Пророческое служение в Ветхом Завете.

Печальное событие разделения избранного народа на два враждебных

друг другу царства повлекло за собой не только ослабление политического

могущества народа, но и падение его в религиозно-нравственном

отношении; та склонность к нечестию и идолопоклонству, которая начала

проявляться в еврейском народе в последние годы правления Соломона, с

разделением царства получила государственное одобрение и открыто

поощрялась в царстве Израильском. Израильские цари, начиная с

Иеровоама, выставили идолопоклонство как знамя своей политической

независимости и всеми мерами отчуждали свой народ от Иерусалимского

храма. В те времена все лучшие надежды евреев сосредоточивались в

Иерусалиме, «который Бог избрал Себе для пребывания там имени Его».

Но «и Иуда также не соблюдал заповедей Господа Бога своего, и поступал

по обычаям израильтян». И вот, чем нечестивее становился избранный

народ, тем все сильнее раздавался голос Божий, будивший спящую совесть

народа. В это именно время в еврейском народе один за другим выступают

пламенные борцы за истинную веру, чистоту нравов. Это были пророки,

посланные Богом еврейскому народу для поддержания в его среде

истинной веры и благочестия. Воодушевленные Святым Духом, эти

избранники Божии безбоязненно шли к израильским и иудейским

правителям и обличали их в идолопоклонстве и безнравственной жизни.

Они призывали избранный народ к покаянию, учили людей истинной вере,

предсказывали грядущие события и совершали чудеса. Одни из них только

проповедовали, а другие, помимо устной проповеди, оставили свои

Писания.

Пророков, проповедовавших устно, было очень много. Из них

особенно известны и замечательны два великих пророка – Илия и Елисей.

Пророков, оставивших свои Писания, шестнадцать. По величине и

значимости написанных этими пророками книг они разделяются на

больших и малых. К числу больших пророков относятся: Исаия, Иеремия,

Иезекииль и Даниил, а к числу малых относятся: Осия, Иоиль, Амос,

Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия.

Пророки Иезекииль и Даниил пророчествовали во время вавилонского

плена, а пророки Аггей, Захария и Малахия – после плена. Все же

остальные пророки жили до вавилонского плена.

Пророк Исаия.

Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия.

Он был потомком царя Давида и находился в родственных отношениях с

иудейскими царями. Исаия пророчествовал при царях Иоафаме, Ахазе и

Езекии. В год смерти царя Озия, в 740 году, Бог призвал Исаию к

пророческому служению особым явлением. Исаия видел Господа в

небесном храме на высоком престоле. Вокруг Него стояли шестикрылые

серафимы и взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна

славы Его!» Пораженный видением, Исаия воскликнул: «Горе мне! погиб

я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с

нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.

6:3:5). Один из серафимов взял клещами уголь с небесного жертвенника и

коснулся им уст Исаии со словами: «Вот, это коснулось уст твоих, и

беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». После этого Исаия

услышал вопрошающий голос Господа: «Кого Мне послать? И кто пойдет

для Нас?» Исаия ответил: «Вот я, пошли меня!» Тогда Господь повелевает

ему: «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и

очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего,

и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули…» (Ис. 6:7-10). Исаия

спросил: «Надолго ли, Господи?» Господь ответил ему: «Доколе не

опустеют города, и останутся без жителей, и дома без людей, и доколе

земля эта совсем не опустеет» (Ис. 6. 11).

Видение окончилось, и на святом пророке почил Дух Божий, Который

звал его на борьбу с пороками и религиозным заблуждением еврейского

народа. Исаия громко и пламенно призывал еврейский народ к покаянию,

обличал его нечестие. В словах, полных апокалипсического ужаса, он

призывал жителей Иудеи отказаться от чужих богов и обратиться к

Истинному Богу. Пророк клеймил ханжество богачей, которые строго

постились, совершали жертвоприношения в Иерусалиме и одновременно

угнетали бедняков, обижали вдов, сирот и маленьких детей. Впервые в

истории Израиля и Иудеи он проповедовал, что религиозные обряды не

имеют никакого значения, если их не совершать с чистой и справедливой

совестью. Но духовно оглохший и ослепший народ не мог слышать

спасительных призывов Божьего избранника. Видя окаменение сердец

еврейского народа, пророк Исаия возвещает своим соотечественникам

наказание Божие через ассирийцев и халдеев. Он говорит о грядущей

гибели Самарии, о разрушении Иерусалима и храма вавилонянами и о

плене вавилонском. Возвещая наказание Божие нечестивому народу,

пророк Исаия вместе с тем говорит, что Господь простит иудеев и

освободит их из плена, если они искренне раскаются в своих грехах.

Но особенно много пророчествовал Исаия о грядущем Спасителе

мира – Мессии. В своих пророчествах он называет Мессию Богом и

человеком, Учителем всех народов, Основателем царства мира и любви.

Пророк предсказывает, что Мессия родится от Девы, приимет Дух Божий,

будет совершать чудеса, пострадает и умрет за грехи людей, воскреснет на

небо. Основанная Им Церковь распространится по всей вселенной.

Будущие страдания Спасителя Исаия описывает так ясно, как будто он

видел их своими глазами (Ис. 53).

За ясность пророчества о Христе Исаию называют пророком-

евангелистом. Существует древнее предание, что святой пророк принял

мученическую смерть. За обличение царя Манассии в идолопоклонстве он

был перепилен деревянной пилой.

Наши рекомендации