Канонический порядок чтения Священного Писания

Весь текст Нового Завета, содержащийся в книгах "Апостол" и Евангелие, распределен на отдельные части для ежедневного чтения в течение года. Кроме этих ежедневных чтений, предусмотрены чтения в праздничные дни, которых насчитывается более сорока в году; праздники евангельских событий, праздники Богородице и ее особо чтимым иконам, праздники чтимым святым и "ангельским чинам".

Проповеди в храмах не входят в порядок богослужения, а поэтому не являются обязательными. Чаще всего они содержат только внешнее описание праздничных событий и редко раскрывают сокровенный смысл прочитанного места Писания.

Кроме установленных богослужебных чтений из Нового Завета, уставом предусмотрены еще особые чтения при исполнении частных треб: при молебствиях по различным причинам, при освящении воды, при совершении крещения, пострижении в монахи, при бракосочетании, погребении, панихидах и др.

Основное богослужебное чтение Писания делится на три церковных круга:

1 круг включает восемь недель от Пасхи до Троицы;

2 круг состоит из 36 недель от Троицы до Великого Поста;

3 круг включает семь недель Великого Поста.

Символика богослужений третьего круга раскрывает утрату общения с Богом потомков Адама, изгнанного из рая после грехопадения. В результате все стали соучастниками первородного греха. Поэтому в установленные дни вместо литургии совершаются службы покаяния, и производится чтение Священного Писания из Ветхого Завета, а не из Нового.

Во втором круге годовых чтений Писания на 35-ой неделе начинается подготовка православных к великопостному покаянию. Поэтому на этой неделе не бывает литургии и не читается Новый Завет. Вместо этого после утрени совершаются службы "Великопостных часов" с чтением из Ветхого Завета, обличающим и призывающим к покаянию. На 36-ой неделе - "масляница" - литургия и соответствующее чтение из Нового Завета совершаются только в воскресенье. В остальные дни недели вспоминаются грехопадение, изгнание из рая и состояние в рабстве греха всех потомков Адама. Соответственно, утренние службы с понедельника по субботу содержат чин "Великопостных часов" и положенные по уставу чтения из Ветхого Завета.

В третьем круге Великий Пост - литургия и чтение из Нового Завета совершаются только в субботу и в воскресенье. В остальные дни утром совершаются "Великопостные часы" и чтения из Ветхого Завета. При этом для духовного подкрепления постящихся (говеющих) по средам и пятницам совершается служба преждеосвященных даров без чтения Нового Завета.

На страстной неделе в первые три дня совершается литургия преждеосвященных даров, и производится чтение из Евангелия. В четверг и субботу совершается литургия и чтение из "Апостола" и Евангелия. В четверг вечером читаются "12 Евангелий". В пятницу совершаются службы 1,3,6 и 9 часа и вечерняя, на которой читается "Апостол" и Евангелие.

Заключение

Евангельские христиане-баптисты, воздавая должное христианской традиции и символике в православном богослужении, вместе с тем не согласились на основании Священного Писания со всей сложной системой ритуального богослужения, в которой апостольская проповедь о Христе Распятом, Его искупительной жертве, можно сказать, совершенно исключена красивой обрядностью.

В этих внешних установлениях православной церкви преданы забвению слова Господа Иисуса Христа: "Должно вам родиться свыше" - Ин.3,3-7; 1 Ин.5. Человеческими постановлениями рождение свыше заменено крещением младенцев. Исполнение Духом Святым возрожденных заменено миропомазанием крещаемых младенцев.

Величие, красота и торжественность православного богослужения, совершаемого на церковно-славянском языке, делает недоступной для понимания величия в своей простоте Евангельской проповеди о Христе Распятом, о спасении по вере в искупительную жертву Христа.

Все же основным различием является понимание вопроса о спасении.

Евангельские христиане принимают спасение верой в жертву Иисуса Христа как дар и получают способность побеждать грех силой Духа Святого, Которого верующий получает в свое сердце в момент покаяния и принятия Христа - Ин.1,12.

Для проведения богослужений используются обыкновенные здания и специально построенные молитвенные дома. Обыкновенно совершается молитва посвящения Господу вновь построенных или приспособленных для богослужений зданий. Во время богослужения посетители и служители сидят.

Контрольные вопросы

1. Что означает греческое слово "ортодокс" в его первоначальном значении и кому оно впервые было присвоено?

2. Причины раскола (разделения) Византийской церкви на две ветви - "Восточную" и "Западную".

3. Первоначальный и современный состав Восточного православия (автокефальные церкви).

4. Первоначальная проповедь Евангелия на окраинах первобытной Киевской Руси. Духовное состояние народа во время первых князей (Аскольд - Дир) и до Владимира Святославовича.

5. Крещение Киевской Руси. Обстоятельства принятия Византийского православия, положившего начало русской православной церкви (РПЦ).

6. Основные периоды в истории РПЦ и их характерные особенности. Греческий период.

7. Основные периоды в истории РПЦ и их характерные особенности. Греко-русский период.

8. Основные периоды в истории РПЦ и их характерные особенности. Русский период.

9. Основные периоды в истории РПЦ и их характерные особенности. Современный период.

10. Чем был вызван в 1667 г. раскол в РПЦ, и как он отразился в жизни русского народа?

11. Влияние монастырских подвижников на "мирских" прихожан, жаждущих истины. Результаты служения "старчества" в деле духовного пробуждения паломников.

12. Роль православной церкви в переводе Библии на русский язык и значение его для духовного пробуждения народа.

13. Формирование догматики православия.

14. Символ веры как основа православной догматики.

15. Православный Катехизис.

16. Таинства православной церкви.

17. Структура церковного домостроительства православия: паства, иерархия и белое духовенство.

18. Особенности православного богослужения. Установленные ритуалы и проповедь.

19. Что такое литургия? Виды литургии.

20. На чем основаны ритуалы православного богослужения, каков порядок чтения Священного Писания?

Литература

1. "Изложение христианской православной веры", (протоиерей П.Смирнов, 1912 г.).

2. "Уроки по предмету православного катехизиса", (епископ Александр, Москва, 1889 г.).

3. Православно-христианское вероучение", (священник М.Березин, Тверь, 1912 г.).

4. "Общедоступные беседы о богослужении Православной церкви", (священник-магистр Г.Дьяченко, Москва, 1898 г.).

5. Труды профессора Петербургской Духовной Академии - архиепископа Макария (13 томов по "Истории Руской Православной Церкви", С-Петербург, 1846-1868 гг.).

6. "Очерк истории Русской Православной Церкви", протоиерей А.Лавров, 1900 г.).

7. "Учебник истории средних веков" профессор Р.Виппер, Москва, 1908 г.).

8. "Церковь в истории России" (Академия наук СССР, институт истории, Москва, 1967 г.).

9. Православный церковный календарь 1980 г. (Издание Московской патриархии).

10. Пространный Христианский Катехизис (П.К.). Православные Католические церкви. Москва, Синодальная типография, 1915 г.

11. Русская Библия. Издание Московской патриархии. Москва, 1968 г.

Приложение к лекции № 3
Краткий словарь терминологии РПЦ

Автокефалия(гр.) - независимость, самостоятельность.

Автокефальная церковь(гр.) - самоглавенствующая церковь. Канонически ее самостоятельность устанавливается признанием той церкви, из которой она выделилась.

Аллилуйя(евр.) - Галлелуйа, где: галлелу - хвалите, прославляйте, славословьте; йя - сокращенно слышимое от Иегова. Перевод: Хвалите Бога или Славьте Господа грядущего.

Алтарь(лат.) - жертвенник, возвышение; в православной церкви- восточная оконечность церкви, отделенная иконостасом и царскими дверями, самое важное отделение храма. Изображает Рай - жилище прародителей до грехопадения, бывшее на Востоке.

Амвон(гр.) - место в храме против царских ворот на солее, откуда произносятся ектений, проповеди, читается Евангелие.

Аналой, аналогий(гр.) - в церкви небольшой четырехугольный стол с покатой поверхностью, на который кладут книги Священного Писания и иконы.

Антифон(гр.) - церковные песнопения, исполняемые попеременно двумя хорами. Антифоны для богослужений на вечерне (всенощной), утрене и литургии были составлены Иоанном Дамаскиным (8 в.).

Архидиакон(гр.) - архи - главный, старший; диакон - слуга, участвующий в богослужении; старший диакон с первенством чести, а не власти.

Архиепископ(гр.) - епископ с правом верховного надзора над другими епископами митрополий и епархий (патриарх, екзарх).

Архиерей(гр.) - епископ, начальник епархии.

Архиерарх(гр.) - представитель высшей степени церковной иерархии.

Архимандрит(гр.) - настоятель монастыря; духовный сан, присваиваемый иеромонаху, достойному для рукоположения в будущем "во епископа".

Архистратиг(гр.) - главный военачальник (архангел Михаил).

Аскет(гр.) - гр.аскетос - упражняющийся, усваивающий на практике. Ищущий нравственного совершенства путем отказа от мирских благ (сл. Монах, Инок).

Благовест(церк.-сл.) - звон в один колокол, которым церковь призывает верующих к богослужению, а также оповещает о начале совершения важнейшей части литургии.

Венчание(церк.-сл.) - таинство боракосочетания с возложением венцов на головы брачующихся.

Диакон(гр.) - представитель первой степени церковной иерархии; прислужник священнику.

Дикирий(гр.) - двусвечник, употребляемый при торжественном благословении епископом (архиереем) молящихся. Знаменует два естества в Иисусе Христе: божеское и человеческое.

Дискос(гр.) - особое блюдо с изображением Младенца Иисуса Христа и вырезанными словами: "Се Агнец Божий вземляй грехи мира", на которое полагаются части "служебных просфор" и частицы, вынутые из просфор прихожан во время совершения проскомидии. Является прообразом яслей Вифлеемских, Голгофы и гроба Господня.

Догма или Догмат(гр.) - гр. догма, догматос - мнение, взгляд, учение. Учение веры, постановление церковное.

Догматик(гр.) - стих в похвалу Богородицы, в котором воспевается воплощение Божие для спасения рода человеческого, изложенный в прообразах Ветхого Завета. Автором "8 догматиков" является Иоанн Дамаскин.

Духовенство(церк.-сл.) - рукоположенные служители церкви.

Духовник(церк.-сл.) - лицо, участвующее в таинстве исповедания как прообраз Иисуса Христа, кто имеет право прощать грехи.

Евхаристия(гр.) - (благодарение) - главнейшее Таинство в "Литургии верных" По учению православной церкви в момент благодарения святые дары преосуществляются в Тело и Кровь Христа.

Екзарх(гр.) - гр. ексархос - зачинатель. Титул духовного лица с высшей властью, местоблюстителя патриаршего престола (митрополит обширных округов, уполномоченный патриарха);

Ектения(гр.) - совокупность нескольких прошений, возглашаемых диаконом или священником с ответом клира на каждое моление: "Господи, помилуй", или "Подай, Господи".

Елей(гр.) - оливковое масло, широко употребляется в церкви в ритуалах богослужений.

Елеопомазание(гр., церк.-сл.) - чин помазания чела верующего елеем, отправляемый при особых богослужениях. Церковное таинство.

Елеосвящение(гр., церк.-сл.) - таинство церковное, совершаемое священником над больным с использованием елея и вина (соборование).

Епарх(гр.) - правитель области в Римской империи.

Епархия(гр.) - до 4 в. в греко-римской империи область под начальством епарха; церковно-административный округ, управляемый епископом.

Епископ(гр.) - блюститель, наблюдатель. Третья, высшая ступень церковно-иерархической лестницы (см. архиерей).

Ептимия(гр.) - гр.ептимиа - наказание. Мера духовного наказания.

Ересь(гр.) - искажение или умышленное повреждение смысла слов Священного Писания.

Еретик(гр.) - уклонившийся сознательно и преднамеренно от принятых православной церковью догматов веры, даже если последние не основаны на Священном Писании.

Живот(слав.) - жизнь, живущий.

Игумен(гр.) - правящий настоятель (начальник) монастыря.

Иерарх(гр.) - высшее духовное лицо: епископ, митрополит, патриарх.

Иерархия(гр.) - общее название трех степеней священства: епископа, пресвитера, диакона.

Иеродиакон(гр.) - монах в сане диакона.

Иеромонах(гр.) - священник-монах.

Икона(гр.) - под иконой понимают изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, святых апостолов и вех святых.

Иконоборчество- отрицание почитания св. икон; движение протеста верующих христиан против иконопочитания (8-9 вв.).

Инок, инокиня(гр.) - (от "ин" - др. слов) один. Монах, монахиня; монашеское звание.

Ипостась(гр.) - существо - Евр.1,3; в церковном смысле - лицо.

Исповедь(церк.-сл.) - церк.-слав. исповеда; исповедь - то же, что покаяние. Обрядовая часть таинства покаяния, совершаемая в присутствии духовника.

Иудей (евр.) - лицо из колена Иудина и из колена Вениаминова, жившее в отдельном царстве на юге Палестины отдельно от царства Израильского, также принадлежащего к еврейскому племени. В Евангельском употреблении: из рода избранных, благословенных (см. Откр.2,9).

Кадило(церк.-сл.) - церковный сосуд для курения ладаном во время богослужения.

Камилавка(гр.) - высокая шапка без полей, у черного духовенства - черного цвета, у белого - фиолетового цвета. Дается в награду священникам.

Канон(гр.) - (правило) - 1) уставное песнопение во время богослужения, посвященное празднику или особым дням Великого поста (Канон Андрея Критского, состоящий из 9 покаянных песней); 2) церковные правила и постановления; список книг Священного Писания, признанных Богодухновенными.

Катехизис(гр.) - краткое изъяснение основы вероучения для наставления оглашенных (ср.: катехет - наставник оглашенных). Также сборник положений относительно обряда богослужений.

Катарсис(гр.) - очищение души через страдания.

Клир(гр.) - притч; духовенство храма.

Клирос(гр.) - место в храме перед иконостасом, на котором находятся во время богослужения причетники, чтецы и певцы.

Копье(церк.-сл.) - стальное копьецо. Является необходимой принадлежностью приготовления "агничной просфоры" для Таинства Евхаристии. Напоминает прободение копьем Распятого Спасителя.

Крест(церк.-сл.) - является символом победы Христа над "вратами ада". Со времен "обретения креста Господня" матерью императора Константина Великого стал вводиться культ креста, которого "боится темная сила". Утвердилась вера в силу креста, по своей форме напоминающего Голгофский крест. (Форма креста, на котором был распят Христос, с точностью не определена). День обретения Голгофского креста царицей Еленой со времен Византийской церкви объявлен "днем Воздвижения". В православном вероисповедании в честь этого события совершается торжественное богослужение, на котором священник поднимает "служебный крест", хранящийся на престоле храма, над головой, а хоры антифонно поют сорок раз подряд "Господи, помилуй". На этом же богослужении совершается молитва: "О, Честной и Животворящий Кресте Господень, помогай нам силою распятого на Тебе Иисуса Христа".

Крест наперстный- крест, носимый на груди поверх одежды или под нею. Дается православному христианину при крещении. Для священников установлены кресты с распятием, которые они носят на груди.

Крестное знамение- изображение креста, совершаемое рукою. Полагается осенять себя при завершении молитвы и для ограждения от козней дьявольских. Обычай делать крестное знамение постепенно утвердился в Византийской церкви в 4 в.

Крещение(церк.-сл.) - таинство, в котором совершается возрождение; внешний акт присоединения к церкви.

Кумир(церк.-сл.) - изображение или изваяние веского божества для поклонения. По Библии - слепая привязанность к кому-нибудь, заслоняющему Живого, Истинного Бога.

- изображение, изваяние языческого божества: идол, истукан или болван; предмет бестолковой любви, слепой привязанности; поклонение маммоне, мирскому; великим мира сего. (По Вл.Далю).

Купель (церк.-сл.) - название сосуда, употребляемого для совершения таинства крещения.

Ладан(гр.) - благовонная смола, получаемая из сока некоторых видов деревьев и употребляемая при каждении.

Лампада(гр.) - сосуд с елеем, зажигаемый во время богослужения перед иконами.

Литургия(гр.) - (обедня) - одно из главнейших богослужений, на котором совершается Евхаристия. (У католиков - "Месса").

Мантия архиерейская(гр.) - длинная, широкая верхняя одежда, в которую облачается епископ при входе в храм для священнослужения.

Миро(гр.) - благовонное вещество: вареное деревянное масло с красным вином и благовониями (По Вл.Далю).

- смирна употребляется в таинстве миропомазания.

Митра(гр.) - головной убор, украшающий голову епископа во время богослужения, иногда дается в награду настоятелю храма - "благочинному священнику".

Митрополит(гр.) - древний титул епископов, управляющих церковными областями; в России - высокий духовный титул (Московский, Киевский и т.д.).

Митрополия(гр.) - церковная область, управляемая митрополитом.

Монах- (монос - одинокий) или обособленный; подвижник, отделенный от мира, давший обет посвящения себя Богу в подвигах самоотречения, молитве и размышлениях о Боге. Есть три степени посвящения в звание инока (монаха), это посвящение в рясу (рясофор), посвящение в мантию (малая схима), посвящение в схиму (полная схима). Из малой схимы допускается к принятию священного сана - иеродиакон, иеромонах и выше.

Мощи (церк.-сл.) - мочь - могущество, сила; возможность. Останки тела, причисленного к лику святых.

Омофор(гр.) - "омос" - плечо, "феро" - ноша. Знак высшего достоинства епископа, имеет значение аналогично орарю (у диакона) и епитрахили (у священника). Символизирует овцу (паству), поднятую Христом на плечи Свои.

Орарь(гр.,лат.) - длинная парчовая лента, возлагаемая на левое плечо диакона во время его рукоположения, без которой он не может совершать богослужение. Во время молитвы диакон держит конец ораря в правой руке на уровне глаз, а при окончании молитвы совершает с ним крестное знамение.

Орлец(церк.-сл.) - знак птицы орла, изображенный на круглом коврике под ногами архиерея, стоящего при богослужении.

Осанна(евр.) - "осан" - спасение, "на" - подай, "подай спасение".

Паства(церк.-сл.) - верующие православные, посещающие храм (прихожане).

Паперть(церк.-сл.) - сени, пристройка к притвору храма.

Паникадило(гр.) - люстра, подвесной светильник в храме. Символ небес со звездами.

Паремия(гр.) - гр.пареими - присутствовать, быть в помошь, быть во власти.

- Чтения из Священного Писания по случаю праздника соответственно установленному ежегодному кругу.

Патриарх(гр.) - 1) родоначальник у еврейского народа; 2) духовный глава, титул главенствующих епископов, начиная с 5 века; 3) глава церкви в России с 1589 года по 1721 год и с 1917 года.

Панихида(гр.) - заупокойная служба, богослужение по умершим. Панихиды устраивают перед погребением, в 3-й, 9-й и 40-й дни, и в дни рождения и смерти. Панихиды в честь усопших братьев по вере совершаются 8 раз в год и называются родительскими.

Плащаница(церк.-сл.) - погребальные пелены. Полотно с изображением Иисуса Христа умершего, Иосифа Аримафейского, Никодима, Девы Марии и жен-мироносиц. Выносят в великую пятницу из алтаря на середину церкви.

Подризник(церк.-сл.) - нижняя одежда священников и архиереев с узкими рукавами, делается из светлой материи и выражает необходимость вести непорочную жизнь духовного лица.

Поручи(церк.-сл.) - или нарукавники. Принадлежность священнического облачения для стягивания рукавов подризника. Олицетворяют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поручи знаменуют также силу Божию.

Посты- Утвержденное на 6 Вселенском соборе "56-е Апостольское правило" установило соблюдать в годовом порядке церковных богослужений следующие посты:

1) Великий пост (святая четыредесятница). Установлен для покаяния в память событий последней недели служения Иисуса Христа, Его крестных страданий и Светлого Воскресения - Пасхи. Первые шесть недель поста символизируют пребывание Христа в пустыне, перед Его выходом на служение роду человеческому. Седьмая неделя поста посвящается заключительному служению Христа: Его торжественный вход в Иерусалим и Распятие на Голгофе. Воспоминание о Преображении Христа, которое произошло за 40 дней до Распятия, ради особых Великопостных покаянных богослужений было перенесено на другое время (за 40 дней до праздника "Воздвижения" креста Господня).

2) Петров пост (апостольский пост). Установлен в память апостолов Петра и Павла, принявших мученическую смерть 29 июня за проповедь Евангелия. Пост начинается со следующей недели после Троицына дня, а его продолжительность в разные годы длится от 6 недель до одной недели со днем. В отношении пищи этот пост менее строг по сравнению с Великим.

3) Успенский пост (Богородичный). Установлен для достойного приготовления к празднику Успения Богородицы. Пост начинается с 1 августа и длится две недели до 15 августа. В отношении пищи этот пост по своей строгости уступает Великому посту, но превосходит Петровский и Рождественский.

4) Рождественский пост ("Филипповки"). Установлен для достойной встречи Рождества Христова. Начинается с 14 ноября (день памяти ап.Филиппа) и продолжается до 25 декабря. Последний день поста - "сочельник" - является особо строгим в пище, а некоторые не принимают еду до вечерней звезды. Кроме этих 4-х многодневных постов установлены "однодневные" посты, когда отмечаются : а) день Воздвижения Креста Господня; день Усекновения главы Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя или, по-гречески, Иоана Баптиста); день накануне Крещения Господня (Крещенский сочельник); б) еженедельные посты в среду и пятницу. Однако есть и сплошные недели, в которые посты не полагаются: недели Пасхальная, Троицкая, "сырная", неделя Матыря и Фарисея, две недели "святок" (между Рождеством и Крещением).

Прелесть(церк.-сл.) - в монашеской терминологии означает "сатанинское прельщение, обольщение", самопревозношение и самоуверенность в своей праведности по заслугам аскетической жизни.

Преподобный(церк.-сл.) - весьма подобный, схожий; святой, праведник, угодник (По Вл.Далю).

Престол(церк.-сл.) - на церковном языке неподвижный средиалтарный стол, покрытый священной одеждой, освященный, помазанный миром. Служит для принесения Великой Жертвы - Тела и Крови Христовых, и потому является важнейшим местом в алтаре и храме. Знаменует Престол Всевышнего.

Просфора, просфира(гр.) - гр.просфора - приношение, подношение; увеличение, подача, дар; употребление. Хлеб для совершения Евхаристии должен быть квасным и двусоставным (по образу двойной природы в явлении Иисуса Христа) и иметь печать (введена с 17 века). Для таинства нужна одна просфора, из которой вынимается Агнец, но в литургии используются пять просфор в честь Богородицы, святых и др. В древности использовали одну, а затем три просфоры. Спор со старообрядцами вызван числом выбранных для литургии просфор. У католиков (с 10 в.) опресноки или облатки (от облаткоприношение).

Пресвитер(гр.) - гр.пресбитерос - старец; старейшина; предок. Православное название - священник или иерей. Первый на совете или на собрании духовенства называется протопресвитером.

Протодиакон(гр.) - первый или главный диакон в епархии, обыкновенно состоящий при кафедральном соборе епархиального города.

Протоиерей(гр.) - первый в в ряду священников при соборной церкви, настоятель ее.

Протопоп(иск.гр.) - старое название протоиерея и протопресвитера, вышедшее из употребления в начале 19 в.

Протопресвитер(гр.) - высшее звание белого духовенства в России.

Псаломник(псаломщик) (гр.) - название всех церковных причетников. В его обязанность входит чтение и пение на клиросе.

Риза(гр.) - гр.ридза - корень; переносно: источник, начало; подножие; основание; род или происхождение. Соответствует гр. "естес" - одежда, облачение и "столе" - платье доспехи. Риза Спасителя - хитон не сшитый, тканый. Риза правды - белая одежда, облачение после крещения; дается в знак облечения во Христе. Риза радования - черная монашеская ряса, олицетворяющая радость сокрушенных и униженных.

Рипида(гр.) - род священного знамени. На длинном древке укреплен круг с изображением серафимов. Во время совершения Таинства Евхаристии епископом над престолом склоняются рипиды - символ веяния Духа Святого.

Саккос(гр.) - гр.саккос - кулек или мешок. Облачение архиерейское, вошедшее в употребление в 13 в. Прежде была одеждой благочестивых греческих царей, однажды подаренной патриарху. Носят ее сверх подризника, имеет застежки на рукавах и пуговицы с боковых сторон.

Сан (старо-сл.) - старо-сл. сань восходит кдр.-инд. сану - вершина, высота, острие; соотв.греч. аксиа - достоинство и архиначальство, начальствование.

Старо-сл. саиолюбие- неумеренное желание чести и достоинства. В православии то же, что высокая должность священника.

Святцы(церк.-сл.) - перечень всех святых, составленный в порядке месяцев и дней года, печатающийся в богослужебных книгах. Т.н. месяцесловы издаются отдельно.

Священник(церк.-сл.) - иерей или пресвитер, второй чин после епископа.

Священнослужитель(церк.-сл.) - лица, назначаемые через архиерейское рукоположение для служения перед престолом, чтобы продолжать дело Христа - заботиться о спасении людей. К ним относятся три чина: епископ, священник, диакон (иерархия).

Скит(церк.-сл.) - уединенное поселение монастырского типа, огражденное частоколом, имеющее часовню (малый храм для совершения богослужений) и вокруг - кельи для монахов.

Скрижали(церк.-сл.) - каменные плиты с Заповедями Божиими (Исх.32,16); нагрудник на мантии архиерея или архимандрита.

Скуфья(гр.,церк.-сл.) - бархатная шапочка фиолетового цвета дается в награждение священникам.

Собор(церк.-сл.) - 1. церк.-сл. собор - синедрион, собрание; собо - сущность. Название съездов высшего духовенства, ведущих начало с середины Ill в., созванных для решения вопросов догматизации вероучения, церковного управления и дисциплины. Разделяются на вселенские (общехристианские и после разделения грековосточные) и поместные;

2. храм, в котором имеется кафедра епископа (и выше).

Стихарий, стихарь(гр.церк.-сл.) - гр. стикс - ряд строй; глагол "стихаомаи" - следовать; шествовать рядами. Длинное, с широкими рукавами, одеяние диакона и причетника; оно не имеет разрезов и подобно подризнику архиерея.

Стихира(гр.) - гр. та стихера - то, что написано стихами, или стихотворение. Праздничное последование песнопений и напевных размеренных стихов из псалтири. Делятся по времени исполнения на утренние, воскресные, по характеру на хвалитные, литийные, умилительные и др.

Трикирий(гр.) - светильник, символизирует наглядно Святую Троицу. Употребляется для благословения молящихся архиереем, архимандритом или епископом. Епископ (и выше) совершают благословение (крестное знамение) двумя руками. Во время особых моментов богослужения такое благословение совершается двумя руками, в которых держатся зажженные свечи дикирия и трикирия.

Таинство(церк.-сл.) - церк.-сл. таинство - тайна; таинство, таинствие - мистерия; тайно - таинство; неизреченно - несказанно, таинственно; соотв. гр. мистерион (1 Тим.3,9). Потребные для спасения, установленные, по православному пониманию, Богом для сообщения верующим спасительной благодати, освящения и созидания в жилище Божие Духом Святым: 1 крещение; 2 миропомазание или утверждение; 3 священство или рукоположение; 4 причащение или благодарение; 5 исповедание или покаяние; 6 законный брак; 7 елео- или маслоосвящение.

Угодник(церк.-сл.) - подвижник в благочестивой аскетической жизни и достигший святости; по окончании земной жизни - предстоящий перед престолом Божиим и ходатайствующий за живущих на земле.

Фелонь(гр.) - широкая и длинная одежда священника без рукавов.

Фимиам или ладан(гр.) - пахучие курения, употребляемые при богослужениях.

Хилиазм(гр.) - учение о наступлении на земле тысячелетнего Царства Христова, а также надежды на близость второго пришествия Христа для основания земного тысячелетнего царства.

Хиротония(гр.) (голосование) - таинство рукоположения во епископа; древний порядок выборности священства всей церковью. В последнее время установлен порядок назначения патриархом кандидата на посвящение его в высшую степень священства.

Хитон(гр.) - гр. хитон - нижняя рубашка у др. греков и евреев; вообще платье, одежда или нижняя риза священника (Исх.29,5). См.подризник.

Хламида(гр.) - гр.хламис, хламидос - плащ или мантия (полководцев, царей, героев), багряница. Мантия или епанча священническая, имеющая образ багряницы Иисуса Христа.

Хоругви(гр.) - священные знамена церкви, употребляемые в церковных торжествах, крестных ходах и пр. наряду с крестами. Обозначают победу церкви над миром. Хоругви украшаются изображениями св. угодников и событий из священной истории.

Христианин(гр.) - последователь учения Христа.

Четки(ст.-ел.) - представляют собой шарики (стеклянные, костяные и др.), нанизанные на шнурок, служат для подсчета молитв, крестных знамений и поклонов. Во время молитвы четки держатся в левой руке.

Чин(ст.-ел.) - ст.-сл.чин соотв. гр.такоис, такофис - порядок, устройство, организация; должность, звание; пост, место в строю. В православном понимании чин восходит в сан, ступень, должность и обязанность священника. В Библии употребляется только в ед. числе: чин Мелхиседека в значении переемственности первосвященства Иисуса Христа от благолепия святыни Божией (Пс.109,4).

Язычник(церк.-сл.) - церк.-сл. язычник, произв. от язычыгь, языкъ - соотв.гр. етнос - народ; также языцы - язычники; слово язык по-латински - лингуа, восход, в др. инд. йигва (сближается с др.евр. йгв - Иегова). Употребляется в значении: идолопоклонник, многобожец; не еврейского народа; еллин, грек; невежда, неученый, (см. язычный - соотв. глоссотес - много и злоречивый. Пс.139,12).

Лекция 4
Протестантское богословие

Введение

Протестантское богословие - это истолкование христианского учения, отличающееся от толкования его римско-католической церковью.

Протестантское учение явилось следствием Реформации римско-католической церкви, 450-летие которой отмечалось 31 октября 1967 года.

Слово "протестантство" по смыслу и значению отражает происшедшие события в средневековой римско-католической церкви и происходит от слова "протест".

В середине 18 века, т.е. спустя много лет после Реформации, слово "протест" означало "открыто признавать" или "исповедовать"; другие определяли его как "торжественное провозглашение решения, мнения". Другое значение этого слова - "восставать против", "возражать" находится в обиходе около двух столетий.

Таким образом протестантство содержит в себе элементы отказа и восстановления.

Современное протестантское богословие следует рассматривать в этих двух положениях: во-первых, как протест против некоторых учений и практики римско-католической церкви, во-вторых, как энергичное и положительное утверждение евангельского взгляда.

Наши рекомендации