Подтверждение со стороны других людей

Павел добавил, что духовное дарование было дано Тимофею «по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим.4:14). Пресвитеры возложили на него руки в подтверждение того, что он был призван и одарён Богом для проповеди. Кент Хьюз пишет: «Павел призывает Тимофея помнить тот важный момент, когда во время путешествия юноша преклонил колени, а Павел вместе с пресвитерами церкви возложил на него руки, произнеся пророчества и молитвы о его дарованиях и будущем служении»170. Таким образом, Павел напоминал Тимофею о том, что Бог дал ему духовный дар для проповеди, и другие духовные руководители подтвердили наличие этого дара. Для Тимофея оставить служение или усомниться в своей способности проповедовать означало отрицать свое рукоположение.

Каждый проповедник может укрепляться, вспоминая свидетельства других людей и, в конечном итоге, Божье свидетельство о его призвании на это служение. Ричард Гловер справедливо заметил: «Никто не может быть служителем без суверенного рукоположения невидимых рук»171. Если пастор не вполне убеждён в Божьем призвании и даровании, он может легко разочароваться, когда придут тяжёлые времена.

167 Earle, "I Timothy", с. 374. См. ameleo.

168 Stott, Guard the Truth, с. 122.

169 Mac Arthur, 1 Timothy, c. 179.

170 Hughes and Chapell, 1 and 2 Timothy and Titus, c. 117.

ЗАКРЕПЛЕН НА КАФЕДРЕ

Решимость не пренебрегать своим дарованием – это надёжный якорь, способный удержать судно вашей веры во времена бушующих бурь в служении. Вспомним о Чарльзе Симеоне, проповеднике восемнадцатого века. Он нёс пасторское служение на протяжении пятидесяти четырёх лет в церкви Святой Троицы в Кембридже (Англия) и многие годы верно проповедовал, несмотря на ужасные бедствия. Оппозиция его проповедям возникла не за пределами церкви, а в его собственной общине. На протяжении первых десяти лет его служения своевольные члены общины заковали цепями свои церковные скамьи, так что посетители были вынуждены сидеть в проходах. Но стальные цепи, ограждающие церковные скамьи, не шли ни в какое сравнение с ожесточением людских сердец, отказывавшихся покориться проповеди Слова Божьего. Лишь несгибаемая воля помогла Чарльзу Симеону сохранить верность библейской проповеди. Он не прекратил разъяснять Писание. Он, верно, проповедовал Слово, и Бог в конечном итоге покорил ожесточённые сердца172.

Такая непоколебимость в служении является образцом для всех современных проповедников. Следуя примеру Симеона, библейские экспозиторы должны продолжать проповедовать даже в тяжёлые времена.

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ БИБЛЕЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ

Сверх всего, Павел написал Тимофею: «О сём заботься, в сём пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден» (4:15). Другими словами, библейская проповедь, понимаемая в соответствии с Божьим замыслом, предъявляет к проповеднику высочайшие требования и целиком овладевает им.

ГЛУБОКАЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ

В повелении «о сём заботься» глагол мелетао может означать «заботиться, стараться» или «думать, размышлять, планировать»173. Но какое значение мы ни взяли бы, ясно одно: проповедник «должен быть всем сердцем предан своему призванию»174. Это слово передаёт идею постоянной концентрации и размышления касательно проповеди. Павел говорит: «Тимофей, не позволяй себе отвлечься от проповеди. Оставайся сосредоточенным на Божьем Слове и на том, что Бог повелел тебе делать».

О сосредоточенности на своём служении Чарльз Сперджен писал: «Что требует размышления, то порождает мысль»175. Нужно сказать, что проповедник не может идти в двух направлениях и не может «разделяться» в мыслях. Позднее Павел наставлял Тимофея: «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2Тим.2:4). Как служитель кафедры проповедник должен быть занят одним: провозглашением Слова. Тимофей должен был постоянно размышлять о Писании, всегда устремляться мыслями к Слову, думать о том, как божественные истины относятся к нему самому и к тем, кому он проповедовал.

171 Цит. по: John Blanchard, сотр., Gathered Gold (Darlington, Del.: Evangelical, 1984), c. 235.

172 R. Kent Hughes, "Restoring Biblical Exposition to Its Rightful Place: Ministerial Ethos and Pathos", в книге Reforming Pastoral Ministry, под ред. John H. Armstrong (Wheaton, III.: Crossway, 2001), c. 91-92.

173 Marshall, The Pastoral Epistles, c. 570.

ПОЛНАЯ ПОГЛОЩЕННОСТЬ

Тимофей должен был «пребывать» в своём служении. Заповедь «в сём пребывай» предполагает «полное посвящение» служению176. Павел призывал Тимофея облечься в служение проповеди, погрузиться в него с головой, целиком предаться выполнению этой священной задачи. Позже Павел писал о пресвитерах, которые «трудятся в слове и учении» (1Тим.5:17). «Трудиться» (греч. копиао) означает работать до изнеможения.

Экспозитор должен быть поглощён своим трудом, полностью захвачен им. Библейская проповедь требует не только вдохновения, но и изнеможения. Ты словно бы каждую неделю рожаешь ребёнка (а иногда и два, и три раза в неделю), и каждый раз после муки наступает радость. Проповедник похож на студента-выпускника, переживающего последнюю экзаменационную неделю, с той лишь разницей, что это происходит каждую неделю. Жар экспозиции охватывает всего человека – интеллектуально, физически, эмоционально и духовно.

О чрезвычайной требовательности этого служения писал известный пресвитерианский проповедник Брюс Тильманн: «Кафедра зовёт помазанных на это служение, как море зовёт мореходов: она бушует и волнуется, и не знает успокоения. ... Проповедовать, по-настоящему проповедовать, - значит умирать раз за разом, при этом, зная, что должен будешь пройти через это снова»177.

ОЧЕВИДНЫЙ УСПЕХ

Тимофей должен был «заботиться» о проповеди и «пребывать» в ней, чтобы «успех его для всех был очевиден». Слово прокопэ, переведенное как «успех», используется стоиками в классическом греческом языке для описания прогресса новичка в философии или этике178. Вопреки сатанинским нападкам, юный проповедник Тимофей должен был возрастать в личном благочестии и умении нести служение, чтобы его «успех для всех был очевидным». Говоря другими словами, община в Ефесе должна была заметить его совершенствование как человека Божьего в сфере христианского характера и навыков служения, чтобы люди «прекратили воспринимать его как неопытного молодого человека, с чьим авторитетом можно не считаться»179. Такое же движение обязательно должно быть заметно в жизни каждого проповедника.

174 Mac Arthur, I Timothy, с. 180.

175 Цит. по: Blanchard, сотр., More Gathered Gold, с. 241. 176 Marshall, The Pastoral Epistles, c. 570.

177 Цит. по: Ben Patterson, "Heart and Soul", Leadership Journal, Winter2000, c. 122. 178 Kelly, A Commentary on the Pastoral Epistles, c. 109. cm. prokope.

МОГУЧАЯ СВЯТАЯ РЕВНОСТЬ

Самоотверженный труд и изнурение – для проповедника норма. Один отчаявшийся проповедник как-то спросил Сперджена, что нужно сделать для того, чтобы собрать такую большую толпу народа, какая приходила слушать известного проповедника.

«Облейся горючим и подожги себя, - отвечал Сперджен, - народ мигом сбежится, чтобы посмотреть, как ты горишь».

Смысл был ясен. Проповедник должен быть воспламенен святой ревностной любовью к Богу и поглощен стремлением приводить души ко Христу.

Проповеди известного британского служителя Джорджа Уайтфильда мало кого оставляли равнодушными. Когда он проповедовал в Эдинбурге, многие горожане просыпались в пять утра, чтобы его послушать. Один человек по пути в церковь, где проходили евангелизационные собрания, повстречал Дэвида Юма, известного шотландского философа-скептика. Никак не ожидавший увидеть Юма в таком месте, этот человек произнёс: «А я думал, что Вы не верите в Евангелие». На что Юм ответил: «Я-то не верю, а вот он – верит»180.

Глубокая убеждённость проповедника оказывает на слушателей неизгладимое впечатление. У проповедника нет иного выбора, как только быть полностью поглощённым провозглашением библейской истины.

ПРЕДПОСЫЛКИ БИБЛЕЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ

Наконец, каждый проповедник регулярно должен подвергать свою личную жизнь и учение скрупулёзному анализу, чтобы служение его было благословенным. В соответствии с этим Павел заканчивает наставление Тимофею следующими словами: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя» (4:16).

ПРОВЕРЯЙ СВОЮ ЖИЗНЬ

Павел строго приказывал Тимофею «вникать в себя» (эпехе сеауто), следить за своей духовной жизнью. Тимофей должен был внимательно относиться ко всем сферам жизни, в частности, к поступкам, мыслям и чувствам. Призыв к личной святости, возможно, отсылал Тимофея к названным ранее пяти проявлениям благочестия (ст.12): Тимофей должен был показывать образец в словах, поступках, любви, вере и чистоте. Библейский толкователь Ральф Эрле замечает: «Не имеет значения, насколько человек строг в доктрине или силён в учении, но если его внутренняя или личная жизнь дала трещину, эта трещина разрушит его»181.

Каждый проповедник должен быть воплощением своей проповеди. Как чистая вода, текущая через ржавые трубы, не может остаться чистой, так и чистая истина Божьего Слова, «текущая» через испорченную жизнь проповедника, не может остаться чистой вестью. Дональд Грэй Барнхаус однажды сказал: «Прежде чем властно возгласить "Так говорит Господь!" во дворце фараона, нужно предстать босым пред горящим кустом»182. Барнхаус говорил истину: характер проповеди определяется характером проповедника. Прежде чем говорить со святой смелостью, проповедник должен встать на святой земле. Если истина не повлияла на самого проповедника, то нечего ожидать, что она повлияет на других. Вторя этой великой истине, Роберт Мюррей МакЧейн однажды сказал: «Для моей паствы нет ничего важнее, чем моя личная святость».

179 Там же, с. 108-109.

180 Цит. по: Clarence Edward Macartney, Preaching without Notes (Grand Rapids: Baker, 1974), c. 228.

ПРОВЕРЯЙ СВОЕ УЧЕНИЕ

Проверяя свою собственную жизнь, каждый проповедник должен перепроверять и своё учение, чтобы его богословские убеждения были правильными. Тимофей должен был «вникать в [своё] учение», т.е. внимательно следить за тем, чему он учит, стараясь верно преподавать Слово Божье (2Тим.2:15). Чтобы служение было успешным, правильной должна быть не только жизнь человека, но и провозглашаемая им весть.

Как характер, так и содержание проповеди должны быть верны перед Господом. «Частная жизнь и публичное служение» не должны разделяться. Тимофею «следовало зорко наблюдать и за тем, и за другим, стойко придерживаясь наставлений Павла»183. Еще более усиливая эту идею, Павел добавил, что Тимофей должен «в этом пребывать». Греческое слово эпимено, переведённое как «пребывай», означает «стоять, оставаться на месте, удерживаться, продолжать делать что-либо»184.

Павел говорил, что Тимофею следует постоянно оценивать свою жизнь, чтобы оба её аспекта – дела и учение – не расходились друг с другом. Здравое учение жизненно необходимо для великой проповеди. Как сказал Мартин Ллойд-Джонс: «Проповедь – это пламенное богословие»185. Беспристрастная оценка своего учения абсолютно необходима для динамичной проповеди.

ЗАБОТЬСЯ О СВОЕМ РОСТЕ

Далее Павел призывал Тимофея: «...ибо, так поступая, и себя спасёшь...» (1Тим.4:16). Тимофей должен был не только иметь личную святость и пребывать в здравом учении, но и возрастать в благодати и познании Господа Иисуса Христа. Не поймите это так, что Тимофей мог бы добрыми делами спасти себя от вечного осуждения. Но его личное благочестие и здравая проповедь могли бы способствовать его духовному росту. Постоянный надзор за собой привел бы к благочестию и дал бы «неопровержимые доказательства»186 его спасения. В связи с этим необходимо напомнить всем проповедникам, что Сперджен был более убежден в важности подготовки самого себя, чем своих проповедей187. Лишь если собственная жизнь проповедника будет преображена Писанием, он сможет донести преображающую жизнь истину до слушателей.

181 Earle, "I Timothy", с. 375.

182 Цит. по: Hughes, 1001 Great Stories and "Quotes", с. 329.

183 A. Duane Litfin, " 1 Timothy", в книге The Bible Knowledge Commentary, New Testament, под ред. John F. Walvoord и Roy B. Zuck (Downers Grove, 111.: Victor, 1983), c. 741.

184 Marshall, The Pastoral Epistles, c. 571.

185 Цит. по: Blanchard, Gathered Gold, c. 241.

НАЗИДАЙ СВОИХ СЛУШАТЕЛЕЙ

Сверх всего Павел добавил: «...ибо, так поступая, ... спасёшь и слушающих тебя». Иначе говоря, верность Тимофея в служении и проповеди Слова были бы могущественно использованы Богом для того, чтобы привести к такому же посвящению его слушателей. Павел видел в Тимофее «эффективное средство в Божьих руках для спасения людей»188. Конечно, сам Тимофей не мог спасти никого. Но Бог мог использовать его самого и его экспозиционную проповедь для того, чтобы привести грешников к вере во Христа, а святых – к большей зрелости в Нём. Если бы Тимофей стал строго оценивать свою личную жизнь и служение, при этом, верно проповедуя Слово, он мог бы ожидать, что через его служение многие будут спасены и многие возрастут духовно. Таким образом, целью проповедника является преображенная жизнь тех, кому он проповедует. Как сказал пуританин Томас Мэнтон: «Жизнь слушателя – вот лучшая похвала проповеднику».

ФАКЕЛ ИСТИНЫ

Библейская проповедь должна исходить из сердца человека, который горит для Божьей славы, ревностно относится к Божьему Слову и жаждет спасения душ. Одним словом, толкователь Писания должен быть человеком неравнодушным. Ричард Бакстер сказал: «Нет ничего более непристойного, чем когда мертвый проповедник вещает мертвым грешникам о живой истине живого Бога»189. Спроул утверждает: «Равнодушная проповедь лжива, она противоречит самой сути христианского послания»190. Но когда истина проповедуется человеком, который полностью поглощён Божьим Словом, служение будет чудесно благословлено Богом и выразится в спасении слушателей.

В последний вечер своей земной жизни Джордж Уайтфильд начал подниматься по ступеням дома пресвитерианского пастора в Ньюбери-Порт (штат Массачусетс), в котором он остановился во время разъездов по церквам с проповедями. Перегруженное расписание сказывалось на его самочувствии. Как только он поднялся наверх, горожане столпились у дверей, чтобы ещё раз услышать Евангелие из уст пожилого проповедника. Ему было уже пятьдесят, и он быстро слабел, изнурённый долгими годами труда на ниве Евангелия. Несколько дней из-за болезни ему следовало оставаться в постели, но он снова и снова вставал и шёл проповедовать. По просьбе толпы усталый благовестник начал объяснять Писание, взяв в руки свечу. Он словно воспламенился и начал проповедовать так же ревностно, как и прежде, совершенно забыв о времени. Через какое-то время свеча догорела и погасла, погрузив комнату в темноту. Проповедь была окончена, и Уайтфильд распустил слушателей. Никто не знал, что это была последняя его проповедь. Той же ночью одарённый благовестник, которого так могущественно использовал Бог для совершения великого пробуждения, обрёл небесный покой.

Горящая свеча, которую держал Уайтфильд, прекрасно символизирует его жизнь и служение. Он был горящим факелом, ярко сияющим в тёмном веке и льющим вокруг себя свет божественной истины. Но, как это всегда случается, факел, в конце концов, догорел191. Уайтфильд умер так, как жил – непрестанно проповедуя Слово, донося людям свет Божьей славы во Христе.

Неутомимость и стойкость этого Божьего служителя должны вдохновить сегодня всех, кто призван проповедовать. Так пусть же и ваш святой огонь ярко полыхает в этот тёмный час. Будьте верны до конца!

186 Lea, 1, 2 Timothy, Titus, с. 141.

187 Ernest W. Bacon, Spurgeon: Heir of the Puritans (Arlington Heights, 111.: Christian Liberty, 1996), c. 75.

188 Allen, What the Bible Teaches, 8:246.

189 Цит. По: Charles Bridges, Christian Ministry (London: Banner of Truth, 1967), c. 318.

190 R. C. Sproul, The Preacher and Preaching, под ред. Samuel Т. Logan Jr. (Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1986), c. 113.

191 Arnold Dallimore, George Whitefield (London: Banner of Truth, 1989), c. 37.

СТОН ЗЕМЛИ

Стив Лоусон

Путь к духовному росту

Отв. Редактор: С. Молитвеник

Переводе английского: Р.Е. Горяинов

Под общ. ред.: А.В. Прокопенко

Корректор: А. Амельченко Дизайн и вёрстка: В. Заворотный

Наши рекомендации