Милостивое правосудие (Рим. 3:22-26)
22... ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
«Нет различия». — В чем нет различия? Нет различия в том, каким образом люди получают праведность. Но почему Бог не делает различия в оправдании людей? Потому что «все согрешили». Петр, сообщая иудеям о своих первых опытах в проповедовании Евангелия язычникам, сказал: «И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам, и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян. 15:8, 9). «Из сердца человеческого», то есть от всех людей «исходят злые помыслы...» (Мк. 7:21). Бог ведает сердца всех людей, что все они одинаково греховны, поэтому Он не делает различия в благовестии разным людям.
«От одной крови». — Это один из самых важных уроков для миссионера, трудится ли он в своей стране или за границей. Поскольку благовестие основано на принципе отсутствия различий между людьми, совершенно необходимо для служителя благовестия осознавать и всегда помнить об этом. Бог «от одной крови... произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17:26). Люди не только от одной крови, но и от одной плоти (1 Кор. 15:39).
Великая миссия Послания к Римлянам в том и состоит, чтобы показать людям, что по отношению к греху и спасению между ними нет абсолютно никакой разницы, независимо от их национальности и сословия. Иудею и язычнику, рабу и свободному, князю и крестьянину — всем дано одно благовестие.
Недостатки. — Людям нравится думать, что так называемые «недостатки» не так уж плохи по сравнению с грехами. Поэтому им гораздо проще признать, что у них есть отдельные «недостатки», чем сознаться в том, что согрешили и поступили дурно. Но поскольку Бог требует совершенства, значит, «недостатки» являются грехами. На слух приятнее звучит, к примеру, что бухгалтер «не досчитывает» в своих расчетах, но люди-то знают, что он просто берет то, что ему не принадлежит, то есть ворует. Когда мерилом является совершенство, в конечном счете не имеет значения, сколько у человека недостатков — много или мало. «Согрешить» — значит не достичь цели. Так и в соревнованиях по стрельбе из лука человек, не имеющий сил дослать стрелу до мишени, даже если цель его — победить, проигрывает в той же мере, что и тот, кто стреляет мимо цели.
Слава Божья. — Из текста мы узнали, что слава Божья — это праведность Его. Причина же того, что все люди лишены славы Божьей состоит в том, что все они согрешили. Очевидно, что если бы они не грешили, то и не лишились бы ее. Лишение славы само по себе заключается в грехе. В начале человек был увенчан «славою и честию» (Евр. 2:7), потому что был непорочен. После своего падения он потерял славу и потому должен теперь искать «славы, чести и бессмертия». Христос мог сказать Отцу: «Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им», потому что в Нем праведность Божья, которую Он дал каждому как свободный дар. Получить праведность — значит получить частицу мудрости; ибо «разумные будут сиять».
«Получая оправдание».— Другими словами, делаясь праведным. Оправдать — значит сделать праведным. Бог восполняет то, чего недостает грешнику. Пусть читатель не забывает об истинном значении оправдания. Некоторые люди считают, что получить оправдание не самое важное для христианина. Разве может быть что-либо важнее, чем внешне и внутренне облачиться в праведность Божью? Никогда.
«Даром».— «Желающий пусть берет воду жизни даром». То есть пусть берет ее как дар (то же и в Ис. 55:1: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко».)
Именно Послание к Римлянам способствовало успеху Реформации в Германии. Людей приучали к мысли, что праведность можно достичь либо тяжелым трудом, либо купив ее за деньги. Представление о том, что праведность можно купить, сейчас не так распространено, как раньше; но очень многие люди, не являющиеся католиками, думают, что надо выполнить какую-либо работу, чтобы получить ее.
Молитва как работа. — Как-то автор беседовал с одним человеком о праведности как бесплатном даре Божьем, и человек этот утверждал, что он не может принять что-либо от Господа, ничего не сделав взамен. На вопрос о том, что же надо сделать, чтобы заслужить прощение грехов, он ответил — молиться об этом.
Именно с таким представлением о молитве истовый католик или буддист «повторяет» столь много молитв каждый, день, да еще и затрачивая определенное время на восполнение упущений. Но человек, «повторяющий» молитву, не молится. Языческая молитва, подобная молитве пророков Вааловых, кричавших и ранящих себя (3 Цар. 18:26-28), представляет собой работу, но истинная молитва — не работа. Ко мне приходит человек и говорит, что он очень голоден. Потом его спрашивают, дал ли я что-нибудь, и он отвечает: «Да, я получил обед, но меня заставили его отработать». На вопрос, что же он сделал, отрабатывая обед, он сказал, что ему пришлось попросить его. Вряд ли он убедил кого-нибудь, что работал за обед. Истинная молитва — это просто благодарное принятие щедрых даров Божьих.
Искупление во Христе Иисусе. — Мы делаемся праведными «искуплением во Христе Иисусе». То есть через способность Христа искупить наши грехи или через «неисследимое богатство Христово» (Еф. 3:8). В этом и состоит причина того, что праведность приходит к нам как дар.
Кто-то может сказать, что вечная жизнь в Царстве Божьем слишком великая ценность, чтобы давать ее людям даром. Так и есть, и поэтому она должна быть приобретена; но поскольку у нас нет ничего, чтобы купить ее, Христос приобрел ее для нас и дал ее нам даром в Себе Самом. Но если бы нам пришлось покупать праведность у него, мы могли бы с тем же успехом купить ее непосредственно у Бога, избавив Христа от Его поручения. «А если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2:21). «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1 Петр. 1:18, 19). Кровь есть жизнь (Лев. 17:11-17). Поэтому искупление во Христе Иисусе — это Его собственная жизнь.
Бог предложил Христа. — Бог предложил Христа для возвещения праведности Его. Поскольку единственно реальная праведность — это праведность Божья; и только Христу Бог предопределил возвещать Свою праведность людям, то и получить ее мы можем лишь через Христа. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).
Жертва умилостивления. — Христос был предложен в жертву за прощение грехов наших. «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9:26). Конечно, смысл жертвоприношения в том, чтобы умилостивить гнев. Но обратите особое внимание на то, что именно нам требуется эта жертва, а не Богу. Бог же обеспечивает ее. Представление о том, что гнев Божий должен быть умилостивлен, чтобы мы могли получить прощение, не находит подтверждения в Библии.
Верх глупости говорить, будто Бог так зол на людей, что не простит их, если они не пожертвуют чем-нибудь, дабы успокоить Его гнев, и поэтому Он Сам Себе предлагает дар, которым будет умиротворен. «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертью» (Кол. 1:21, 22).
Языческая и христианская жертвы умилостивления.— Христианское представление о жертве умилостивления изложено выше. Языческое же представление, которого очень часто придерживаются мнимые христиане, заключается в том, что люди якобы должны принести жертву дабы успокоить гнев своего бога. Все языческие богослужения — не что иное, как подкуп их богов, дабы они были благосклонны к ним. Когда язычники считали, что боги в большом гневе на них, они приносили жертвы, в крайних случаях даже человеческие. Они считали, как и доныне считают поклоняющиеся богу Шиве в Индии, что их бога радует вид крови.
Гонения, предпринимавшиеся в так называемых христианских странах в прежние времена и в некоторой степени продолжающиеся даже сейчас, — это не что иное, как отголоски вышеупомянутой языческой идеи жертвы умилостивления. Церковные начальники полагают, что спасения можно добиться делами и что делами люди искупают грех, и потому они предлагают того, кого считают мятежником, в жертву своему богу, — но не истинному Богу, ибо Ему неприятны такие жертвы.
Показание праведности. — Показывать праведность — значит говорить правду. Бог говорит человеку правду, и тогда он становится праведным. Так же было и в начале творения. «Он сказал, и сделалось». «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10).
Справедливость Божья в искуплении. — Бог предлагает Христа для показания праведности Его в прощении грехов, дабы Он мог оправдывать верующего в Иисуса. Бог оправдывает грешников, ибо только они нуждаются в оправдании. Справедливость объявления грешника праведным заключается в том, что Бог делает его действительно праведным. Что бы ни возвещал Бог, все происходит по слову Его. Итак, грешник становится праведным через жизнь Божью, дарованную ему во Христе.
Грех направлен против Бога, и если Бог готов простить его, то Он имеет на это право. Ни один верующий не станет отрицать право человека не обращать внимание на какой-либо проступок, направленный против него. Но Бог не просто не замечает прегрешение; в расплату за него Он отдает Свою жизнь. Тем самым Он и возвеличивает закон и справедливо объявляет праведным человека, прежде бывшего грешником. Грех отпущен и удален от грешника, ибо грех и праведность несовместимы, а Бог дает Свою праведную жизнь верующему. Итак, Бог милосерден в Своем правосудии и прав в Своем милосердии.
Необъятна милость Божья,
Как морские воды;
Доброта Его суда
Прекрасней, чем свобода.
Итак, мы приближаемся к заключительной части третьей главы Послания к Римлянам. Мы выяснили, что праведность — это бесплатный дар Божий всем верующим. Бог дает праведность человеку не потому, что тот верит в определенные догмы, ведь благовестие — нечто совершенно иное, но за истинную веру в Христа, несущую жизнь Христа в сердце и потому несущую праведность.
Этот акт милосердия со стороны Бога величественен в своей справедливости, ибо грех направлен прежде всего против Бога и Он имеет право не замечать проступки против Себя; к тому же это справедливо еще и потому, что Бог отдает Свою жизнь во искупление греха, так что величие закона не только сохраняется, но и возрастает. «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11). Бог праведен и оправдывает верующего в Иисуса. Всякая праведность от Него одного.