:
— Паночка, это архиерей приехал справить молебен. Барыня очень за вас волновалась и позвала их. Слушайтесь барыню, она вас очень любит.
И она торопливо вышла.
«Справить молебен, - думала Елена, вспоминая, как справляли молебен в доме одной соученицы, выгоняя нечистую силу. - Неужели мама думает, что и в меня она вселилась? Это их дело. Я свободна от этого. Я верю в Бога и хочу свободы. Мой Иисус, помоги мне жить в Твоей свободе».
В комнату торопливо вошла мать.
— Леночка, дочь моя, скорей одевайся и пойдем в зал. Приехал архиерей в наш дом, честь-то какая, поклонимся ему.
— Мама, иди и кланяйся ему, и папа пусть кланяется, а я не пойду. Иисус учит только Богу поклоняться, только Ему одному служить.
— Зачем ты хочешь сделать мне неприятность? Надо тебе только выйти и все. Остальное мы сами сделаем.
— Мама, прости меня, но я этого не сделаю. Я люблю вас и ничего не имею против архиерея, но участвовать во всем этом я не буду. Он не просто заехал, он будет служить молебен. Пусть служит, я мешать не стану.
— Но надо, чтобы и ты там была.
— Я не буду.
— Ты тогда не дочь мне, я тебя и знать не стану.
— Мама, не гневайтесь, я твердо это решила. Я верю в Бога, люблю Евангелие, но в этом участвовать не буду. Хлопнув дверью, мать вышла из комнаты.
Молебен был отслужен в большом зале торжественно и богато. Были члены семьи купца, многочисленная прислуга и близкие люди. Не было на нем только Леночки.
Архиерей был человек мягкий, добрый. Ему было хорошо заплачено, и отсутствие виновницы этого молебна его не смутило. И на предложение хозяйки пройти в комнату младшей дочери он охотно и с интересом согласился. В шитой золотом черной мантии, с серебряным резным крестом в руке архиерей постучал
в дверь.
— Можно войти?
— Пожалуйста, можно, - сказала Елена и сама удивилась доброму веянью в своей душе.
Архиерей вошел и хотел осенить ее крестом, но Лена предупредительно поднялась и подвинула ему бархатное кресло.
— Садитесь, пожалуйста.
Архиерей, который всегда на людях старался держаться со властью, здесь почувствовал себя просто человеком, и от этого ему самому стало хорошо. Он сел и, чтобы как-то начать разговор, заметив вязку со спицами на столе, спросил:
— Рукоделием занимаетесь?
— Да, вяжу немного и вышиваю.
— Надеюсь, не по нужде это делаете, а по доброму желанию?
— И по желанию, и по нужде.
— По какой нужде?
— По нужде участвовать в труде. В труде и польза, и назначение человека. Елена почувствовала, что в беседе с этим высокопоставленным духовным
лицом она поменялась ролями. Назидающим лицом становилась она.
Почувствовал это и архиерей и торопился войти в свою роль, роль пастыря.
— Мне кажется, что вы нездоровы.
— Нет, - твердо ответила Лена и вскинула на духовника глаза, исполненные внутренней работы и любопытства, - я совершенно здорова. Когда здоровый дух, тогда и тело перестает казаться слабым. Дух, если он дух от Бога, есть господин тела.
— А как вы относитесь к материальному, например, к собственности?
— Я не против собственности вообще. Я за полное равенство в том, чем человек владеет: дом у него и у меня, платье - то же самое. Кто имеет две одежды - отдай одну тому, кто не имеет.
— Вот как?
— А почему вы удивляетесь? Так говорил Предтеча, так сказал Спаситель.
— Это в вас потому, что вы не несете своих обязанностей в семье, в которой вы живете, и вам все кажется... Почему вы не выходите замуж? Вы отвергаете необходимость брачной жизни?
— Нет, не отвергаю. Я считаю, что выйти замуж за достойного, любимого человека - хорошо. Но оставаться одной, чтобы посвятить себя для блага многих, - несравненно лучше. Вы это сами знаете хорошо. Женатый угождает жене, семье.
— Чаще всего это то слово, за которое прячутся неудачники. Надо понимать, что род человеческий должен размножаться. Нужны матери, только мать может стать истинной матерью.
— Не обязательно.
— А как же?
— Всякое сердце, рожденное от Бога, получает качества материнского сердца. Жить не для себя, жить для Бога, для окружающих - чем меньше материнства?
— Жить для Бога - это идти в монастырь. Там все приспособлено для такой жизни.
— Я знаю и по рассказам, и по книгам, и не нахожу, чтобы там было все приспособлено.
— Где вы видели так?
— Двое не должны говорить о третьем, это уже допрос.
— Вам не кажется, что вы много знаете о тайнах Божьих?
— Я не говорю этого, о Боге я знаю только то, что мне необходимо знать, чтобы жить по-Божьи.
— Что вы именно знаете?
— Знаю, что есть Бог. Знаю, что воля Его в том, чтобы делать добро. Знаю, что жизнь души моей не кончается здесь на земле, что душа вечна и ответственна за свои поступки. Когда я помню об этом, мне хорошо и спокойно на душе. Только начинаю мудрствовать, и все во мне гаснет. И лишь знание, что мне делать для входа к Отцу, ставит меня на место.
Архиерей внимательно, серьезно и даже с восторгом посмотрел на молодую девушку и сказал:
— Хорошо, что вы живете в наше свободное от инквизиции время. Тогда бы не миновать вам входа на костер.
— А может, и вы, ваше Священство, помогли бы войти туда? - сказала Елена
и улыбнулась. Улыбнулся и он, и это как-то сблизило их.
— Послушай меня, старца, дитя мое, - ласково заговорил священник. - Вашу мать очень пугает ваша натура, ваша неустроенная жизнь, и долг детей жалеть ту, которая дала им жизнь.
Елена вздрогнула, и на ее глазах показались слезы.
— Неужели вы можете думать, что я, проживши с матерью почти восемнадцать лет, меньше понимаю и жалею ее, чем вы, приехавший в наш дом в первый раз?
— Хорошо, простите меня. Я верю, что вы добрая дочь. Скажу вам еще одно, выберите себе жениха, время пришло.
— Жених не выбирается человеком. Счастье человеку посылает Бог. Я буду ждать это счастье от Самого Бога. Сил у меня ждать достаточно. А для счастья личного у меня достаточно счастья в счастье других людей, и близких, и дальних. Я хочу, я жажду себя посвятить всем людям. И главное - нести им свет Евангелия, святое учение Спасителя мира. А чтобы человек принял Евангелие, надо растворить его душу огнем любви, добра и милосердия. Я это поняла и на это готовлю себя. Только мне трудно жить в семье, которая богатая и пользуется
трудами других. Я стараюсь много сделать сама. Вот я вяжу, вы видите, вяжу нуждающимся. Но хлеб я и сегодня ем чужой. Я не могу заставить папу или маму изменить жизнь. Но над собой я властна, и я сегодня или завтра оставлю роскошь и пойду путем, которым шел Иисус Христос. Я принадлежу Богу, я принадлежу Иисусу Христу. И тихо, словно смутившись, произнесла:
— Он мой Жених, и я невеста Его.
В это время в соседней комнате, где стояла мать и слушала, о чем говорят дочь и архиерей, что-то упало. Елена вздрогнула и поднялась.
— Прощайте, - сказала она.
— Прощайте и ничего более? Прощаясь, вы ничего не скажете мне? От души, хоть слово.
И Елена будто пробудилась. Она подошла к архиерею и подала ему обе руки.
— Вы - добрый человек. И скажу: не мне вас учить. А сказать - вы сами просили - я скажу вам. Иоанн Креститель начинал проповедовать со слов: покайтесь, измените свою жизнь. И это очень большая правда. Я покаялась и хочу верить в Евангелие, жить своим трудом. И от всей души уважая вас, не могу, любя, не сказать вам: покайтесь, измените вашу жизнь. Вы кушаете, одеваетесь, ездите на фаэтоне, а работают на вас люди. Они целуют вам руки, которые не работают, а должны вы целовать их натруженные руки. Люди кланяются вам, а должны поклоняться только Богу. Христос говорил: «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель». А вы и вообще все духовенство взяли на себя наставничество и ученичество и даже право прощать грехи. А вам, умному, доброму, любящему Бога, надо идти к труждающимся и помогать им верить, помогать им не грешить, жить верно, помогать и словом, и делом. Так ведь учит Христос. Я радуюсь, когда отдаю свое дорогое платье бедному и одеваю на себя простое. Эту радость узнаете и вы, и в этом будет ваша награда и счастье. Вот я вам дарю на память маленькие Евангелия на русском языке. Помните меня и молитесь обо мне. А я не забуду вас в своих молитвах. Да благословит вас Бог.
Архиерей снял дорогую шапку, шитую золотом, и положил ее на стол. Белые волосы красиво легли ему на плечи. Он расстегнул ворот белоснежной сорочки и,
с трудом дыша, сказал:
— Тяжела мне эта шапка, давит меня эта роскошная одежда. Вы правы, дочь моя! Если бы вы только знали, сколько я страдаю из-за несоответствия жизни святым, чистым убеждениям. Спасибо вам, благодарение Богу за то, что я сегодня был у вас. Я приехал наставлять вас, а ухожу наставленный и ободренный сам. Да благословит вас Господь,
Архиерей подошел к девушке и положил ей руку на голову, и она не оттолкнула ее. Перед ней был не самонадеянный пастырь церкви, а человек любящий, сокрушенный, с пробудившейся душой.
Когда архиерей одел свою шапку, девушка проводила его до кареты.
Провожать вышли также отец и мать.
— Как мне хорошо сейчас на душе, - тихо сказал он, когда она помогла ему сесть.
— Спасибо, - ответила ему Елена.
Ночью она долго не могла уснуть. Думала о себе, об архиерее, думала о жизни. Тихо заскрипела дверь, и в комнату на цыпочках вошла мать.
— Это ты, мама?
Мать обняла ладонями голову девушки и заплакала:
— Леночка, сокровище ты наше!..
— Ну что вы, мама, успокойтесь.
Мать опустилась у кровати на колени и, гладя голову дочери, заговорила:
— Прости меня, ангел мой, прости нас, кроткая ты наша.
— За что, мама? Вы ни в чем не виноваты.
— Не уходи от нас, радость наша. Как мы будем без тебя? Мы тоже изменимся. Всем нам надо меняться, всем надо верно жить. Как я теперь это поняла.
Почти до полуночи сидели они, лаская друг друга, утешая, усваивая в своем понимании те истины, которые так величаво открылись им. И верилось обоим, что солнце правды, засветившее в их душах, согреет их, оживит и даст жизнь. Перед уходом мать преклонила колени, дочь стала рядом, и в первый раз из уст стареющего человека полились слова благодарности, слова прошения у Бога света и любви.