Действенность церковных таинств
По учению катехизиса, таинство является действенным, если оно совершается правильно, по уставу, а сам совершитель имеет законное право и власть свыше на это совершение. Право и власть свыше преподаются в таинстве Священства.
Благодатное действие таинства сообщается с верой его приемлющим, даже в случаях, когда совершитель сам оказался для служения недостойным, но при этом весь ритуал таинства был соблюден, а совершитель не был лишен власти священнодействовать. В этом случае сам совершитель несет ответственность за свой грех, порочащий звание священнослужителя.
Если принимающий церковное таинство духовно не готов к его исполнению, то он не получит дара благодати, а в особых случаях принимает осуждение себе.
Православная церковь учит, что все семь таинств были установлены Иисусом Христом, однако в Евангелии семь таинств не имеют подтверждения. Они были установлены служителями церкви в последующие века.
Воскресение мертвых
Одиннадцатый член Символа веры исповедует надежду (чаяние) на всеобщее воскресение мертвых.
Православный катехизис разъясняет, что воскресение есть "действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших чело-веков, соединяясь с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны" (П.К. стр.63).
Православная церковь признает единое и всеобщее воскресение при Втором пришествии Христа, когда праведные войдут в Царство Небесное, а нечестивые пойдут в муки вечные. Уже во времена 1 Вселенского собора существовало учение о двух пришествиях Христа (за Церковью и для всеобщего суда), а также о тысячелетнем царстве - хилиазм. Но учения о восхищении Церкви и хилиазм были отвергнуты на 11 Вселенском соборе. Поэтому одиннадцатый член Символа веры, утвержденный на 3 Вселенском соборе, кратко говорит о предстоящем воскресении, и православные разумеют его как единое и всеобщее.
О свойствах воскресшего тела катехизис говорит, что оно будет соответствовать телу земной жизни, но при этом будет преображенным, подобно пречистому телу воскресшего Христа - Ин.5,25; 1 Кор.15,50-54; Фил.3,21.
Катехизис православной церкви не упоминает о воскресении святых Церкви Христовой и о ее вознесении до всеобщего суда.
Евангельские христиане-баптисты на основании Священного Писания верят в пришествие Христа за Церковью до всеобщего суда - 1 Фес.4,16-18.
Загробная жизнь
Частный суд
После смерти душа человека предстает перед частным судом - Евр.9,27, на котором она получает должное по своим делам, совершенным на жизненном пути - Лк.16,19-31. Православная церковь также признает, что после смерти покаяние не возможно - Гал.6,7-8.
Однако, оставшиеся в живых и располагающие средствами умилостивления в церковных таинствах и молитвах могут облегчить муки осужденных на частном суде. Основание для такого попечения об усопших христианах православная церковь усматривает в следующих местах Писания: Фил.2,11; Мф.12,32; 2 Макков.12,43.
В православии существует представление о том, что душа после разлуки с телом предстает на частный суд только на девятый день после кончины. Поэтому в девятый день особенно необходимы ходатайства за нее живых и совершение особых церковных богослужений.
Окончательный уход души с земли в уготованное ей место происходит на сороковой день. В течение сорока дней должны совершаться за нее ежедневные заупокойные молитвы в церкви, известные как сорокоуст.
Дальнейшее попечение об усопших осуществляется в особые дни поминовений - родительские субботы. В эти дни подаются поминальные записки с просфорой на литургии, во время которой совершается бескровная жертва за живых и умерших; совершаются особые поминальные службы после литургии (панихиды).
Поминание душ на девятый и сороковой день, а также попечение об усопших не основано на Священном Писании: Рим.8,33; 1 Фес.4,13-14; Ин.17,24 и поэтому не разделяется евангельскими христианами-баптистами.
Всеобщий Суд
При Втором пришествии Христа произойдет всеобщее воскресение мертвых и состоится всеобщий Страшный Суд, о котором сказано в Писании - Откр.20,11-15. "И пойдут нечестивые в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" - Мф.25,46.
Жизнь вечная
Двенадцатый член Символа веры кратко исповедует веру в жизнь будущего века и заключается словом "аминь".
0 жизни будущего века Писание говорит как о вечном блаженстве в общении с Богом, с ангелами Божиими и со святыми Церкви торжествующей, искупленными Христом - Мф.7,11; Ин.7,24; 1 Ин.3,1; 1 Кор.2,9; Евр.12,22-23.
О мире ангельском
Мир ангельский, сохранивший себе достоинство и любовь к своему Творцу, подразделяется на девять чинов, каждый из которых состоит из трех групп (лики). В каждом имеется три звания:
1 лик - Серафимы, Херувимы, Престолы;
2 лик - Господства, Силы, Власти;
3 лик - Начала, Архангелы, Ангелы.
Архангелы - провозвестники воли Божией. Известны девять архангелов: Михаил (князь), Гавриил (крепкий), Рафаил (врачеватель), Уриил (свет Божий), Салафил (молитвенник), Иегудиил (славословящий), Варахиил (благословение), Иеремил (возвышение к Богу).
Ангелы - ближайшие к людям служители Божий и вестники Его воли.
Матерь Господа
Православная церковь чтит Деву Марию, называя ее Приснодевою (это означает, что она была Девой прежде рождения, во время рождения Спасителя), а также Богородицей "потому что Родившийся от Нее (по человечеству) в самом зачатии и рождении от Нея был, как и всегда есть, истинный Бог" (П.К. стр.32).
Катехизис разъясняет, что Матерь Господа превосходит достоинством всякое сотворенное существо, и поэтому Она почитается превыше херувимов и серафимов, но не считается Божеством.
Православие не разделяет учение католичества о непорочном зачатии Девы Марии, то есть, что она свободна от первородного греха.
Молитвы святым
Православный катехизис изъясняет: "Верные, принадлежащие к Церкви на земле..., призывают на помощь святых, принадлежащих к Церкви небесной..., которые своими молитвами очищают, подкрепляют и приносят перед Бога молитвы верных, живущих на земле" (П.К. стр.45-46).
Евангельские христиане не обращаются в молитвах за помощью к почившим святым, включая Матерь Господа, зная, что Христос есть единственный посредник между Богом и человеками - 1 Тим.2,5 и что "Он ходатайствует за нас" - Ин.14,13-15; Рим.8,34; 1 Ин.2,1.
Почитание икон и мощей
Православие почитает иконы и мощи. Это почитание обращено не к изображениям, а к святым личностям, которые представляют эти изображения. Их образы (иконы) в православии почитаются за святыню, некоторые из них считаются "чудотворными", и в их честь установлены храмовые праздники.
Иконопочитание, возникшее в Византии вскоре после 6 Вселенского собора, вызвало внутрицерковную борьбу между его сторонниками и противниками. По этому поводу созывались вселенские соборы в 754 и в 787 годах.
Догмат об иконопочитании, принятый на проходившем в 787 году 7 Вселенском соборе, не подтверждается Священным Писанием и поэтому не признается евангельскими христианами-баптистами.