Рассказ «Об одной святой обители»

Где-то в глубинке России перед революцией был монастырь, о котором по округе ходила скверная молва, что монахи здесь — сплошь лентяи да пьяницы.

В Гражданскую войну в городок, рядом с которым находился монастырь, пришли большевики.

Они собрали жителей на рыночной площади, и туда же под конвоем пригнали монахов.

Комиссар громко обратился к народу, указывая на чернецов:

— Граждане, жители города!

Вы все лучше меня знаете этих пьяниц, обжор и бездельников!

Теперь их власти пришёл конец.

Но чтобы вы до конца поняли, как эти тунеядцы столетиями дурачили трудовых людей, мы сейчас сделаем вот что.

Мы кладем на землю перед ними их Крест и их Евангелие – тот самый Крест и то самое Евангелие, перед которым они вас всех исповедовали.

Сейчас, на ваших глазах, каждый из них растопчет эти орудия обмана и порабощения народа!

А потом мы их отпустим, пусть убираются на все четыре стороны!

В толпе захохотали.

И вот, под улюлюканье народа, вперед вышел игумен — грузный мужик с мясистым испитым лицом и красным носом — и сказал, обращаясь к своим монахам:

— Ну что ж, братия, жили как свиньи, так хоть умрём как христиане!

И ни один из монахов не сдвинулся с места. Ни один не растоптал Крест и Евангелие.

Всех их в тот же день зарубили шашками.

***

Возвращаемся к теме праздника Крещения Господня.

Духовная жизнь – это не хобби и не развлечение, на которое у нас может хватать или не хватать времени.

Духовная жизнь – это основание, на котором зиждется всё остальное.

В день Крещения Господня мы чтим память Святителя Феофана, Затворника Вышенского.

В этот день, 19 января 1894-го года, он скончался.

Святитель Феофан Затворник указывал на то, что Господь каждого человека ставит в наилучшие условия для спасения его души, - чтобы душа по-прежнему осталась верной Богу и спаслась.

-Вот об этом, - говорил он, - должен помнить каждый христианин –

- Не забывай, христианин, что по Крещению, Миропомазанию и причислению к Церкви – ты гражданин Неба и Отечества Небесного, куда Предтечею вошёл наш Искупитель – Христос Бог, Матерь Божия и все святые: ветхозаветные и новозаветные.

И мы все уже не чужие и не пришельцы для Царствия Небесного, но мы – сограждане святым и свои Богу.

Это – по Крещению…

Мы все – крещёные, а значит, мы все – Божьи: народ Божий.

Человек крестился, - значит, стал гражданином Неба и Отечества Небесного.

Конечно же, одного этого – мало.

Если человек крещён, это только даёт ему право войти в Церковь.

Но нужно ещё – войти.

И не только войти, но и – остаться.

Ведь приходит Праздник, и у каждого человека (как правило!) есть выбор – как он этот Праздник проведёт: что ему более любо.

Одному человеку – пойти в храм и причащаться, а другому – подольше поспать. Единственный выходной всё-таки – Праздничный день или Воскресный – надо же выспаться!

И вроде бы ничего плохого в этом нет; совершенно безобидное дело: устал – посплю.

Какой в этом грех? Никого же не убил, не ограбил…

А бывают такие злодеи – и грабят, и убивают; вот это грешники! – может подумать человек.

На самом же деле он сам недалеко от этих злодеев ушёл, потому что:

взять, поставить рядом – того, кто говорит «Лучше посплю – не пойду на службу», и злодея, который грабит и убивает.

Большая ли разница?

Для людей – да, большая.

Для полиции – да, безусловно.

Для Бога – нет.

Потому что:

и тот, кто спит, не войдёт в Царствие Божие,

и тот, кто грабит и убивает,― - тоже не войдёт!

Царствие Божие открыто для всех желающих, только это желание должно быть не на словах, а – действенно.

Не так, как большинство людей в наше время говорит: «Я глубоко в душе верю в Бога».

В душе – это хорошо.

Но – и бесы тоже веруют.

Просто вера без дел – мертва.

А без каких именно дел?

У каждого человека ведь много дел – всяких: и дома, и в поле, и на работе…

Здесь же имеются в виду дела - совсем другие!

«Вера без дел мертва» - это о другом!

О каких же делах идёт речь? Что это за дело?

А дело – это не спать, а прийти!

Прийти в храм;

Утром встать пораньше, и прочитать Молитвы утренние, а вечером – не ложиться спать, пока не прочтёшь молитвы на сон грядущим;

Это – молиться в течение дня, читая Молитву Иисусову,

Это – каждые полтора месяца подготовиться и причаститься Святых Христовых Таин (именно это в Церкви – главное).

Вот это – те дела, без которых вера мертва.

И если человек говорит: «У меня Бог в душе; я верю в душе», но он всего этого не делает, - то может быть, он и действительно во что-то верит, но вера его мертва!..

Как же узнать человека, у которого вера – живая, и душа – живая?

Узнать его очень просто: он тянется к Церкви, он бывает в Церкви, - или хотя бы хочет пойти!

И для него важны Церковные Праздники – он их ждёт, и заранее знает, что в этот день будет в храме.

***

Ныне мы готовимся к началу Великого поста.

Пост и молитва — это два крыла, с помощью которых христианин может взлететь на небо, отрешившись от всего греховного.

Пост призывает человека к покаянию, к осознанию (не вспоминанию грехов, а именно осознанию!) - того, что каждое наше праздное слово, или другой грех, материализуется, берёт в свои руки молот, - и бьёт по гвоздям, пронизывающим руки Спасителя.

Но для того, чтобы к этому прийти, человек должен лишить себя комфорта, услаждения, неги

Что такое НЕГА? Нега – это, согласно Владимиру Ивановичу Далю, «состояние полного довольства, услады – по всем чувственным потребностям».

Человеку свойственно ко всему этому стремиться;

а многие люди даже идут на большие жертвы, чтобы этого комфорта и неги достичь:

и человек может –

менять места жительства,

менять работу,

не знать ни сна, ни отдыха.

А для спасения души нужно совсем другое…

Священномученик Серафим Чичагов приводит в пример «блудного сына» из притчи Спасителя —

«Пока блудный сын не стал лишать себя роскошной пищи, и за неимением средств не начал питаться пищею животных, сердце его было непреклонно, ум — мечтателен, и весь он — нецеломудрен, ленив, уныл, тщеславен и горд.

Только пост образумил его».

Пост облагоразумил блудного сына, и облагоразумит и нас, и не только облагоразумит, но и восставит нас в прежнее состояние первочеловека Адама, - то есть сделает нас подобными Богу!

Ведь грех вошёл в нашу природу именно с нарушением поста, - когда Адам находился в Раю, там был пост.

Бог заповедовал Адаму не вкушать от древа познания добра и зла.

С нарушения этой заповеди - грех входит в человеческую природу.

И именно восстановлением сей заповеди мы избавляемся от греха, - но необходимым средством для поста служит молитва.

Пост и молитва — это как два крыла у птицы!

Поранив крыло в воздухе, птица камнем падает и разбивается о землю.

Так и свою душу мы бьём, если забываем о молитве.

***

Однажды накануне Великого поста Блаженнейшего Митрополита Онуфрия спросили:

— В чём состоит основной смысл Великого поста?

Можно ли сказать, что Великий пост — это время великих дел?

Блаженнейший ответил:

— Самое великое, что может сделать человек — это смириться перед Богом.

«Без смирения нет спасения» — любил повторять преподобный Амвросий Оптинский.

Всё учение наших оптинских старцев можно кратко выразить несколькими словами:

«Есть смирение — значит, всё есть; а нет смирения – значит, ничего нет».

Смирение – это столь драгоценное качество, что древние отцы говорили: с помощью одного смирения можно спастись.

И приводили такой пример.

Предположим, мы строим дом из кирпичей.

Если кирпичи не связаны раствором (если их просто сложить как кубики), то такую стену можно кулаком разрушить.

Толкнёшь её – она и упадёт.

А если кирпичи связаны цементом, то стена - прочная.

Но даже без кирпичей, из одного цемента, плохенькую, но стену можно сложить, и в этом доме можно жить.

Можно сказать, что цемент – это смирение.

Сам по себе цемент – смирение! – это есть очень важная добродетель. Бог, – сказано в Писании, – смиренным даёт благодать.

С помощью этой благодати Господь и оправдывает нас.

Мы молимся Святому Духу: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны».

Человек может очиститься исключительно Духом Святым, а Дух Святый привлекается исключительно смирением.

Что же такое кирпичи в этом примере?

Кирпичи – это добрые дела человека.

И чтобы построить стену (чтобы спастись!), нужны и кирпичи, и цемент: и добрые дела, и смирение.

Но если есть добрые дела и нет смирения, - это всё равно, что есть кирпич и нет раствора.

Ничего не получится – всё рухнет.

А если (предположим!) добрых дел у человека даже и нет – ничего человек в жизни не сделал, - но у него есть смирение, - этого достаточно!

С помощью смирения (и только!) можно спастись.

Поэтому если нет смирения, спасение для человека невозможно, какие бы он подвиги ни совершал.

Даже если он каждый день будет весь молитвослов сначала до конца прочитывать, если Священное Писание будет знать наизусть, если имение раздаст нищим, - нет в том ему никакой пользы, если нет смирения.

Другой человек, не совершая этих подвигов, но имея смирение, окажется к Богу гораздо ближе, и к Царствию Божию, естественно.

Путь к смирению достаточно долог и сложен.

Это путь длиною во всю жизнь.

Наши рекомендации