Пост -- это выражение любви и веры в Господа Спасителя, верности Ему, от страха, что можно Его оскорбить – непослушанием и нарушением Поста.
Нарушением Среды мы оскорбляем Его предание, когда Он был предан Иудой Искариотским за тридцать сребренников, а пятница -- день распинания Его на Кресте: немыслимо нарушить Пост, вспоминая эти ужасные часы Голгофы. Вот в память этого благочестивого события у матери, у родителей непременно будет благоговейное отношение к сути жизни, которое будет передаваться детям. Дети будут появляться на свет уже от матери благочестивой, верующей, христианки, которая знает, что жизнь -- вечна, смерти нет, что она порождает новую жизнь, которой тоже суждено: или спастись, или погибнуть во Аде.Вот эта главная цель и смысл жизни у матери, у родителей -- и даст как раз силу и умение воспитать детей верующими людьми.
«Матери, МОЛИТЕСЬ за своих детей!» -- любил повторять старец. Молитва матери может противостать любому злу. И только молитва -- может открыть очи сердечные, НАУЧИТЬ, как надо поступать с ребёнком в том или ином случае жизни.
Появляется ребенок, благочестивая мать его осеняет ежедневно не раз Крестным Знамением, своей материнской молитвой, поит его Святой водой, раз в неделю непременно несет его в церковь и причащает (в будний день, советую, не в праздник). К Херувимской пришла, причастила -- и бегом домой. Так, чтобы ребенок напоялся Кровию Христовой и молитвой матери своей.
Наступает школьный возраст. Дитя идет в школу, он там встречает противоречивые и дурные настроения, неприязнь к вере, насмешливое отношение к религии вообще. А если у ребенка основа его жизни и добрый пример – его родители -- мать, благочестивая мать и, благочестивый отец -- то, конечно, тогда дети не подвержены плохому влиянию улицы и своих сверстников -- будущее таких детей будет хорошее. Дети верующих благочестивых родителей – не могут быть атеистами, они не могут быть богоборцам -- не только богоотступникоми, а богоборцамим, что еще страшней. Страшно сказать, в наше время родители атеисты из своих детей -- выращивают богоборцев, которые хотят противиться Страшному Богу и предпринимают все, чтобы доказать людям, что они -- богоборцы, и научить их этому.
Ребенок растёт в благочестивой семье, которая наружно – НЕ ИМЕЕТ права ПОКАЗЫВАТЬ окружающим людям свою веру в Господа. Это НЕРАЗУМНО -- показывать людям свою веру, свое благочестие. Эта семья должна жить так, как все живут, и ничем – НЕ ОТЛИЧАТЬСЯ. Только в спальне должна быть икона с лампадкой, где мать и отец молятся. А дети замечают, что папа и мама молятся и впитывают этот добрый пример в себя.
И постепенно дети растут под влиянием -- материнской веры. Потом, как только появится в семье книга о духовной жизни, ее надо умело преподнести ребенку, заставить его постепенно Евангелие читать на русском языке, чтобы он осмысленно читал, и пояснять, для чего полезно было бы подражать англичанам, которые имеют обычай по настоящий день, каждое воскресенье после обеда, устраивать уроки Закона Божия за обеденным столом. То есть: обед кончается воскресный, убирается всё со стола. Кроме отца, который уходит отдыхать, дети и мать остаются, и мать занимается Законом Божиим с детьми. Не больше 30 минут, но каждое воскресенье.
Мать рассказывает детям о Спасителе, о святых, об угодниках Божиих, о чудесах, о чудотворных иконах... И постепенно ребенок ЗНАКОМИТСЯ с религией не только как с благочестием, -- а как с духом благочестия, духом христианства. Вот таким образом, постепенно – в ребенке ЗАРОЖДАЕТСЯ крепкая вера в Бога, которую он пронесет в своём сердце через всю свою жизнь.
Очень плохо, что у нас не прививаются уроки Закона Божия дома, в воскресенье после обеда. Чтобы мать или отец обязательно ЗАНИМАЛИСЬ бы с детьми Законом Божиим хотя бы 40 минут. Прочтение и разъяснение молитв, разъяснять смысл литургии, Нового Завета, Житий Святых понемножку и понятно для детей. Родители должны иметь доброе беспокойство и заботу о том, чтобы детям –ДАТЬ полноценное Православное воспитание – научить их Православной вере и любви к Богу.
И немыслимо в такой семье, чтобы мама молилась без детей. Мать молится ежедневно утром и вечером с детьми, стоя на коленях у себя перед иконами, и дети вместе. Причем дети по очереди читают молитвы постепенно: сначала «Святый Боже», потом «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», потом маленькие молитвы, чтобы детям было просто -- тропари, недлинные молитвы. Не нужно приучать читать детей сложные, длинные и непонятные молитвы такие как например «Символ веры» и многие другие подобные молитвы, которые детскому уму совершенно непонятны, а нужно читать «Отче наш», «Богородице дева радуйся», «Царю небесные», «Ангелу хранителю», «Не имамы иныя помощи», «Взбранной Воеводе», «Достойно есть».и многие другие небольшие и понятные детям молитвы.
Каждую строчку молитвы – нужно детям непременно РАЗЪЯСНЯТЬ, и требовать ответ разумный у ребёнка, чтобы он хорошо ПОНИМАЛ каждое слово молитвы. Чтобы ребенок осмысленно молился. Не читал, не тараторил молитвы как попугай, а молился по настоящему с душой и добрым чувством к Богу.
Сначала учите детей молиться вслух, подавайте личный пример. А когда ребёнок подрастет и начнёт всё лучше понимать, то примерно с 7 лет -- начинайте учить детей молиться ПРО СЕБЯ – это тоже очень важно! Говорите ребенку так: «Надо молиться так, чтобы никто не слышал, не видел и не знал, что ты молишься, а только знал бы Бог и ты. Твоя молитва -- секрет, а секрета никто -- не должен знать.
Также родители должны следить, чтобы в день исповеди и причастия, а исповедуют детей с 7 лет, -- чтобы дети знали, что в день Причастия надо вести себя БЛАГОГОВЕЙНО и стараться хранить Святой дар Причастия, надо МЕНЬШЕ играть, не баловаться, не капризничать, слушаться родителей, и лучше почитать жития святых и Закон Божий..
И виноваты в том, что дети так ПЛОХО молятся и ПРИВЫКАЮТ НЕБРЕЖНО молиться -- бывают только родители, вот почему так много людей -- ОТПАДШИХ веры! Отпали те, которые молились -- механически, равнодушно, небрежно. И какой ответ дадут архиереи, все эти священники, которых Господь призвал, чтобы быть пастырями, чтобы учить людей вере, молитве и покаянию, -- в том, что люди будут осуждены по их вине, потому что людей этому они не научили?
В церковь на службу детям нужно ходить каждое Воскресение и во все большие праздники, а по будням – только иногда, как исключение. Не нужно водить ребёнка по будням в храм -- зачем из ребёнка делать церковника – фарисея? Дети – есть дети – не забывайте об этом, Не надо ПЕРЕГРУЖАТЬ детей – иначе они ПОТЕРЯЮТ веру.
И так дети развиваются под влиянием матери, часто причащаются. Как можно чаще. Мать выбирает детям духовника-священника, который любит детей, и в будний день приводит детей к священнику, и он их исповедует. Для этого приглашает его лучше всего к себе на дом, угощает его вкусным чаем, и чтобы священник знакомился бы с ребенком, с детьми. И он становится невольно духовником этой семьи. Когда ребенка приведет мать в церковь к этому священнику, он, ребенок, уже знаком с ним, и знает, как с ним говорить, о чем говорить. И таким образом появляется близкое теплое знакомство.
Сам процесс воспитания детей родителями -- чрезвычайно трудный и ответственный, потому что если родители -- не займутся вовремя вложением веры в ребенка, то потом ему справиться с этим будет одному очень трудно. Он будет искать, и будет искать очень болезненно: будет находить кружки какие-то философские, его будут вовлекать всевозможные разные недобрые люди и сектанты будут пробовать сбить его с толку, обмануть запутать и завлечь в свои секты, чтобы погубить молодую неопытную душу. Нельзя этого допускать, поэтому детей нужно приводить к Богу с раннего детства.