СписокапостольскойпреемственностиКонстантинопольскойПравославнойЦеркви
5) РимскаяПоместнаяЦерковь основанаапостоломПетром*.
*В 1054 году однаизпяти ПоместныхЦерквей — Римская, исказивапостольскоеучениеоТроицеивнесяэтуересьвСимволверы, отпалаотЕдинойАпостольскойВселенскойЦеркви, подпавподанафемуапостолаПавла (Гал. 1:8–9)
РусскойПоместнойЦеркви:
В 37 годуапостолАндрейосновалЦерковьвгородеВизантииирукоположилвепископыапостолаСтахия, которыйбылнакафедрес 38 по 54 г. «ПриветствуйтеУрбана, сотрудниканашеговоХристе, иСтахия, возлюбленногомне» (Рим. 16:9). ОнвсвоюочередьрукоположилОнисима (54–68 г). ЕпископОнисимрукоположилПоликарпа (68–70 г).итакдалеесквозь 20 веков:
1. АпостолАндрей 37 г.
2. АпостолСтахий 38 по 54 гг.
3. Поликарпа 68–70 гг.
4. Плутарх 70-84(-86) гг.
5. Седекий 86-95 гг.
6. Диоген (Диомен) 95-110 гг.
7. Епевферий 110-123(-127) гг.
8. Филикс 127-137 гг.
9. Афинодор (Афиноген) 137-141 гг.
10. Евзой 141-157 гг.
11. Олимпий (Алипий) 157-171 гг.
12. Пертинакс 171-192 гг.
13. Олимпиан 192-203 гг.
14. Марк I 203-216 гг.
15. Кириллиан (Кириак) 216-232 гг.
16. Кастин (Кистин) 232-240 гг.
17. Тит (Трат, Торат) 240-276 гг.
18. Дометий (Дометиан) 276-301 гг.
19. Пров 301-313 гг.
20. св. Митрофан 315-325 гг. I ВселенскийСобор.
21. св. Александр 325-340 гг.
22. св. Павел 340-350 гг.
23. Македоний I 341-360 гг.
24. Евдоксий 360-370 гг.
25. Евагрий 370 г. изгнан.
26. Демофил 370-380 гг.
27. св. ГригорийБогослов 381 г.
28. Нектарий 381-397 гг. II ВселенскийСобор.
29. св. Иоанн I Златоуст 398-404 гг.
30. Арсакий 404-405 гг.
31. Аттик 406-425 гг.
32. Сисиний I 426-427 гг.
33. Несторий 428-431 гг.
34. св. Максимиан 431-434 гг.
35. св. Прокл 434-447 гг.
36. св. Флавиан 447-449 гг. убитнаРазбойничьемсоборе.
37. св. Анатолий 449-458 гг. IV ВселенскийСобор.
38. св. Геннадий 358-471 гг.
39. Акакий 471-489 гг.
40. Франт 489-490 гг.
41. Евфимий 490-496 гг.
42. Македонии II 496-511 гг.
43. Тимофей I 511-518 гг.
44. Иоанн II Каппадокианин 518-520 гг.
45. Епифаний 520-535 гг.
46. Анфим I 535-536 гг.
47. св. Мина 536-552 гг.
48. св. Евтихий 552-565, 577-582 гг. V ВселенскийСобор.
49. Иоанн III Схоластик 565-577 гг.
50. св. Иоанн IV Постник 582-595 гг.
51. Кириак 595-606 гг.
52. св. Фома I 607-610 гг.
53. Сергий I 610-638 гг.
54. Пирр 639-641, 654-655 гг.
55. Павел II 641-654 гг.
56. Петр 655-666 гг.
57. Фома II 667-669 гг.
58. св. Иоанн V 669-674 гг.
59. Константин I 674-676 гг.
60. св. Феодор I 676-678, 683-686 гг.
61. св. Георгий I 678-683 гг. VI ВселенскийСобор.
62. Павел III 686-693 гг.
63. св. Каллиник 693-705 гг.
64. Кирр 705-712 гг.
65. Иоанн VI 712-715 гг.
66. св. Герман I 715-730 гг.
67. Анастасий 730-753 гг.
68. Константин II 754-766 гг.
69. Никита I 767-780 гг.
70. св." Павел IV 780-784 гг.
71. св. Тарасий 784-806 гг. VII ВселенскийСобор.
72. св. Никифор I 806-815 гг. (+ 828)
73. Феодот I Касситер 815-821 гг.
74. Антоний I 821-832 гг.
75. Иоанн VII 832-842 гг.
76. св. Мефодий 842-846 гг. ТоржествоПравославия.
77. св. Игнатий 846-857, 867-877 гг.
78. св. Фотий 857-867, 877-886 гг. I КрещениеРуси.
79. св. Стефан I 886-893 гг.
80. св. Антоний II Кавлей893-895 гг.
81. Николай I 895-906, 911-925 гг.
82. Евфимий 906-911гг.
83. Стефан II 925-928 гг.
84. св. Трифон 928-931 гг.
85. Феофилакт 933-956 гг.
86. Полиевкт 956-970 гг. Крещениесв. княгиниОльги.
87. Василий I Скамандрин 970-974 гг.
88. АнтонийIII Студит 974-979 гг.
89. Николай983-996 гг. КрещениеРуси (988 г.). ОснованиеРусскойЦеркви, котораядо 1448 годавходилавсоставКонстантинопольскогоПатриархата. ПервоиерархиРусскойЦеркви:
90. МитрополитыКиевские: св. Михаил I 988-991 гг. КрещениеРуси.
91. Леонтий I 992-1007 гг.
92. Иоанн I 1008-1035 гг.
93. Феопемт 1035-1049 гг.
94. Кирилл I 1050 г.
95. св. Иларион 1051-1054 гг.
96. Ефрем I 1055 г.
97. Георгий II 1067-1077 гг.
98. Иоанн II 1077-1089 гг.
99. Иоанн III 1089-1091 гг.
100. св. Ефрем II 1092-1097 гг.
101. Николай 1097-1102 гг.
102. Никифор I 1103-1121гг.
103. Никита 1122-1126 гг.
104. Михаил II 1129-1145 гг.
105. КлиментСмолятич 1147-1154 гг.
106. св. Константин I 1155-1158 гг.
107. Феодор1161-1163 гг.
108. Иоанн IV 1164-1166 гг.
109. Константин II 1167-1177 гг.
110. Никифор II 1182-1198 гг.
111. Гавриил.
112. Дионисийупомянутв 1205 г.
113. Матфейупомянутв 1209-1220 гг.
114. Кирилл II 1224-1233 гг.
115. Иосиф I прибылв 1237 г. НашествиеБатыя.
116. Кирилл III 1243-1281 гг.
117. Максим 1283-1305 гг. КафедраперешлавоВладимир.
118. св. Петр 1308-1326 гг. МитрополитыживутвМоскве.
119. св. Феогност 1328-1353 гг.
120. св. Алексий 1355-1378 гг. Преп. Сергий.
121. св. Киприан 1381-1383,1390-1406 гг. Куликовскаябитва.
122. св. Дионисий 1383-1385 гг.
123. св. Фотий 1408-1431 гг.
124. Исидор 1437-1441 гг. подписалуниюиизгнан.
125. 1448 АвтокефалияРусскойЦеркви:
126. св. Иона I 1448-1461 гг.
127. Феодосии 1461-1464 гг.
128. Филипп 1464-1473 гг.
129. Геронтий 1473-1489 гг. Свержениетатарскогоига.
130. Зосима 1490-1494 гг. Извергнутизсаназаересьжидовствующих.
131. Симон 1495-1511 гг.
132. Варлаам 1511-1521 гг.
133. Даниил 1522-1539 гг.
134. Иоасаф 1539-1542 гг.
135. св. Макарий 1542-1563 гг.
136. Афанасий 1564-1566 гг.
137. св. Филипп 1566-1568 гг. убитвовременаИоанна IV Грозного.
138. Кирилл 1568-1572 гг.
139. Антоний 1572-1581 гг.
140. Дионисий 1581-1586 гг.
141. св. Иов 1586-1589 гг. УстановлениеПатриаршества.
142. ПатриархиВсероссийские: св. Иов 1589-1605 гг. низложенЛжедмитрием I.
143. Игнатий 1605-1606 гг.
144. свщмч. Гермоген 1606-1612 гг. Смутноевремя.
145. Митр. ПафнутийКрутицкий 1612-1613 гг.
146. Митр. ЕфремКазанский 1613г.
147. Митр. Филарет (Романов) 1614-1619 гг. вплену 1619-1633 гг. Патриархисоправительцаря.
148. Иоасаф I 1634-1640 гг.
149. Иосиф 1642-1652 гг.
150. Никон 1632-1666 гг.
151. Иоасаф II 1667-1672 гг. БольшойМосковскийСобор.
152. Питирим 1672-1673 гг.
153. Иоаким 1674-1690 гг.
154. Адриан 1690-1700 гг.
155. митр. Стефан (Яворский) 1701-1721 гг. местоблюстительПатриаршегопрестола.
156. Иосиф (Волганский) 1742-1743 гг.
157. Платон (Малиновский) 1745-1754 гг.
158. Тимофей (Щербацкий) 1757-1767 гг.
159. Амвросий (Зертис-Каменский) 1768-1771 гг.
160. еп. СамуилКоломенский 1771-1776 гг.
161. Платон (Левшин) 1775-1812 гг. с 1787 г. митрополит.
162. Августин (Виноградский) 1818-1819 гг.
163. Серафим (Глаголевский) 1819-1821 гг.
164. св. Филарет (Дроздов) 1821-1867 гг. русскийпереводБиблии.
165. св. Иннокентий (Вениаминов) 1868-1879 гг. АпостолАмерики.
166. Макарий (Булгаков) 1879-1882 гг. Великийдогматистиисторик.
167. Иоанникий (Руднев) 1882-1891 гг.
168. Леонтий (Лебединский) 1891-1893 гг.
169. Сергий (Ляпидевский) 1893-1898 гг.
170. свщмч. Владимир (Богоявленский) 1898-1912 гг. ПринялмучениязаХристаотбольшевиковвКиеве.
171. св. Макарий (Невский) 1912-1917 гг. АпостолАлтая.
172. св. патр. Тихон (Белавин) 21.11.1917-04.05.1922 гг. Арестованбольшевиками, вэтовремябылПатриаршийМестоблюститель. митр. Агафангел 5.06.1922 - лето 1922 г. местоблюститель.
173. св. патр. Тихон 14.06.1923-07.04.1925 гг. Послесмертипатриархаполнотойеговластифактическиобладал св.митр. Петр (Полянский) Крутицкий 12.04.1925-10.10.1937 гг. РеальноонуправлялЦерковью 12.04.1925-10.12.1925 гг., послечегобыларестованипробылвтюрьмевплотьдосвоеймученическойкончины. митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 10.12.1925-8.12.1926 гг. митр. Иосиф (Петровых) Ростовский (Ленинградский) 8.12.1926-29.12.1926 гг. архиеп. Серафим (Самойлович) Угличский 29.12.1926-12.04.1927 гг. митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 12.04.1927-27.12.1936 гг.митр. Сергий (Страгородский) 4(27). 12.1936 г.
174. АрхиерейскимСобором 30.08.1943 г. избранПатриархом.
175. ПатриархСергий (Страгородский) 30.08.1943-2(15).05.1944г.
176. ПатриархАлексий I (Симанский) 31.1.1945-1970 гг.
177. ПатриархПимен (Извеков) 1970-1990 гг.
178. ПатриархАлексий II (Ридигер) 11.6.1990 г.,
179. 179-мархиереемотапостолаАндреяявляетсяПатриархМосковскийиВсеяРусиКирилл. ТакиеспискипреемственностиестьувсехПоместныхЦерквей.
Церковь — этоединаядуховнаясемья, несущаясапостольскихвременистинноеучение, одниТаинстваинепрерывноепреемствоблагодати, переходящееотепископакепископу. ВнастоящеевремявсеепископыипресвитерыВселенскойПравославнойЦеркви, вотличиеотвсехпротестантскихпастырей, имеютапостольскуюпреемственностьрукоположения, благодарякоторойвЦерквисапостольскихвременсохраняетсядарсвященства, очемсвидетельствуетнепрерывнаяцепочкапреемственностирукоположенийнапротяженииболеечем 20 столетий.
1) ТолькоПравославнаяЦерковьначаласьв I веке. Всеостальныетечениявозниклипозже.
2) ТолькоПравославнаяЦерковьбылаоснованаХристоминеимеетдругихоснователей. Всеостальныебылиоснованыкаким-либочеловеком.
3) ТолькоПравославнаяЦерковьниоткогонеотделялась. Всетечения, такилииначе, отделилисьотнее.
Церковь — этоединаядуховнаясемья, несущаясапостольскихвременистинноеучение, одниТаинстваинепрерывноепреемствоблагодати, переходящееотепископакепископу. ЦерковьпредставляетсобойсамуювеликуюисамуюсвятуюТайнуБожию, когдаГосподьИисусХристосДухомСвятымвселяетсявчеловека, обновляетиосвящаетего, делаетегочастьюСебя(Еф. 3:16–17).
УченикдуховногосынаапостолаИоаннаБогослова— священномученикаПоликарпаСмирнского, священномученикИриней, епископЛионский (II век): «Надлежитследоватьпресвитерам (епископам) вЦерквитем, которые, какяпоказал, имеютпреемствоотапостоловивместеспреемствомепископствапоблаговолениюОтцаполучилиизвестноедарованиеистины; прочихже, которыеуклоняютсяотпервоначальногопреемстваигдебытонибылособираются, иметьвподозренииили — какеретиковилжеучителейили — какраскольников, гордыхисамоугодников» (Пятькнигпротивересей, книга IV, глава 26).
Тертуллиан (II век) писалоеретикахеговремени: «Пустьпокажутначаласвоихцерквейиобъявятрядсвоихепископов, которыйбыпродолжалсястакимпреемством, чтобыпервыйихепископимелсвоимвиновникомилипредшественникомкого-либоизапостолов, илимужейапостольских, долгообращавшихсясапостолами. Ибоцерквиапостольскиеведутсвоисписки (епископов) именнотак: смирнская, например, представляетПоликарпа, поставленногоИоанном, римская — Климента, рукоположенногоПетром; равноипрочиецерквиуказываюттехмужей, которых, каквозведенныхнаепископствоотсамихапостолов, имелиониусебяотраслямиапостольскогосемени» ("Опредписаниях" противеретиков).
ЦерковьИисусаХриста
Согласновереапостолов, истиннаяЦерковь — этонепростособраниеверующихилиобществочитающихБиблию, атаинственныйБогочеловеческийорганизм — ТелоХристово, живущееСвятымДухом. ОХристесказано, чтоБог-Отец «поставилЕговышевсего, главою Церкви, котораяестьТелоЕго» (Еф. 1:22). ХристианевБиблииназываютсячленами ТелаХристова: «Ибо, какв одномтеле унасмного членов… такмы, многие, составляем однотеловоХристе, апорозньодиндлядругого члены» (Рим. 12:4–5). Церковь — этовсеохватывающееибессмертноеединствочеловекасБогом, другимилюдьмииАнгелами, этовысшаяцельивысшийсмыслсуществованиявселенной, соединениетварисовсейполнотойБожией (Еф. 3:19). ВоХристе «обитаетвсяполнотаБожествателесно» (Кол. 2:9), ивсемыпризванывЕгоТело, чтобыисполнитсяэтойполнотойБожества (Кол. 2, 10). Церковь, состояиздвухначал, невидимогоивидимого, Божественногоичеловеческого, управляетсяДухомСвятым: «Итаквнимайтесебеивсемустаду, вкоторомДухСвятыйпоставилвасблюстителями, пастиЦерковьГосподаиБога, которуюОнприобрелСебеКровиюСвоею» (Деян. 20:28).
ИСТИННАЯЦЕРКОВЬТОЛЬКООДНА: ИзпонятияоЦерквикакживоморганизме, имеющемоднуглаву — Христа — исодержимомоднимДухомБожиим, вытекаетединственностьЦеркви. ТаккакуХриста-ГлавыможетбытьоднотолькоТело, анедваилитри. СамапостолПавелобэтомзасвидетельствовал: «Однотело иодиндух, каквыипризваныкоднойнадеждевашегозвания» (Еф. 4:4). Какилюбоетелоимеетсвоиграницы, такиЦерковьХристова (ЕгоТело) имеетчеткиеграницы, ониопределяются: единствомглавы — Христа; единствомапостольскойверы; единствомиерархии; общениемчленовЦерквивмолитвахиТаинствах (единствомСвятогоКрещенияиЕвхаристии): «одинГосподь, однавера, однокрещение» (Еф. 4:5).
ИСТИННАЯЦЕРКОВЬСОЗДАНАСАМИМБОГОМ: вденьПятидесятницы, тоестьпочти 2000 летназад — «ЯсоздамЦерковьМою, ивратааданеодолеютее» (Мф. 16:18). Поэтомуорганизацииитечения, созданныелюдьмивболеепоздниевремена, истиннымицеркваминеявляются, «ибониктонеможетположитьдругогооснования, кромеположенного, котороеестьИисусХристос» (1Кор. 3:11). АпостолИудаучитнас, чтоистиннаявера лишьоднажды преданасвятым, инамследуетзанееподвизаться: «Возлюбленные! имеявсеусердиеписатьвамобобщемспасении, япочелзанужноенаписатьвамувещание — подвизатьсязаверу, однажды [одинраз]преданнуюсвятым» (Иуд. 1:3). ЕдинственностьтакойпередачинеразрывносвязанасоднократностьюКрестнойЖертвыСпасителя: «ЦерковьГосподаиБога, которуюОнприобрелСебеКровиюСвоею» (Деян. 20:28).
ИСТИННАЯЦЕРКОВЬНЕПРЕРЫВНАИНЕУНИЧТОЖИМА: ГосподьобещалапостолуПетру: «Насемкамне (апостольскойверы) ЯсоздамЦерковьМоюи вратааданеодолеют ее» (Мф. 16:18); «славав Церкви воХристеИисусевовсероды, отвекадовека» (Еф. 3:21). НепрерывностьЦерквивыражаетсяв непрерывностицепипресвитерскихрукоположений. Христосизбралапостолов (Ин. 15:16), апостолыжерукополагалинаслужениеЦерквисвоихпреемников: «Рукоположивжеимпресвитеров ккаждойцеркви» (Деян. 14:23; 6:6), черезкоторыхинынепередаетсявсяполнотаблагодати, полученнаяЦерковьювденьПятидесятницы: «через возложениерукапостольских подаетсяДухСвятой» (Деян. 8:18). «Ненерадиопребывающемвтебе даровании, котороеданотебе… свозложениемруксвященства» (1Тим. 4:14). Апостолыидалеезаповедовалипередаватьэтотдарсвященствадостойнымпреемникам: «ДлятогояоставилтебявКрите, чтобытыдовершилнедоконченноеи поставилповсемгородампресвитеров» (Тит. 1:5); «Рукнинакогоневозлагай поспешно» (1Тим. 5:22). ЕпископыЕдинойАпостольскойЦерквиявляютсяпрямымипреемникамиапостолов, очемсвидетельствуютнепрерывныеспискипреемственностинапротяженииболеечем 20 столетий. ТаккакИстиннаяЦерковь — этоТелоХриста, тоонанеможетбытьразделенананезависимыечасти, ибоХристоснеразделялся — «РазверазделилсяХристос? развеПавелраспялсязавас?» (1Кор. 1:13). Онатакженеможетбытьвоссозданалюдьми. ГарантомеенерушимостиявляетсяСвятойДухиееГлаваХристос. ЕщевВетхомЗаветеАнгелпредсказалпророкуДаниилу: «ВоднитехцарствБогНебесныйвоздвигнетЦарство, котороевовекинеразрушится… Оносокрушитиразрушитвсецарства, асамобудетстоятьвечно» (Дан. 2:44).
ИСТИННАЯЦЕРКОВЬСОДЕРЖИТПОЛНОТУИСТИННОГОУЧЕНИЯ: «ЦерковьБогаживаго, столпиутверждениеистины»(1Тим. 3:15). ПоэтомутолькооднаЕдинаяАпостольскаяЦерковьобладаетистиннымпониманиембожественногоученияиуправляетсяСамимБогом. ИБогДухСвятойявляетсягарантомвероученияЦеркви: «КогдажепридетОн, Духистины, тонаставитваснавсякуюистину: ибонеотсебяговоритьбудет, нобудетговорить, чтоуслышит, ибудущеевозвеститвам» (Ин. 16:13). Господьпредсказалпоявлениелжеучителей, ипоэтомувтечениетысячелетийотЕдинойПравославнойЦерквиотпадаличерезересиотдельныелюдиилицелыеобщины. Такжеиапостолыпредупреждали, что «впоследнеевремяпоявятсяругатели, поступающиепосвоимнечестивымпохотям. Этолюди, отделяющиесебя (отединстваверы), душевные, неимеющиедуха» (Иуд. 1:19); «Онивышлиотнас, нонебылинаши: ибоеслибыонибылинаши, тоосталисьбыснами; но [онивышли, и] черезтооткрылось, чтоневсенаши» (1Ин. 2:19). АпостолыотлучалиеретиковотТелаХристова: «ЕслибыдажемыилиАнгелснебасталблаговествоватьвамнето, чтомыблаговествовали, дабудетанафема(т.е. дабудетотлучен)» (Гал. 1: 8–9). Какизвестно, ересь — делоплоти,и «поступающиетак ЦарствияБожия ненаследуют»(Гал. 5:21). ОтделениеотЦерквиестьотделениеотХриста, итакоесостояниелишаетчеловекавечнойжизни, таккаквнеЦерквинетниСпасителя, ниблагодати, нидобродетели (Ин. 15:4–6), иктоневЦерквиХристовой, тотинехристианин (Мф. 18:17).
ИСТОРИЯЦЕРКВИ:Господь, пришедшийвидимымобразом, создалчерезапостоловвидимуюЦерковь, котораянеможетсокрыться: «Вы — светмира. Неможетукрытьсягород, стоящийнаверхугоры» (Мф. 5:14), такисвечуставятнаподсвечник, чтобыбылавиднавсем (Мк. 4:21). ЗатемСпасительпослалапостоловнапроповедьЕвангелия (Мф. 28:19).СодняПятидесятницыхристианскаяверасталабыстрораспространятьсявразныхчастяхРимскойимпериииЦерковьХристоваросла: «ГосподьжеежедневноприлагалспасаемыхкЦеркви» (Деян. 2:47). АпостолыпроповедовалиЕвангелие, присоединяличерезКрещениеуверовавшихкЕдинойЦеркви «присоединилосьвтотденьдушоколотрехтысяч» (Деян. 2:41), рукополагалиепископов, пресвитеровидиаконов (Деян. 6:6). ВсеоснованныеапостоламиобщиныпринадлежаликЕдинойСвятойАпостольскойЦеркви. Ихобъединялиединаявераиединыйисточникосвящения, почерпаемыйвблагодатныхТаинствах (Крещения, ПричащенияиВозложениярук — Рукоположения).Церковь, будучивначалемалой, какгорчичноесемя, постепенновырославвеликоедерево, заполнившеесвоимиветвямивесьмир (Мф. 13:31–32.). УжевконцепервоговекамынаходимхристианскиеобщиныпочтивовсехгородахРимскойимперии: вСвятойЗемле, СириииАрмении, вМалойАзии, ЭлладеиМакедонии, вИталиииГаллии, вЕгиптеиСевернойАфрике, вИспаниииБритании, идажезапределамиимперии — вдалекойАравии, ИндиииСкифии. Кконцупервоговекахристианскиеобщинывсехболееилименеезначительныхгородоввозглавлялисьрукоположеннымиапостолами пресвитерами, которыеявлялись носителямивсейполнотыапостольскойблагодати, полученнойвденьПятидесятницы. Витогеапостоламибылоосновано5 главныхПоместныхЦерквей, ставшихпатриархатами, составляющихЕдинуюСвятуюСоборнуюАпостольскуюЦерковь:
1) ИерусалимскаяПоместнаяЦерковь основанавденьПятидесятницы, вмоментсхожденияСвятогоДуханаапостолов (Деян. 2:1–41). ПервымепископомИерусалимскойПравославнойЦерквиявляетсяапостолИаков, которыйявляетсяиавторомпервогочинаЛитургии, котораядосихпорслужитсявИерусалимскойПравославнойЦеркви.
2) АнтиохийскуюПоместнуюЦерковь основалиапостолыПетриПавел.
3) АлександрийскуюПоместнуюЦерковь основалапостолМаркв 42 году.
4) КонстантинопольскаяЦерковь, основанав 37 годувгородеВизантииапостоломАндреем, которыйрукоположилвепископыапостолаСтахия, которыйбылнакафедрес 38 по 54 г. (Рим. 16:9). ОнвсвоюочередьрукоположилОнисимав 54–68 г. ЕпископОнисимрукоположилПоликарпав 68–70 г. — итакдалеесквозь 20 столетий. Ныне 179-мархиереемотсвятыхапостоловявляется ПатриархМосковскийиВсеяРусиКирилл.
5) РимскаяПоместнаяЦерковь основанаапостоломПетром.
Наименование ПравославнаяЦерковь вошловупотреблениевэпохурелигиозныхспоровс IV по VI столетия, когдавозникланеобходимостьотличатьистиннуюЕдинуюАпостольскуюЦерковьотеретическихгрупп (арианства, несторианства, гностицизмаит.д.), которыетоженазывалисебяхристианскими. Слово «православие» являетсяпереводомдвухгреческихслов «ortho» — правыйи «doxia» — славить. Пророчествообэтомсодержитсяв 111 псалме: «родправыхблагословится».
Более 1000 летвсе 5 патриархатовбылиедины, илишьв 1054 году однаизпяти ПоместныхЦерквей — Римская, исказивапостольскоеучениеоТроицеивнесяэтуересьвСимволверы, отпалаотЕдинойАпостольскойВселенскойЦеркви, переставбытьправославной. СогласноучениюРимскойЦеркви, СвятойДухисходитотСына, чтонесогласуетсясевангельскимблаговествованием: «КогдажеприидетУтешитель, КоторогоЯпошлювамотОтца, Духистины, КоторыйотОтцаисходит, ОнбудетсвидетельствоватьоМне» (Ин. 15:26). ПозжепоявилисьересионепорочномзачатииПресвятойДевыМарии, очистилище, осверхдолжныхзаслугахсвятых, опапекакнаместникеХриста, главевсейЦерквиисветскихгосударств, онепогрешимостиРимскогоепископавделахверы. ПоэтомуРимскаяЦерковь, изменившаяучениеоТроице, подпалаподанафемуапостолаПавла (Гал. 1:8–9) итемсамымоткололасьотПравославнойЦеркви. ПослеотпаденияРимаПравославнаяЦерковьпродолжалахранитьнеизменнуюверуапостолов. ВпоследствиипротивересиРимскойЦерквивыступил монахЛютер. Онутверждал, чтоВосточнаяПравославнаяЦерковьистинна: «НиСоборНикейский, нипервыеОтцыЦеркви, нидревниеобщиныАзии, Греции, АфрикинебылиподчиненыПапе; даи сейчаснаВостокесуществуютистинныехристиане, укоторыхепископыПапенеподчинены… Невопиющаялинесправедливость — извергатьизЦерквиидажеизсамогонебатакоевеликоемножествомучениковисвятых, какимивтечениечетырнадцативековпрославленаВосточнаяЦерковь?» ОнвелпереговорыспредставителямиПравославнойЦеркви, норешилвместоприсоединениякТелуХристапридуматьсвоюсобственнуюобщинусосвоимвероучением, отличнымнетолькоотРимскойереси, ноиапостольскогоучения, забыв, что «никтонеможетположитьдругогооснования, кромеположенного, котороеестьИисусХристос» (1Кор. 3:11). Витогесегоднямыможемнаблюдатьболеечем 40 000 различныхобщин, читающихБиблию, нонепричастныхкЕдинойАпостольскойЦеркви, которыеимеютвзаимоисключающееипротиворечащеедругдругувероучение. ВсеонипоявилисьмногопозжеЦерквиХристовойипошлинеотХристаиапостолов, носозданылюдьми. Когдаиоткудаонипошлитожеизвестно.
1) ТолькоПравославнаяЦерковьначаласьв I веке. Всеостальныетечениявозниклипозже.
2) ТолькоПравославнаяЦерковьбылаоснованаХристоминеимеетдругихоснователей. Всеостальныебылиоснованыкаким-либочеловеком.
3) ТолькоПравославнаяЦерковьниоткогонеотделялась. Всетечения, такилииначе, отделилисьотнее.
Церковь — этоединаядуховнаясемья, несущаясапостольскихвременистинноеучение, одниТаинстваинепрерывноепреемствоблагодати, переходящееотепископакепископу. ЦерковьпредставляетсобойсамуювеликуюисамуюсвятуюТайнуБожию, когдаГосподьИисусХристосДухомСвятымвселяетсявчеловека, обновляетиосвящаетего, делаетегочастьюСебя(Еф. 3:16–17).