Библияосвященныхизображенияхипредметах
БогпоприродеСвоейневидимыйинеизобразимый, носмоментаБоговоплощениястализобразимпоплоти: «Боганевиделниктоникогда; ЕдинородныйСын, сущийвнедреОтчем, Онявил» (Ин. 1:18). ГосподьИисусХристос, воплотившийсяотДевыМарии, оставаясьвездесущимБогом, сталограниченвпространствепосвоемуЧеловечеству, апотомуиизобразимпоплоти. Именнопоэтомуправославныехристианеукрашаютсвоихрамыиконами, темсамымдеятельно, анетольконасловах, исповедуютХриста, пришедшеговоплоти (Ин. 1:18; 14:9), «авсякийдух, которыйнеисповедуетИисусаХриста, пришедшеговоплоти, неестьотБога, ноэтодухантихриста» (1Ин. 4:3). Такпоступалиихристианепервыхвеков, очемсвидетельствуютмногочисленныеархеологическиенаходки. СамГосподьИисусХристосестьобраз (икона) Боганевидимого (2Кор. 4:4).Образ (икона) ипостасиЕго (Евр. 1:3). КтонечтитСына, тотнечтитиОтцапославшегоЕго(Ин. 5:23). ЕслижеЕгонельзяизображать, значит, Богневоплотился, азначит, безднамеждубожественнойичеловеческойприродаминепреодолена, иниктонеможетспастись. ОдниизизображенийСвященноеПисаниесовершенноотвергаетизапрещает, какизображенияложные: ихнельзяделать, нельзяиметьипочитать. ДругиеизображениявПисанииповелеваетсяделать, считатьсвященнымиипочитать. СвященноеПисание, такимобразом, всеизображенияразделяетнадваразряда: одни — ложные, адругие — истинные,священные.
Ложныеизображениясутьбесчувственныекумирыиидолы, которымиязычникизаменяютистинногоБога. Таковы: телец (Исх. 32:4); Молох (Лев. 18: 21); Ваалфегор (Чис. 25: 3); ВаалиАстарта (Суд. 2:13; 3Цар. 18:21–29); Дагон (1Цар. 5 гл.) идругие. ГосподьвсюдувПисанииуказываетнапреступностьделанияложныхизображенийивСинайскомзаконодательствеговорит: «ЯГосподьБогтвой... ДанебудетутебядругихбоговпредлицемМоим. Неделайсебекумираиникакогоизображениятого, чтонанебевверху, ичтоназемле, внизу, ичтовводенижеземли. Непоклоняйсяиминеслужиим; ибоЯГосподь, Богтвой, Богревнитель» (Исх. 20:3–5; ср. Втор. 5:6–9). НокогдаизображаетсяСпаситель, тоОнинасамомделесуществует; ноничегоподобногокакой-либоАстартеилиВаалу, илидругимидоламвдействительностиникогданесуществовало, даисуществоватьнеможет. Нехорошопоступалиипоступаютлюди, делавшиеиделающиеидолов, ноещехужето, чтоониэтиизображениянесуществующих, выдуманныхсуществставилииставятвместоистинногоБога. Поэтому-тоапостолПавелиговорит, чтоидолысутьизображениянесуществующего: «чтоидолвмиреничто, ичтонетиногоБога, кромеЕдиного»(1Кор. 8:4–6).
ИстинныесвященныеизображенияизготавливалисьпоповелениюСамогоБога. Хотязаповедьзапрещаетделатьизображениятого «чтонанебевверху», однакоГосподьповелелМоисеюсоорудитьдвухХерувимоввХраме: «сделайодногохерувимасодногокрая, адругогохерувимасдругого» (Исх. 25:19). Заповедьзапрещаетделать «чтоназемлевнизу», однакоГосподьповелеваетМоисеюсделатьмедногозмея. «ИсделалМоисеймедногозмеяивыставилегоназнамя» (Чис. 21:9). ТакженастраницахСвященногоПисанияможнонайтиидругиепримерыиповеленияБогаобизготовлениисвященныхпредметовиизображений (Исх. 25:10, 17–21, 31–37; 26:1; 16:31; 30:1). ВСвященномПисаниисказано, чтовсесвященныеизображенияипредметыскиниибылисозданыпообразцу, показанномуГосподом (Исх. 25:40), считалисьвеликойсвятынейиосвящались (Исх. 30:29). Нонетолькоскиниябылаукрашенаизображениями, нои ХрамСоломонов (3Цар. 6:23–29), иистинныйхрам, виденныйпророкомБожиим (Иез.43:11). Священныеизображенияипредметыбылиобъектамипочитанияблагочестивыхиудеев: «ПоклоняюсьпредсвятымхрамомТвоим» (Пс. 137:2); «ИисусразодралодеждысвоиипаллицемсвоимназемлюпредковчегомГосподним» (Нав. 7:6). Инынехристианеверуют, чтосвященныеизображенияисвященныепредметыугодныБогу. Поэтомуправославныехристианеукрашаютсвоихрамысвятымииконами. Честь, воздаваемаяиконе, переходиткпервообразу, т.е. ктому, ктоизображеннаней. Поэтому, ктонечтитиконы, тотнечтитипервообразы, запечатленныенаних. ПравославнаяЦерковь, поклоняясьислужатолькоБогу, создаетичтитсвященныеизображения, темсамымнетольконенарушаябожественнойзаповеди, ноиисполняетповелениеисповедоватьХристапришедшеговоплоти. ПриапостолахбылоужеизображениеИисусаХристараспятого: «О, несмысленныеГалаты! Ктопрельстилваснепокорятьсяистине, вас, укоторыхпередглазамипредначертанбылИисусХристос, какбыувасраспятый?» (Гал. 3:1). Христианетакжевозжигаютпредиконамисветильникиивоскуряютфимиам, потомучтотакчтиливещественнуюсвятынювВетхомЗавете: возжигалилампадывсвятилище (Исх. 25:31; 27:20–21); (Чис. 8:2) ивоскурялифимиам (Исх. 30:8; 40:5); (Лев. 16:12–13). СогласнопостановлениюВселенскогоСобора, отЦерквиотлучаетсятот, ктопочитаетдеревоикраскуиконывместотого, ктонанейизображен. ТакжевЦерквивисполнениесловапостолаПавла: «Поминайтенаставниковваших, которыепроповедываливамсловоБожие, и, взираянакончинуихжизни, подражайтевереих» (Евр. 13:7) — верныепоминаютправедников, достигшихсовершенства, взираянасвятыеиконы, гдесвятыеизображеныснимбами, ведьихкончина — ЦарствиеБожие. Такжепредихобразамиимвоздаетсяпочитательноепоклонениеподобнотому, каксыныпророковпоклонилисьЕлисеюдоземли (4Цар. 2,15). СыныИаковапоклонилисьИосифулицемдоземли (Быт. 42:6). Иаковпоклонилсядоземлисемьраз(Исаву) (Быт. 33:3). ПередИлиейпалпятидесятник (4Цар. 1:13). ЖенщиныпередЕлисеем (4Цар. 4:37). Авдий — передИлией (3Цар. 18:7). ТемничныйстражвтрепетеприпалкПавлуиСиле(Деян. 16:29).
Ухристиантакжесуществуютсвященныепредметы, употребляющиесяприбогослужении: священныекниги, сосуды, светильники, одежды. ВВетхомЗаветеСамГосподьпоказал (Исх. 25: 40), каксделатьжертвенникдлявсесожжения (Исх. 27:1), светильникищипцы (Исх. 25:31–39), жертвенникдлякурения (Исх. 30:1), столспринадлежностями, умывальникспринадлежностями (Исх. 30:18) исвященническиеодежды (Исх. 28). Ветхозаветныепредметыуженеупотребляются, таккакветхозаветноебогослужение, прообразовавшеесобоюбогослужениеновозаветное, отменено. Вместоветхозаветныхсвященныхпредметовунастеперьдругие, которыеприспособленыкбогослужениюновозаветному.
НерукотворныйобразХристабылзапечатлёнвовремяземнойжизниСпасителя. ПравительгородаЕдессы (Месопотамия, современныйг. Шанлыурфа, Турция) князьАвгарьбылтяжелоболен. Услышавобесчисленныхисцелениях, которыесовершилИисусХристос, АвгарьзахотелвзглянутьнаСпасителя. Онпослалживописца, чтобытотнарисовалликХриста. Однакохудожникнесмогвыполнитьпоручение. ОтлицаГосподаисходилотакоесияние, чтокистьмастеранемоглапередатьЕгоСвет. ТогдаГосподь, умывшись, отерпречистыйликСвойполотенцем, инанёмчудесноотобразилсяЕгоОбраз. ПолучивОбраз, Авгарьисцелилсяотсвоейболезни. Какизвестно, первымиконописцембылевангелистЛука. ВРимскихкатакомбахнайденомножествофресокI–IIвековсизображениемСпасителя, апостолов, молящейсязавесьмирБогородицы.
Библияосвятыххрамах
Богвездесущий, однаковБиблиихрамназываетсяжилищемБогакакместоЕгоособенногоприсутствия (3Пар. 29:6; Пс. 7:10). Поэтомухристианестроятхрамы, вкоторыхпоклоняютсяединомуТворцу. СтроительствохрамовугодноБогу, ещевветхозаветныевременаГосподьповелелСоломонупостроитьхрам (2Цар. 7:13), такСоломонипоступил (3Цар. 6:14), и «ХрамбылугоденГосподу, иГосподьосвятилего» (3Цар. 9:3). ПослеразрушенияхрамаСоломоноваГосподьповелелстроитьновыйхрам (Агг. 1:8). ИнынеПравославнаяЦерковьвосстанавливаетразрушенныевгодыгоненияхрамы. Господьпредсказал, чтоухристианбудутсвоихрамы, воссозданныеиобновленные; пророческоепредсказаниеобэтомпривелапостолИаковнаапостольскомСоборе: «ПотомобращусьивоссоздамскиниюДавидовупадшую, ито, чтовнейразрушено, воссоздам, иисправлюее, чтобывзыскалиГосподапрочиечеловекиивсенароды, междукоторымивозвеститсяимяМое, говоритГосподь, творящийвсесие» (Деян. 15:16–17). ИнынеЦерковьисполняетэтопророчествоиповсемумирусияютвнебеснойсиневезолотыекрестыскуполовправославныххрамов.
Вновозаветныевременахрамыимеютособоезначение, СамСпасительревновалохраме: «домМойдомоммолитвынаречетсядлявсехнародов» (Мк. 11:17; Мф. 21:13; Лк. 19:46). СпасительвиделвхрамеособоеприсутствиеБожие: «КлянущийсяхрамомклянетсяимиЖивущимвнем» (Мф. 23:21). Такжеиапостолы «пребываливсегдавхраме, прославляяиблагословляяБога» (Лк. 24:53); «Икаждыйденьединодушнопребываливхраме» (Деян. 2:42).ВПисаниисказано: «Бог, сотворившиймир … неврукотворенныххрамахживет» (Деян. 17:24) и «Развенезнаете, чтовыхрамБожий» (1Кор. 3:16). ОднакоапостолПавел, будучиживымхрамомБога, приходилвхрамИерусалимскийдляпоклонения: «япришелвИерусалимдляпоклонения» (Деян. 24:11), «имолилсявхраме» (Деян. 22:17). ХристианеявляютсяхрамамиБожьими, еслитолькоДухБожийживетвних (1Кор. 3:16; ср. Рим. 8:9). Ноэтововсенеотменяетхрамавещественного, необходимогодлясвященнодействийисобранийверующих. ИтакиехрамыБожиивсегдабудутвЦерквидовторогопришествияХристова (2Фес. 2:4). ИпосейденьправославныехристианесобираютсявхрамахкаждоевоскресеньеполучатьспасительныеТаинстваипрославлятьСвятуюТроицу. Православныехрамысапостольскихвременотличалисьотжилыхдомов: «Женывашивцерквахдамолчат… Еслижеонихотятчемунаучиться, пусть
спрашиваютотомдомаумужейсвоих, ибонеприличноженеговоритьвцеркви» (1Кор. 14:34–35). ПоэтомуПравославнаяЦерковьнепозволяетженщинамнетолькосвященнодействовать, ноипоучатьбезособогонатоблагословения.
ВРимеученыевподземельныхкладбищах, называемыхкатакомбами, находятвместахпогребенияхристианпросторные, украшенныесвященнымиизображениямиправославныехрамы. Здесьнагробахмучениковпервыехристианесовершалибогослужения.
Библияокрестномзнамении
Намданазаповедьоподниманиируквовремямолитвы: «Итакжелаю, чтобынавсякомместепроизносилимолитвымужи, воздеваячистыерукибезгневаисомнения» (1Тим. 2:8). Ещевветхозаветныевременаположениюрукпримолитвеуделялосьособоевнимание. Праведникиподнималируки, изображаяимижертвувечернюю: «Данаправитсямолитвамоя, какфимиам, предлицеТвое, воздеяниерукмоих —какжертвавечерняя» (Пс. 140:2). Новозаветнаяжертвавечерняя — Христосраспятый. Поднимаяруки, мыдолжныизобразитьнасебеРаспятого, т.е. КрестХристов! Господьвелитважнейшиезаповеди «навязатьвзнакнаруку» (Втор. 6:8). ПравославноетроеперстиеестьпрославлениеТроицыидушевно, ителесно: «Ибовыкуплены [дорогою] ценою. ПосемупрославляйтеБогаивтелахвашихивдушахваших, которыесутьБожии» (1Кор. 6:20). ОноозначаетисповеданиеверывТриединогоБогаидваестестваИисусаХриста — БожественноеиЧеловеческое. Прикрестномзнаменииосеняетсялоб, плечиигрудь, чтосимволизирует: «любиГоспода, Богатвоего, всемсердцемтвоим (грудь), ивсеюдушеютвоею (лоб) ивсемисиламитвоими(плечи)» (Втор. 6:5). Опытмиллионовлюдейпоказываетвеликуюсилукрестногознамения, любаятемнаясилатрепещетегоимгновенноотступает. АпостолПавелговорит, чтоБог «нетребуетслужениярукчеловеческих, [какбы] имеющийвчем-либонужду, Самдаявсемужизньидыханиеивсе» (Деян. 17:25), имеяввидутотфакт, чтоБогВседоволен, иэтоникакнепротиворечитзаповедиоподнятиирукнамолитве (1Тим. 2:8), записирукамикниги (Откр. 1:11) исозданиюсвященныхобразоврукамимастеров (Исх. 26:1).
Надревнейших, первыхвеков, иконах, находящихсявримскихкатакомбах, изображеныапостолыиСпасительспальцами, сложеннымидлякрестногознаменияиблагословения. Установлено, чтопочитаниекрестабылосдревности. Тертуллиан (IIвек): «привсякомдействии …принимаясьзакакое-нибудьдело, которыммыобычнозанимаемся, мызапечатлеваемнанашемлбумаленькийзнаккреста». ЕдиноперстиеитроеперстиепоявляютсясПервогоВселенскогоСобора, когдабылвыявлендогматединойбожественнойсущностиитроичностивлицах. ДвуперстиепоявляетсяпослеЧетвертогоВселенскогоСобора, когдабылвыражендогматодвухприродахвоХристе. ВэпохуправленияН.С.ХрущёванаЦерковьбылибольшиегонения, особенногналиотшельниковвАбхазии. Устраивалисьоблавысвертолётов. Вгорахшёлотшельник, асзадиеготеснилвоенныйвертолёт. Впередипропасть – отшельникунекудаидти. Онперекрестилвоздухипошёлповоздухучерезэтупропасть. Ввертолётесидело 2 пилота. Одинизнихсошёлсума, адругойбросилсвойпартбилетиушёлвсеминарию.
Библияосвятыхмощах
ОСВЯТЫХМОЩАХ:ЧеловекпризванксоединениюсБогом, ипослеВоскресенияХристователосвятого, котороесталообительюПресвятойТроицыипронизанобожественнымсиянием, являетсявеликойсвятыней (Ин. 14:23). Почитаниемощейестьпроявлениелюбвиксвятым. Ещесветхозаветныхвременкостанкампророковиправедниковвсегдаотносилисьпочтительно: «исказал [Иосия]: чтоэтозапамятник, которыйявижу? Исказалиемужителигорода: [это] могилачеловекаБожия, которыйприходилизИудеиипровозгласилотом, чтотыделаешьнаджертвенникомВефильским. Исказалон: оставьтееговпокое, никтонетрогайкостейего» (4Цар. 23:17–18). ТакжеивновозаветныевременаСпаситель, обличаяукрашениегробницправедников (Мф. 23:15; 29–36), осуждалфарисеевнезато, чтоониукрашалигробницы, азато, чтоонинечтилиих, ноубивалиигналипророков. ПоэтомуПравославнаяЦерковьпочитаетмощамивсякиеостанкисвятыхугодниковимучеников, черезкоторыеГосподьсовершаетчудесаиисцеления — будутлиэтоцелыенетленныетелаиличастиих, илитолькокости, илидажечастиодеждсвятыхлюдей. Почитаяих, Церковь, собственно, почитаетблагодать, действующуючерезостанки, ипрославляетБога, дивноговосвятыхСвоих. Так, например, отмощейсвятогопророкаЕлисеявоскресмертвый: «Ибыло, что, когдапогребалиодногочеловека, то, увидевэтополчище, погребавшиебросилитогочеловекавгробЕлисеев; ионприпадениисвоемкоснулсякостейЕлисея, иожил, ивсталнаногисвои» (4Цар. 13:21).
Дажеодеждаправедныхчудотворила: одеждыХриста (Мф. 14:36), милотьИлии (4Цар. 2:14), платкииполотенцаПавла (Деян. 19:12), теньПетра (Деян. 5:15). ИныневПравославнойЦерквиБогисточаетчерезсвятыеостанкиСвоихугодниковииходеждумногоразличныечудеса, ибоГосподьвсегдавовсевременатотже, ивНем«нетизмененияинитениперемены» (Иак. 1:17).
Известно, чтохристианепервогоивтороговековпочиталимощисвятых, служананихлитургиювкатакомбах. ВпосланиикФиллипийцам (4.3) апостолПавелупоминаетимясвоегоближайшегоученикаисотрудникаКлимента, одногоизсвоихсотрудников, которыйзаписанвкнигежизни. РечьидетотретьемепископеРимскойПоместнойЦеркви (91-100г), воспринявшимхристианскоеучениеотапостоловПетраиПавла. ПослемногихапостольскихтрудовисовершенныхимчудессановникиимператораТроянапыталисьпринудитьсвятогокпринесениюжертвыбесам, нооносталсянепоколебимымввере. Тогдаегоотвезлиналодкедалекоотберегавмореисякоремнашееутопили. Дваверныхученикасвятогопопросиливсехвидевшихэтопомолитьсяотом, чтобыГосподьоткрылимостанкисвященномученика. Когданародсталмолитьсямореотступилообереганарасстояние 400 шагов. ЛюдиподобноизраильтянампошлиподнуинашлимраморнуюпещерувкоторойпокоилосьтелоКлимента, когдажеученикихотеливзятьегомощи, тоимбылоданооткровение, чтосэтихпорморебудетежегодноотступатьвденьпамятисвятого, даваявернымвозможностьвтечении 7 днейпоклонитьсямученику. Такпродолжалось 8 вековимногиепоколенияхристианбылисвидетелямиэтогочудаимножестводругих, совершавшихсяпомолитвамкКлименту. Однажды, когдамореотступилородителямислучайнобылзабытвпещереребенок. Когдаэтообнаружилосьмореужеотступилообратно. Родителивесьгодоплакивалиегоивойдячерезгодвпещерунапоклонение, нашлисвоегоребенкаживымиздоровымугробницысвятого. Онрассказал, чтоКлиментсохранилегоживым, питали отгонялвесстрахи. ВцарствованиеНикифораморепересталоотступать, покатуданеприехалипросветителиславянКириллиМефодийкоторыевместесмножествомверующихотправилисьнакораблесмолитвойичтениемпсалмовпоЧерномуморюитогдасрединочимореозарилосьсветомиимбылиявленнымощисвятого, которыеторжественнопривезливхрам, икогдатамсовершилилитургию, помолитвамсвятогоКлиментапроизошломножествочудес - слепые, хромые, убогиеполучалиисцелениете, ктосверойприкладывалсякегомощам. МножествоБлагодатиБогявилчерезмощисвятыхпророков, апостолов, мучениковипреподобных. НапримервXIXвекепроизошлоподнятиесвятыхмощейсвятителяТихонаЗадонского, за 9 днейбылоофициальнозарегистрированыболее 200 случаевисцеленийотнеизлечимыхболезней. ОдесяткахтысячсовременныхслучаевисцеленийичудесотмощейпреподобногоСергеяРадонежскогоиблаженнойМатроныМосковскойнаписаномноготомовсвидетельств.
ОБлагодатномОгне
СвященноеПисаниепредоставляетнамодинизкритериевдляопределениятого, гдеестьистиннаяЦерковь. ВБиблии (3Цар. 18:21–39) описанслучай, когдапророкИлияпредложилсвоимсоплеменникамвыбратьмеждуистинойиложью, авкачествекритерияистиныпредложилследующее: ТотБог, Которыйдастответпосредствомогня, естьБогИстинный. ИтогдапомолитвепророкаИлиисошелснебаогонь, изагорелсяотэтогоогняжертвенниксжертвойистинномуБогу. ИстинныйБог — неизменяем (Иак. 1:17), иситуация, подобнаяситуацииспророкомБожиимИлиею, повторяетсякаждыйгод: ежегодно, наканунепраздникаПасхипоПравославномукалендарю, помолитвеПравославногоИерусалимскогопатриархасходитБлагодатныйогонь. Исходиттолькопоегомолитве. Этотогоньпервоевремянежжетинеобжигает, сотнитысячлюдейумывалисьим, водилиимполицу, волосам, дажезасовываливрот. АпосколькувсеэтопроисходитвИерусалиме, вХрамеГробаГосподня, тоэтонаблюдаютежегоднодесяткитысячилюдей. Этомуявлениюестьвеликоемножествосовременныхсвидетельств, какустных, такиввидевидеофильмов. АсогласноСвященномуПисанию — свидетельстводвухилитрехлицистинно (2Кор. 13:1).
Однажды, вправлениесултанаМурадаПравдивого, в 1579 году, армяне-монофизитыподкупилиИерусалимскогопашу, убедивеговтом, чтобытотпозволилимоднимбытьвхрамеВоскресенияХристовавВеликуюСубботу. Православныенебылидопущенывнутрьхрама, новместеспатриархомСофронием IV стоялинаплощади, передзакрытымивратами, молясьсослезамиисокрушеннымсердцем. Завсемэтимнаблюдалиянычары, расставленныевсюдувбольшомколичестве. Наверандеверхнегоэтажаэтогозданиянессторожевуюслужбутурецкийофицер — мусульманинОмирсосвоимисолдатами. Армянедолгомолились, но, какнистарались, огонькнимнесходил. Вдруграздалсягромовойудар. Однаизмраморныхколоннхраматреснула, иизэтойтрещиныбрызнулогонь, которыйзажегсвечуправославногопатриарха. Рассечённаяколоннасоплавленнымикраямивиднадоныне. Всеобрадовались, аправославныеарабыотрадостисталипрыгатьикричать: «ТыестьединыйБогнаш, ИисусХристос! Однанашавераистинная — вераправославныххристиан!» Турецкиевоины, стоящиенастражеивидевшиеэточудо, удивилисьиужаснулись. ВэтотмоментОмиргромковоскликнул: «Великаправославнаявера, ия — христианин!» Водинмигисказилисьзлобойлицасослуживцевиподчинённых, онибросилисьнанего, ноОмирсмелоспрыгнулвнизкхристианамсвысотыболеедесятиметров. Удивительноебесстрашие, свойственноевсеммученикамиисповедникамХристовым — свидетельствоистинногоуверения, ибодаётБогуверовавшимдуханебоязни, носилыилюбви (2Тим. 1:7). Приземлившись, Омирчудеснымобразомосталсяневредим. Ужевнизусоплеменникисхватилиегоиотсеклиемуголову, опасаясь, чтобыегопримерунепоследовалидругие. Мощисвятогомученика, крестившегосявсвоейкрови, нетленныиблагоуханныспустястолетия.
Трещинавмраморнойколоннеизкоторойв 1579 годувышелогонь, зажегшийсвечиправославногопатриарха |
Святыеотцыопротестантизме
СвятительИгнатийБрянчанинов: "вЦерковьРимскуювкралисьмногиезаблуждения. ХорошобысделалЛютер, еслибон, отвергнувзаблуждениялатинян, заменилэтизаблужденияистиннымучениемСвятойХристовойЦеркви; ноонзаменилихсвоимизаблуждениями; некоторымзаблуждениямРима, весьмаважным, вполнепоследовал, анекоторыеусилил".
"Лютер… сзапальчивостьюотвергаябеззаконнуювластьпап, отвергизаконную, отвергсамсанепископский, самуюхиротонию, несмотрянато, чтоустановлениетогоидругогопринадлежитсамимапостолам… отвергиТаинствоИсповеди, хотявсеСвященноеПисаниесвидетельствует, чтоневозможнополучитьотпущениегреховбезисповеданияих"
(Лютеранизм. Письмоот 1 марта 1844 г.)
"Протестантывоссталипротивуродливойвластиибожественностипап; нотаккаконидействовалипопобуждениюстрастей, утопаявразврате, анеспрямойцельюстремленияксвятойИстине, тоинеоказалисьдостойнымиузретьее" (Понятиеоересиирасколе)
СвятойИларионТроицкий: "протестантизмбылпротестомвтойжесамойплоскости; онневосстановилдревнегохристианства, аодноискажениехристианствазаменилдругим… ИстинаиспасениеданыЦеркви. Латинство, отпавотЦеркви, изменилоэтомусознаниюипровозгласило: истинаданаотдельнойличностипапы, — пустьодногопапы, новсежеотдельнойличности, — ипапажезаведуетспасениемвсех. Протестантизмтольковозразил: почемужеистинаданаодномутолькопапе? — идобавил: истинаиспасеньеоткрытывсякойотдельнойличностинезависимоотЦеркви. Каждыйотдельныйчеловекбылпроизведенвнепогрешимыепапы. Протестантизм… сосвоимбесчисленнымколичествомпапсовершенноуничтожилидеюЦеркви, подменилверурассудкомотдельнойличностииспасениевЦерквиподменилмечтательнойуверенностьювспасениичерезХристабезЦеркви, вэгоистическойобособленности… Принципиальнаясторонапротестантизмапришласьвесьмапосердцучеловеческомусебялюбиюисвоеволиювсехродов. Себялюбиеисвоеволие… обнаруживаетсявбесконечномделенииидроблениисамогопротестантизма" (ХристианствоилиЦерковь)
СвятойНиколайЯпонский: "Комнеиногдаприходятяпонцы-протестанты, просятобъяснитькакое-либоместоСвященногоПисания. "Даувасжеестьсвоиучителя-миссионеры — ихспросите", — говорюяим. — "Чтоониотвечают?" — "Мыунихспрашивали, говорят: понимай, какзнаешь; номненужнознатьподлиннуюмысльБожию, анемоеличноемнение"... Унаснетак, всесветлоинадежно, ясноипрочно — потомучтомыкромеСвященногоПисанияпринимаемещеСвященноеПредание, аСвященноеПредание — этоживой, непрерывающийсяголос... нашейЦерквисовременХристаиЕгоАпостоловдоныне, которыйбудетдоскончаниямира. Нанем-тоутверждаетсявсевцеломСвященноеПисание" (Дневник, 15 января 1897 г.)
СвятойФеофанЗатворник: "ЧтоБоготкрыличтозаповедал, ктомунеследуетничегоприбавлять, ниубавлятьоттого. Этоотноситсяккатоликамипротестантам. Тевсеприбавляют, аэтиубавляют… Католикипомутилиапостольскоепредание. Протестантывзялисьпоправитьдело — иещехужесделали. Укатолиководинпапа, аупротестантов, чтонипротестант, топапа" (Письма, VI.946, 974)
ОМартинеЛютере
ВозникновениепротестантизмаотноситсякначалуXVI века. ContrascolasticamTheologiam (протившкольногобогословия) – такегородоначальникМартинЛютер, католическиймонахорденасв. Августина, определяетисходнуюточкусвоегореформаторскогодвижения. Отсюдаиназвание – «Протестантизм». Повыражениюсамогооснователя, протестантизм – этопротивлениевечному, тому, чтопорабощаетвовнешнемдогмате, иотчегоЛютерякобыосвобождает «внутреннимопытом». Чтобылучшепонять, какиесилыбылиисточником "внутреннегоопыта" отцаРеформациипроанализируемжизненныйпутьЛютераиизучивегоавтобиографическиевоспоминания.«Яникому, дажезлейшимврагаммоим, непожелалбыстрадать, какястрадаю», – писалоносвоихсостояниях. – Янерушимохранилвсеобетыцеломудрия, послушанияинищеты… Ноподэтойнаружнойсвятостьювсердцемоембылисомнение, страхитайноежеланиененавидетьБога» [1] КогдаЛютерчиталвЕвангелииместо, вкоторомговорилось, чтотолькомалаячастьспасется, тоБогказалсяемузлодеем: «ЛучшебыужникакогоБоганебылобы, – говорилонвгневе. – СтрашновпастьврукиБогаживаго, ноещестрашнеевпастьвнеизвестночьи – Богаилидиавола» [2]
Будущийреформаторпочтинепрестаннослышалголоса, тоговорящие: «ИдитеотМеня, проклятые, вогньвечный», то: «Идитекомне, проклятые, вогньвечный». «Вначалеячувствовалблизостьдиаволаоколосебя, – вспоминалон, –апотомяощущалегоявновсебе». КогдажеоднаждывкостелечиталиЕвангелиеоглухонемомбесноватом, Лютервдругсискаженнымотужасалицомзакричал: «Янеон, янеон! Nonsum, nonsum!» Сэтимисловамионупал, какбыпораженныймолнией, идолголежалбезчувств [3]
«ИмяИисусаужасаломеня, – писалон, – икогдаясмотрелнакрест, товиделмолнию» [4] Несмотрянаэто, аббатмонастырясв. Августина (онжеегодуховник) ходатайствуеторукоположенииистощенногобесовскиминаваждениямиЛютеравпресвитера. 2 мая 1507 года, совершаясвоюпервуюмессу, Лютерчутьнеубежал, когданадобылопроизноситьсловамолитвы: «Тебе, Богуживому, вечному, истинному…». Емусталотакплохоотэтихслов, чтотольконаходившийсярядомаббатидругиемонахисилоюудержалиегоотбегства [5]. «Яосужден, проклятБогом, – писалЛютеросвоемсостоянии. – Столькораздиаволнападалнаменяидушилпочтидосмерти… Япровелболеестаночейвбанехолодногопота» [6].
Лютерадиаволбросалтовогонь, товводу. ЕгоненавистькБогубыланастольковелика, чтоондажепересталскрыватьее. «Явозмущалсяироптал, – писалЛютер. – МалоЕму, чтоОносудилнаснавечнуюсмертьпозакону, ОносуждаетещенасипоЕвангелию» [7] СэтимисловамиЛютербралножицарапалстенустакойсилой, чтоножломался. Длячеловеканеверующегоможетпоказатьсянепонятнымтакоеповедениеавгустинскогомонаха, нохристианинясновидитсходство «великогореформатора» сгадаринскимбесноватым.
СтрашныевидениямучилиЛютерапоночам, ионнемогпонять, происходилионивоснеилинаяву. «Многиехитрыебесыискушаютменяиговорят, будтобыониотвлекаютменяотскуки, – писалЛютерсвоимдрузьямизВартбурга. – Шабашведьмявляетсяоднимизэтихразвлечений» [8] ВконцеконцовгнетущеесостояниепривелоЛютерактому, чтоонужепересталотличатьявноезлоотдобра. Имнастолькоовладеложеланиемести, чтоонуженепонимал, комумстит. «Назлодиаволу» Лютерженитсяна 26-летнеймонахинеКэтфонБоре. Многиевнародесчитали, чтоотэтогогнусногосожительствадолженродитьсяантихрист. НоЛютерпризнавалэтотпоступокбогоугодным: «Людименяпрезираютзаэтотбрак, – писалондрузьям, – ноязнаю, чтоангелырадуются, абесыплачут...» [9].
ЗавладевполностьюдушойМартина, диаволнадоумилегоизобрестибогохульноеучение, котороепосутиделабылосатанинским: «Пущегреши, крепчеверь, ивоХристерадуйся, – говорилЛютер. – Всехристианствозаключаетсявтом, чтовсенашигрехи – ненаши, аХристовы... ПерескочитьотсвоегогрехакправедностиГосподаибытьувереннымвтом, чтоЕгоправедность – мояправедность – вэтомзаключаетсявседелоспасения» [10]. Этоисполненноебезумнойгордыниизречение «Виттенбергскогопапы» прочновошловучениепротестантизма. «Мыспасены, – кричалипоследователиЛютера. – ТеперьнепапаглаваЦерквиинаместникБоганаземле, теперькаждыйизнасестьсвятойибезгрешный, ибонашигрехи – этогрехиБога, аправедностьХриста – нашаправедность» [11]
В 1537 годулютеранерешилисозвать «вселенскийсобор», надеясьубедитьвесьмирвправотесвоегоеретическогоучения. СэтойцельюЛютерсоставил «Шмалькальденскиеартикулы», ккоторымбылприложентрактат «Овластииверховенствепапы», написанныйМеланхтоном. СамЛютерпризнавалВосточнуюЦерковьсохранившейистинуХриста, новпоследствииегоученикирешили «обратитькистине» иее. В 1575 годутюбингенскиебогословынаправилиКонстантинопольскомуПатриархуИеремии II посланиесподробнымизложениемученияЛютера, ноПатриархкатегорическиотверглютеранскиедогмы.
СвященноеПисаниебогодухновенноиявляетсяглавнымисточникомистины. Ночтобыистина, вошедшаявмир, былахранимаипередаваласьнеповрежденнойизпоколениявпоколение, нужнаЦерковь. Это – богооткровеннаяистина: ЦерковьБогаживаго, столпиутверждениеистины (1Тим.3:15). Здесьвыраженаяснаямысль, чтособорныйопытЦерквиестьтвердыйинадежныйфундаментевангельскойистины. ЕслипадетЦерковь, топрекратитсяпреемственностьапостольскогопредания. НопоБожественномуобетованиюэтоникогданеслучится: ЯсоздамЦерковьМою, ивратааданеодолеютее (Мф.16:18).
Обычноотзащитниковпротестантскогодвиженияисходитутверждение, чтоониотвергаютВселенскиесоборы, учениесвятыхотцов, пятьизсемитаинств, святыни, монашествоивсеостальноепотому, чтоэто «человеческоепредание». Ноэтааргументациявовсейеёостротеоборачиваетсяпротивпротестантизма. РазвеРеформациянеестьдвижение, вдохновленноечеловеческимимотивами. Очевидно, чточембольшевчеловекедуховногоименьшеплотского, тембольшевнемБожественного. Протестантизмсвернулстесногоиузкогопути, которымзаповедовалнамнашГосподьИисусХристосвходитьвЦарствоНебесное. Реформацияшлаподлозунгом «освобождения», «раскрепощения» человека. СамМ.Лютероткрытоговорилосвоейлюбвикмирскимудовольствиям. ОнотказалсяотдобровольноданногоБогумонашескогообета («Я, братМартин, принимаюмонашескийобетипередлицомвсемогущегоГосподаБогаиПресвятойДевыМарии… отрекаюсьотсвоейволиидаюзарокдоконцасвоихднейвлачитьсуществованиевбедностиицеломудрии, каквелитуставсвятогоАвгустина») ив 1525 г. онженилсянабывшеймонахинеЕкатеринефонБора, чтовсвоевремявозбудилонедовольстводажесредидрузей. Обетыданыбылинемонастырю, аБогуисодержаниеих (бедностиицеломудрия) соответствуетевангельскимзаповедям.
ИсторияпротестантизмаоткрываетнамподлинныемотивыРеформации. То, чтосамимдеятелямеёсубъективнопредставлялосьвеликойборьбойзаевангельскуючистотуновозаветногоучения ипервозданнуюегосвятость, вдействительностибыло лишьсозданиемоблегченногохристианства, приспособленногокпотребностямнарождающегосяновогоэкономическогопорядка. ЭтоубедительнопоказаноМаксомВебером (1864 – 1920) вклассическомисследовании «Протестантскаяэтикаидухкапитализма». НемецкийученыйпоказываеткорреляциюмеждупобедойпротестантизмаврядеземельГерманииистремительнымростомэкономическойактивности. Учениеоспасенииверующихвзависимостиотихмирскогоделовогоуспеханаиболеежесткосформулировановкальвинизме. Ноивдругихпротестантскихденоминацияхэтасвязьдостаточнопрозрачна.
Нужнопоставитьзаконныйвопрос: какойвластьюобладалМ.Лютер, чтобыотменить 15-тивековойопытхристианства, авместеснимпостановлениясемиВселенскихсоборов, многиеучастникикоторых, будучивеликимисвятыми, превосходилиМ.Лютерадуховно?Ответлютеранеипредставителисектдаютсовершенноодинаковый. ВластьэтудалимБог, избравихнаэтодело. Разницатольковтом, чтоизбранничествокаждыйприписываетсебе. Вчемжевсе-такипризнакиэтогоизбранничествауМ.Лютера? Оннеобладалсвятостью, нетворилчудеса. Можетбыть, богословскаяученость? НомногиевЕвропепревосходилиего (например, ЭразмРоттердамскийидр.). ЕгоучениеточносогласуетсясоСвященнымПисанием? Этогосказатьнельзя. Напротив, чтобызащититьсвойглавныйтезис, чточеловекспасаетсятольковерой, емупришлосьустранитьизНовогоЗаветаСоборноепосланиесв. апостолаИакова. ОнотвергсоборноеначалоЦеркви, однаковДеянияхсв. АпостоловговоритсяопервомСоборе, проведенномапостолами (15:2-29).М.Лютеротвергепископскуювласть, авСвященномПисанииговорится: Вернослово: есликтоепископстважелает, доброгоделажелает (1Тим.3:1). Апостолыпервыминачалиставитьепископовипресвитеров. М.Лютеротвергсвятыни, аСловоБожиеговорит: БогжетворилнемалочудесрукамиПавла, такчтонабольныхвозлагалиплаткииопоясаниястелаего, иунихпрекращалисьболезни, излыедухивыходилиизних (Деян.19:11-12). М.Лютеротвергпосты, аСпасительмира 40-дневнымпостомприготовлялСебякслужению (Мф.4:1-2; Лк.4:1-2). Иобапостолахсказано: КогдаонислужилиГосподуипостились (Деян.13:2). М.Лютеротвергтаинстворукоположения, аСвященноеПисаниеговорит: Рукоположивжеимпресвитеровккаждойцеркви, онипомолилисьспостомипредалиихГосподу, вКоторогоуверовали (Деян.14:23). Ивдругомместе: Ненерадиопребывающемвтебедаровании, котороеданотебепопророчествусвозложениемруксвященства (1Тим.4:14).
УжесовременникРеформацииЭразмРоттердамский, сначалаподдержавшийМ.Лютера, апотомрешительноотвергшийегоучение,заметил: «Еслиспроситьих, почемуДухизбралименноих, анетех, ктосвоимичудесамипрославилсянацелыйсвет, ониответяттак, будтоникакогоЕвангелиявминувшиетринадцатьстолетийвовсенесуществовало. Есливыстанететребоватьотних, чтобыонивелижизнь, достойнуюДуха, ониответят, чтоискуплениедаетсяверою, анеделами. Есливыпопытаетесьпредложитьимвсвоюочередьсотворитьхотькакое-нибудьчудо, ониответят, чтовремячудесдавноминовало».
Привсейкажущейсяпарадоксальностинужнопризнать, чтоидеяпапскойнепогрешимостииотвержениеМ.Лютером 15-тивековогоопытахристианства – граниоднойитойжечеловеческойгордыни. Этоявленияодногопорядка. М.Лютернесомневалсявсвоейнепогрешимости. «ДажееслиКиприан, АмвросийиАвгустин, дажеПетр, ПавелиИоанн, дажееслисамангелнебесныйсталбыучитьменяиному, яосталсябыприсвоемтвердомубеждении, чтовмоемучениинетничегоотчеловеков. ОноцеликомБожественно, ияготовповторять, чтосоздалегонечеловек, ноСамБог», – писалМ.Лютер.
Иногдавоправданиелютеранстваможноуслышать «исторический» аргумент: есливсёэтопроизошлотакуспешноисохраняетсядосегодняшнегодня, значит, этобыло «нужно». Логикаэтаоченьопасна. В 20-мвекедесяткимиллионовлюдейвРоссииотпалиотверы. Можнолисказать, чтоэтобыло «нужно» иоправдано?
Истина, которуюГосподьнашИисусХристосоткрылСвоимапостолам, объединилаучеников, числокоторыхстремительноросло. Умножестважеуверовавшихбылоодносердцеиоднадуша (Деян.4:32). Историяпротестантизмадаетпротивоположныйпример. Ссамоговозникновенияегоначинаетсяцепнаяреакция: единоедвижение дробитсянамногочисленныетечения, толки, фракции, секты. Междуниминачинаютсяожесточенныеспоры, доходящиедонепримиримойвражды. ОдинизглавныхтеоретиковРеформацииФилиппМеланхтонсгоречьюписал: «Невероятнотрудноисполнятьмиссиюруководителявобстановкевражды, разногласийиненависти, царящейсредилюдей, которыесвоимусердиемиединодушиемдолжныдаватьостальнымпоучительныйпример». Реформаторы, восставшипротивуклоненийкатолицизма, непоняли, чтоэтоестьрезультатотступленияотвселенскойЦерквиинеобратилиськней. М.ЛютерхотелвывестиЦерковьиз «вавилонскогоплена», аврезультатеупротестантовисчезласамаЦерковь, аобразовалосьпочти 200 большихималыхпротестантских деноминаций, решительноотстаивающихсвоюнезависимость. Вполнезакономерно, чтопочтивсесовременныезападныесекты (адвентисты, пятидесятники, мормоны, свидетелиИеговыидр.) зародилисьнапочвепротестантизма. Ихоснователибыливоспитанывпротестантскихсемьяхисамионидооснованиясвоихсектбылипротестантами.
Единствоявляетсяидеаломхристианства. Нообъединитьможеттолькоистина, аневсемирныеконференции, ассамблеиисоветы. Онитолькоприкрываюттрагедию: десяткимиллионовхристианоказалисьбезЦеркви. БезЛитургии, безепископства, безтаинств, безсвятынь, безтвердогоканоническогостроянетЦеркви. УвероватьвоХриста – значитприсоединитьсякединойЦеркви, котораяпословуапостолаестьТелоХристово (Еф.1:22-23). Спасатьсяможнотолько, войдявЦерковь: ГосподьжеежедневноприлагалспасаемыхкЦеркви (Деян.2:47).
ЧтонамговоритСвященноеПисание?
«ЦерковьБогаживаго, столпиутверждениеистины»(1Тим. 3:15). ПоэтомутолькооднаЕдинаяАпостольскаяЦерковьобладаетистиннымпониманиембожественногоученияиуправляетсяСамимБогом. ИБогДухСвятойявляетсягарантомвероученияЦеркви: «Когдажеприде<