Другие ритуальные священнодействия

Освящение (сакраменталии) - это священнодействия, при помощи которых церковь кого-либо благословляет или что-то освящает.

"Во имя Иисуса церковь призывает Божие благословение на нас и на предметы, имеющие служебное назначение. Так, церковь призывает благословение на детей, матерей, больных, брачующихся и на всех верующих при окончании мессы. Так освящаются дома и квартиры, пища и питие, поля и пашни, скот и загоны, мастерские и инструменты, мосты и дороги, автомобили и самолеты. Благословение и освящение, равно как и освященные предметы, приравниваются к таинствам, поэтому они называются освященными предметами или сакраменталиями. В то время как таинства установил Сам Христос, сакраменталии установлены церковью. Они не оказывают такого действия, как таинства, посредством силы Божией, но действуют силой церковной молитвы" ("К.к."). По теории получается:

"Кто ждет помощи не от Бога, но от внешних знамений, тот впадает в грех суеверия" ("К.к.").

Практически члены церкви действительно много согрешают грехом суеверия, так как верующая масса в своем большинстве ищет помощи и защиты как раз во внешних знамениях и в различного рода священнодействиях.

Различение грехов

Католическая церковь имеет подробно разработанную систему квалификации грехов по их тяжести и значимости. Самый тяжелый грех - это грех к смерти, которым согрешают а) в каком-либо деле большой важности; б) сознательно; в) умышленно. В этой системе перечисляются также повседневные, обыкновенные грехи. "Обыкновенный грех делает тот, кто согрешает в менее важном деле, например, если кто украдет какую-нибудь мелочь" ("К.к."). Обычные грехи подразделяются также на несколько степеней.

Дифференциация грехов, кроме произвола, дает также большую возможность церкви, то есть священнослужителю, держать верующих в своей власти, так как только церкви дано право определить, каким грехом согрешил человек - обыкновенным или к смерти, сделан большой или незначительный грех, похищена ли ценная вещь или какая-либо мелочь.

Отпущение грехов

Одно из учений римско-католической церкви, которое находится в самом глубоком противоречии с протестантизмом, - это учение об отпущении грехов, появившееся в 13-14 веках. Вначале отпущение грехов за деньги или за труд было простой уплатой за грехи живых или мертвых душ. Позднее это учение подверглось модернизации. В настоящее время католическая церковь учит: "Через каждые 25 лет Святой Отец провозглашает священный или юбилейный год. Он призывает верующих посетить вечный город, обратиться от грехов, исповедываться и принять участие в Евхаристии (коммунии); верующие должны посетить главные римские храмы, пребывая в молитве и повиновении у Святого Отца. Всем выполнившим эти условия, дается отпущение грехов. Обычно через год отпущение грехов священного года можно приобрести во всем мире.

Через отпущение церковь освобождает нас от земного наказания за грехи, которые нам уже прощены, но отпущение не распространяется на те грехи, которые еще не прощены" ("К.к.").

Чистилище

Это место между небом и землей, где после смерти совершается исправление душ. Учение о чистилище (пургатории) обосновывается учением Евангелия: 1 Кор.3,13-15; 1 Петра 3,19; Матф.5,26 и 12,32; Филип.2,10. Так как в Священном Писании нет основания для учения об искуплении грехов после смерти, то здесь на помощь приходят Отцы церкви - Климент, Ориген, Тертуллиан, Григорий Великий. Учение о чистилище было официально признано одним из догматов католической церкви на Флорентийском соборе в 1439 году.

"Те, кто не получили полного прощения грехов, приходят прежде всего в чистилище, место, которое мы называем очищающим огнем. Души, находящиеся в чистилище, сами ничего не могут сделать для сокращения срока своих страданий. Но Христос, их Спаситель, непрестанно ходатайствует за них перед Отцом Небесным, а через Спасителя за них ходатайствует также Мария и другие святые на небесах. Через Христа мы также можем возносить молитвы и приносить жертвы за души, находящиеся в чистилище, чтобы сократить время их страданий. Чистилище будет существовать вплоть до судного дня перед Белым Престолом. После последнего суда будет только небо и ад"

Почитание святых

Почитание святых началось уже во 2 веке, а их канонизация - примерно в 1000 году. Прекрасно звучит декларация о любви Божией и о любви святых к Богу:

"Часто Божия любовь, как сильный ветер, овладевала святыми. Они понимали, что никто, кроме Бога, не может заполнить их сердце. Поэтому любить Бога как можно сильнее было их единственным желанием. И Господь продолжал открывать им все новые сокровища Своей любви" ("К.к.").

Как же человек практически становится святым?

"Для того, чтобы человека признали и объявили святым, недостаточно только того, что он был глубоко верующим и высокоморальным, недостаточно и того, что его можно представить образцом в жизни, необходимо еще, чтобы после его смерти через его представительство (ходатайство) совершались чудеса. И только после того, как совершились чудеса, Сам Бог, если можно так сказать, приложил Свою печать, свидетельствующую о том, что действительно этот человек является святым" (П.Строд).

Разумеется, что святые снова являются тем звеном между Богом и людьми, которое направляет их в сторону почитания католической церкви.

Почитание святых содействует сознанию паломничества, организуемого церковью в нужном ей направлении, что приносит церкви немалый материальный доход.

"Католик вкушает мир и чувствует себя в безопасности, когда он находится под защитой авторитетов, в то время как протестанты интенсивно заняты религиозными проблемами и поисками истины" (Р.Приеде).

Церковные заповеди

Католическая церковь, будучи убежденной, что она способна вмещать откровения Божий наравне со Священным Писанием, открыто возвещает свои церковные заповеди, обязательные для всех католиков.

"Вот пять наиболее важных церковных заповедей:

1. Ты должен святить указанные церковью праздничные дни!

2. Ты должен в воскресные и другие праздничные дни благоговейно принимать участие в святой мессе!

3. Ты должен в положенные церковью дни воздерживаться от мясной пищи и совершать пост в дни говенья!

4. Ты должен по крайней мере один раз в год исповедывать свои грехи.

5. Ты должен по крайней мере один раз в году, а именно, в дни праздника Пасхи, принять участие в причащении (коммунии)!"

Добрые дела

Важным аспектом в учении римско-католической церкви являются добрые дела.

"Мы должны претворять в жизнь семь телесных дел милосердия: накормить алчущих, напоить жаждущих, одеть нагих, принять в свой дом странников, освободить пленных, посетить больных, похоронить мертвых.

Церковь поощряет нас также к исполнению семи духовных дел милосердия: привести грешников на добрый путь, научить непросвещенного, преподать добрый совет сомневающимся, утешить скорбящих, терпеливо сносить негодных, охотно прощать тем, кто обижает нас, молиться Богу за живых и мертвых" ("К.к.").

Давая оценку значению церковных заповедей и добрых дел, мы, наверное, согласимся с мнением протестантских теологов.

"Католицизм больше связан с законом, а протестантизм - с Евангелием. Вера для католиков - это дело воли и интеллекта: долг всех христиан - верить и быть святыми, в то время как для протестантов вера, в сущности, является даром Божиим, действием в сердце Святого Духа".

"Суть католической церковной веры в том, что те усилия, стремления и благочестивые действия, которые ведут человека к Богу, имеют положительную ценность. Но там, где католики говорят о заслугах в продвижении вперед по направлению к Богу, Лютер говорит о Слове, Которое исходит от Бога и оправдывает грешника, но это Слово воспринимается только верою.

По учению католиков: Бог наблюдает за поведением человека и воздает ему по делам. По Лютеру: человек взирает на дело Божие, совершенное Иисусом Христом и возвещенное нам в Его Слове, и верою воспринимает его. По учению католиков: человек ради своего спасения предлагает Богу свои добрые дела. По Лютеру: Бог ради спасения предлагает Свое спасительное Слово, которое мы можем принять только верою".

Миссионерская деятельность

Несмотря на всепроникающую церковность и запутанное суеверие, католическая церковь сумела хорошо организовать работу внешней миссии. Рассмотрение миссионерской деятельности католической церкви выходит за рамки данной лекции, иначе нам пришлось бы говорить о явлениях, которые оставили позорный след в истории христианства, как, например, крестовые походы, инквизиция, насаждение веры мечом и огнем, неприглядная жизнь и деятельность монашеских орденов и немало других отрицательных явлений. Но здесь, говоря о миссионерской деятельности, хочется подчеркнуть другое, а именно, что католическая церковь рассматривает свою миссионерскую деятельность как принятое от Господа поручение, от осуществления которого зависит подлинное счастье и блаженство людей. Миссионерская работа совершается с большим усердием, что не может не отразиться на ее успехе. И в настоящее время католическая церковь развивает активную миссионерскую деятельность, особенно в странах Африки.

Литература

1. "Католический катехизис", 1959 (сокр. "К.к.").

2. Проф. д-р П.Строд "Почему надо верить?", 1938.

3. Р.Вызу "Католицизм". 1957.

4. "Оксфордский словарь христианской церкви", 1957.

5. Проф. д-р В.Малдонис "Евангельская догматика", 1935.

6. Проф. д-р Р.Приеде "Сравнительное богословие", 1975. "Католический катехизис" и книга проф. П.Строда "Почему надо верить?" являются главным католическим источником, использованным в данной лекции. В данной лекции использована также другая литература.

Контрольные вопросы

1. Что такое католицизм?

2. Взгляд католичества на Библию.

3. Учение католичества о Боге, Иисусе Христе и Святом Духе.

4. Учение о Троице.

5. Культ Марии.

6. Учение о Церкви. Первенство Петра, Папство. Церковная иерархия.

7. Священник.

8. Таинства церкви (крещения, миропомазания, причащения, покаяния, елеосвящения, священства, брака).

9. Ритуальные священнодействия.

10. Различение грехов, отпущение грехов. И. Чистилище.

12. Почитание святых.

13. Церковные заповеди.

14. Добрые дела.

15. Миссионерская деятельность.

Лекция 3
Православие

Наши рекомендации