Предшественником Реформации в Англии был Джон Виклиф (1324—1384), высказывавший взгляды подобные тем, которые потом стал распространять Лютер.

Начало самой Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509—1547) из династии Тюдоров. Поначалу го­рячий приверженец папизма, он разошелся с папой, не добившись у него расторжения своего брака с Екатериной Арагонской (тет­кой германского императора Карла V, дочерью Фердинанда и Изабеллы Испанских). Для заключения этого брака в свое время понадобилось особое разрешение папы, ибо Екатерина до этого была замужем за братом Генриха VIII. Женившись на Екатерине Арагонской после того, как она овдовела, Генрих VIII прожил с ней в брачном союзе 17 лет. Увлечение короля фрейлиной своей супруги Анной Болейн побудило его искать расторжения своего брачного союза, который теперь ему удобно было считать проти­возаконным. Папа Климент VII не пожелал аннулировать брак. Сделал это в 1533 г. в угоду королю архиепископ Кентерберийский Томас (Фома) Кранмер, предстоятель (примас) Римско-ка­толической церкви в Англии. Он только что занял этот пост по желанию короля и с согласия папы, хотя в душе был убежден­ным сторонником Реформации Церкви в духе лютеранства. По­слушный примасу Собор римско-католических епископов Англии аннулировал брак короля с Екатериной Арагонской и признал законным брак с Анной Болейн. Одновременно с этим англий­ская Церковь вышла из подчинения папе. Вскоре после этого (1534) парламент объявил короля "единственным верховным гла­вой на земле английской Церкви". Епископы должны были про­сить у короля подтверждения своих церковных прав.

Однако король не склонен был вести английскую Церковь по лютеранскому пути. Он хотел сохранить неизменным прежнее. католическое, вероучение и культ. Иных взглядов держался архи­епископ Томас Кранмер, стремившийся к коренной реформации Церкви.

Эдуард VI (1547-1553), сын короля Генриха VIII, вступил на престол десятилетним мальчиком. При нем значение архиепископа Кранмера усилилось. Став одним из регентов, Кранмер продол­жил дело реформации Английской Церкви.

В 1539 г. был издан под редакцией и с предисловием Кранмера английский перевод Библии, затем Кранмер занялся упрощени­ем богослужения. Регенты, правившие за малолетством Эдуарда VI, и сам молодой король были под его сильным влиянием. Кранмер теперь уже открыто выражал сочувствие протестантизму. По его инициативе в 1549 г. была выпущена "Книга общественного богослужения", или "Книга общих молитв Book of common Prayers. Неоднократно пересмотренная, она и в настоящее время является в Англиканской Церкви служебником, в который введена и дог­матика. Но ее появление не остановило догматических споров, поскольку они были изложены в ней недостаточно ясно и опреде­ленно. В том же 1549 г. была издана "книга гомилий", в подго­товке которой Кранмер принимал большое участие. В 1552 г. из­дан Символ веры Англиканской Церкви, составленный Кранмером при содействии Меланхтона.

Систематическим изложением воззрений реформированной Церкви явились написанные Кранмером в 1552 г. 42 члена веро­учения (articuli), в основу которых положено лютеранское "Аугсбургское исповедание" и некоторые положения кальвинизма. Ос­новное содержание этого документа состоит в следующих утвер­ждениях: учение Священного Писания достаточно для спасения. Три символа - "Никео-Цареградский", "Афанасьевский" и "Апостольский" должны быть признаны, потому что могут быть во всем их содержании доказаны из Священного Писания. Уче­ние о сверхдолжных делах нечестиво. Вселенские Соборы могут погрешать и погрешали. Из таинств упоминаются только Креще­ние и Вечеря Господня. Пресуществление не может быть доказа­но из Священного Писания. Жертвоприношения месс, в которых священники приносят Христа в жертву за живых и умерших, суть басни. Епископы, пресвитеры и диаконы не обязаны быть безбрачными.

Таким образом, при юном Эдуарде VI над умеренной концеп­цией, которой держался его отец, возобладала значительно более радикальная концепция архиепископа Кранмера.

Однако в бурном развитии английской Реформации уже наме­чалось течение еще более кардинальное, представителями которо­го стали уже упоминавшиеся "нонконформисты", или пуритане (см. раздел "Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане").

Между тем английской Реформации всех оттенков готовился сильнейший удар с другой стороны. В 1553 г. через несколько не­дель после опубликования 42-х членов Эдуард скончался и на престол вступила Мария Тюдор.

Дочь Екатерины Арагонской, внучка испанских королей по материнской линии, Мария Тюдор (1553-1558) унаследовала от них горячую приверженность к католицизму и вошла в историю под именем Марии Католички, или Марии Кровавой. Она стала женой испанского короля Филиппа II (сына Карла V) и в политике опиралась на тесный союз с католической Испанией. Английская Церковь вновь была объявлена подчиненной папе, началось преследование противников папизма, искоренение всего того, что было порождено Реформацией. Архиепископ Кранмер, отказавшись признать Марию законной королевой Англии, заявил о своей верности реформаторской линии, которую называл согласной с традициями Древней Церкви. Кранмера судила в 1554 г. особая комиссия римско-католических богословов и он был осужден на сожжение. Приговор, однако, в течение двух лет не при­шли в исполнение, рассчитывая на его раскаяние. У окон тюрьмы, в которой находился архиепископ Кранмер, намеренно был приведен в исполнение приговор над двумя другими осужденными вместе с ним епископами. Страшное зрелище сожжения близких людей потрясло Кранмера. В ужасе он стал молить о пощаде, но когда дело дошло до отречения, чувство долга взяло верх и он вновь подтвердил свои убеждения. 21 марта 1556 г. Кранмер мужественно взошел на костер. Это, конечно, были не единственные жертвы контрреформации в Англии. При Марии Кровавой было казнено за протестантизм более 200 человек. Мария Тюдор вскоре умерла, на престол вступила Елизавета Тюдор, дочь Анны Болейн. Продолжительное правление Елизаветы (1558-1603) ознаменовалось восстановлением и утверждением Реформации в Англии. Была восстановлена зависимость английской Церкви от королевской власти. В акте об этом английский король был объявлен "единым правителем королевства как в делах духовных и церковных, так и светских, но все же не вер­ным главой" английской Церкви, как то было при Генрихе VIII. Первоочередной задачей Елизаветы, признавшей Реформацию, было восстановление разгромленной Марией кранмеровской церковной иерархии.

На Кентерберийскую кафедру Елизавета назначила Матфея Паркера (?). Рукоположение его было совершено в 1559 г. При обсуждении вопроса об англиканском священстве всегда приходится касаться истории хиротонии Матфея Паркера. Чтобы прекратить нескончаемую борьбу религиозных партий, королева Елизавета распорядилась произвести пересмотр и исправление написанных Кранмером 42-х членов (members). После долгих споров они были значительно переработаны и сокращены до 39-ти…

БАПТИЗМ

Баптизм возник в Англии в первой половине XVII столетия на основе индепендентства (конгрегационализма). Первая община баптистов была образована в 1612 г.

Нет данных, которые бы говорили о прямой зависимости анг­лийского баптизма XVII столетия от немецкого анабаптизма XVI столетия, хотя отрицание Крещения детей является общим для обоих вероисповеданий. В баптизме настойчиво подчеркивается спасение личной верой, без Церкви. Возникновение баптизма в Англии связано с именами Томаса Хелвиса и Джона Смита.

В результате преследования Епископальной Церковью и пресвитерианами баптисты вскоре эмигрировали в Северную Амери­ку и начали распространять там свое вероучение. Первая амери­канская баптистская община возникла уже в 1639 г. В Америке баптизм получил наибольшее распространение и разбился на ряд течений и сект.

Наши рекомендации