Обязанности координатора программы
А. Программа лагеря
Б. Территория лагеря, благоустройство и инвентарь
В. Наставники
Г. Воспитанники
Д. Распорядок дня
Е. Окончание лагерной смены
А. ОБЯЗАННОСТИ ПО ПРОГРАММЕ
Программа – это все, что происходит в лагере.
Цель программы – содействовать процессу построения искупительных взаимоотношений. Изучение Библии, занятия спортом, рукоделие, занятия по интересам в личное время, собрания, питание в столовой, время перед сном – все это элементы программы, которые нужно спланировать, организовать и провести. Программа начинается, когда сотрудники и воспитанники приезжают в лагерь, а заканчивается тогда, когда все они разъезжаются по домам. Обязанность координатора программы – руководить таким образом, чтобы все, к чему он причастен, способствовало установлению искупительных взаимоотношений.
Координатор программы несет принятую на себя ответственность, опираясь на советы директора лагеря, которому он подотчетен, действуя в сотрудничестве с наставниками и другими сотрудниками лагеря, которые помогают ему, и пребывая в согласии с воспитанниками, о которых он заботится. Спортивный инструктор отвечает за программу проведения досуга, музыкальный руководитель – за музыкальную программу, руководитель кружка – за рукоделие и т.д. Все они работают в тесном взаимодействии с координатором программы. Кроме того, координатору программы поручено проведение общего собрания. Он несет также ответственность за наставников и за все, что происходит между ними и их воспитанниками. Ниже мы остановимся на этом подробнее.
ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ
Цели ежедневного общего собрания:
1. Создавать и поддерживать здоровую атмосферу в лагере.
2. Вести сотрудников и воспитанников лагеря в глубоком и искреннем поклонении Господу.
3. Действенно раскрыть перед воспитанниками и сотрудниками лагеря Божий план их жизни.
4. Дать в первую очередь воспитанникам, а во вторую и сотрудникам лагеря, возможность проявить свои дары и таланты и поддержать их в творческом самовыражении.
5. Вдохновлять воспитанников и сотрудников лагеря стремиться всем сердцем к достижению главной цели христианского лагеря.
Здоровая атмосфера
«Атмосфера в лагере» слагается из отношения к лагерю каждого из тех, кто находится в нем. Все, что происходит в лагере, накладывает свой отпечаток на отношение людей к нему. У наставников вырабатывается отношение к администрации и воспитанникам. У воспитанников формируется отношение к наставникам, питанию, программе и условиям жизни в лагере. У сотрудников лагеря складывается отношение друг к другу. Во всем, что мы делаем друг с другом и друг для друга, выражается и формируется наше отношение друг ко другу. Общая сумма взаимоотношений всех людей в лагере составляет атмосферу в лагере.
Обычно мы говорим о «хорошей атмосфере в лагере» или о «плохой атмосфере в лагере». Хорошие взаимоотношения, хорошее руководство и хорошее планирование создают хорошую атмосферу. Когда лидер благодарит людей за участие, отмечает их достижения и хвалит их, они чувствуют, что предпринятые ими усилия вознаграждены. Если программа собрания учитывает возраст участников, проводится живо и организованно, то воспитанники инициативны и чувствуют себя духовно обогащенными. Когда детям и работникам лагеря предоставлена возможность участия в программе, когда им объяснили, как выполнить порученную роль, они испытывают удовлетворение. Когда люди хорошо подготовлены, у них появляется видение цели. Когда к людям относятся с уважением, они чувствуют свое достоинство. Когда воспитанники достигают чего-либо сообща, они чувствуют себя сплоченными. Когда воспитанники инициативны, вознаграждены за свои усилия, чувствуют себя духовно обогащенными, испытывают удовлетворение, имеют видение цели, чувствуют свое достоинство и сплоченность, среди них всегда царит хорошая атмосфера.
Когда лидер бранит воспитанников за небрежность или недостаточное участие, это вызывает у них чувство подавленности. Когда программа собрания не рассчитана на данный возраст, однообразна, плохо организована и проведена, воспитанникам скучно. Когда дети должны только слушать взрослых и не имеют возможности участвовать в обсуждении и высказать свое мнение сами, они становятся безынициативными. Когда проповедник говорит путано и вяло, воспитанникам трудно сосредоточиться. Когда воспитанники вместе ничего не достигли, они не чувствуют единства. Когда воспитанники подавлены, разобщены, безынициативны, когда им скучно и они не могут сосредоточиться, среди них царит плохая атмосфера.
Одно лишь собрание не способно создать в лагере нужную атмосферу. Атмосфера в лагере складывается из всего, что в нем происходит. Но благодаря тому, что все воспитанники и работники лагеря посещают собрания, собрание становятся наиболее ярким событием в жизни лагеря, которое влияет на царящую в нем атмосферу. Поэтому координатору программы необходимо в самую первую очередь спланировать, организовать и провести каждое собрание таким образом, чтобы все: и работники лагеря, и воспитанники – покидая собрание, чувствовали себя духовно обогащенными, удовлетворенными и сплоченными, обретшими видение цели и готовность проявлять инициативу и были вознаграждены за проявленное старание.
Искреннее поклонение
А) Празднуйте!
Ведите сотрудников и воспитанников лагеря в глубоком и искреннем поклонении Господу. Не делайте собрание в лагере копией воскресных церковных богослужений для взрослых. Создайте на собрании жизнерадостную, веселую атмосферу. Празднуйте! Иисус умер за наши грехи и даровал нам жизнь вечную! «Воскликните Богу, вся земля. Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему» (Псалом 65:1-2). «Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости» (Псалом 46:1). См. также Псалмы 32:1-3, 9:1-2, 80:2-5, 91:2-5, 97:4-6, 99:1-2, 150, Филиппийцам 4:4.
Некоторым воспитанникам и сотрудникам лагеря внушили, что во время поклонения нельзя внешне проявлять радость. К таким проявлениям относится и жизнерадостная атмосфера, которая царит во время собрания, и возможность в какие-то моменты прихлопывать в ладоши и притопывать ногами. Объясните им, что Священное Писание призывает нас использовать и наше тело, и наш голос, и разнообразные музыкальные инструменты, и иные выразительные средства для поклонения Господу. Направьте их. Раздайте воспитанникам музыкальные инструменты ритмической группы и научите, как ими пользоваться. Привлекайте к участию тех, кто привез свои гитары, аккордеоны, гармоники и т.д.
Б) Радостное пение
Пойте песни, которые всем понятны. Текст должен точно следовать Библии и раскрывать перед воспитанниками истины о Боге, об Иисусе, о Божьем плане их жизни. Включите в репертуар несколько чистых веселых песен о близких воспитанникам человеческих чувствах. Будьте внимательны к тем сотрудникам и воспитанникам, которых могут оскорбить шуточные песни. Пойте песни в правильном темпе. Протяжное пение не делает песню более угодной Господу, а медленную музыку дети обычно не любят. Пение соло и группой также немало способствуют глубокому и искреннему поклонению.
В) Молитва
Молитва является краеугольным камнем поклонения. «...всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Филиппийцам 4:6; см. также Псалмы 74:2, 94:1-2; 106:1-2). Как воспитанники, так и сотрудники лагеря должны регулярно молиться во время собрания.Координаторам программы следует своими молитвами подать пример Молитвы о Царстве. Не стесняйтесь помогать как воспитанникам, так и сотрудникам лагеря в построении и совершении молитвы. Молитва вслух преследует две цели – восславить Бога и наставить человека. Молитва, которая произнесена так тихо, что собравшиеся не могут ее расслышать, не полностью достигает своей цели. Старайтесь, чтобы такого не происходило.
Г) Чтение наизусть
Чтение библейских стихов наизусть, как и чтение по тексту Священного Писания – очень важная часть собрания. Представляемый отрывок Писания должен быть связан с темой библейского занятия этого дня. Рассказать его нужно так, чтобы каждый мог услышать и понять его.
Многие сотрудники и воспитанники лагеря знают наизусть места из Библии и любят их цитировать. Найдите этих людей и привлеките к участию в собрании. Ознакомьтесь с основной идеей отрывка, который они готовы рассказать, и включите его в план собрания, посвященного соответствующей теме.
Д) Библейские сценки
Очень важны драматические постановки воспитанников по изученным библейским занятиям. Вы должны взять себе за правило каждый вечер включать в программу собрания одну или две библейскую сценки. Не следует позволять какой-то группе выступать со второй постановкой, пока каждая группа не выступит хотя бы один раз.
Некоторые наставники захотят разыграть сценку по произвольно выбранной библейской истории. Само по себе это хорошо, однако не помогает достичь целей, которые стоят перед ежедневными библейскими занятиями для воспитанников. Если же вы непосредственно увяжете скетч или драматическую постановку с материалом занятия, которое изучили в этот день воспитанники, вы позволите им глубже понять изучаемое место Священного Писания, а также повторить библейский рассказ, чтобы он лучше запечатлелся в их памяти. Разъясните это наставникам во время семинара для сотрудников. Тогда они смогут планировать и ставить свои драматические сценки так, чтобы и этот жанр способствовал достижению главной цели лагеря.
Некоторые наставники и воспитанники захотят разыграть также короткие шуточные сценки. Это замечательно. Поддержите их желание. Следует только иметь в виду: многие наставники и их подопечные были воспитаны в убеждении, что шуткам не место в церкви, а потому могут почувствовать себя неловко, даже оскорбиться, когда во время собрания будет показано шуточное представление. Обсудите эту проблему с директором лагеря. Возможно, вы решите устроить день шуточных представлений в дождливую погоду, когда нельзя играть на открытом воздухе. Другой вариант: договоритесь со спортивным инструктором и один или два раза посвятите им время, которое отведено для подвижных игр. Выберите подходящий для вас вариант, и устраивайте отличные шуточные скетчи каждую смену. Они помогают создать в лагере атмосферу здорового веселья и дают каждому замечательную возможность активного участия и творческого самовыражения. До начала репетиций познакомьтесь с содержанием шуточных представлений вместе с наставниками групп. Убедитесь, что их содержание и форма не противоречат главной цели христианского лагеря.
Е) Свидетельства
Свидетельства как воспитанников, так и сотрудников лагеря могут быть очень плодотворны. Главным в каждом свидетельстве должно быть прославление Господа за то, что Он совершил в жизни cвидетельствующего. В хорошем свидетельстве на первый план выдвигается то хорошее, что произошло, а грех или зло никогда не детализируются и не смакуются.
Хорошее свидетельство рассказывает:
1) о том, как свидетельствующий был обличен в своем грехе при чтении Слова Божьего и размышлении о нем;
2) о том, как он пришел к выводу о том, что своими силами не способен себя исправить, как уверился в том, что его привычка к греху может быть уничтожена лишь принятием жертвы Иисуса Христа (Деяния 4:12);
3) о его молитве покаяния, исповедания своих грехов (1 Иоанна 1:9) и веры в Иисуса Христа;
4) о его постоянном изучении Библии, общении с верующими и ежедневной молитвенной жизни (Иоанна 15:1-7);
5) о переменах в поведении свидетельствующего, в его отношениях в семье и с друзьями;
6) о радости делиться с другими вестью о Христе;
7) о том очищении и освящении, которое продолжает совершать в нем Слово Божье (1 Фессалоникийцам 3:12-14; 2 Фессалоникийцам 4-5).
Помогите воспитанникам и сотрудникам хорошо подготовиться и успешно поделиться своими личными cвидетельствами. Слушайте свидетельства на собрании не реже чем через день. Чередуйте свидетельства воспитанников и сотрудников.
Ж) «Тренировка меча»
«Тренировка меча» – это викторина на лучшее знание слова Божьего. Вопросы викторины обычно связываются с темой очередного библейского занятия для воспитанников, основной идеей проповеди и с тем стихом Писания, который был определен для запоминания. Некоторые вопросы – очень легкие, большинство – средней сложности и только несколько вопросов очень трудных. Сформулируйте и систематизируйте вопросы. Задавайте вопросы по очереди: один мальчикам, один девочкам. Если одна группа не может ответить на свой вопрос в течение 10-15 секунд, дайте возможность ответить другой группе. За каждый правильный ответ группе начисляются очки. За ответы на сложные вопросы дается больше очков. Ведите счет очкам раздельно для мальчиков и для девочек и в конце лагерной смены наградите победившую группу.
З) Обзоры книг
Обзоры книг стимулируют чтение. Попросите нескольких воспитанников подготовить пересказ какой-либо книги из библиотеки своей группы. Вряд ли многие дети смогут прочитать за двенадцать дней все книги в библиотеке. Некоторые вообще ни разу не откроют книги. Обзоры дают воспитанникам возможность познакомиться с темой и основным содержанием этих книг. Первый обзор попросите провести кого-то из наставников, чтобы показать детям, как это делается, а затем пусть подготовят и проведут обзоры воспитанники.
И) Проповедь
Библейское наставление, или проповедь, – очень важная часть общего собрания, которая должна регулярно включаться в его программу. В проповеди необходимо всегда уделять должное внимание Божьему плану нашей жизни. Проповеднику следует говорить ясным языком, учитывать возраст воспитанников, наставлять в истине творчески и убедительно. Проповедь должна всегда учить тому, о чем говорит Писание. Нужно, чтобы человек, выступающий с проповедью, хорошо знал Библию, жил согласно ее учению, свободно владел материалом и умел привлечь внимание аудитории и своим обликом, и своей речью.
Тема проповеди должна всегда совпадать с темой библейского занятия этого дня – того библейского занятия, которое проводят наставники в группах. Проповеднику не нужно на собрании снова проводить тот же самый урок, однако он должен изучить то, что написано в сборнике библейских занятий, перечитать стихи Писания, предложенные для дополнительного чтения, развить уже известную воспитанникам основную истину занятия и предложить им ее практическое применение. Поговорите об этом с проповедником до того, как он начнет подготовку к своему первому выступлению. Наставники часто думают, что им больше нечего делать, если проповедник изложил какую-то тему до того, как они провели по ней урок. Обдумайте это и решите, кто будет выступать по теме первым: наставники или проповедник.
Внимательно следите за содержанием проповеди. Скажите проповеднику, насколько глубоко его наставление. Скажите ему, обращено оно к мыслям, заботам и нуждам воспитанников или же очень мало связно с их интересами и проблемами. Скажите ему, если он был излишне многословен. Двадцати минут для проповеди вполне достаточно. Двадцать пять минут – уже слишком много. Если проповедник говорит под перевод, он должен помнить, что время его выступления удвоится. Помогите проповеднику сделать свое дело как можно лучше.