Вероучение иудаизма и его источники

Основные положения иудаизма:

1) Признание единого Бога - Иеговы.

Иудаизм резко выступает против многобожия и суеверий. В центре иудаизма великий и единый Бог - Иегова. Он Спаситель всего человечества, Творец неба и земли. Отличительная черта иудаизма -исключительная вера во Всемогущество Иеговы.

2) Утверждение богоизбранности еврейского народа.

Мотив богоизбранности имел большое значение в истории еврейского народа. Эта твердая вера в свою исключительность, избранность выработала ту приспособляемость, с которой рассеянные по всему миру евреи находили оптимальные формы своего существования, несмотря на притеснения, гонения, гетто и прочее. Их укрепляла вера в то, что они владеют истиной, знают Бога, Единого и общего для всех.

3) Вера в Мессию - евр. Машиах, т.е. Помазанный.

Мессия - это небесный Избавитель. Он будет судить живых и мертвых, приведет послушных и верующих в Иегову в Обетованную землю.

Вера в Мессию означает в иудаизме веру всему тому, что говорили о Нем пророки Ветхого Завета.

Его имя, по своему значению, указывает на то, что Ожидаемый должен соединить в Своем лице три служения, на которые посвящались помазанием, то есть Он должен быть Царем, Пророком и Первосвященником. Обетования о Мессии проходят красной нитью через весь Ветхий Завет. Пророк Даниил предсказывал в своих видениях, что грядет "Сын человеческий", царство Которого будет вечным и справедливым. Вера в Мессию у евреев связана с надеждой на укрепление Израильского царства на этой земле.

Истинного Мессию - Иисуса Христа - большинство народа Израиля не признали, ибо Он сказал, что "Царство Мое не от мира сего" (Ин.18,36).

По учению иудаизма мир, который Бог сотворил для человека, является хорошим миром, человек создан свободным, он сам может выбирать добро и зло. Иудаизм не признает в человеке наследственного врожденного греха. Человек должен свое богатство, свои возможности, способности использовать на благо человечества и служение Богу. Хотя иудеи верят в воскресение мертвых, они придают жизни на этой земле то же самое значение, что и жизни после смерти. Ожидаемый ими Мессия в значительной мере - земной Правитель. Об этом свидетельствует и вопрос апостолов Христу перед восхождением Его на небо: "... не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?" (Деян.1,6).

4) Иудаизм признает святость Ветхого Завета и Талмуда.

5) Иудаизм предписывает выполнение Закона - Торы, состоящего из 613 установлений, из которых 248 заповедей, подлежащих выполнению, и 365 - запрету. Эти предписания являются проявлением воли Бога и обязывают каждого верующего выполнять их перед Богом и людьми.

Источниками иудейского вероучения являются: Библия (Танах), Мишна и Гемара. Последние две являются основными структурными элементами Талмуда. Библия (евр.Танах), Ветхий Завет, написана в течение одной тысячи лет.

Танах состоит из трех отделов:

1) Пятикнижие или Тора - законы Моисея, подразделяющиеся на:

а) Нравственный закон - 10 заповедей;

б) Обрядовый закон;

в) Гражданский закон.

Тора была и остается наиболее почитаемой частью Ветхого Завета у евреев. Именно толкование Торы вызвало к жизни многотомный Талмуд и легло в основу деятельности раввинов во всех еврейских общинах мира.

2) Пророки.

3) Писания.

Мишна - это обширный комментарий к Библии. Написана около второго столетия и содержит ритуальные и этические предписания, которые основываются на Библии-Танахе. Гемара - собрание толкований к трактатам Мишны.

Талмуд: имеются Палестинский Талмуд и Вавилонский Талмуд. Талмуд, составленный в 3-5 вв. до Р.Х., стал основным сводом религиозных предписаний иудаизма.

Талмуд - это многотомный сборник еврейских догматических, правовых, религиозно-философских, моральных и бытовых предписаний, сложившихся с 4 в. до Р.Х. по 4 в. после Р.Х. Это приспособление Библии к историческим обстоятельствам. Составителями Талмуда разработано множество правил, постановлений и запретов, усиливающих национальную замкнутость и религиозную обособленность евреев. В 60-х годах 10 века "Совет синагог Америки" издал 13-титомный Талмуд, который тщательно изучается в еврейских семинариях, колледжах и субботних школах, ибо Талмуд - основа основ всей практики и богословского сочинительства иудаизма. Фактически Талмуд - это нагромождение комментариев сначала к Ветхому Завету, затем комментариев к этим комментариям и дополнений к последним.

Богослужение в иудаизме

Разрушение Иерусалима в 133-ем году положило конец существованию древнееврейского государства и одновременно Древнему иудаизму. В диаспоре (рассеянии) возникла новая религиозная организация - синагогальная. Синагога (дом, где собрание имело свое помещение - евр. бейт а - кнессет) появилась уже после возвращения евреев из Вавилонского плена. Большое значение здесь имела реформаторская деятельность Ездры. Находясь в чужой языческой стране, еврейский народ не имел той объединяющей силы, которую давало их национальной и религиозной жизни общее служение в храме. Потребность в объединении побуждала соединяться в разных местах, т.е. в синагогах, вспоминать о делах Господних в прошедшее время и взывать к Нему о помощи и избавлении.

Синагоги строились на возвышенном месте на общинные средства, изредка на средства отдельных благотворителей. Древние синагоги имели четырехугольную форму, разделялись колоннадами на несколько (обыкновенно на три) отделений с довольно высокими порталами и с двумя боковыми дверями. В помещениях синагоги стояли скамьи, перед которыми стояла кафедра. Современные синагоги тоже имеют квадратную или прямоугольную форму. У передней стены - передняя часть синагоги всегда обращена к Иерусалиму - находится специальный шкаф со свитками Закона. Скамьи расположены так, чтобы все могли видеть этот шкаф. Все участники богослужения находятся лицом к Святому городу. В синагоге постоянно горит светильник, у двери находятся кружки для сбора добровольных пожертвований. С кафедры читается Закон и совершаются молитвы. Одна из молитв (собрание молитв "шмо-не-есре"): "Даруй мир, блаженство, благоговение, милосердие и сострадание нам и всему Твоему народу Израилю. Отец, благослови нас всех светом Твоего лица, ибо в свете лица Твоего Ты дал нам, Господь, Боже наш, Закон жизни, любви, праведности, благословения, милосердия и мира. Благоволи благословить Твой народ, Израиля, во все времена и в каждое мгновение миром. Благословен Господь, благословляющий Свой народ Израиля миром".

Во время богослужения мужчины надевают специальные головные уборы и белые шарфы. Нужно сказать, что ношение головного убора обязательно не только во время богослужения, но постоянно. На женщинах тоже головные уборы, без шарфов. В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины сидят отдельно. Во время богослужения по понедельникам, четвергам, субботам и во время религиозных праздников в синагоге открывается шкаф со свитками Закона, и эти свитки Закона носят по синагоге, все глубоко преклоняются перед свитками Торы. Потом священник - раввин - читает отрывок из Закона. Это право чтения имеют и его помощники и каждый мужчина еврейской общины. Совершаются молитвы, песнопение хора. Богослужения проводятся ежедневно утром, днем и вечером.

Для отдельных верующих для совершения молитв синагога открыта весь день. В иудаизме молитвам придается особое значение, в них отражаются неисчислимые бедствия, страдания еврейского народа, рассеянного по Европе, Азии, Африке, по всему миру.

Верующий мужчина-еврей ежедневно (кроме субботы и праздников), совершая молитву, надевал на лоб и левую руку тефиллин (филактарии). Тефиллин представляет собой два плотно закрытых ящика в форме куба с прикрепленными к их основаниям ремешками. Эти кубики заполнены пергаментом, на котором написаны четыре различных отрывка из Библии.

Если в какой-то местности проживало не менее десяти евреев-мужчин, то они могли создать синагогу, в которой совершались богослужения, проводилось обучение, решались специальные вопросы. В религии иудаизма центральное место занимает семья. Родственным отношениям и семье как духовному очагу придается исключительно большое значение. Многие праздники Израильского народа являются и семейными праздниками. Самый значительный - это еженедельный шабат. Этот день - шабат - начинается с заходом солнца в пятницу. Это настоящий праздник, полный покоя от работы. Хозяйка дома зажигает светильник шабата и совершает молитву о своем труде, о своей семье и просит благословений у Бога. Шабат-стол покрывается чистой скатерью, на нем ставится чаша с вином и два хлеба. Перед шабат-ужином отец семейства произносит прославления, похвалу добродетельной жене и стихи из Торы о сотворении мира: "И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал" (Быт.2,3). После этого он берет чашу с вином и благословляет ее от имени Бога, также хлеб.

В семье торжественно отмечаются и другие праздники иудаизма, во время празднования всегда произносятся тексты Ветхого Завета, совершаются молитвы и псалмопения.

Значение иудейской семьи в религиозном воспитании, в укреплении веры и сознании избранности трудно переоценить. Это был и есть очаг духовной религиозной жизни иудаизма, несмотря на гонения, физическое истребление, унижение и притеснение.

К сожалению, и двадцатый век переполнен ярым антисемитизмом в разных странах мира.

В богослужении иудаизма значительное место занимает пост. "Хотя пост и изнуряет наше тело, зато просветляет нашу душу и возвышает ее до престола Иеговы" (Израильский теолог И.Бург).

По иудейскому календарю постов много; посты совершаются в дни покаяния, очищения от грехов, по поводу бедствия.

Иудаизм согласно Закону различает дозволенную (кошерную) и недозволенную (трефную) пищу. Кошерная кухня, конечно, проявление и религиозности, и самобытности духа еврейского народа. Можно питаться только мясом жвачных животных и домашних птиц, зарезанных по правилам шехиты (ритуальный убой).

Особое место в иудаизме занимает обряд обрезания детей мужского пола, основанный на Торе и Законе. Этот пышный церемониал совершается дома, в синагоге, а в современном мире и в больнице, в присутствии раввина. На восьмой день роженица надевает новое белье и платье. На торжество обрезания собираются родные и друзья. Выбираются кумовья (кватер), которые, соблюдая ритуал, передают ребенка лицу, держащему ребенка на коленях во время обряда (сандак). Перед этим ребенка кладут на стул, именуемый "стул пророка Илии", до этого произнося радостно: "Сказал Господь Бог Аврааму: следуй за Мной и будешь невредим. Я готов исполнить заповедь Божью об обрезании". Потом берут младенца и кладут его на колени сандака, и, помолившись, лицо, совершающее обряд обрезания (моэм), отрезает крайнюю плоть.

В иудаизме омовение предусмотрено накануне шабата и других праздников, а также перед молитвой, у входа в синагогу и во многих других случаях.

В иудаизме нашего времени имеются следующие праздники:

1) Новый Год (Рош Хашана);

2) Судный день (Иом Киппур);

3) Праздник кущей (Суккот);

4) Симхат-Тора (Радость Торы);

5) Ханука;

6) Пурим;

7) Пасха (Песах);

8) Пятидесятница.

Пасха - восьмидневный праздник весною, воспоминание об освобождении евреев из Египетского рабства. Она торжественно празднуется и дома - Пасха-седер. На столе стоят светильники со свечами, специальный хлеб-маца (без дрожжей), специальное мясо с зеленью, паштет, изготовленный по особому рецепту. Отец семьи читает историю освобождения еврейского народа из Египта, вспоминая страдания в изгнании. Пасха связана с учением о приходе Мессии и его предтечи Ильи.

Через семь недель после праздника Пасхи празднуется Пятидесятница - начало жатвы. На этом празднике вспоминают получение Закона от Иеговы у горы Синая.

Праздник кущей - Суккот - веселый праздник Жатвы, когда строят хижины из ветвей деревьев, в основном пальмы и маслины, вспоминая странствования израильского народа в пустыне. Упоминаются в молитвах усопшие.

Весною празднуется Пурим - воспоминание об избавлении иудеев от Персидского господства, как написано в книге Есфирь. Зимою празднуется праздник Ханукка - в честь восстановления второго храма в Иерусалиме Иудой Маккавеем в 65 г. до Р.Х.

Особое священное значение в наше время имеют праздники Нового Года - Рош Хашана - в первый день месяца тишри и Иом Киппур - десятый день Нового Года - Судный день. Это день покаяния, и 24 часа соблюдается абсолютный пост (т.е. не принимается ни пища, ни напитки, ни даже вода). В эти дни праздников синагоги переполнены, туда приходят и такие евреи, которые мало или совсем не посещают богослужения. По учению иудаизма от молитв в эти дни зависят благополучие, удача и здоровье в течение всего наступающего года, ибо в эти дни все жители мира как бы приходят перед Иеговой и Бог - Всемогущий и Всезнающий - выносит приговор каждому человеку в отдельности по заслугам. Праздник Иом-Кигшур - это время духовного очищения от грехов. К этому празднику готовятся в течение месяца молитвами и соблюдением постов.

В иудаизме Ветхий Завет, особенно Тора и Талмуд, определяют и направляют жизнь еврея от колыбели до гроба.

Рождение мальчика, обряд обрезания - это пышное праздничное событие в еврейской семье. Рождение девочки не вызывает особого ликования. С 13 лет еврейский мальчик становится сыном Закона (бар-митцва), в синагоге его приглашают к кафедре читать Закон, и он уже имеет свои права и обязанности.

Для девочек другой порядок посвящения во взрослые - он совершается на шабат - день после дня рождения, когда исполняется 12 лет.

Свадьбу евреев характеризуют одновременно и ликование, и серьезность. Перед свадьбой жених и невеста совершают пост. Жених молится, из рук своей невесты он получает рубашку для погребения, которую он бережно сохраняет. Потом играет музыка, в церемонии участвуют родители, но сам праздник преднамеренно скромный, простой. После слов благословения жених надевает кольцо бракосочетания на указательный палец правой руки невесты. Снова читается текст наставления, потом происходит благословение бракосочетания. Молодые два раза пьют из одной чаши вино, потом два раза из второй чаши - чаши бракосочетания. В светильниках горят свечи, присутствующие поют песни, танцуют. Свадебный стол - это стол иудейской местной общины. Если жених может, то он в тот же день выступает с докладом поучения.

В своей жизни семья должна совершать добрые дела, помогать страдающим и нуждающимся.

Верующий еврей желает конца жизни подобного завершению дня шабата. Он, если может, кается во всех возможных грехах, дает свое благословение детям и при наступлении смерти шепчет: "Он - Бог, Он - Бог, Он - Бог". Родственники и близкие говорят: "Он царствует, Он царствовал, Он будет царствовать ныне и во веки веков. Хвала и слава Его слову ныне и во веки веков (3 раза). Он - Бог (7 раз), слушай, Израиль, Он наш Бог, Он единственный". На покойника надевают его рубашку, все убранство очень простое, похороны без цветов и пышных надгробных памятников. Родственники соблюдают траур один месяц. Если похоронили отца или мать, то траур продолжается одиннадцать месяцев, дома или в синагоге специально для умерших горит один светильник. На каждой простой надгробной плите слова: "Его душа сохраняется в узле жизни", то есть в вечной жизни.

Литература

1. Источники:

Библия - книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические, Москва, 1968 г.

2. Фундаментальные исследования:

а) Д-р Генрих Гертц. История евреев от древнейших времен до настоящего, перевод О.Инбера, Одесса, 1904 г.

б) С.М.Дубнов. История евреев в Европе, Рига, 1936 г.

3. Монографии:

а) М.С.Беленький. Иудаизм, Москва, 1966 г.

б) М.С.Беленький. Что такое Талмуд? Москва, 1970 г.

в) М.Шахнович. Закат иудейской религии, Лениздат, 1965 г.

4. Энциклопедии, учебники, общие исследования:

а) Библейский энциклопедический словарь, сост. Эрих Нюстрем. Перевод со шведского И.С.Свенсона, мировая христианская миссия, Торонто, Канада, 1980 г.

б) Библейский спутник, В.Геце, Религиозное издательство, Варшава, 1939 г.

в) Советская историческая энциклопедия, Москва, 1965 г.

г) Л.С.Васильев. История религий Востока, Москва, 1983 г.

д) С.А.Токарев. Религия в истории народов мира, Москва, 1965 г.

е) В.И.Авдиев. История древнего Востока, изд.третье, переработанное, Москва, 1970 г.

ж) Атброджо Донини. Люди, идолы и боги, Москва, 1966 г.

з) И.А.Крывелев. История религий, Москва, 1975 г.

и) Г.Хмелевский. Христианство и религии мира, Москва, 1968 г. к) Мифологический словарь, Ленинград, 1959 г.

Оценка иудаизма

"Пришел к своим, и свои Его не приняли" ( Ин.1,11).

"Конец закона - Христос, к праведности всякого верующего" (Рим. 10,4).

Полная оценка иудаизма дана в самом Евангелии и посланиях апостолов. Божьи истины этого вероучения сравниваются со "святым начатком" и "святым корнем", соком которых питаются язычники, ставшие христианами (Рим. 11,16-24).

Христиане полностью приняли Ветхий Завет, являющийся основой вероучения иудаизма, приняли на том основании, что Сам Христос сказал: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин.5,39). Для христиан Новый Завет стал ключом к уразумению Писаний и их осуществлением, Христос подчеркивал единство Ветхого и Нового Заветов и утверждал Свое единство с Богом: "Я пришел во имя Отца Моего" (Ин.5,43).

С явлением в мир Христа, с явлением Бога во плоти, иудаизм как религия перестал быть Божьей верой для иудеев, о которых сказано: "Друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?" (Ин.5,44). Иудаизм и доныне полагается на Тору (Пятикнижие Моисея), уповая на Моисея как на основоположника религии - "мозаизма", но, по слову Христа, именно он и будет их обновителем: "Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне" (Ин.5,46).

Христос говорил, обращаясь к первосвященникам и старейшинам народа: "Неужели вы никогда не читали в Писании: "Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это - от Господа, и есть дивно в очах наших". Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его" (Мф.21,42-43).

Храм, вокруг которого группировались иудеи, был разорен: он утратил значение духовного центра в Новозаветное время. В храме прекратились жертвоприношения, не стало священников и левитов, умолкли пророки. У евреев отнялось Царствие Божие и передалось язычникам. С воскресением Христа все древние обетования - величайшая надежда человечества, обрели действительность. Христиане рукою веры взяли себе все Божьи обетования. Все они связаны со Христом - Мессией. Отвергая Христа как своего Спасителя и обещанного Богом Мессию, евреи отвергают и все Божий обетования.

Именно это доставляло такую скорбь апостолу Павлу, что израильтяне, "которым принадлежит усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования", Израиль, "искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона, ибо преткнулись о камень преткновения" (Рим.9,4 и 31-32).

Христос во время Своей земной жизни единственное горькое обличение направил против учителей народа израильского, фарисеев и саддукеев, которые и сами не входят в Царствие Божие, и не дают желающим войти, уча учениям ложным - преданиям старцев, заповедям человеческим (Мф.15,3-9), связывают бремена тяжелые и неудобносимые и возлагают на плечи людям (Мф.23,4), оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру. Он называет их "безумными и слепыми", ведущими свой народ к гибели. Пророк Осия так говорит об этом: "Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною" (Ос.4,6). Когда Христос плакал об Иерусалиме и о всем Своем народе, отвергающем Его спасение и мир, Он сказал: "О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но сокрыто ныне от глаз твоих... И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения своего" (Лк. 19,42 и 44).

Современный иудаизм, таким образом, уже не является Божьим откровением Своему народу: он не принимает ни Бога, ни Сына Его, ни пророков, ни Моисея, ни Авраама, во всяком случае, он не принимает их такими, как написано в Библии, ибо "все пророки от Самуила и после него, сколько их не говорили, также предвозвестили дни сии... Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас..." (Д.Ап.3,24-26).

Иудаизм сегодня имеет несколько направлений.

Талмудизм - обрядово-законническое. Хасидизм - направление мистико-чувственное. Хасидизм возник как реакция против обрядовой мелочности Талмудизма, против формализма и бесплодных умствований, педантизма раввинов и их сухой казуистики.

Современный неохасидизм культивирует экстаз и экзальтацию во время "молитв", доведение себя до состояния полного забвения и отрешения от всего земного. Проповедует слияние с божеством через посредство "внутреннего огня" и "всебожие", т.е. пантеизм: "Божественные искры есть во всех деревьях, камнях, во всех делах, совершаемых человеком, даже в грехах есть искры божьи...". С такой точки зрения и зло ведет к добру, являясь его низшей ступенью. В хасидизме есть культ "цадика" - религиозного руководителя и духовника, который управляет умом и сердцем людей, а также является их заступником перед богом. Хасидизм родил мистическое учение "коббалы" - религиозных заклинаний, формул и ритуалов, чтобы получить желаемое.

Как видим, современный иудаизм есть религия человеческая, языческая. Образ божий в ней сочинен людьми. Либо это бог Талмуда - жестокий, мелочный и подозрительный, либо это бог пантеизма, присутствующий во всем и отождествляющийся с природой, либо это бог каббалы. Это религия, основанная на "учениях человеческих": на Талмуде, Мишне и Гемаре или на учении Израиля Бешта (хасидизм). Апостол Павел раскрывает нам тайну отпадения иудеев от Бога: "Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников... они враги ради вас" (Рим. 11,25 и 28). Израиль - избранный народ Божий, "возлюбленные Божий ради отцов", но в настоящее время они преткнулись"; "Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность" (Рим.11,11). Израиль, находящийся в отпадении, Бог почитает мертвым, но это не навсегда. "Ибо, если отвержение их примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?" (Рим.11,15).

"Дом" Израилев оставляется пуст, по слову Божьему, и они не увидят Бога, пока не воскликнут: "Благословен Грядый во имя Господне!". Но такой день придет, когда будет великий плач и раскаяние в народе израильском: "И они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце" (Зах. 12,10).

Библия говорит о великой "переплавке" народа: "Многие очистятся, убедятся и переплавлены будут в искушении" (Дан. 12,10), и у пророка Малахии - "И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия, и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили Господу жертву в правде" (3,3). Израиль имеет великие обетования, к которым он сейчас глух и слеп, пребывая под влиянием "духа усыпления", но это время кончается, и настанет день, когда отпавший Израиль покорится Богу и праведности Его, "потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего".

Ислам

Наши рекомендации