Гонение на ариан со стороны имп. Феодосия, 4-5 вв.
76. Феодосий I Великий[94] стал первым императором, который дал поддержку тринитарной партии на уровне законодательства. Он издал ряд эдиктов, направленных против нетринитариан.
77. Проживая некоторое время в Милане, Феодосий попал под влияние епископа Амвросия Медиоланского[95] — убежденного сторонникатринитарной партии. Это сыграло свою роль для всей империи.
78. При Феодосии догматы тринитариев начали фиксироваться не в результате свободного обсуждения в церковных кругах, а утверждались правительственными указами. 27 февраля 380 года, спустя год после провозглашения императором, Феодосий и Грациан совместно издали эдикт[96] de fide catholica («о католической вере»), направленный против ариан. Была объявлена в качестве допустимой для подданных империи христианская вера исключительно в форме, зафиксированной на Никейском соборе, со всеми тринитарными «вставками»:
79. Текст указа гласил: «В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром, ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий, а также епископ Александрии Петр, человек апостольской святости. В соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа,придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о святой Троице. Мы дозволяем последователям этой доктрины называть себя Католическими Христианами;а всех остальных сумасбродных безумцев, в соответствии с нашим решением, мы нарекаем позорным именем "еретики", и объявляем чтобы их сектантские собрания больше не именовались церквями. Помимо осуждения, ожидающего их от Божественной справедливости, они должны ождидать суровых наказаний, которые согласно данной нам власти и мудрости, мы готовы наложить на них.» [97]
80. Арианство и другие течения в христианстве, отличные от Никейского Символа веры, при Феодосии были объявлены ересями, и подлежали преследованию государством. Хотя множество жителей империи продолжали придерживаться арианских убеждений, им запрещалось иметь свои церкви и собираться в населенных пунктах[98]. Репрессии направлялись в основном против представителей клира еретических течений.Феодосий повелел собрать всех «ересипрхов» в Константинополе с принуждением их представить свое письменное изложение принципов веры и, «потом, прочитав каждый из представленных символов, он осудил все, которыми вводилось разделение Троицы, и разодрал их — одобрил только и принял веру в единосущие.»[99]
81. Следующим шагом Феодосия был созыв собора в Константинополе (второй Вселенский Собор 381 г.), где были осуждены все, кто отказался от тринитарного богословия государственной церкви. Среди осуженных был даже архиепископ Константинопольский Македоний[100], который открыто исповедовал нетринитарные верования.
82. Вообще же за время своего правления Феодосий издал в общей сложности 15 законов против ересей, неуклонно контролировал ход црковных соборов и назначения на важнейшие кафедры, покровительствуя тринитариям, и насаждая тринитаризм во всей империи. Это подтверждает Э. Гиббон, говоря что: «В течении 15-ти лет он [Феодосий] обнародовал, по крайней мере, пятнадцать отдельных эдиктов против еретиков, в особенноести против тех, кто отрицал доктрину о Троице.»[101]
83. В результате жёстких антиеретических мер Феодосия, арианство (и вообще все нетринитарное христианство), фактически было выдворено за пределы государства, став уделом варварских народов, в первую очередь — восточных германцев (готов, вандалов, бургундов, и других), которые населяли пограничные с римскими провинциями области варварской периферии.
84. Так, со времени Феодосия I Великого тринитарная партия становятся полновластной руководительницей государственной церкви, захватив абсолютную монополию над церковной организацией.
85. С другой стороны, гонение против ариан послужило причиной распространения арианства среди многочисленных варварских племен, что в итоге пошатнуло позиции тринитариев.