Деятельность Неемии и священника Ездры.

Деятельность священника Ездры:

С момента восстановления храма прошло сорок три года. Персидский

престол занял царь Артаксеркс I (465–424 гг.). В Вавилоне жил тогда

иудейский ученый священник по имени Ездра. Люди, приезжавшие из

Иерусалима, привезли ему тревожные вести о том, что иудеи

пренебрегают своими религиозными обязанностями и что им грозит

смешение с окрестными арабскими племенами, с которыми они

постоянно заключают браки. Ездра был уже стар, но, тем не менее решил

вернуться на родину, чтобы свой народ направить на истинный путь.

Артаксеркс, к которому он обратился за разрешением на выезд, отнесся к

его просьбе очень благосклонно и не только разрешил ему уехать, но

подарил много золота и серебра для украшения Иерусалимского храма.

Большие средства жертвовали также евреи, оставшиеся в Вавилоне.

Вместе с Ездрой в 458 году в Иудею отправилась вторая партия

репатриантов в количестве тысячи пятисот семидесяти шести человек.

Прибыв в Иерусалим, священник Ездра энергично взялся за проведение

реформ, которые должны были возродить Иудею. То, что он увидел на

родине, привело его в ужас. Многие иудеи из-за того, что еврейских

женщин было мало, женились на дочерях ханаанеян, хеттов, филистимлян,

иевусеев, моавитян и египтян. Даже у священников и вождей народа были

жены-чужестранки. На улицах Иерусалима звучал многоязычный говор,

избранный народ стоял перед угрозой исчезновения. Ездра был потрясен.

Он разорвал свою одежду и долго сидел печальным у храма. Затем он

собрал иудейский народ в Иерусалим и потребовал, чтобы все иудеи,

женатые на чужестранках, расторгли свои незаконные браки и отправили

своих жен обратно на родину. Только такими жесткими мерами Ездре

удалось сохранить иудейский народ от ассимиляции. Главная заслуга

священника Ездры заключалась в том, что он восстановил действие

Моисеева законодательства, которое являлось основой религиозной и

гражданской жизни иудейского народа. Не менее важной его заслугой

было также и то, что он собрал все боговдохновенные книги и таким

образом создал канон священных книг Ветхого Завета. Книги

размножались и распространялись по всей Иудее. Для того, чтобы народ

знал содержание священных книг, Ездра распорядился построить в городах

и селениях синагоги (молитвенные дома), где бы верующие каждую

субботу могли слушать чтение и толкование Священного Писания.

Толкованием священных книг занимались ученые люди, которых называли

книжниками. Они носили также название раввинов, т.е. учителей. Ездра

основал Великую Синагогу – верховное судилище из священников и

левитов, которым, кроме того, было поручено хранить и размножать

священные книги.

Деятельность Неемии. Книга Неемии:

Хотя Ездра провел много полезных реформ, которые сыграли

громадную роль в религиозной и гражданской жизни иудейского народа,

но он все-таки не смог поднять Иерусалим из руин. Этот город все еще

являл собой груду развалин.

В это время при дворе Артаксеркса I в Сузах занимал высокий пост

Неемия. Он был главным виночерпием царя. Однажды к нему пришел

еврей и рассказал о трагическом положении Иудеи. Столица так и не

поднялась из развалин. Богачи угнетали бедняков, а налоги ростовщиков и

дороговизна довели большинство населения до крайней нищеты.

Печальные вести потрясли Неемию. Много дней он плакал, постился и

молился Богу, чтобы как-то исправить положение в Иудее. Однажды царь

заметил его состояние и спросил его: «Отчего лице у тебя печально?»

Неемия поведал царю причину своего горя и высказал ему свое желание:

«Если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицом

твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я

обстроил его» (Неем. 2:2:5).

Артаксеркс любил Неемию и полностью доверял ему. Он не только

разрешил ему уехать, но назначил наместником Иудеи и дал ему письмо к

хранителю царских лесов с приказанием выдать нужное количество дерева

для восстановления Иерусалима.

Неемия прибыл в Иерусалим в 445 году. Осмотрев разрушенные стены

города, он немедленно принялся за дело. Неемия распределил участки стен

для восстановления по семьям, не исключая семей даже священников, и

жители города, воодушевленные его энтузиазмом и энергией, дружно

принялись за дело. Когда начались работы по восстановлению стен города,

самаряне и другие враждебные иудеям племена всячески старались

помешать и грозились напасть на Иерусалим. Неемия не дал запугать себя

и организовал сопротивление. Он вооружил строителей мечами, копьями,

луками и щитами. Часть их работала на стройке, а часть охраняла город.

Работа велась днем и ночью. Энтузиазм строителей позволил им закончить

строительство стен за пятьдесят два дня, и столица вздохнула с

облегчением.

После этого Неемия приступил к разрешению социальных проблем.

Бедных он освободил от податей и налогов, требуя лишь скромных

поставок на содержание своего дома. Затем он созвал собрание и велел

богатым поклясться, что они перестанут заниматься ростовщичеством и

вернут беднякам поля, виноградники и сады, отнятые за неуплату долгов.

Неемия также продолжил дело Ездры по расторжению незаконных браков.

Выполнив свою миссию, Неемия вернулся в Сузы, ко двору

Артаксеркса. Во время правления Неемии Иудеей Господь послал Своему

народу последнего ветхозаветного пророка Малахию. Посланник Божий

призывал евреев очистить свои сердца и подготовить себя к славному

пришествию в мир Помазанника Божия – Мессии. Пророк предсказал, что

перед пришествием Мессии Господь пошлет им великого Пророка,

который приготовит путь к пришествию Сына Божия.

После Неемии власть над иудейским народом сосредоточивается в

руках первосвященников, которые стояли во главе Великой Синагоги,

впоследствии переименованной в Синедрион (Верховный суд). Синедрион

состоял из первосвященников, старейшин и законников. К первой

категории причислялись, кроме выбранного на этот период

первосвященника, также бывшие первосвященники и начальники

священнических чред. По талмуду число членов Синедриона было 70.

Сосредоточивая в своих руках политическую и религиозную власть,

Синедрион в то же время подчинялся сначала персидскому, а затем –

греческому владычеству.

Наши рекомендации