Объяснение апостольских чтений

НА ЛИТУРГИИ ВО ВСЕ ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ ГОДА

Издательство Сретенского монастыря 1998

По благословению

Святейшего Патриарха

Московского и всея Руси

Алексия II

В литургической жизни Православной Церкви необычайно важно понимание духовного наследия, оставленного нам святыми апостолами. Это в первую очередь касается апостольских чтений, которые Церковь предлагает нам в воскресные и праздничные дни. К сожалению, очень немногие христиане относятся вдумчиво к этой важнейшей части Божественной литургии. На это есть и объективные причины. Славянский текст достаточно сложен для новоначальных. В предлагаемой книге дается параллельный перевод и толкование всех апостольских посланий, читаемых в воскресные и праздничные дни. Книга основана на творениях святых отцов Церкви и незаменима для всякого православного человека, хотящего постичь глубину и смысл обращенной к нам апостольской проповеди.

1. Неделя о мытаре и фарисее. 3

2. Неделя о блудном сыне. 7

3. Неделя мясопустная. 10

4. Неделя сыропустная. 14

5. Неделя первая Великого поста. 18

6. Неделя вторая Великого поста. 21

7. Неделя третья Великого поста. 24

8. Неделя четвертая Великого поста. 27

9. Неделя пятая Великого поста. 31

10. Неделя ваий или Цветоносная. 34

11. Светлое Христово Воскресение. 37

12. Неделя о Фоме. 41

13. Неделя жен-мироносиц. 44

14. Неделя о расслабленном.. 47

15. Неделя о самаряныне. 51

16. Неделя о слепом.. 56

17. Неделя святых отец. 59

18. Неделя Пятидесятницы.. 64

19. Неделя вторая по Пятидесятнице. 69

20. Неделя третья по Пятидесятнице. 73

21. Неделя четвертая по Пятидесятнице. 77

22. Неделя пятая по Пятидесятнице. 82

23. Неделя шестая по Пятидесятнице. 87

24. Неделя седьмая по Пятидесятнице. 92

25. Неделя восьмая по Пятидесятнице. 96

26. Неделя девятая по Пятидесятнице. 101

27. Неделя десятая по Пятидесятнице. 105

28. Неделя одиннадцатая по Пятидесятнице. 109

29. Неделя двенадцатая по Пятидесятнице. 113

30. Неделя тринадцатая по Пятидесятнице. 117

31. Неделя четырнадцатая по Пятидесятнице. 122

32. Неделя пятнадцатая по Пятидесятнице. 125

33. Неделя шестнадцатая по Пятидесятнице. 128

34. Неделя семнадцатая по Пятидесятнице. 131

35. Неделя восемнадцатая по Пятидесятнице. 133

36. Неделя девятнадцатая по Пятидесятнице. 137

37. Неделя двадцатая по Пятидесятнице. 141

38. Неделя двадцать первая по Пятидесятнице. 147

39. Неделя двадцать вторая по Пятидесятнице. 153

40. Неделя двадцать третья по Пятидесятнице. 157

41. Неделя двадцать четвертая по Пятидесятнице. 161

42. Неделя двадцать пятая по Пятидесятнице. 167

43. Неделя двадцать шестая по Пятидесятнице. 172

44. Неделя двадцать седьмая по Пятидесятнице. 176

45. Неделя двадцать восьмая по Пятидесятнице. 180

46. Неделя двадцать девятая по Пятидесятнице. 184

47. Неделя св. отец, перед Рождеством Христовым.. 187

48. Неделя перед Просвещением.. 192

49. Неделя по Просвещении. 194

50. Неделя тридцатая по Пятидесятнице. 199

51. Неделя тридцать первая по Пятидесятнице. 202

52. Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице. 204

№1

Неделя о мытаре и фарисее

Тим. III, 10-15

10. Чадо Тимофей! ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,

11. в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Икании, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

12. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

13. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

14. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

15. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Ныне предложено вниманию молящихся апостольское чтение из 2-го Послания к Тимофею. Что называется посланием? Кто был Тимофей? И что мы слышали сегодня из послания?

Посланием называется письмо, которое написано было св. апостолом и отсылалось или к целому обществу христианскому, или к одному лицу.

Такие письма св. апостолы посылали с целью или разъяснить недоумения, или обличить недостатки в христианах и при этом указать на меры к исправлению, или же выражали свою радость, когда слышали о доброй жизни верующих. В посланиях св. апостолы сообщают и о своей жизни: о служении, трудах, страданиях и убеждениях. Вообще, во всех этих посланиях видна отеческая заботливость и любовь апостолов к христианам всякого направления. В таком духе написано и послание св. апостола Павла к Тимофею.

Кто такой был Тимофей? Тимофей был христианин (Деян. XVI, 1); он был воспитан на слове Божием под добрым, могучим влиянием женских сердец благочестивой своей бабки и матери, а потом сделался одним из преданных апостолу Павлу учеников. Наконец, он был поставлен епископом в приморский город Ефес, знаменитый как по обширной торговле, так и по множеству разнообразных языческих храмов и верований. В таком городе, где бывает съезд торговцев разноплеменных, где шумная торговля, богатство, распущенность, вольномыслие идут рука об руку, - епископом быть истинному христианину нелегко. Здесь епископу нужно иметь много осторожности, внимательности и к себе, и к пастве, и к лжеучителям; много ревности при защите правоверия и немало сведений о лжеумствованиях врагов христианской истины (1 Кор. XVI, 8-9). И сам св. апостол Павел в этом городе перенес много скорбей и опасностей, несмотря на то, что здесь его полотенца и платки имели чудесное действие на больных и бесноватых (Деян. XIX, 12).

Зная ефесских жителей, св. апостол Павел, будучи узником в конце своей страдальческой жизни, пишет в Ефес Тимофею послание, как духовное завещание от отца к сыну. В этом послании он изображает врагов Православия и отпадших от него называет даже по имени, говорит об опасностях для веры. В послании этом св. апостол с радостью вспоминает о твердости в вере и истинно пастырском служении самого Тимофея среди слабеющих в благочестии и правоверии христиан, пороки которых, к сожалению, замечаются и в нашей среде.

Ст. 10. Св. апостол, одобряя своего ученика, прямо говорит: Ты, чадо Тимофее, последовал мне в учении, истине Христовой, в житии чистом, но не без скорбей, в расположении и вере в Бога и Его св. Промысл, в великодушии при возводимых клеветах и пересудах, в любви к Богу и к людям, как верным, так и к заблуждающимся, в терпении при рассуждениях и спорах с вольнодумцами, в гонениях и страданиях за свою твердость и верность Христу Спасителю нашему.

Ст. 11. Таким же гонениям, страданиям и побоям подвергся от упорных евреев и такую же твердость высказал и сам св. апостол в Антиохии, Иконии (Деян. XIII, 14-52) и в Листре, где св. апостола избили камнями и как мертвого вытащили его за город (Деян. XIV, 19). Но несмотря на тяжкие мучения, Господь сохранял жизнь апостола. Впрочем, не один апостол или Тимофей переносили такие тяжкие страдания; такова всегдашняя участь всех истинных подвижников благочестия.

Ст. 12. Да и все, говорит апостол, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Эти гонения и скорби за честность в вере бывают чрезвычайно разнообразны и подготовляются и наносятся злохитро: они не всегда производятся открыто, а весьма часто тайно и незаметно, издалека, исподтишка и даже под благовидными предлогами; воздвигаются они и от чужих, и от своих; от людей, а особенно от наших страстей и от князя тьмы. И подвижнику - добродетельному человеку - нужно много сил в борьбе, много внимания к своей душе; нужно постоянно стоять на страже, постоянно памятовать слова Христовы: в мире будете иметь скорбь (Ив. XVI, 33); если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. XV, 20); враги человеку - домашние его. При таком христианском взгляде на жизнь легче страдать, легче нести лишения, в видимости незаслуженные, уничижения, бедность, клевету и т. п.

Да, нередко бывает: благочестивый страдает, а злой успевает в своих злых предприятиях.

Ст. 13. Злые же люди и обманщики, пользующиеся легковерием или слабостями других, преуспевают и будут преуспевать во зле, но не много (2 Тим. III, 9); они других вводят в заблуждение и сами заблуждаются.

Они, быть может, и думают, будто бы они-то и имеют всю истину в своих руках, назначены быть двигателями народного просвещения и общественного благоденствия. Но они, по слову апостола, ни больше, ни меньше, как только люди, развращенные умом, невежды в вере; всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины (2 Тим. III, 8, 7). Как часто повторяется в жизни то явление, что лицемер, празднолюбец, злодей, нечестивец счастлив, пользуется почти всеми благами мира: и богат, и здоров, и в уважении, живет пышно, во все дни светло и весело; не будучи особенно умен, увлекает своими речами других и чрез то имеет успех в своих затеях; а честный труженик, благочестивый христианин, имеет только неприятности в жизни - клеветы, болезни, бедность, неудачи и потери!

Как же понять такое неравномерное распределение благ мира? За что и зачем такое счастье и удача грешнику? И такая скромная, даже бедственная доля честному христианину? Не ропщи на Бога, душа читающего, слышащего слово Божие и видящего в жизни изображенные примеры.

Отчего имеют успех люди злые, а добрые терпят неудачи? - Оттого, что первые, как сыны века сего, бывают в своем роде хитрее, искуснее, догадливее сынов света, т. е. честных христиан (Лк. XVI, 8).

За что благоденствуют люди очень грешные, а добродетельные страдают? На это нужно сказать:

1) мы можем ошибаться и ошибаемся, нередко считая одного праведным, добродетельным, а другого уж очень грешным, потому что мы судим по наружности. Один Господь знает сердца и жизнь людей и действует в жизни их по Своему правосудию и благости. Быть может, добродетельный человек страдает в жизни и за какой-нибудь неизвестный нам, но ведомый Богу порок, а грешный благоденствует временно, в награду за какие-нибудь добрые стороны его сердца;

2) о бедственности, о счастье, о несчастии мы можем иметь ложные мнения, - судим по себе. Для иного счастье состоит в богатстве, славе, почестях, а другому все это в тягость, не на счастье и на радость; иной счастливым себя считает, что он здоров и имеет возможность трудиться и не видит бедности для своей семьи; иной счастье поставляет в спокойствии духа от благочестной жизни, хотя он и имеет бедную обстановку. Ведь у зависти, как говорят, глаза велики; оттого-то люди завистливые и представляют все в увеличенном виде, как чужое счастье, так и несчастье;

3) если же действительно добродетельный страдает, а злодей благоденствует, то бедствия доброму человеку посылаются с пользою ему для большего очищения его души и для большего блаженства на небе за здешнюю горькую жизнь (1 Пет. I, 6-7; 2 Кор. IV, 16-17). Порочных же людей чрез счастливую обстановку Господь хочет расположить к раскаянию, к доброй жизни. И уж если грешник не вразумится, тогда он сам виноват в своей дальнейшей, не радостной участи иногда и здесь, на земле, и непременно на небе (Рим. II, 5; Лк. XVI, 19-25);

4) не все же праведники бедствуют на земле, нередко дворы... праведных видимо благословляются Богом. И грешники не все благоденствуют (Притч. III, 33);

5) земная жизнь наша есть приготовление к другой, загробной жизни. Вот там-то вполне воздастся каждому по делам его.

Ст. 14. Поэтому-то при всей нерадостной обстановке в жизни честного христианина, при всех обольстительных речах и увещаниях злохитростных учителей Тимофей, а вместе с ним и всякий из нас, по слову апостола, должен пребывать в том православно-спасительном учении, которое сообщено ему Самим Христом и Его апостолами.

Во все времена много бывает в ходу замысловатых учении о важных религиозных вопросах, например об образовании, древности и цели мира, о происхождении человека от высшей породы обезьян, о невысоком, непревосходном положении христианства среди других религий и о предстоящих, будто бы лучших, религиях. Но все эти догадки изучающих известную часть обширной вселенной не дают верующей душе покоя и отрады, да и не подвигают человечество к лучшей нравственной жизни. Кто стоит твердо в своем Православии, тот находится как на скале - не доступным ни для каких обольщений от людей, лукавно мудрствующих а торопящихся высказать свою или чужую догадку за несомненную истину.

Итак, ты, православный, пребывай в том, чему, научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен и просвещаешься. Ты научен Спасателем, святыми пророками, апостолами и богомудрыми отцами Церкви. Для спасения достаточно их изучать и ими руководиться.

Ст. 15. Св. апостол так и говорит Тимофею: ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Тимофей с детства изучал слово Божие; оно было пищею его молодой души. Какой пример для нас и нашего молодого, учащегося поколения! В слове Божием, благоговейно и с верою изучаемом, действительно - основа доброго настроения молодых сердец.

Ст. 16-17. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Действительно, все Писание ветхозаветное, дошедшее до нас на еврейском языке, и все писание новозаветное - богодухновенно. Следовательно, нужно читать его как писание Самого Бога, с молитвою, не рассеянно, с размышлением и с желанием применить его к своей жизни. Но оно полезно бывает на всякую потребу только тогда, когда его изучают под руководством первых толкователей церковных - св. отцов, бывших спутниками апостолам или их преемникам. Без опытного же руководителя можно не понять слово Божие, растолковать иначе, во вред своей душе; и тогда не достигается цель, с какою дано нам слово Божие. Прочитайте, например, скорбные страницы у пророков: Исайи, Иеремии и Иезекииля. Вникните в стоны псалмопевца, и ваша душа невольно отзовется на сетования богодухновенных мужей. Одна Псалтирь сколько разнообразных чувств пробуждает в читающем ее: и чувство скорби, и утешение, и надежду, и раскаяние, и благодарность к Господу, и молитву о помиловании, и осторожность с людьми на словах в обращении. Читайте чаще, чаще Притчи Соломоновы, книгу Премудрости Иисуса сына Сирахова, особенно в русском переводе. А Божественное Евангелие Спасителя нашего, - как много говорит оно нашему сердцу! Оно возвещено и дано нам и для научения, и для обличения, и для исправления, и для наставления в праведности. Но многие ли, многие ли читают его? Часто ли? Да и имеет ли его каждый православный дом с грамотными жителями? А между тем, Церковь очень заботится о скорейшем распространении Священного Писания на русском языке. Чем пропивать на вине трудовую копейку или тратить деньги на сласти и прихоти или излишние модные наряды, купи, каждый православный, Новый Завет для себя и для других и читай его сам каждодневно, а особенно в дни праздничные. Сам вразумишься, себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. IV, 16). Добрая книга - лучший друг. А Священное Писание как послание, письмо с неба - высшее утешение духу нашему.

Вникайте же, христиане, в себя, в окружающих вас и в учение Христово; занимайтесь сим постоянно (1 Тим. IV, 16). Держитесь правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйтесь, зная, что они рождают ссоры. Так учит св. апостол (2 Тим. II, 22-23).

№2

Неделя о блудном сыне

Кор. VI, 12-20

12. Братия! Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

13. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

14. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

15. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

16. Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.

17. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

18. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

19. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

20. Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий.

Сегодня мы слышали чтение из 1-го Послания, т. е. письма св. апостола Павла к коринфянам. Кто такие коринфяне? Коринфяне - это жители города Коринфа. Коринф при жизни св. апостола был богатым столичным городом одной греческой области в Европе и чрез свои две пристани с запада и востока был, так сказать, торговым мостом между Азиею и Европою; и доселе Коринфский перешеек не потерял своего значения в торговле. Кроме того, Коринф знаменит был и тем, что в нем чрез каждые два года совершались пресловутые истмийские игры, которые (подобно всемирным выставкам) привлекали целые тысячи людей из других стран.

Но как в каждом обширном, торговом, богатом городе, так и в Коринфе, был приют модным философам-вольнодумцам, утонченной светскости, безмерной роскоши, щегольству, беззастенчивой свободе в жизни; мало того, разврат там даже был освящен особым служением Венере. В древности каждый крупный город считал своим покровителем по преимуществу одного какого-либо языческого бога или богиню. Выбор такого покровительствующего божества зависел от вкуса жителей, от настроения их ума и сердца. Так, например, город Афины, славный ученостью, был посвящен Минерве, покровительнице мудрости и науки; а в Коринфе имела в честь себя богатый храм Венера (Афродита), богиня сладострастия и распутства. В древности выражение «жить по-коринфски» значило распутничать во все тяжкие.

Вот в таком-то городе, самом известном во всем тогдашнем свете по развращению, апостол с большими препятствиями и трудами проповедовал о Христе Евангелие полтора года (Деян. XVIII, 11) и в минуты своего уныния из-за упорства жителей (1 Кор. II, 3) получил от Господа особенное подкрепление чрез видение (Деян. XVIII, 9-10). Господь усердные труды апостола увенчал успехом в Коринфе (это было в 53 и 54 гг. по Р. X.). Здесь ко Христу обратилось немало людей.

И Коринфская Церковь в самом начале своей христианской жизни сделалась всемирно-известною, особенно своими разнообразными дарованиями, например даром языков, даром учительства, благотворительностью. Но, к сожалению, вскоре христиане коринфские при обильных духовных христианских дарах начали вести жизнь-то прежнюю свою - языческую. Так, коринфяне, еще будучи язычниками, отличались духом партий, любовью к спорам, славились щегольством и вольностью поведения. Это направление выказалось и в христианской жизни коринфян.

Апостол Павел, к его прискорбию, услышал в Ефесе, что в Коринфе между христианами возникли споры о том, кто выше из учителей христианских: он ли, апостол Павел, или апостол Петр, или Аполлос. От этих споров образовались расколы. А вслед за разделением, за удалением от истины, как всегда бывает, в общество входят и другие пороки. Поэтому-то в первом своем послании апостол Павел обличает в коринфянах дух партий, кроме того, он обличил и другие беспорядки в коринфских христианах (1 Кор. V). Так, он порицает в коринфянах обычай вести тяжебные дела у язычников-судей, тогда как все споры христиане должны решать между собою (1 Кор. VI, 2); он же обличает неприличное поведение богачей коринфских в церкви на вечери любви, т. е. за братским столом (1 Кор. XI, 17-22), их гордость, презорливость к бедной братии; осуждает хвастовство духовными дарованиями. И сильно укоряет коринфских христианок за их вольность в поведении, за их головные уборы, за их желание стать выше своего положения. Так, коринфянки-христианки тяготились своим закрытым стоянием на общественной молитве. По принятому в христианстве обычаю женщины должны являться в храм с покрытою головою по чувству стыдливости и в знак зависимости от мужского пола (1 Кор. XI, 13). Это покрывало на голове не нравилось коринфским женщинам, и они стали подражать по внешности мужчинам, т. е. являлись в церкви с непокрытою головою; без покрывала ходили и по улицам. Вслед за этим коринфянки пожелали себе прав, равных с мужчинами и в общественной деятельности; заявляли, например, желание говорить проповеди в церкви. И об этом апостол писал в Коринфе; он внушал женщине вести себя поскромнее, не выходить из пределов, назначенных природою; он прямо запрещал женщине поучать в церкви (1 Кор. XIV, 34-35; 1 Тим. II, 11-12).

При нескромности, при вольности женского пола пороку в мире нет преграды; развращение нравов, подобно лаве, расширяется быстро. Оттого-то при апостоле в Коринфе уже было в ходу убеждение, что человек совершенно свободен, что все ему позволительно, ни на что ему нет запрещения.

1 Кор. VI, 12. Все мне позволительно: и пища, и питье, и пресыщение, и пьянство, а затем и другие наслаждения, - так думали и говорили коринфяне; при таких убеждениях они вели и жизнь распущенную. Душа! Ешь, пей, веселись, - так говорит и теперь чувственный человек. Правда, человек был сначала царем природы; все ему повиновалось, пока он сам умел повиноваться Богу; почти все было ему позволено и полезно. Но он отпал от Бога, и подчиненный человеку мир отказал ему в своем повиновении - перестал быть ему вполне полезным. Человек из царя сделался слугою, работником в природе. Чтобы подчинить животных, чтобы достать себе пищу, ему за его грех пришлось много трудиться, и то не всегда с успехом или с пользою.

Все мне позволительно, говорили чревоугодники коринфские. Но так ли? Все ли позволено? На все ли человек - существо ограниченное - уполномочен? Имеет ли он и возможность, и средства пользоваться всем? Все ли ему доступно? Все ли ему полезно и из того, что даже есть доступного? Нет, не все, не все! Да и из того, что дозволено человеку, он должен делать выбор, чтобы получить пользу. Все мне позволительно, но не все полезно.

В каждом человеке должен быть царем, руководителем в жизни его собственный светлый ум и чистая совесть. И ум, и совесть не должны доводить человека до рабства своим страстям. Только тот бывает свободным и распорядителем над всем, ему сподручным и его окружающим, кто сам собою управляет. Постыдно для человека, если он с умом, будучи владыкою мира, делается рабом, жертвою безумных, вредных, унизительных удовольствий, жалким, бесхарактерным игралищем своих и чужих похотей. Где тогда и ум в нем, где совесть? Где сознание своего человеческого достоинства? Где его христианство? Все это попрано; все опозорено. И человек в чести сый... приложися скотом не-смысленным и уподобися им (Пс. ХХХХУ1П, 21). Как жалок бывает тогда человек! Поэтому-то св. апостол и внушает далее:

(ст. 12) положим, что и все мне позволено, но ничто не должно обладать мною. Т. е. я имею благословение от Господа вкушать пищу и питье; но ни пища не должна отягчать, подавлять меня, ни питье разжижать мои мозги и способности. Ум должен царствовать во мне всегда; он должен всему назначать меру. А к сожалению, его-то и не слушают многие, когда приступают к пище и питью. Пьют и едят до излишества; более слушаются и уважают радушие подносящих пищу и питье, чем руководятся благоразумием. Опасение, как бы не обидеть усердие хозяина и не отстать от других, заставляет иных при веселой компании пресыщаться и упиваться. Какие же последствия от того? - Самозабвение, подавление духа телом, пренебрежение обязанностями службы, унижение семейного приличия, дурной пример семье, безобразие в поведении, расстройство здоровья, иногда и надолго; падение в другие грубые пороки, как например блуд, безумная растрата денежных средств. И все это - от неразумного употребления пищи и питья.

Ст. 13-18. Христианин, в пресыщении и упоении дошедший до нарушения целомудрия или супружеской верности, должен восчувствовать свое унижение и понять, что его тело - орудие как добродетели, так и порока, пресыщающееся, упивающееся и блудящее - не принадлежит ему, а Господу. Оно, искупленное бесценною кровию Спасителя, омытое во святой воде крещальной, сподобившееся святого причащения Тела и Крови Христовой и отдавшееся вместе с душою на всегдашнее служение Богу, естественно, навсегда и принадлежит Богу. Следовательно, христианин или христианка не властны злоупотреблять своим телом.

Ст. 19. Тело ваше есть храм живущего в нас Духа Божия. Поэтому мы и должны дорожить им, беречь его, не сквернить его. Чрез каждый член его мы можем и добро творить, и грешить. Глазами мы можем видеть красоты мира - прославлять Творца, видеть нищету, страдания ближнего и затем помочь ему; чрез них же можем очаровываться прелестью красот и падать. Руки наши можем простирать на молитву, на подаяние милости, на поддержку дряхлой старости или падающего - и ими же можем наносить побои, брать взятки, писать лукавое, доносы, клевету. Ноги наши могут вести и в храм, и в дом скорби и болезни, и в дом радости и пира. Устами человек и прославляет Господа, и богохульствует; утешает, просвещает ближнего - и осуждает и злословит его, клевещет на него, увлекает, убеждает на зло. Из тех же уст исходит и благословение, и проклятие. Но не должно, братия мои, сему так быть (Иак. III, 10).

Мы уже не говорим о множестве современных средств, разлагающих, развращающих добрую нравственность, содействующих забвению супружеской верности, нарушению целомудрия, как например соблазнительные театральные представления, ходячие мнения, учения, развиваемые в сочинениях о чрезмерных правах женщин, об их вольности, чтение душепагубных книг неблаговидных. Умалчиваем о танцах, о пении кощунственных и вредных песен, о нескромных, роскошных нарядах, о невоздержанных речах в присутствии молодых, восприимчивых душ. Раскрытие всего этого потребовало бы много времени. Будем, по слову апостола, заботиться о том, чтобы памятовать и прославлять Бога не только душою, но чтобы и тело наше, и его органы служили на славу Божию, на пользу ближнему и во спасение нашей души, чтобы ни один шаг, ни одно мановение руки, ни один взгляд, ни одно слово наше не оскорбили нашего Спасителя, приобретшего нас Богу Отцу кровию Своею.

№3

Неделя мясопустная

Кор. VIII, 8 -IX, 2

8. Братия! пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

9. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

10. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

11. Йот знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

12. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.

13. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

Гл. IX, ст. 1. Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

2. Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.

Ввиду предстоящего на следующей неделе общепринятого пресыщения и упоения, св. Православная Церковь, как чадолюбивая Матерь, предупреждает, предостерегает своих детей от необузданного употребления пищи и питья. Она предлагает молящимся слова св. апостола Павла к коринфянам, которые любили поесть и попить во всякое время.

Гл. VIII, 8. Коринфяне-христиане свое участие на языческих праздниках за языческими столами и вообще свое пресыщение извиняли тем, что пища нас не приближает к Богу, вкушение такой или иной пищи не имеет значения или воздержание от нее не составляет заслуги пред Богом. Едим ли мы, ничего не приобретаем, - говорили они, - не едим ли, ничего не теряем. Так успокаивали они себя. Но справедливо ли? Уважительно ли извинение коринфян? Они спокойно, без зазрения совести смотрят на вкушение пищи какой бы то ни было, сколько бы, когда бы и где бы то ни было. В устах коринфян слышится убеждение о вещах, безразличных для нашей души и для ее спасения, - об удовольствиях, так называемых, невинных, позволительных. Но действительно ли вкушение пищи или развлечение себя другими предметами, как бы невинными, может быть непредосудительно?

А. Правда, пища не приближает нас к Богу, но зато она может отдалять нас от Него. К самому качеству, вкусу и количеству разной пищи человек не бывает одинаков и бесчувственен: одну пищу он любит более, другую менее; одною может пресытиться и затем отупеть и отягчиться, а к другой он не имеет наклонности или от вкушения иной он остается в прежнем здоровом, легком состоянии, без забвения о своих обязанностях и о средствах к жизни. Значит, пища может быть и полезною, и вредною для человека, вкушающего ее.

Б. Стол, или пища, не одинаковое значение получает и от количества употребленных на него денег. Если деньги потребны для других нужд, более разумных, например для необходимой и приличной одежды, для покупки учебных книг, для честной уплаты долгов, для подаяния милостыни бедной семье, а человек тратит их для своего чревоугодия, то такой стол, такое употребление пищи предосудительно, греховно.

В. Вкушение пищи не делается безразличным и от времени, в которое вкушают (в посту ли или в мясоед), и от места, где ее вкушают. Так, например, св. апостол в рассматриваемом нами месте обличает коринфских христиан за то, что они, не довольствуясь своею семейною пищею, приходили на языческие праздники, садились за стол в языческом капище и там принимали в пищу часть того мяса, от которого было принесено в жертву самим идолам.

Конечно, мясо как мясо, в капище ли оно лежит или на торжище, или в месте приготовления пищи, совершенно одинаково по вкусу и качеству. Но вкушение его, смотря по месту, может быть или позволительным, или предосудительным.

Ст. 10. Если, например, кто-нибудь из христиан православных, не особенно развитых, но очень набожных и мнительных, увидит, что ты, православный, человек образованный, сидишь за столом в капище, без стеснения ешь там радушно предложенное тебе мясо, то вслед за тобою, только уже с мучением совести, начнет есть его неразвитый христианин. Затем люди, не вполне развитые, не владеющие собою, а живущие чужим примером, вслед за подражанием одному обычаю, отдаются уже в жертву и многим другим, не безукоризненным обычаям, принятым в высшем над ними кругу. Св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, живший в IV веке, по поводу слов апостольских говорит следующее: «Теперь брат твой близок к тому, чтобы совершенно оставить идолов; но когда он видит, что ты охотно ходишь к ним, то принимает это за руководство для себя и сам делает то же. Таким образом, соблазн приходит не только от его немощи, но и от твоего неблагоразумия». Если ты, человек православный и образованный, стоящий выше немощного и обязанный быть ему учителем в истине, «не хочешь исправлять, просвещать и поднимать немощного, невежествующего брата, то, по крайней мере, не поставляй же ему своим поведением новых препятствий к доброй, твердой жизни, не доводи его до падения, хотя тебе и надлежало бы подать ему руку помощи. Если он порочен, то имеет нужду в исправлении; а если немощен, то ему нужно врачевание»1.

Ст. 11. А между тем, от твоего неблагоразумного, неуместного вкушения пищи, от твоего убеждения, не основанного на любви к ближнему, «погибнет немощный брат, за которого Христос умер».

«Таким образом, наносимый тобою вред не простителен по двум причинам: во-первых, потому, что ближний твой немощен, и, во-вторых, потому, что он брат твой. Но есть еще и третья причина, самая страшная. Какая? - Та, что Христос не отказался умереть за него, а ты не хочешь даже оказать снисхождение твоему брату. Владыка твой не отказался умереть за него, а ты, христианин, более развитый, более смыслящий, не обращаешь на совесть ближнего никакого внимания, не хочешь для него воздержаться даже от нечистого языческого стола; но попускаешь твоему брату погибнуть, после того, как таким образом совершено его спасение, и, что всего тяжелее, попускаешь погибнуть из-за пищи!» Хорошо иметь образование, хорошо иметь просвещенный разум. Но лучше всего для жизни при природном уме любвеобилие к ближнему, благоразумие, потому что часто умные-то, но неблагоразумные передовые люди и соблазняют своими учениями и своим вольным поведением людей слабых.

Ст. 12. Кто из просвещенных христиан «согрешает таким образом против братьев», против единоверцев, «и уязвляет немощную их совесть, тот согрешает против Христа». «Во-первых, потому, что касающееся рабов Христос усвояет Себе; во-вторых, соблазняемые и соблазненные, получившие от того угрызение и язвы сердечные, составляют Тело Христа и члены Его; в-третьих, оттого соблазнители грешат против Христа, что неразумным вкушением идольской пищи и вообще вольною жизнью уязвляющие немощную совесть ближнего разрушают дело Христа, пришедшего спасти человеческую душу Своею смертью (Рим. XIV, 20)».

Ст. 9. Берегитесь же, чтобы свобода ваша, ваше легкое поведение, благовидно оправдываемое лучшим пониманием будто бы безукоризненных отношений к жизни и безразличных предметов в мире, не послужили соблазном для немощных.

Немало и в наше время насчитывают удовольствий, так называемых невинных - предметов и действий безразличных, как например карты и игра в них, табак и употребление - курение - его, елка под 25-е декабря и удовольствия, окружающие ее; танцы, театры и представления в них.

Но обо всех этих, как говорят, невинных удовольствиях нужно сказать, что они не всегда, даже весьма редко, бывают невинны. Их достоинство или вред от них определяются, во-первых, смотря по лицам, принимающим участие в этих забавах; во-вторых, по времени, когда открываются и совершаются они; в-третьих, по месту, где совершаются; в-четвертых, по количеству и мере этих удовольствий и наконец, в-пятых, по влиянию или соблазну для других, не принимающих участие в этих наслаждениях и привычках. Вред для души, тела и хозяйства принимающих участие в этих развлечениях или привычках - вот первая дурная черта. Соблазн других, вторая в этих забавах темная сторона, - тяжкий грех!

Ст. 13. Потому-то апостол и сказал: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего.

Что сказано о пище, то же можно сказать и о всяком вышеозначенном современном удовольствии.

Возьмем, например, карточную игру. «Грех ли играть в карты?» - спрашивают иногда. Грех ли?.. А для кого и когда изобретены карты? Для сумасшедшего короля Карла VI в XV веке. Зачем? Затем, чтобы его голову, не способную ни к чему умному, но задумчивую, развлечь сколько-нибудь, чтобы и без того праздную жизнь короля рассеять также праздною и легкою забавою. Значит, карточная игра назначалась для сумасшедших и празднолюбцев? Неужели у серьезного человека, всецело преданного обязанностям служебным, семейным или науке, может оставаться праздное, лишнее время, не нужное для отдыха души и тела? Какая же цель современной карточной игры? Не простое только препровождение времени, но и приобретение, выигрыш какой-нибудь суммы. И вот, к примеру, из-за этих побуждений муж и жена оставляют свою, нередко малолетнюю семью на целую ночь на руки наемных лиц; сами стремятся в дом игры; проводят целую ночь насквозь в ущерб родительским обязанностям, во вред своему здоровью. Превращая ночь в день, а день в ночь, они не имеют и времени хорошенько заняться воспитанием детей; играют, проигрывают; после проигрыша возвращаются домой не в духе от потраченных денег: брюзгливыми, недовольными, все, кроме себя, осуждающими и обвиняющими. Иногда из-за карточной игры входят люди в долги неоплатные и от того обременяются лишними заботами и неприятностями. Таким-то образом тратится золотое время, гибнет бесценное зд<

Наши рекомендации