Отношение к библейской Субботе

60. Характерной особенностью исторических ариан было — соблюдение библейской Субботы, в то время как характерной особенностью тринитариев — было соблюдение воскресного дня. Это косвенно подтверждает что арианство относится к более ранним, простым формам христианства, близким к апостолам, в то время как тринитарианство — является более поздним.

61. В то время как в административных центрах империи (находившихся под влиянием тринитариев) пропогандировалось святость воскресного дня, в глубине империи и на ее перефериях основная масса христианского населения (которая придерживалась арианских или около-арианских взглядов), соблюдала библейскую Субботу. И такое положение сохронялось неизменным на протяжении сотен лет, пока количество арианствующих не было сокращено до нескольких христианских групп, живших обособленно от основного населения.

62. Урбанизация, проводимая стоявшими во главе населения тринитариями, способстовала забвению библейской Субботы, ибо ее носителями были столь непопулярные арианствующие христиане, вынужденные обитать в обособленных от основного населения местах.

63. Ниже будут приведены данные из исторических источников:

· Древний христианский историк Сократ Схаластик пишет, что соблюдение Субботы в раннем христианстве было широкораспространено во всех местах, за исключением г. Рима и Александрии — которые, как мы уже увидели выше, были административным и богословским оплотом тринитаризма: «Когда как все Церкви в мире совершают тайны и в день субботний каждой недели, александрийцы и римляне, на основании какого-то древнего предания, не хотят делать это... и такой обычай в Александрии ведется из древности, ибо известно, что еще Ориген учил особенно в эти дни.» — (Сократ. Ц. История, кн. V, гл. 22)[87].Так как арианство характеризовало соблюдение Субботы, то столь распространенная в раннем христанстве практика соблюдения Субботы говорит о том, что раннее христианство было скорее около-арианским, нежели тринитарианским. Это подтверждается и тем сообщение Сократа, что Рим и Александрия стояли в этом вопросе в стороне, как явное меньшенство.

· Современный учёный, крупный специалист по церковной истории, доктор Кеннет Стренд пишет, что именно Рим и Александрия [как инкубаторы тринитаризма] ранее всех остальных в христианстве отвергли соблюдение Субботы и стали соблюдать воскресенье. Это косвенно подтверждает тот факт, что остальное христианство было нетринитарным, а скорее около-арианским: «До второго века нигде не встречается свидетельств еженедельного празднования христианами воскресенья. Первые упоминания в документах этого столетия идут из Александрии и Рима, мест, где раньше всего было отвергнуто соблюдение субботы, седьмого дня недели» [The Sabbath In Scripture and History. London. 1970. p. 330].

· «Первые христиане испытывали великое благоговение перед субботой и проводили день в поклонении и проповедях… и вне всякого сомнения, они взяли это от самих апостолов» [DialoguesontheLord’sDay, p. 189. London: 1701, by Dr. T.H. Morer a Church of England divine].

· Христиане, обращённые из язычников, так же соблюдали субботу [Gieseler’sChurchHistory. London, 1950. Vol 1, ch 2, par 30, p. 93].

· «В соблюдении священной субботы они следовали так же и заповеди Иисуса» [GeschichtedesSonntags, pp 13, 14].

· Даже католические ученые отмечают, что первые христиане святили субботу [Гонсалес Х. Л. История христианства. В 2 т. СПб.: Библия для всех, 2005. Т.1. С. 30].

ЧАСТЬ V. НАЧАЛО БОРЬБЫ МЕЖДУ ТРИНИТАРИАНСТВОМ И АРИАНСТВОМ

Император Константин

64. Константин имел цель — объединить империю в одной государственной религии. Увидев в христианстве огромный потенциал, его выбор пал на него. Но после того, он увидел, что в самом христианстве существуют разные партии. Он решил сперва объединить само христианство в одной догматике. С этой целью он созвал в 325 году первый Вселенский Собор Никейский.

65. Тринитарная партия сразу же уловила насторение императора Константина, который желал объединить империю под одной государственной религией, и решила использовать это с выгодой для себя. Носители тринитарных идей с самого начала стремились сыскать расположение императоров, чтобы с их помощью распространять свое влияние над вселенской церковью.

Наши рекомендации