Межконфессиональные соглашения и возможность их заключения в современной России.
В диссертационной работе, опираясь на положения системного анализа относительно усиления интеграции между элементами системы для сохранения ее целостности, возникает необходимость нахождения такого явления, которое бы позволяло связать такие элементы как конфессии. Координирование межконфессиональных отношений на основе принципов толерантности и свободы совести дают возможность заключения межконфессиональных соглашений. Таким образом, межконфессиональные отношения будут проявляться в виде возможности заключения межконфессиональных соглашений (процесс). Здесь необходимо упомянуть о том, что в России существует практика заключения государственно-конфессиональных соглашений. Считаем целесообразным более подробно остановится на данном вопросе.
В последние время стала обсуждаться проблема формирования политического и общественного консенсуса в современном российском обществе. В современной России религиозные организации отделены от церкви, но играют важную роль на внутриполитической и общественной арене нашей страны. Это обусловлено историческими закономерностями, традициями взаимодействия власти и религиозных организаций, положительным отношением населения страны к религиозным институтам.
С 90-х гг. XX в. российское государство стало использовать договорную форму регулирования отношений, связанных с деятельностью традиционных конфессий[244]. Русская Православная Церковь начала заключать государственно-конфессиональные соглашения с органами исполнительной власти России, но большей частью на федеральном уровне, а мусульманская и иудаистская конфессии преимущественно на региональном уровне власти.
На федеральном уровне власти: заключено соглашение между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Министерством культуры о сотрудничестве в деле сохранения и использования культовых объектов, являющихся памятниками истории и культуры; в марте – апреле 1995 г. заключено соглашение между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Министерством обороны и Федеральной пограничной службой о нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих; в сфере милосердия и благотворительности Русская Православная Церковь активно сотрудничает с Министерством здравоохранения, Министерством труда и Федеральной миграционной службой; заключено соглашение о сотрудничестве между Министерством Здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Русской Православной Церковью Московского Патриархата от 12 марта 1996 г.; заключено соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Министерством культуры от 3 марта 1994 г.; заключено соглашение между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Министерством социальной защиты в интересах социального развития России от 14 июня 1996 г.;в декабре 1999 г. (по другим источникам 15 ноября[245]) было подписано соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Министерством юстиции РФ, а с 2000 г. в пенитенциарной системе в России действуют 227 православных храмов и 630 молитвенных домов[246]; в апреле 2000 г. подписали соглашение о сотрудничестве Московское управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Русская Православная Церковь Московского Патриархата[247]; складываются хорошие взаимоотношения у Русской Православной Церкви Московского Патриархата с ракетными войсками стратегического назначения и производителями ядерного оружия в России; в феврале 1997 г. была достигнута договоренность о координации усилий по защите социально-экономических прав трудящихся между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР)[248]; заключено соглашение о сотрудничестве между Федеральным агентством правительственной связи и информации (ФАПСИ) и Русской Православной Церковью Московского Патриархата от 28 января 2002 г. Подписано Алексием II и генеральным директором Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ В.Г. Матюхиным[249]; заключен договор о сотрудничестве между Министерством образования РФ и Русской Православной Церковью Московского Патриархата от 2 августа 1999 г.
На региональном уровне[250]: заключен договор о взаимодействии Администрации Белгородской области РФ и Белгородской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата в сфере образования от 15 сентября 2001 г.; заключен договор о сотрудничестве Московской епархии Русской Православной Церкви и Министерства образования Московской области от 22 октября 2002 г.; заключено соглашение о сотрудничестве между Московской епархией Русской Православной Церкви и Комитетом по делам молодежи Московской области от 15 апреля 2002 г.; заключено соглашение о совместной научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности между Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и Управлением Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви от 10 января 2001 г.; заключено соглашение о сотрудничестве между Московской епархией Русской Православной Церкви и Управлением исполнения наказаний Московской области от 28 ноября 2002 г.;
заключено соглашение о сотрудничестве между Екатеринбургской епархией Русской Православной Церкви и Управлением государственной противопожарной службы ГУВД Свердловской области от 3 апреля 1998 г.; заключено соглашение о сотрудничестве между Екатеринбургской епархией Русской Православной Церкви и Среднеуральским УВД на транспорте Министерства Внутренних Дел России от 11 февраля 2002 г.; заключено соглашение о сотрудничестве между Ставропольской епархией Русской Православной Церкви и Министерством образования Ставропольского края от 16 мая 2000 г.; заключено соглашение о сотрудничестве Администрации Кемеровской области и Кемеровской епархии Русской Православной Церкви от 20 февраля 1998 г. и т.д.
Данные соглашения подписываются между епархией или епархиальным управлением в лице правящего архиерея, с одной стороны, и исполнительными органами власти, с другой стороны. Причем власть может быть представлена как в целом Администрацией субъекта РФ, так и отдельными ведомствами исполнительной власти субъекта РФ[251].
Также вошло в практику заключение соглашений между епархиями Русской Православной Церкви и полномочными представителями президента РФ в федеральных округах. Например, соглашение о сотрудничестве между полпредом в Уральском Федеральном округе и Уральской епархией Русской Православной Церкви от 15 декабря 2000 г[252].
Возможно, по словам Алексия II, всеобъемлющее соглашение между церковью и государством, основанное на каноническом праве и действующем законодательстве, которое регламентировало бы направления совместной деятельности, а также права и обязанности сторон.
Важно отметить, что уже существуют соглашения на местном уровне власти. Например, договор о сотрудничестве Подольского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви и Комитета по образованию и молодежной политике Администрации г. Подольска Московской области от 13 июня 2002 г[253].
Цель таких соглашений, по мнению К.А. Писенко, духовно-нравственное возрождение России, а именно религиозное просвещение и воспитание в гражданах России гражданско-патриотических качеств. По этим соглашениям церковь оказывает духовную поддержку, а органы власти оказывают имущественную и финансовую помощь гражданам России.
На основании данных соглашений могут быть организованны комиссии, в которые будут входить представители власти и церкви. Также могут быть созданы координационные советы, которые будут координировать усилия на выполнение обязательств, принятых на себя сторонами при заключении данных соглашений. Эти комиссии и советы могут организовываться как на федеральном, так на региональном и местном уровнях.
Возникает вопрос: почему органы власти в России не заключают соглашения с нетрадиционными конфессиями? В Российской Федерации конституционно религиозные организации отделены от государства, все конфессии равны между собой и перед законом, а также ни одна религия не носит статус государственной. В данном случае у государства нет права открыто заявлять о своей поддержке какой-то одной конфессии. Поэтому государственно-конфессиональные соглашения должны, как нам представляется, заключаться не только с традиционными российскими конфессиями, но и с нетрадиционными. Таким образом, основной институт политической системы сможет избежать критики в свой адрес относительно слабого сотрудничества с нетрадиционными религиозными организациями, и обвинений в том, что государство ранжирует конфессии по принципу их традиционности.
Важно отметить, что тема таких государственно-конфессиональных соглашений поднимается на различных научных конференциях. Примером может служить I Межрегиональная конференция «Совершенствование государственно-конфессиональных отношений и религиоведческая экспертиза. Взаимодействие органов государственной власти и религиозных объединений в Санкт-Петербурге и субъектах Российской Федерации», которая была инициирована государственным музеем Истории религии Санкт-Петербурга, Отделом по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Санкт-Петербурга. Проходила конференция 11-13 октября 2006 г. в Северной столице. На данной конференции, по сообщениям СМИ, обсуждались вопросы взаимодействия органов государственной власти и религиозных объединений в Петербурге и субъектах Российской Федерации. На примере Санкт-Петербурга и других регионов рассматривался опыт государственно-конфессионального и межнационального диалога в России, практика заключения и реализации соглашений и договоров между государственными органами и религиозными организациями, создание и работа межрелигиозных советов при исполнительных органах власти.
Из всего вышеизложенного можно заключить, что практика заключения государственно-конфессиональных соглашений «набирает оборот» и вызывает интерес как органов власти, так и представителей российских конфессий.
«Есть классический пример многоконфессиональной страны – США,.. там существует институт военных капелланов… до уровня батальона. Выглядит это… следующим образом: существует строгая иерархия, которая никак не связана с командной иерархией армии… Командир воинской части не будет лезть в дела своего капеллана – это первое. Второе – … иерархия действует на основе межконфессионального соглашения, которое заключено между иерархами различных конфессий – иудеями, мусульманами, протестантами и католиками. Представители этих четырех религий действуют в армии США. Причем, на крупных базах существуют… четыре церкви, куда военнослужащий может пойти»[254]. На сегодняшний момент практика заключения межконфессиональных соглашений в России развита достаточно слабо. «Известны факты заключения межконфессиональных соглашений, в которых одной стороной выступают представители нескольких самых многочисленных конфессий региона, а с другой – исполнительная региональная власть. Например: Соглашение между Администрацией Пермской области и Межконфессиональным консультативным комитетом Пермской области о взаимодействии и заботе о физическом и духовном здоровье населения Прикамья от 23 июня 2000 г. Здесь стороной, представляющей религиозные организации, является Межконфессиональный консультативный комитет (МКК) Пермской области в лице управляющего Пермской епархией архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия, председателя Регионального духовного управления мусульман Пермской области муфтия Мухаммедгали Хузина, благочинного Уральской старообрядческой епархии В.П. Шабашова, пропса евангелическо-лютеранских общин Пермской области Д.Д. Рериха, настоятеля римско-католического храма г. Перми А. Гжибовского и председателя совета иудейского религиозного общества г. Перми Е.А. Бурштейна, действующих на основании Устава МКК Пермской области»[255].
Здесь, мы позволим себе высказать иную точку зрения на природу межконфессиональных соглашений. Как видно из приведенного выше примера, межконфессиональное соглашение заключают, с одной стороны, представители самых многочисленных конфессий региона, а с другой – органы исполнительной власти. Данные соглашения не являются межконфессиональными в «чистом виде», так как одной из сторон при их заключении является институт государства. Мы считаем, что такие соглашения лучше называть межконфессионально-государственными. На наш взгляд, межконфессиональные соглашения – это соглашения между двумя или более конфессиями без присутствия в них государства.
Почему российским конфессиям не заключить соглашения по определенным вопросам деятельности только между собой? Причем, в своих социальных доктринах российские традиционные и нетрадиционные конфессии отмечают необходимость и нужность сотрудничества друг с другом. Например, если взять отношения мусульманства и православия, то и те и другие делают заявления о своих взаимных симпатиях. Поэтому вероятность заключения соглашения между этими конфессиями становится достаточно большой.
Скорее всего, заключение межконфессиональных соглашений без участия государства будет способствовать превращению конфликтной формы (даже модели) межконфессиональных отношений в форму (модель) сотрудничества (кооперации). Межконфессиональные соглашения могут быть как двухсторонними, так и многосторонними и могут заключаться: 1) только между традиционными конфессиями; 2) традиционными и нетрадиционными конфессиями; 3) между традиционными конфессиями и Новыми религиозными движениями (в данной статье Новые религиозные движения рассматриваются как разновидность нетрадиционных конфессий); 4) нетрадиционными конфессиями и Новыми религиозными движениями и т.д., в любых вариациях. Как мы видим, сторон для заключения соглашений достаточно, остается государству выработать такой общественный климат, который бы способствовал стремлению религиозных организаций заключать эти соглашения. Так снизится напряженность между конфессиями, которая присутствует при заключении межконфессионально-государственных соглашений, поскольку есть угроза того, что в таких соглашениях принцип свободы совести будет реализован не полностью (государство может относиться лояльней к одной из конфессий, заключающих договор), а лишь частично.
По аналогии с государственно-конфессиональными соглашениями, на основе межконфессиональных соглашений может образоваться комиссия, в которую входят представители конфессий, заключивших договор. Она будет следить за выполнением условий соглашений. Также может быть образован координационный совет, который будет направлять свои усилия на выполнение обязательств, взятых на себя конфессиями при заключении соглашений.
Межконфессиональные соглашения могут подписываться как на уровне главных органов управления религиозных организаций, так и на более низких уровнях управления.
Выводы: в данной главе диссертационной работы мы рассмотрели основные виды межконфессиональных отношений (сотрудническая форма), в которых координация этих взаимодействий строится или будет по возможности строиться на принципах толерантности и свободы совести.
Возможно, для упрощения координации межконфессиональных отношений, целесообразно создать какой-то Общий орган, который будет координировать межконфессиональные отношения по всей России – Межконфессиональный координационный Совет России. В него, по возможности, должны входить представители всех российских конфессий на паритетных началах. Таким образом, принципы толерантности и свободы совести найдут свое подтверждение в таком новом органе. Его создание снимет напряженность, которая присутствует сейчас в религиозной сфере России. Помимо этого, потенциально можно говорить о заключении Общего межконфессионального соглашения без участия государства, за счет которого координация межконфессиональных отношений также значительно упростится.