Финансово-хозяйственнаядеятельность

Финансово-хозяйственному управлениюопределн круг вопросов, касающихся сохранения объектов культурного наследия на территории Российской Федерации. Управлениемвыстроено взаимодействие с органами исполнительной власти: министерством культуры Российской Федерации, департаментом культурного наследия города Москвы.

Начиная с 2009 года мероприятия по реставрации памятников истории и культуры – объектов религиозного назначения включены отдельным пунктом в федеральную целевую программу «Культура России (2006-2011 годы), (2012-2018 годы)».В рамках пункта 58 программы за счет средств федерального бюджета финансируются проектные и ремонтно-реставрационные работы на памятниках, находящихся в федеральной собственности, и кроме того, начиная с 2016 года, удалось добиться разрешения о финансировании в том числе и объектов, переданных в собственность Русской Православной Церкви.

В 2013 году с министерством культуры Российской Федерации была достигнута договоренность о передаче на безвозмездной основе пользователям церковных объектов одного экземпляра проектно-сметной документации, разрабатываемой за счет средств программы. До этого проекты хранились только в архиве министерства, выступающего государственным заказчиком. Благодаря этому у пользователей появилась возможность самим привлекать организации к реставрационным работам, без дополнительных финансовых и временных затрат на поиск и получение проекта и ксерокопирование многотомной документации.

Каждый год управлением проводится заявочная компания на участие в программе в плановом году, которая позволяет проанализировать ситуацию по каждому объекту из заявляемых епархиями, ставропигиальными монастырями и патриаршими подворьями.

В связи с образованием новых епархий число заявленных объектов ежегодно возрастает, при этом увеличиваются и суммы требуемого финансирования вследствие удорожания материалов и работ.

В последние годы произошли следующие изменения участия епархий в программе.

1. Требование об обязательном внесении объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия – процедура регистрации, проводящаяся региональными органами охраны памятников и министерства культуры России, занимает нерегламентированный период времени.

2. Ужесточение требований к составу проекта, с обязательной разработкой всех стадий, вне зависимости от видов и сложности работ.

3. Необходимость проведения историко-культурной экспертизы проектной документации перед ее согласованием.

4. Пересогласование проектной документации по прошествии пяти лет со дня ее разработки требует в органах охраны памятников повторного прохождения всех сопутствующих экспертиз, а в худшем случае ее доработки или корректировки.

5. Подготовка акта определения влияния видов работ на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия.

Помимо реставрации в рамках пункта 58 программы были сформированы планы проведения ряда юбилейных мероприятий:

· к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского;

· к празднованию 800-летия со дня рождения благоверного князя Александра Невского.

В обоих случаях сформированы перечни церковных объектов. На реализацию мероприятий программы празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского выделены федеральные целевые средства и финансирование реставрации осуществлялось в рамках централизованной сметы министерства культуры России и иных пунктов программы.Дополнительных источников целевого финансирования на реставрацию объектов, освященных во имя благоверного князя Александра Невского, в настоящее время не изысканы.

Проблемой, над решением которой работает управление, является снижение качества выполняемых работ, отчасти вызванное следующими факторами:

· постоянная смена государственного заказчика (за два года министерство культуры Российской Федерации передавало полномочия четырем различным организациям);

· несвоевременная (поздняя) публикация конкурсов и заключение договоров с подрядными организациями, как следствие, сокращение сроков исполнения работ;

· длительное рассмотрение Федеральной антимонопольной службой итогов конкурсов с участием одной подрядной организацией, для принятия решения о возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком;

· судебные разбирательства с подрядными организациями по вопросам некачественного выполнения работ, а также полного или частичного неисполнения обязательств вследствие отсутствия со стороны заказчика должного контроля за ходом реализации мероприятий и действующего механизма привлечения подрядчика к выполнению обязательств;

· приемка госзаказчиком работ по факту выполнения с расторжением контрактов;

· изменение порядка оплаты работ с 2016 году, исключающего авансирование.


Наши рекомендации