Тринитаризм уподобляет АСД — католицизму
188. Анализируя историю АСД, я прихожу к выводу, что она в точности повторила путь, которым много веков назад прошла ранняя христианская Церковь, зародившись как нетринитарное (и впоследствии антитринитарное) движение, но за тем, развивая свою догматику, и ища признания мира, стала тринитарной организацией.
189. Став тринитарной организацией АСД все больше и больше уподобляется католицизму. Это видно из недавних заявлений авторитетного адвентистского богослова и историка, Джороджа Найта в изложенных им тезисах, где он пишет: «№8. Адвентизм постепенно превращается из церкви, основанной на Писании, в церковь, основанную на традиции и церковных правилах. №9. Руководство Генеральной Конференции в 2017 году опасно приближается к копированию средневековой церкви в своем призыве к серьезным дисциплинарным взысканиям большим отделениям церкви на основании небиблейского вопроса.»[203]
190. Сегодня, в отношении своей истории адвентисты мыслят точно также, как православные и католики мыслят в отношении своей[204].
191. Тринитариане (католики, православные и совр. протестанты) учат, что окончательно истина была сформулирована не апостолами, а церковными Соборами. Но Лютер сказал, что он ни во что не ставит постановления пап и соборов, потому что они противоречат друг другу. Можем ли мы к числу этих соборов отнести и Никейский (325 г.) и Константинопольский (381 г.), а также решения ГК АСД в 1980 году?[205]
192. Современные историки и богословы АСД переопределяют историю данного движения, применяя к нему тот же подход (см. выше), что и католики в отношении истории перерождения ранней Церкви из окло-арианской в тринитарную.
193. В современном Адвентизме наблюдается тенденция, когда к толкованию исторических и библейских фактов, сторонники тринитаризма подходят с догматическими формулировками в мозгах (решение Соборов и ГК), а не с объективным подходом, именуемым — «как читаю, так и понимаю», чем и является принцип — Sola Scriptura[206].
ЧАСТЬ XIII. ВЫВОДЫ
194. АСД в точности повторила путь раннего христианства, начавшегося как нетринитарное движение, и за тем переродившись в тринитарное, — начало преследование приверженцев раннехристианского наследия.
195. Так и в АСД, начавшись как нетринитарное движение (со всеми признаками арианства) оно впоследствии переродилось в мощную тринитарную организацию и начало преследовать хранителей исторического Адвентизма седьмого дня.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Книги иного порядка»[207]
1. Я убежден, что в категорию книг «иного порядка», о которых предсказывала вестница Божья входят следующие книги:
ü Книги Лероя Фрума: «Пришествие Утешителя», «Движение предначертаное Богом» и «Пророческая вера наших отцов». В этих книгах проводится обработка Церкви АСД для закрепления догмата о Троице.
ü Церковное Руководство.
ü Все современные книги, в которых содержится доктрина о Троице, либо в которых занижается авторитет трудов Духа пророчества, святилища, и других отличительных наше движение доктрин.
2. Хочу отдельно сказать о замечательной книге адвентистского проф-ра Бенжамина Г. Уилкинсона[208], «Триумф Истины». Но к сожалению, она имеет в себе следы тайной редакции, с целью переопределения авторского смысла книги, дабы предать ей тринитарный окрас. В ней прослеживаются явные «вставки», которые входят в противоречие с самой логикой изложения и сутью книги, которую автор хотел донести читателю. Уилкинсон приводит в качестве героев веры таких христианских учителей, как Лукиан Самосатский и епископ готов Ульфила, о которых общеизвестно, что они исповедовали арианизм.
3. О. Давыденков в своем труде «Догматическое Богословие» поместил отдельную главу, озаглавленную «Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатский»[209], где он утверждает что истоки учения Ария исходят из Антиохийской школы Лукиана Самосатского, учеником которого были все представители арианской партии, включая и самого Ария. Это подтверждает и проф-р Поснов в своей «Истории Христианской Церкви» (с. 330-332), где он ссылается на ряд историков и современников Ария в подтверждении данной мысли.
4. Следовательно, Бенжамин Уилкинсон представил в своей книге героем верв человека, стоявшего в основании арианизма! Это свидетельствует лишь об одном — что автор книги «Триумф Истины» выступал в поддержку арианства и именно с этой целью написал свой труд. Он пытался представить историю христианства с непопулярной точки зрения — показать что арианизм представлял в то время истинное христианство. В книге встречаются цитаты, критикующие догмат о Троице, и тут же, мы находим в ней высказывания в поддержку троицы. Все это заставляет задуматься над тем, что данный труд подвергся тринитарной редакции.
5. В ютубе есть видеосвидетельство одной адвентистки по имени Джун Рик (JuneRieck), которая лично знала Б. Уилкинсона. Она дала интервью Дэни Виере, руководителя служения «Манна наших дней». В этом интервью она рассказывает о том, как Бенжамин Уилкинсон написал свою книгу, и как сильно Лерой Фрум препятствовал ему в том, чтобы она увидела свет. Уилкинсон рассказывал, как Фрум звонил в издательство и настоял на том, чтобы они уничтожили матрицы книги. Будучи уже пожилым человеком, Уилкинсон не имел финансовых возможностей, чтобы восстановить матрицы. Следовательно, тот материал книги, который мы имеем сегодня — скорее всего не полный и подвергшийся серьезной редакции. Я рекомендую читателям посмотреть это видео по указанной ссылке[210].
[1] Арий (256-336 гг). Пресвитер из Александрии. Считается основоположником арианства. Родом из Ливии. Этническое происхождение — бербер. Воспитание получил под руководством Лукиана Антиохийского, основателя Антиохийской школы.
[2] См. Давыденков О. Догматическое Богословие, Часть II, Раздел II, Гл. Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатский.Также: Мень А. Библиологический словарь: Фонд имени Александра Меня, 2002. — Том 1: А—И. — С. 67—68. // Антиохийская школа экзегезы.
[3]См. там же.
[4]Также известен как Лукиан Антиохийский, по имени г. Антиохии, где была его школа (Антиохийская школа)
[5]А. Мень там же.
[6] William Whiston. Primitive Christianity Revived, London 1711, Vol. 1,iv.https://archive.org/stream/primitivechristi01whis#page/n25/mode/2up
[7] Дан. 7 гл. «три исторгнутых рога».
[8] Филосторгий, «Церковная история», книга II, 5
[9] Вольфрам Х. Готы СПб Ювента 2003, С. 119).
[10] Это важно помнить, когда мы будем рассматривать историю зарождения христианства на Руси. См. Часть VI данной статьи, «Арианство в России».
[11]Поснов М.Э. История Христ. Церкви (до разделения церквей — 1054 г.), Брюссель 1964, с. 231, 232.
[12]Поснов М.Э. там же..
[13] «Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии ... слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деян. 2:9-11)
[14] «Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным» (Петра 1:1).
[15] Вольфрам Х. Готы СПб Ювента 2003, С. 115.
[16] Авксентий Доросторский. О вере, жизни и кончине Ульфилы // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 4 (41). 2011.
[17] Вольфрам Х. там же, С. 112.
[18] Беликов Д. Христианство у готов. — Православный собеседник, 1886. — С. 71
[19] См. Поснов. История Христ. Церкви, Брюссель 1964, с. 232-233.
[20] Свящ. В.П.Данилов. История католических миссий до начала XX века, 2003 // ГЛАВА 1. Христианская древность ( до 800 г.) // § 2. Обращение в христианство германских народов.
[21] Поснов М.Э. там же, с. 232.
[22] см. Метофраст, PG, 115, col. 705. III.
[23]Поснов. История Христ. Церкви, Брюссель 1964, с. 232-233.
[24] См. Авксентий Доросторский. О вере, жизни и кончине Ульфилы // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 4 (41). 2011.
[25]См. рассмотрение термина «единосущный» в пунктах №23—26 данной статьи.
[26] К. Армстронг. История Бога, с. 127.
[27]Поснов. там же, с. 241-242.
[28]Поснов. там же, 243.
[29] Найт Кристофер, Ломас Роберт. Ключи Храма.
[30]«Субординациони́зм — учение о неравнозначности и соподчинённости ипостасей Троицы в ранней христианской теологии (II—III века), согласно которому Сын-Логос и Дух Святой происходят от Бога-Отца и подчинены Ему. В ранних формах субординационизма утверждалось, что Сын и Дух Святой являются творениями Бога-Отца. Ранними представителями этого течения являются Иустин Философ (100-165 гг.) и его ученик Татиан: согласно их учению, Сын-Логос не существовал предвечно, а был порождён или рождён Богом-Отцом. Порождение Логоса Богом-Отцом связывалось у них с сотворением мира: Бог-Отец, порождая Сына, сотворяет через Него всё сущее.По Иустину Философу ипостаси Троицы находятся в состоянии иерархического подчинения Мы чтим Творца вселенной, сущего Бога; знаем Сына Его и имеем Его на втором месте, и Духа пророческого имеем на третьем месте. Элементы этого учения восходят к апостолу Павлу: "Христу глава — Бог" 1Кор. 11:3. В дальнейшем крупнейшими представителями субординационизма в Римской Империи были Тертуллиан(2-3 вв.) на западе и Ориген на востоке, последним крупнейшим течением в христианстве, включавшим элементы субординационизма, было арианство» (Процитировано из Википедии)https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC
[31]Иустин Мученник (100-166) «Сын рожден от Отца; а что рожденный отличен по числу от родившего, с этим согласится всякий». (Диал. с Триф. 129). Ириней Лионский (130-202) «Таким образом, Отец есть Господь и Сын — Господь, и Отец есть Бог и Сын — Бог, ибо от Бога Рожденный есть Бог.» (Доказательство апост. проповеди, 47). Также учили и после-никейские учителя, например Иларий Пиктавийский (315—367) «Я осознаю, что моим Творцом был Бог, рожденный Богом... и вера наша в Твою безграничность пребывает нерушимой, доколе утверждаем, что Он родился прежде всех век» (о Троице). Из этих цитат мы видим, что учение о рождении Сына было присуще как до-никейским, так и после-никейским учителям; как арианам, так и тринитарианам. Это свидетельствует в пользу того, что данное учение — от апостолов. Спор велся о деталях: единосущный или подобосущный, вечно рождающийся или завершенно рожденный, и т.д. Тринитарии предложили идею о безначальности Сына, придумав учение о «вечном рождении» Сына.
[32] Тертуллиан (165-225 гг.) — «Ведь Он [Бог Отец] не мог стать ни Отцом прежде появления Сына, ни Судьей прежде сотворения греха. Было же время, когда не было ни греха, ни Сына, сделавших Бога Судьей и Отцом». (Против Гермогена, гл. 3.)http://homlib.com/read/tertullian/protiv-germogena/5195
[33] Подробнее см. в пунктах № 66—68 данной статьи.
[34] Ульфила О Троице он учил так: «Святой Дух не есть ни Отец, ни Сын, но от Отца через Сына раньше всего сотворенный, не есть Первый и не есть Второй, но от Первого через Второго на третьем месте установленный,не есть ни Нерожденный, ни Рожденный, но от Нерожденного через Единородного сотворенныйна третьем месте» (Авксентий Доросторский о вере, жизни и кончине Ульфилы). Авксентий Доростровский сообщает, что Ульфила «никогда не скрывал, что это есть второй Бог и Создатель всего от Отца, и после Отца, и из-за Отца, и к славе Отца. Он в соответствии со Святым Евангелием всегда свидетельствовал о Великом Боге, Великом Господе, Великом Царе, Великом Таинстве, Великом Свете ... Предвидящем и Законодателе, Искупителе, Спасителе ... Создателе, Праведном Судье живых и мертвых, имеющем Отца, Который более Его... И он говорил, что Сын подобен Своему Отцу» (Авксентий Доросторский. О вере, жизни и кончине Ульфилы, Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 4 (41). 2011)
[35]Субордиционистская позиция Антиохийской школы дала начало учению Ария. — См. Henry Melvill Gwatkin. The Arian Controversy. Также: Мень А. Библиологический словарь, Т. 1: А—И. — С. 67—68.К субордиционистам принадлежали почти все христианские писатели до-никейского периода.
[36]Триединство выражает сл. математический абсурд: 1+1+1=1, когда три единицы сливаются в одну единицу.
[37]Трио — это простое математическое «три» 1+1+1=3, не сливающее три единицы в одну. «Трио» в трудах Елены Уайт является субординационистской, а не тринитарной концепцией.
[38] Профессор В.В. Болотов, комментируя учение Иустина Мученника (100-166 г) о Святом Духе, пишет: «Учение св. Иустина о Св. Духе очень неполно. Оно сводится к следующим немногим пунктам: Дух Св. есть источник вдохновения священных писателей; Он говорит в св. писании; Он — пророческий Дух. Он имеет третье место в Св. Троице. Он называется ангеломисилою Божиею.» (Учение Оригена о Святой Троице, Гл. Св. Иустин Философ). Этот штрих в учении Иустина совпадает с учением о Духе арианина Ульфилы — «но от Нерожденного через Единородного сотворенныйна третьем месте».Григорий Низианзин признавал, что догмат о Божестве Святого Духа считался "новой истиной" и был "добавлен" в вероучение Церкви гораздо позже эпохи апостолов: «Григорий Назианзин, который считал, что развитие догмы предполагает добавлениеновых истин, например догмата о божестве Святого Духа». (Стюарт Дж. Холл, "Учение и жизнь ранней церкви", Глава 22. Раннебогословское Наследие).
[39] Догмат о троице сформулирован тринитариями следующим образом: «Троица, Триединство, или Триединый Бог — христианское учение о вере: три божественные личности: Отец, Сын, Святой Дух как единое божественное существо» (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, издание 1989 г., Т. 18, стр. 291).Афанасьевский Символ веры, написанный около 400 г. н. э. и названный по имени Афанасия, защитника учения о Троице, говорит, что три Личности – не три Бога, а один Бог: «Кафалическая вера такова: мы чтим единого Бога в Троице, и Троицу в единстве, не смешивая ипостаси и не разделяя на части божественную сущность... Однако ж не трое вечных, но один вечный; равно как и не трое несотворенных или трое непостижимых, но один несотворенный, и один непостижимый.»
[40] Ориген предпологал, что рождение Сына — это непрерывный процесс, никогда не завершающийся.
[41]«Вера в единосущие» — решающий постулат тринитарианства. Тринитарии делили мир на «верующих в единосущие» и на «не верующих в единосущие». Это хорошо видно из Церковной истории у Сократа Схаластика.
[42] Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Мовсковского и всея Руси Кирилла. См. также Поснова Ист Христ. Церкви, Брюссель 1964, С. 344 — «Для поражения арианства употреблены не библейские термины...».
[43] См. там же.
[44] Концепция Оригена о т.н. "вечном рождении Сына", была усилена термином "единосущный", предложенном на Никейском Соборе (325 г.), что и стало причиной последующих тяжелейших богословских диспутов и крайних выводов.
[45] В котором, Отец вечно рождающий Сына и испускающий Святого Духа; Сын — вечно рождающийся от Отца; а Святой Дух — вечно исходящий от Отца (по католич. пониманию, — и Сына также). Все три лица единосущны друг другу, что делает их со-равными и со-вечными, обладающими одной сущьностью, которая и есть — «истинный Бог».
[46]См. Дан. 11:38-39
[47]Подобосущие ('ομοιούσιος) — «подобие по сущности» — важный в церковной истории IV века богословский термин. Его предложили полу-ариане. Во время борьбы между тринитарианством и арианством, особенно обострившейся при покровителе ариан имп. Констанции (сыне Константина Вел.), явилась средняя партия; которая, соглашаясь в прочих пунктах с никейским символом, предлагала вместо термина "единосущный" (όμοούσιοί) предложенный Константином для Сына Божьего, использовать близкий по звукам, хотя весьма различный по содержанию термин "подобосущный" (όμοιούσιος — от όμοιος — подобный и ουσία — сущность). На это могли согласиться умеренные ариане, но не тринитариане. Радикальная партия ариан была также не согласна.
[48]Сократ. Ц. История, кн. I, гл. 36; Созомен, I, 33
[49] Термин "подобосущий" происходит от древнееврейского имени Михаэль - "равный, подобный Яхве (Богу)"
[50] Поэтому Христос — «есть образ Бога Невидимого» Кол. 1:15; 2Кор. 4:4.
[51] Джеймс Уайт, Янв. 4, 1881, «Ревью энд Геральд»
[52] Поэтому, ариане признавали Сына — Богом. См. Исповедание Ульфилы, пункт 44.
[53] 1Кор. 11:3
[54] См. Евр. 2:11
[55] Созомен. Церковная история, Книга 3, Глава 18. См. по ссылке http://www.sedmitza.ru/lib/text/433519/
[56]Поснов. История Христ. Церкви, Брюссель 1964, с. 330, 332
[57]По этой прчине также известен как Лукиан Самосатский.
[58]Б.Уилкинсон. «Триумф Истины», гл. 5.
[59]Ориген использовал метод аллегорического толкования библейского текста. Подр. См. у Нестерова О. Е. AllegoriaProTypologia: Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннепатристическую .
[60] Имеется ввиду Ориген. После того как Климент покинул Александрию, Ориген возглавил Александрийскую школу и был её наставником в 217—232 годы.
[61] W. Walker. «А History of the Christian Church», New York, 1918, c. 106.См. по ссылке: https://archive.org/stream/historyofthechri00walkuoft#page/106/mode/2up
[62] Я склонен полагать, что «предшественники», от которых Лукиан унаследовал принципы экзегезы, легшей в основу его школы, были апостолы и их приемники (христ. учителя второго поколения). Это выражение Меня указывает на апостольскую традицию толкования, чья ветвь развивалась не через Александрийских богословов, а через Антиохийских библейских учителей.
[63] Это еще одно указание на исконно библейскую принадлежность Антиохийской экзегезы, которая была носителем опыта текстологии Израильтян и апостолов.
[64] Мень А. «Библиологический словарь»: Фонд имени Александра Меня, 2002. — Том 1: А—И. — С. 67—68. // Антиохийская школа экзегезы. См. по ссылке: http://predanie.ru/men-aleksandr-protoierey/book/72703-bibliologicheskiy-slovar/#toc1
[65] Арий понимал библейские слова — "Сын", "рождение", "происхождение", "основание", "первородство", "единородство", — в прямом, а не в аллегорическом смысле. Для Ария евангельские слова «Христос — Сын Бога Живого» звучат в прямом и в истинном, а не в метафорическом значении. Арий принимал Христа как Истинного, а не метафорического, Сына Божьего.
[66] В своей книге «О началах» Ориген признавал Иисуса Христа рождённым, «однако без всякого начала». Он пишет: «Это рождение — вечное и непрерывающее, наподобие того, как сияние рождается от света»; «Отец, не только родил Сына и перестал рождать, но всегда рождает Его». Не смотря на то, что некоторые труды Оригена были осуждены, все же в католической и православной литературе истина о рождении Сына представлена с точки зрения философских спекуляций Оригенова учения. Вот цитата из Катехизиса РКЦ: «Иисус Христос открывает нам, что Бог есть "отец" не только потому что Он сотворил вселенную и человека, но, прежде всего, потому что вечно рождает в Своем недре Сына, который есть Его Слово, "сияние славы и образ ипостаси Его" (Евр. 1,3).» Катехизис Католической Церкви, Конпендиум, Культурный центр "Духовная библиотека", 2007, Часть 1. Второй раздел, Гл 1, пункт 46 с. 33.
[67]«Профессор В. В. Болотов в своих "Лекциях по истории древней церкви", и в своих работах «Учение Оригена о Троице» утверждает, что Арий и Ориген исходили из совершенно разных предпосылок, и основные интуиции их троичного богословия различны. Пожалуй, точка зрения Болотова в данном вопросе более обоснованна. Действительно, Арий не был оригенистом, по своему богословскому образованию он был антиохиец" (Антиохийская [Лукиановская] и Александрийская [Оригеновская] школы были в оппозиции друг другу, — коммент мой). См. Давыденков О. Догматическое Богословие, Часть II, Раздел II, Гл. Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатскийhttps://www.e-reading.club/chapter.php/86106/80/Davydenkov_-_Dogmaticheskoe_Bogoslovie.html
[68] Соратников Ария называли «солукианистами», — т.к. они все были сокурсниками в Антиохийской шклое Лукиана.
[69] Поснов М.Э. История Христианской Церкви, Брюссель 1964, с. 332
[70] Термин «Сущий от начала» (τον απ’ αρχης), применяемый ко Христу в 1Ин. 2:12-13 является специальным термином, которым новозаветние авторы определяли Сына Божьего. Этот термин указывает на происхождение чего либо от какого-то начала. Подтверждением тому, что выражение "от начала" (απ’ αρχης) означает буквальное и определенное начало, служит использование этого выражения в следующих словах Иисуса Христа: «[…]он (дьявол) был человекоубийца ОТ НАЧАЛА...» (Ин.8:44). В других текстах того же послания, в которых ап. Иоанн использует данный термин, подтверждает вышеизложенное утверждение (см. 1Ин. 1:1 и 2:24). Другие евангелисты используют термин απ’ αρχης в том же смысле (см. Луки 1:2,3; Мф. 24:21. ср. с Мк. 13:19; 2Петра 3:4). Также см. в Септуагинте - Втор 11:12; Ис. 43:13.
[71] 1Ин. 2:12-13.
[72] Феодорит Кирский «Церковная история» Книга 1, Глава 5, Письмо Ария к Евсевию, епископу Никомидийскому.
[73] Сульпаций Север, «Хроника» [ок. 410 г], Книга II, Гл. XXXV. п. 1.
[74] Тертуллиан против Гермогена, гл. 3 http://homlib.com/read/tertullian/protiv-germogena/5195
[75] Татиан (120-180), Речь против Эллинов, 5.
[76]Татиан, см. там же.
[77]«Произнесение Отцом Слова, понимаемое как рождение Сына, мыслится ими [до-никейскими писателями] не как момент внутреннего самооткровения Бога, а как начало [самого] откровения adextra... причем самое рождение представляется делом воли Отца: восхотел Бог сотворить мир и родил Сына — произнес Слово... С этого момента рождения, Логос становится действительною, отдельною ипостасью, тогда как в первый момент своего бытия, как Λόγος, он мыслится более как свойство лишь духовной природы Отца» — Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, статья «Троица».
[78]Триумф Истины, Глава VII, Патрик, основатель «Церкви в пустыне» в Ирландии
[79] Всю книгу А.Г.Кузьмина – «Начало Руси» читайте по сл. ссылке https://yadi.sk/i/d1ql-7T4tdGAG
[80]Сульпаций Север, «Хроника» [ок. 410 г], Книга II, Гл. XXXV. п. 1.«То, что утверждали ариане, было следующим: Бог-Отец по устроении мира стал причиной рождения Сына...».
[81]Сократ. Ц. История, кн. IV, гл. 33
[82]Milman. «TheHistoryofChristianity», т. 3, с. 58, прим
[83] Мецгер Б.М. Ранние переводы Нового Завета. — М.: ББИ, 202. — С. 404
[84] Мецгер Б.М. там же. — С. 410
[85] См. Авксентий Доросторский. О вере, жизни и кончине Ульфилы, пункт 44, Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 4 (41). 2011
[86]Многие библейские тексты подтверждают эту евангельскую истину. Новый Завет: Евреям 1:5; 5:5; 2Петра 1:17; Матфея 16:16; Ин. 1:14; 3:16,18; 1Ин. 4:9; Гал. 4:4; 1Фес. 1:9-10; 1Ин. 5:1; Колос. 1:15. Ветхий Завет: Притчи 8:24-26; Притчи 30:4; Пс. 109:3. Подробнее тему о Сыне Божьем см. по ссылке https://drive.google.com/open?id=0B59f4HfGJzLQc0xuRW9rcUhrYVE
[87] См. по ссылке https://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholastik/tserkovnaja-istorija-socrata/5
[88]«Осий Кордубский — епископ Кордовский (256—359), играл большую роль в церковной жизни первой половины IV века. Он был специальным посланником императора Константина в Александрию по умиротворению арианской ереси, являлся председателем Первого Вселенского собора и целого ряда поместных соборов.» (процит. из Википедии).
[89] Поснов, История Христианской Церкви, Брюссель, 1964, с. 343-344
[90]см. там же, с. 344
[91]Афедрон— отхожее место.
[92] Сократ Схоластик. Церковная История. книга I. гл. 38. См. по ссылке https://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholastik/tserkovnaja-istorija-socrata/1
[93] Императоры Констанций II (337-361) и особенно Валент (364-378) открыто покровительствовали арианам.
[94] Соправитель Флавия Гациана.
[95]Медиолан, — древнее название Милана.
[96] Эдикт был издан в Фессалониках, во время войны с готтами.
[97] Gibbon's " Decline and Fall," chap. xxvii, par. 6.
[98]CodexTheodosianus, XVI, 5. 11—12
[99]Сократ. Ц. История, кн. V, гл. 10. См. по ссылке https://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholastik/tserkovnaja-istorija-socrata/5
[100]Македоний исповедовал Божественность Христа, однако учил, что Дух Святой есть творение (κτίσμα) из рода служебных духов, не имеющий участия в Божестве и славе Отца и Сына, и потому поставленный на третьем месте (см. Сократ Ц. История. Кн. II. гл. 45). Сократ Схаластик указывает на широкую распространенность идей македония, сообщая что —«македониан особенно много в Геллеспонте» (римская провинция Геллеспонт на побережье пролива Геллеспонт Дарданеллы). — см. там же. Подобные взгляды мы находим и у некоторых ранних апологетов, например у Иустина Мученика (см. Диалг с Триф., 116 и 1Апология, 6), а также среди группы варварских народов (готов, вандалов и др.), исповедовавших христианство не связанное с римской тринитарной догматикой. См. учение Ульфилы, епископа готов по ссылке http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Italy/IV/380-400/Avksent_Dorostor/frametext1.htm
[101]См. Gibbon, "Decline and fall", chapt. xxvii, par. 11, процитированноА.Т.Джоунсомвкн. «Две Республики»
[102] Б.Уилкинсон, Триумф Истины, гл. 10.
[103]См. там же.
[104] Adeney. «The Greek and Eastern Churches», c. 306
[105] Hodgkin. «Italy and Her Invaders», т. 1, pt 2, c. 931, 932
[106]«влияние "варварских" германских народов становилось на Западе все заметнее.» Лозинский С.Г. 'История папства' - Москва: Политиздат, 1986, Гл. Образование папского государства, III.
[107] Был коронован папой Иоанном I (523-526) в Византии.
[108] С.Д. Сказкин. История Средних веков. Том 1, 1966, гл. 69, Внешняя политика и войны Юстиниана. См. по ссылкеhttps://www.e-reading.club/book.php?book=148423
[109] Связь между религиозными взглядами Юстиниана и его курсом внешней политики, видел известный византинист Г. А. Острогорский. По его мнению, Юстиникн, как приверженец [тринитарного] христианства, рассматривал Римскую империю как единое христианское государство, основанное на никейской [тринитарной] ортодоксии, и победа тринитарной религии была для него столь же священной задачей, как и восстановление римского могущества. — см. Острогорский, 2011, с. 122.
[110] Иордан. О происхождении и деянии гетов. Getica. СПб.: Алетейя, 1997. § 312—313. С. 121
[111] Иордан. Указ. соч. § 315. С. 121
[112] Иордан. Указ. соч. прим. С. 374—375
[113] Bower. «The History of the Popes», т. 1, с. 334
[114] Gibbon. «Decline and Fall of the Roman Empire», c. 47, c. 24
[115] См. по ссылке https://www.ok.ru/bibliaiprorochestva/topic/63873408251324
[116] Протестантские источники утверждают о том, что время происхождения Вальденского движения восходит к 4-му веку, и каким-то образом связано с тем, что происходило на Никейском Соборе (325 г.), где имело место великое докринальное противостояние между арианами и тринитарианами. Энциклопедический Словарь Религоведения , изданный Протестантами в 1844 году, ссылается на Дэвида Крантза (Crantz, David, 1723-1777), который в своей «Истории Объединенных Братьев» (HistoryoftheUnitedBrethren, p. 16), пишет об этой группе христиан следующее:
«"Эти древние христиане, которых упрекали всякими обвиняющими их именами, наконец сформировались в движение Вальденсов, благодаря одному из их выдающихся учителей, Петра Вальдуса, который датировал их происхождение с начала четвертого века, когда какой-то Лео, во время великой революции религий во времена Константина, воспротивился нововведению Сильвестра , епископа Римского". Новатийские церкви Катар, или Чистых (Puritan), также существовали с того самого периода (примерно 325 г.по Р.Хр).» (Энциклопедический Словарь Религоведения от 1844 г., с. 1147; ссылка на D. Crantz`s, HistoryoftheUnitedBrethren, p. 16).
[117]См. Benedict. «А General History of the Baptist Denomination», 1813, Том. 1, с. 112,113.
[118]См. у Adeney, op. cit., pp. 666, 667
[119] в перев. — «Против Валленсов и Ариан».
[120]Ecclesiastical History of the Ancient Churches of Piedmont by Pierre Allix, pp. 168-169.
[121] Ecclesiastical History of the Ancient Churches of Piedmont by Petere Allix, p. 169.
[122]См. Acts and Decrees of the Synod of Diamperby Michael Geddes, p. 158, London 1694. См. также: Ecclesiastical History of the Ancient Churches of Piedmont by Pierre Allix, p. 224, 225.
[123]См. Mr. Benedict, General History Baptist Denomination, 1813 ed., Vol. 2, p. 414.
[124] Пассагинов относили к числу раннего вальденства — Робинсон и Д. Эндрюс. См. Mr. Robinson. Eccl. Researches, chap. X. pp. 305, 306. См. также: J.N. Andrews. History of the Sabbath and First Day of the Week, Battle Creek, Mich. 1873, p. 417
[125]Mr. Robinson. Eccl. Researches, chap. x. pp. 305, 306. – пишет, что название «Пасагины» (Passaginians) было дано той части Вальденского движения, которые «жили в высокогрных местах, и служили гидами для путешественников, либо сами путешествовали для торговли.» Другие исследователи связывают название «Пасагины» с их миссионерской деятельностью.
[126]Mosheim. Eccl. History cent. xii, part ii. chapt. Vsect. 14.
[127]по ссылке http://www.vehi.net/brokgauz/
[128]Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона,СПб, 1880. См. статьи: "Патарены", "Кафары" (катары), "Альбигойцы".
[129]См. по сслыке https://egwwritings.org/?ref=ru_%D0%92%D0%91.97.1¶=1800.417
[130] В 1179 г. Петр Вальдо и его сторонники попытались получить от римской курии разрешение проповедовать, но не получили внятного ответа. Около 1205 г. среди этой группы Вальденсов произошел раскол на французских и ломбардских «бедняков». В 1208 г. группа под руководством Дуранда из Оски (DurandusdeOsca) примирилась с Римской Церковью и создала религиозный орден («pauperescatholici»); двумя годами позже этому примеру последовали сторонники Бернара Примо («pauperesreconciliati»). В 1218 г. представители французских и ломбардских Вальденсов встретились в Бергамо, но так и не смогли вновь объединить движение. Вслед за этом, в 1229-1235 гг. эта группа Вальденсов подверглись жесточайшим репрессиям, от которых они впоследствии так и не смогли оправиться. См.: MerloG.G. Op. cit. Р. 52-56
[131]Немного о расправе над ними вы можете увидеть в подборке слайдов по этой ссылке https://www.ok.ru/bibliaiprorochestva/album/52426941464764
[132] С лат. InquisitioHaereticaePravitatisSanctumOfficium, «Святой отдел расследований еретической греховности».
[133] См. Григулевич И.Р. Инквизиция. М.: Политиздат, 1985. С. 59-60.
[134] См. там же, с 62.
[135] См. «Триумф Истины», Глава VI
[136] См. Джемс С.Робертсон и Герцог И.И., «История христианской церкви от апостольского века до наших дней», Петроград 1916., Том 2, С. 297
[137] Одно из самых авторитетных исследований о «колдовских»инквизиционных судебных процессах, написанное Расселом Хоупом Роббинсоном в середине XX века утверждает, что в средние века в Европе было убито 200 000 «ведьм», что можно классифицировать как — «женский холокост». Часто в ведовстве обвиняли маленьких девочек, сжигая их на кострах вместе с взрослыми «ведьмами». (См. Роббинс, Рассел Хоуп, Энциклопедия колдовства и демонологии, — Москва; Локид; МИФ, 1996, — стр. 21)
[138] Ряд ученых связывают арианские концепции в ПВЛ с обитаем готов на теретории Причерноморья и южно-русских степей, от Дона до низовьев Дуная. Именно готы занесли арианское христианство за много веков до крещения Руси, что и было отражено в ПВЛ.
[139]См. стр. 341-351. Читай также статью «Арианская версия крещения Руси», где приводится отрывок из кн. Кузьминаhttp://statehistory.ru/1392/Arianskaya-versiya-kreshcheniya-Rusi/).
[140]Термин «подобосущий» — является исключительно арианским. Тринитарии имели термин «единосущный».
[141] Кузьмин А. Г., Фомин В. В. Повесть временных лет, Институт русской цивилизации, 2014. ISBN 978-5-4261-0071-8. Стр. 135. См. также «Начало Руси. Тайны рождения русского народа», стр. 341, 350
[142]Древнерусская «Повести временных лет», где описано крещение Руси. Датируется XII веком.
[143]Кузьмин, «Начало Руси. Тайны рождения русского народа», с. 350
[144] В.А. Бильбасов. «Кирилл и Мефодий по документальным источникам» Том 1. СПб., 1868. С. 156-157
[145]Ирина Карацуба, кандидат исторических наук в интервью «Ленте.ру»https://lenta.ru/articles/2015/03/01/eretik/ Подробнее читай тут https://yadi.sk/i/WrtqP7CKtaWrb
[146]Совокупность всех сведений о «жидовствующих» показывает, что они не отвергали божественность Иисуса Христа. Это были надуманные обвинения их противников. По-видимому, они не примнимали тринитарного учения о божественности Христа, из-за чего им стали приписывать эту характеристику.
[147] Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, статья "жидовствующие". См. по ссылке http://www.vehi.net/brokgauz/
[148]Ирина Карацуба, кандидат исторических наук в интервью «Ленте.ру»https://lenta.ru/articles/2015/03/01/eretik/ Подробнее читай тут https://yadi.sk/i/WrtqP7CKtaWrb
[149]Подробнее о жидовствующих и строгольниках читайте и в Одноклассниках по сл. ссылке: http://www.ok.ru/bibliaiprorochestva/topic/63451407660476
[150]Подробнее о гибели Мигеля Сервета читайте по ссылке https://drive.google.com/open?id=0B59f4HfGJzLQNVQ5SHAyZW1ySlk
[151] Ревуненкова Н.В. «Протестантизм», с. 30-31. Гл. 1. Еретики или реформаторы.
[152]Вольтер. Философские Письма [LettresPhilosophiques], Том. 1, Париж 1915, С. 78—79, Письмо 8. SurLesSocinies, ouAriens, ouAnti-Trinitares.Пункт. 25. См. поссылке: https://archive.org/stream/lettresphilosop01volt#page/78/mode/2up
[153] Вальтер. См. там же, пункт 5.
[154] Всемирная история. Энциклопедия. Том 4. - М.: Акад. Наук СССР, Издательство социально-экономической литературы, 1958., Глава XVII, парагр. «Реформация в Польше». См. по ссылке:http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st017.shtml
[155]Е. Уайт. Великая Борьба, Гл. 14. Английские реформаторы позднего периода., Стр. ориг. 255.
[156]Католчическая церковь считает догмат о Троице совим самым фундаментарльным и центральным догматом, являющиймся источником всей католической веры. См. CatechismofCatholicChurch, p. 56, Пункт 234
[157] Джеймс Уайт, «Ревью энд Геральд» 7февр. 1856 г. том 7, №19, стр.148, пар. 26.
[158]Историческому АСД были присущи все характеристикиисторического арианизма и вальденства — соблюдение Субботы, вера в одного личностного Бога, вера в Сыновство Христа как рожденного Сына Божьего, оппозиция доктрине о Троице, обличение папства как пророческого антихриста. В отличии от своих арианских предшественников, АСД провозгашает весть о скором Втором Пришествии Христа.
[159]AdventistReview, 6 January, 1994, art. «PresentTruth», p. 10-11. Всю статью в оригинале, см. по ссылке http://documents.adventistarchives.org/Periodicals/RH/RH19940106-V171-01.pdf
[160] См. кн. Лимфорда Бичи, «Во что верили пионеры»по указ. ссылке https://drive.google.com/open?id=0B59f4HfGJzLQNDIwWDNHUHZOUDQ
[161] Review and Herald, vol. 6, №24, p.185, J. N. Andrews, March 6, 1855
[162] D. W. Hull, Nov. 17, 1859, Review and Herald. vol.14 (November 10, p. 93 and November 17), pages 201-202
[163] J. White, «Christ Equal With God», Review and Herald, Nov. 29, 1877, p. 172. В статье Д. Уайт причисляет к «ужасной ереси» как тринитаризм, так и крайний унитаризм, т.к. оба учения несут ложный взгляд о Христе.
[164]РичардУ. Шварц The Perils of Growth, 1886-1905, Adventism in America, 96, 97
[165] Adventist Review, Sept. 8, 1983 г., p. 4.
[166]Kenneth R. Samples. "From Controversy to Crisis: An Updated Assessment of Seventh-day Adventism" //an article from the Christian Research Journal, Summer 1988, Volume 11, Number 1, page 9 // "Is Seventh-day Adventism a cult?". Весь текст на англ. см. по ссылке https://www.iclnet.org/pub/resources/text/cri/cri-jrnl/web/crj0005b.html
[167]В протестантских кругах «галатийская ересь» ассоциируется с законничеством. Адвентистов считают приверженцами законничества в связи с тем, что они учат о неизменямести Закона Божьего и соблюдают библейскую Субботу.
[168] Walter Martin – taped conference at Campus Hill Church in Loma Linda, CA, January 1989 г.
[169] Декларация Фундаментальных Принципов Вероучения и Практики Адвентистов Седьмого дня от 1872 года. Перевод на русский яз. см. по ссылке https://drive.google.com/open?id=0B59f4HfGJzLQeXdvYVRYVDd6SjA
[170] Year Book 1905, p. 188. Fundamental Principles of SDAСм. поссылке: http://docs.adventistarchives.org//docs/YB/YB1905__B.pdf
[171]Year Book 1914, p. 293. Fundamental Principles of SDA. См. поссылке: http://docs.adventistarchives.org//docs/YB/YB1914__B.pdf#view=fit
[172] Bible Problems Explained, by James D.D. Gray, Chicago 1913, p. 81.
[173] Не адвентистским авторам казалось, что адвентисты седьмого дня отвергали божественность Христа и Его равенство с Отцом, ибо они не совсем понимали их позицию в данном вопросе. Ясно видя, что адвентисты крайне непримеримо относились к доктрине о «триединстве Божества», они полагали что адвентисты также относятся и к божественности Христа, путая их с унитарианами. Традиционное христианство[тринитарии] всегда обвиняло в отвержении божественности Христа всех, кто отрицал их доктрину о «Троице». Однако, это было не верно в отношении к АСД, которое имело уникальную позицию в учении о Боге и Христе, ра