В чем привлекательность греха

В чем секрет силы греха? В данном случае мы не говорим о демони­ческой зависимости, когда человек уже не обладает правом выбора и полностью подчинен духам зла. Но и в нормальной для большинства людей ситуации, когда речь идет только о влиянии греховной природы, зачастую влечение к греху настолько сильно, что перекрывает влечение к Богу. Этой теме посвящена седьмая глава Послания к римлянам.

Секрет силы греха заключается в том, что для человека грех стал привычной и комфортной средой. «Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит». В момент покаяния в человеке рождается но­вое начало - Божий Дух. И это совершенно новое состояние, к кото­рому нужно привыкнуть и привести в соответствие с ним всю жизнь. что на практике означает необходимость радикальных перемен. Грех же, поражая ложью наше сознание, заставляет поверить в то, что нам лучше, легче и приятнее вне Бога. Зачем столько усилий по созданию нового, когда старое проверено и работает! Возьмем такую область, как признание. Каждый человек нуждается в признании, мы так сотворены, но грех переставляет акценты и меняет ориентацию. Грех говорит, что признание со стороны людей - это лучшая слава, которая способна подарить неописуемые минуты восторга. Это ложь, потому что признание от Бога по силе выше любого другого призна­ния. Кто не пережил эту радость в близком общении с Богом, тот не знает ее глубины, точно так же, как тот, кто не испытал сладость всеобщего признания или признания со стороны хотя бы одного че­ловека. Однако грех изначально ориентирует человека на то, чтобы искать признания у людей, внушая, что это лучше, легче и доступнее, чем искать признания у Бога, ведь Он так далеко. Человек, веря лжи, мечется всю жизнь в поиске признания, не понимая, что нет ничего труднее и страшнее, чем зависеть от мнения людей, в то время как познавший истину и ищущий признания у Бога имеет жизнь спокой­ную и исполненную неисчерпаемой радости. И так в каждой сфере жизни человека. Грех привлекателен потому, что заставляет пове­рить в ложь, в то, что счастье вот тут, рядом, только протяни руку, и оно твое. Человек устремляется к нему, а счастье все дальше... И так до полного изнеможения.

Статистика говорит, что число людей, доверяющих свои деньги со­мнительным конторам типа «МММ» под огромные проценты, не ме­няется от аферы к афере. Почему? Разве недостаточно одного прова­ла? Вера в быстрое, легкое обогащение и желание больших денег затмевает разум и заставляет верить в обман. Так же действует и грех.

Кто виноват в том, что я грешу? Я сам. Но как быть, если я уже нахо­жусь в плену обмана и не способен различить, что правильно и что плохо? Иисус Христос говорит: «...если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанна 8:31-32). Возможно, сейчас мы находимся в плену греха, но мы получим прозрение и освобождение, если будем изучать слово Божье и в молитве обращаться к Богу за помощью. По­этому Павел молится за верующих в Ефесе, говоря: «Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа... просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых» (Ефесянам 1:17-18).

ВВЕДЕНИЕ

Тест: «Назови этот грех!»

Цель этого теста - настроить участников на обсуждение темы дискуссии и напомнить о том, что грех - это не отвлеченное понятие, а реально присутствующее в жизни человека зло.

Группа делится на две или три команды (можно провести индивиду­альное тестирование). Ведущий предлагает вслух задания (пример­ный список заданий приведен ниже). Команды должны определить о каком грехе идет речь. Отвечает та команда, лидер которой первым поднял руку. Напомните участникам, что они должны отвечать од­ним-двумя словами, а не многословными расплывчатыми описаниями, Если прозвучал неверный ответ, право ответа переходит к другой команде, и так далее, до трех неверных ответов, после чего вопрос снимается с обсуждения. Начисляйте одно очко за каждый правиль­ный ответ (или три очка за ответ с первой попытки, два очка за ответ со второй, и одно очко - с третьей). Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

• Твоя подружка улыбнулась другому парню, и ты вынашиваешь планы, как наказать ее (ревность).

• Ты мило улыбаешься и заигрываешь со всеми девушками, по­смотревшими в твою сторону, они в восторге от тебя (безответст­венность).

• Во время дискуссии, когда все участвуют в обсуждении, ты де­монстрируешь явное пренебрежение (неуважение).

• Ты увлеченно рассказываешь о своей изобретательности и на­ходчивости, которые проявились в том, что ты проехал зайцем и об­вел вокруг пальца контролера (хвастовство и воровство).

• Ты трижды прокручивал по видео откровенную сцену в фильме, который взял напрокат (похоть).

• Ты часами болтаешь с друзьями о всякой ерунде, чтобы посме­яться (пустословие).

• Ты так сильно увлечен своей возлюбленной, что у тебя нет времени на общение с Богом (идолопоклонство).

• Ты издевательски высмеиваешь одноклассника, чтобы показать свое превосходство (смехотворство).

• Ты публично негативно отзываешься о поведении другого чело­века (осуждение).

• Ты знал, что твой друг нуждался в твоей помощи, но тебе хоте­лось побыть одному и посмотреть фильм, поэтому ты не пошел к другу (равнодушие).

• Младшая сестра, не спросив, взяла у старшей ее любимый свитер и посадила пятно. Младшая сестра очень огорчилась, попросила прощения, но старшая перестала с ней разговаривать (непрощение).

• У тебя появился компьютер, и теперь все дни и ночи напролет ты работаешь, чтобы покупать все новые и новые «навороты» для него (идолопоклонство).

• Ты запрещаешь младшей сестре брать твои вещи без спросу, но когда у тебя заканчивается лак для волос, ты берешь ее лак (лице­мерие).

• Ты сердит на своего младшего брата и поэтому оставил клетку с его хомяком открытой, в результате чего хомяк убежал (злоба).

• Ты стремишься быть принятым в этом мире, приспосабливаешься под общепринятые стандарты (любовь к мирскому).

Вывод:

Игра напомнила нам о постоянно присутствующей проблеме в жизни человека - грехе. Влиянию греха подвержен каждый из нас.

Переход:

Давайте выясним, в чем же секрет живучести греха, почему он не оставляет нас?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сущность греха

Каждый христианин понимает, что грех - это зло, и тот, кто грешник, оскорбляет Бога и вредит самому себе. Но, тем не менее, любой и' христиан продолжает грешить.

Вопрос для обсуждения:

Почему даже те, кто желает жить свято, совершают грехи?

Выслушайте варианты ответов участников и предложите им изучить несколько библейских стихов. Невозможно ответить на вопрос «по­чему даже те, кто желает жить свято, совершают грех», не разо­бравшись прежде, что такое грех.

Разделите участников на 4 команды и дайте каждой команде по од­ному библейскому стиху. Задача каждой команды - дать характери­стику греха на основании полученного текста. Подчеркните, что де­лать заключение следует опираясь только на то, что сказано в стихе,

• Римлянам 5:12. Грех вошел в мир через Адама и Еву, и после них все рождаются грешными. Иными словами, грех имеет наследст­венную природу.

• 2 Коринфянам 5:17-19, 21. Грех является препятствием во взаи­моотношениях с Богом. Иисус Христос умер за наши грехи и при­мирил нас с Богом. В Иисусе мы имеем прощение за вину греха.

• Римлянам 6:11-13,16 и 7:20. Грех может управлять волей челове­ка и властвовать над ним, но человек может быть свободным от влияния греха, если станет рабом Бога. Подчинение греху ведет к смерти.

• 1 Иоанна 5:17 и 1 Царств15:22-23. Грех выражается в конкрет­ных поступках.

Вывод;

В Библии под грехом подразумеваются поступки, сила и природа. Ис­купительная жертва Иисуса Христа освобождает человека от вины, но греховная природа остается. Именно по этой причине христиане и после покаяния продолжают испытывать влияние греха. Однако Христос не только прощает вину греха, но и готов освободить от Зияния греха.

Направленность греха

Чтобы узнать, как можно освободиться от влияния греха, необходимо выяснить, как грех воздействует на человека. Давайте рассмотрим очень известный текст - Бытие 3:1-7.

Вопрос по тексту:

Какова была тактика сатаны, чтобысклонить человека на свою сто­рону?

• Силой заставить подчиниться.

• Показать преимущества жизни с ним перед жизнью с Богом.

• Извратить сознание человека и тем самым побудить его самого отойти от Бога.

Третий вариант правильный. Сатана постарался изменить мышление Евы. До сих пор она была убеждена, что плоды с дерева «познания» не для нее, так установил Бог, и, значит, это правильно. После разго­вора с сатаной в ее сознании что-то изменилось. Обратите внимание, что в 6-м стихе написано «и увидела жена», а в 7-м стихе «и откры­лись глаза у них». Здесь подчеркивается идея внутренней перемены всезнании.

На основании этой истории мы видим, что грех в первую очередь по­ражает сознание человека, искажает систему ценностей и заставляет его искать чего-то лучшего, нежели то, что предлагает Бог. Влияние греха на сознание подтверждается и в Новом Завете. Апостол Павел, беспокоясь о верующих в Коринфе, говорит: «Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повреди­лись» (2 Коринфянам 11:3). Павел подтверждает, что сознание Евы было подвергнуто изменению. Обращаясь к римлянам, Павел также подчеркивает влияние греха на сознание и сердце человека: «Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованияхсвоих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Римлянам 1:21). '

Вывод:

Итак, грех в первую очередь направляет свое действие против разума человека, искажая действительную картину мира. И, как следствие, человек стремится жить без Бога, самостоятельно, быть наравне или выше своего Творца.

Механизм действия греха

Давайте теперь посмотрим, как грех воздействует на наше сознание.

Вопрос для обсуждения:

Что сказал сатана Еве, правду или ложь?

Если под словом «смерть» понимать физическую смерть, сатана ска­зал правду. Адам и Ева не умерли в тот момент, когда попробовали плод, но открылись их глаза, они стали как боги, знающие добро и зло, - все, что обещал сатана, исполнилось, и Бог это подтвердил в стихе 22.

Вопрос для обсуждения:

В чем же тогда был обман?

Сатана сказал только часть правды. Он скрыл последствия познания добра и зла. Последствия заключались в том, что человек был отлу­чен от Бога. Это привело к духовной смерти в момент вкушения пло­да и к физической смерти впоследствии, а также ко всем трудностям, которые описаны в стихах с 14 по 19.

Привлечь внимание к сиюминутному и скрыть последствия - вот главная тактика греха в сознании человека. Грех пытается внушить нам, что и без Бога можно найти радость, наслаждение и удовлетво­рение своих потребностей, а о последствиях можно не думать. Если христианин поддается такому мышлению, то влечение к греху сохра­няется, и только вопрос времени, когда грех проявится в действии.

Раздайте карточки «А» с утверждениями, которые касаются Божьих принципов, и предложите участникам выбрать те утверждения, которые не несут печати греха:

• Искать себе славу - это хорошо, но я не буду этого делать, пото­му что Бог запрещает.

• Отомстить за обиду -это правильно, но Бог учит любить врагов,и я буду любить их.

• Секс вне брака - это приятно и безвредно, но разуж Бог запре­щает такие дела, я буду хранить себя в чистоте.

Все утверждения несут отпечаток греха. Они выражают готовность подчиняться Богу и в то же время свидетельствуют об искаженном представлении о ценностях, потому что не учитывают последствий греха. Послушание - это важно, но должно быть и правильное пред­ставление о ценностях. Подчинение без понимания лишает человека радости и смысла существования.

Почему Бог призывает искать славу Божию вместо славы людской? Потому что человек, ищущий славу у людей, попадает в зависимость от их мнения и отношения, он становится пленником обстоятельств, а это слишком хрупкое и недолговечное основание для счастливой жизни. Слава Божья - это твердое основание, потому что мы оказы­ваемся в зависимости от любящего и заботливого Бога, который не пожалел ради нас Своей жизни. Поиск Божьей славы принесет чело­веку больше радости и свободы, чем стремление к славе человече­ской.

Теперь раздайте карточки «Б». Вот как должны выглядеть те же ут­верждения, когда сознание освобождено от греховного влияния:

• Моя греховная природа подталкивает меня искать для себя славу, но Бог говорит, что этого делать не следует. Бог знает лучше, что хорошо для меня, поэтому искать славы для себя - это плохо.

• Бог говорит, чтобы я любил врагов. Это не всегда легко, даже наоборот. Такая реакция, как гнев, естественней и приятней. Но, если обращаешься к Богу, Он дает силы любить, и в результате сердце наполняется миром, а разум освобождаетсяот тяжелых мыслей. Поэтому мстить врагам - это плохо.

• Секс вне брака - это, может быть, и наслаждение в сам момент действия, но он влечет за собой тяжелые последствия. Бог не ошибся, когда установил границы во взаимоотношениях. Я доверяю Богу и хочу следовать Его принципам.

Во втором варианте утверждений проявляется понимание истинных ценностей и доверие Богу.

Возникает вопрос: как освободить и защитить свое сознание от влия­ния греха? На этот отвечает Христос: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанна 8:32). Познание истины - это пер­вый шаг к освобождению от влияния греха.

Апостол Павел развернуто описывает, как этого добиться (Ефесянам 4:24-32).

• «Отложить образ жизни», что в греческом оригинале имеет зна­чение «удалять, снимать, как одежду». Подчеркивается идея сме­ны внешней деятельности человека, на что указывает выражение «образ жизни».

• «Облечься в нового человека» - опять идея смены одежды. При­обрести нечто совершенно другое.

• «Обновиться духом ума», то есть изменить систему ценностей, принять новые критерии и ориентиры. В греческом оригинале глагол «обновиться» используется в настоящем времени, что ука­зывает на постоянное обновление.

Итак, мы должны постоянно анализировать систему наших ценностей и не позволять греху затемнять наш разум. Но мало прочесть, понять и запомнить. Очень важно молитвенное общение с Богом. Нам необ­ходимо просить Его помощи, исповедовать Ему те сферы жизни, где мы до сих пор ориентировались на ложные ценности, и просить Бога вести нас в процессе преобразования.

Познание истины - это только первый шаг к освобождению от греха. В начале дискуссии мы говорили о том, что грех является силой, оказывающий давление на волю человека. Как быть в этом случае? Как преодолеть «силы притяжения»? Павел отвечает на этот вопрос ясно и четко - пребыванием в тесном общении с Иисусом Христом. Этому и посвящена вся 6-я глава послания к Римлянам.

Вывод

Необходимыми условиями для освобождения от греха являются познание истины и пребывание в Боге.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый человек по своей природе грешник. Грех присутствует в че­ловеке и оказывает влияние на его сознание и волю. Главная цель греха - разлучить человека с Богом. Только Иисус прощает грехи и дает настоящее освобождение. Чтобы получить прощение, мы обра­щаемся к Богу за прощением, а чтобы действительно пребывать в победе над грехом и избавиться от его влияния, нам необходимо:

1. Изучать Библию с целью познания истины.

2. Проверять свои ценности в свете библейских истин и заменить ложные критерии на подлинные.

3. Постоянно пребывать в близком общении с Иисусом Христом.

Важно понять, что борьба с грехом начинается не с изменения пове­дения, а с преобразования ума.

Маленький мальчик пошел гулять в горы. Когда он поднялся доста­точно высоко, то увидел змею, лежащую на тропе. Змея дрожала от холода, да и мальчик очень замерз. Змея сказала маленькому маль­чику: «Пожалуйста, помоги мне. Я так замерзла, что не могу спус­титься с горы вниз». Мальчик ответил: «Ни за что! Ты змея, и если я возьму тебя, ты меня укусишь». Но змея начала его убеждать: «Нет, нет, я этого не сделаю. Я обещаю, что не укушу тебя, если только ты возьмешь меня и поможешь спуститься вниз с горы». Тогда мальчик взял змею, положил ее под рубашку и пошел вниз. Когда он спустился, то вынул змею, и тут она его укусила. Мальчик воскликнул: «Эй! Ты укусила меня, а ведь обещала этого не делать!»

Знаете, что ответила змея? Она сказала: «Но ведь ты знал, кто я когда поднимал меня!» Не позволяйте греху затуманить ваше сознание, помните о последствиях греха, и ни при каких обстоятельствах поддавайтесь искушению.

Дискуссия 8

СВОБОДА МЫСЛИ

Нет на сердце тайны,

которую не раскрывали бы наши поступки.

Французская пословица

Острый угол: отсутствие контроля над мыслями.

Цели;

1 объяснить, что наши действия начинаются с мысли.

2. Показать необходимость контроля над своими мыслями.

3. Призвать выработать личную тактику контроля над своими мыс­лями.

Что требуется;

• Рисунки №1,№2, №3.

• Обруч или любое кольцо не очень большого диаметра, например пяльцы, дуршлаг, сито для муки.

• Смесь, состоящая из муки, пшена, гороха. Можно добавить что-то еще на ваше усмотрение. Важно, чтобы в этой смеси только мука проходила сквозь сито, другие компоненты проходили через дуршлаг, а третьи и этого не могли сделать. Смесь насыпьте в стакан.

• Две миски, в которые вы будете пересыпать смесь сквозь сито.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО

В дискуссии о грехе мы подняли очень важный вопрос: почему у хри­стианина остается влечение ко греху? Очень важно осознать, что грех является корнем всех проблем человека.

В сегодняшней дискуссии вам придется опираться на дискуссию о грехе. Прочтите внимательно еще раз «Информацию для ведущего» в той дискуссии. Обратите внимание на глубинные корни греха.

Когда мы грешим, нам кажется, что мы поступаем бессознательно вопреки собственному желанию. И вот тут мы ошибаемся, ведь поступаем мы в соответствии со своими желаниями, просто они сидят глубоко в нашем сознании, и мы не уделяем им большого внимания.

«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тел ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего; и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйте обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия благая, угодная и совершенная» (Римлянам 12:1-2).

Апостол Павел говорит, что настоящая перемена в человеке, проис­ходящая с его обращением к Богу, подразумевает не только отказ от греховного поведения. Преобразование произойдет, если мы дейст­вительно осознали, насколько затемнен наш разум, и поняли, что значит дать Святому Духу возможность обновлять наш ум.

Обновление ума - это не просто запоминание Священного" Писания и размышление над его истиной, хотя и то, и другое - хорошее и нуж­ное дело. Это не просто «мысли о жизни» и стремление помнить о том, что Бог говорит в Своем слове.

Настоящая перемена - это перемена внутри самого человека. Обман­чивое сердце, полное мотивов, скрытых даже от самого человека, и затемненный ум, скрывающий идеи, которые мы даже не осознаем, должны быть исследованы и сопоставлены с Божьей истиной.

Мы строим свою жизнь в соответствии со своим пониманием того, кто мы такие и что собой представляет наша жизнь. Когда мы понимаем это неправильно, мы идем по дороге, ведущей к смерти.

Наблюдая за окружающим миром и самими собой, мы воспринимаем все то, что видим. Это восприятие перерастает в умственное пред­ставление о мире и нас самих. Мы вырабатываем свою концепцию того, как устроен окружающий нас мир. Спустя какое-то время наши мысли по поводу всего того, что происходит вокруг, превращаются в убеждения. А они в свою очередь руководят нами в нашем подходе к этому миру, в наших поступках.

Грех базируется на подсознательных убеждениях и мотивах, которые отвергают истину о жизни и уводят нас от Бога к; другим «источникам жизни и удовлетворения», поэтому мы должны обратить серьезнейшее внимание на то, как мы думаем, о чем мы думаем и как наш ум может обновиться.

С развитием Интернета все антивирусные пакеты для компьютеров стали включать в себя особую функцию - проверка и защита элек­тронной почты. Каждое письмо, которое поступает на адрес пользо­вателя, проверяется системой безопасности, и только в случае, если письмо не содержит вирусов, оно становится доступно адресату. В противном случае система оповещает пользователя о наличии в письме вируса, и пользователь сам решает: открывать это письмо или нет. Так информация, содержащаяся на компьютере, и работоспособ­ность самого компьютера защищается от губительного действия ви­русов. Подобным образом, нам нужно заботиться о защите себя от греха. Нам следует запустить специальную программу, которая помо­жет сохранять верное направление нашего мышления в соответствии с Божьим планом, своевременно сообщая о любых отклонениях от курса.

ВВЕДЕНИЕ

Давайте проведем небольшой эксперимент.

Разделите группу на две команды и попросите их сесть поодаль друг от друга. Выдайте одной команде рисунок №1, а другой - рисунок №2. Проследите, чтобы члены каждой команда не видели рисунок соседей. Предложите им внимательно всмотреться в свой рисунок сконцентрироваться на нем, после чего попросите вернуть рисунки

Теперь вывесите рисунок №3.

В чем привлекательность греха - student2.ru В чем привлекательность греха - student2.ru В чем привлекательность греха - student2.ru Спросите по одному представителю от каждой команды по очереди объяснить другой команде, что он видит на рисунке. В подавляющем большинстве случаев каждый будет видеть на третьем рисунке то, что видел в своей команде. Дайте участникам время отстоять свою точку зрения, после чего попросите всех занять свои места.

На третьем рисунке изображены и молодая девушка, и старая женщина. Покажите всем рисунки №1 и №2.

Вопрос для обсуждения:

Почему вы увидели на третьем рисунке разное?

Дайте возможность высказаться нескольким участникам, после чего делайте вывод.

У каждого из нас в голове укоренились определенные образы того, что собой представляет та или иная вещь, и того, какой она должна быть, Определенное понимание добра и зла: что хорошо, а что пло­хо. Все, что мы видим и с чем соприкасаемся в нашей жизни: собы­тия, люди, вещи, - мы оцениваем через эти образы. Мы не так часто задумываемся над точностью или справедливостью этих образов и не всегда даже осознаем, что они у нас есть.

Наше отношение к вещам и наше поведение происходят из нашего восприятия этих вещей (образов, которые укоренены в нашем созна­нии). Оба представителя команд видели на третьем рисунке одинако­вое сочетание черного и белого цвета, одни и те же линии, но истол­ковали их по-разному, в соответствии со своим предыдущим опытом (тем изображением, которое они видели на предыдущем рисунке).

Вывод:

То, что наполняет наше сознание и наши мысли, оказывает огромное влияние на наше отношение к жизни и на наши поступки.

Переход:

Способны ли мы как-товлиять на образ своего мышления?Да и нужно ли это? Об этом мы ипоговорим сегодня.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вопрос для обсуждения:

Откуда в нашей голове появляются мысли?

Возможно, вы получите совершенно разные ответы, но все их можно будет свести к следующим общим тезисам.

• Из нашего сердца. Это наш собственный опыт, знания, полученные за прожитые года, наши наблюдения и выводы из этих на­блюдений.

• Из внешнего мира. Все, что мы слышим, видим вокруг, мнения окружающих нас людей, которыми они делятся с нами.

• От дьявола. Примеры этого мы видим к Библии (Бытие 1:1-13 Деяния 5:3).

• От Бога. «Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал...» (Исаия 8:11).

К сожалению, только один из этих источников может гарантированно поставлять нам чистые мысли; два других, за исключением дьявола, могут подать нам хорошую мысль, но лишь с определенной степенью вероятности; в остальных случаях эти мысли - зло.

Вопрос для обсуждения:

Каждый ли наш поступок имеет в своем основании мысль?

Дайте время высказаться всем, кто пожелает. Ваша цель - указать на закономерность, по которой в основе всех поступков лежит мысль, Попросите тех, кто не согласен с этой идеей, привести примеры дей­ствий, не вызванных мыслью. Обсудите их с группой.

Если потребуется, сами предложите некоторые ситуации для обсуждения. Например:

• Тебе в магазине дают больше сдачи, чем полагается, и ты берешь, «потому что дают».

• Идешь по улице, настроение хорошее, во рту «Орбит» без сахара. Как только надоело жевать, ты выплюнул его на дорогу.

• Когда идет дождь, ты берешь зонт, когда яркое солнце – солнцезащитные очки.

• Ты ужинаешь всегда примерно в одно и то же время.

Отметьте, что иногда слово «мысль» понимают достаточно узко, как интеллектуальное решение. Но часто наши мысли не осознаются, а остаются на уровне желаний, инстинктов. Тогда наши мысли уже ста­новятся привычками, и мы совершаем действия, на первый взгляд, автоматически, не задумываясь, но при более внимательном анализе можем увидеть, какие именно мысли, желания, потребности, пред­ставления послужили основанием для того или иного действия.

Вопрос для обсуждения:

Достаточно ли для христианина не давать плохим мыслям возможно­сти реализоваться в дела, или он должен бороться с самими этими мыслями?

Возможно, в вашей группе будут сторонники и одной, и другой точки зрения; возможно - только одной. В любом случае, не высказывайте сразу собственную оценку ситуации. Постарайтесь некоторое время «провоцировать» членов ДГ, задавая каверзные вопросы к каждой из сформулированных позиций. Вы должны попробовать добиться того, чтобы участники сами аргументировали свои взгляды, настаивали на них. Только после этого предложите несколько стихов из Писания и постарайтесь вместе понять их главную идею в контексте сегодняш­ней дискуссии.

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое;

ибо от избытка сердца говорят уста его» (Луки 6:45). Невозможно говорить и делать доброе, если в нашем сердце обитают злые мысли, рано или поздно они проявят себя.

«Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека...» (Матфея 15:19-20). Злые помыслы, в числе прочего, оскверняют человека.

«А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матфея 5:28). Иисус возвел понимание греха на новый уровень по сравнению с тем, что представлял евреям Ветхий Завет. Бог судит помышления человека. Грязные мысли являются таким же грехом, как и грязный поступок.

Вывод:

Плохие мысли являются грехом.

Переход:

Бог призывает нас господствовать над грехом, поэтому нам важно выработать методику, с помощью которой мы можем бороться с пло­хими мыслями.

Эксперимент «Золушка»

Покажите участникам приготовленную смесь. Объясните, что там смешано, и спросите, каким образом можно получить чистую муку. Важно, чтобы на этом этапе участники не видели приготовленных вами предметов (сито, дуршлаг). После нескольких предложений со стороны участников откройте им свой план - просеять эту смесь.

Сначала просыпьте смесь сквозь пяльцы. Покажите результат - все осталось по-прежнему. Затем возьмите дуршлаг и пропустите смесь через него - горох остался в дуршлаге, остальное прошло. Неплохой результат, но вы еще не достигли своей цели - получить чистую му­ку. Теперь возьмите сито и просейте оставшуюся смесь. Покажите результат - все примеси остались в сите, а мука оказалась в отдель­ной миске.

Лучший способ получить чистую муку - просыпать через сито. Если мы говорим о нашем сознании, то подобным методом можем восполь­зоваться и мы, только «сито», которое мы должны поставить в своем сознании, должно фильтровать наши мысли не по их размеру, а по качеству, по чистоте.

«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Филиппийцам 4:8).

Мы уже говорили сегодня, что у нас в голове великое множество мыслей, но апостол Павел призывает ограничиться лишь частью их -той частью, которая соответствует его характеристикам.

Вопрос для обсуждения:

Какие практические действия способны помочь нам следовать этому предписанию?

1.Повторение. Повторение - это постоянная тренировка ума в за­данном направлении, выработка привычек мышления. Важно по­нимать, что даже простое повторение, без уразумения того, что повторяется, влияет на подсознание. Выработка привычек мыш­ления может состояться даже при одном только повторении, и за этим последует изменение поведения. Вот почему такую важную роль играет телевидение. Бесчисленные убийства, совершаемые каждый вечер на экране, одним своим повторением тренируют подсознание, создавая в нем разрушительную схему мышления. Чем больше мы слышим, читаем, говорим о слове Божьем, чем чаще обращаемся к нему в своих мыслях, тем большее место оно занимает в нашем сознании. Неоценимую помощь в этом нам мо­жет оказать личное чтение Библии и другой христианской лите­ратуры, запоминание стихов из Писания, личное время общения с Богом в молитве, духовное общение с другими христианами. Нам следует делиться друг с другом духовным опытом.

«Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тимофею 4:16).

Нам очень важно постоянство в изучении слова Божьего. Выде­лите для этого определенное время в течение дня и придержи­вайтесь принятого решения. Не разрешайте себе отступать от него.

2.Сосредоточение. Когда к повторению прибавляется сосредото­чение внимания на том, к чему мы стремимся, интенсивность познания резко возрастает. Сосредоточенность направляет все внимание на конечную цель. Познание Бога и уподобление Христу является не инструментом духовной жизни, а ее конечной по­лью. Если мы будем концентрировать все свое внимание на Христе, у нас не останется места для нечистых мыслей.

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и го­вори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вста­вая. И навяжи их в знак на руку твою; и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на во­ротах твоих» (Второзаконие 6:4-9).

3. Понимание. Если мы не только упражняем ум в определенном направлении и сосредотачиваемся на конкретном предмете по­знания, но и понимаем этот предмет, мы достигаем нового уров­ня. Понимание ведет к проницательности и различению. Бог дал нам способность анализировать и делать выводы, и нам следует пользоваться этими дарами для дисциплины мышления. Мы спо­собны расти в познании истины и выявлять то, что истиной не является.

«Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Ефесянам 5:17).

4. Размышление. Понимание определяет, что именно мы изучаем, к чему стремимся, а размышление определяет значимость этого для нас. Размышление подводит нас к видению вещей с Божьей точки зрения.

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в за­коне Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Псалом 1:1-2).

«буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних. Буду вникать во все дела Твои, размышлять о ве­ликих Твоих деяниях» (Псалом 76:12-13).

«Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего. Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу; не прилепится оно ко мне. Сердце раз­вращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать» (Пса­лом 100:2-4).

Вывод:

Дисциплина мышления требует больших усилий и внимания с нашей стороны. Но это единственный путь к преобразованию в «образ со­вершенный».

Когда мы говорили о необходимости «просеивать» свои мысли, есте­ственно, должен быть затронут вопрос о «сите» для наших мыслей. По наблюдениям ученых, наш мозг способен совершать за одну се­кунду 1 миллиард миллиардов (18 нулей после единицы) операций. Для примера, самые мощные компьютеры совершают в секунду около 10 миллиардов операций, т.е. работают в 100 миллионов раз медлен­нее. Можете представить себе, сколько мыслей роится в нашей голо­ве. Скорость, с которой наш мозг посылает команды всем остальным частям организма - команды, которые заставляют нас открывать рот, Делать шаг, протягивать руки, поворачивать голову вслед за тем, что привлекло наше внимание, - составляет около 40 метров в секунду. Это - скорость ураганного ветра. Учитывая наши размеры, время Похождения сигнала от головы до исполнителей составляет сотые доли секунды. Контролировать все это собственными силами пред­ъявляется весьма затруднительным, если не сказать невозможным.

Но Бог предлагает нам Свою помощь в этом непростом деле. Тот, Кто создал нас, способен упорядочить наши мысли и сохранить их дви­жение в заданном направлении. Путь, который Он предлагает нам, Списан в Послании к Филиппийцам 4:6-7.

Прочитайте все вместе этот отрывок и выделите следующие момен­ты.

Наши действия (рассматриватьтолько в совокупности):

• не заботься;

• молись, проси, благодари;

• открывай свои желания.

Имир Божий:

• соблюдет сердце твое во Христе Иисусе;

• и помышление твое во Христе Иисусе.

Вывод:

Наши заботы и желания часто являются мотором мышления. Наши молитвы и вера способны передавать заботы и прошения Богу, и те­перь Бог размышляет, как нам помочь и сохранить наше мышление во Христе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все наши поступки проистекают из образа нашего мышления. То, что наполняет нашу голову и сердце, определяет наше поведение. Еже­дневно мы сталкиваемся с попытками проникнуть в наше сознание и повлиять на наш выбор (реклама, пропаганда, общественное мне­ние). Поэтому на каждом из нас лежит огромная ответственность следить за тем, о чем мы думаем, как мы думаем и почему мы так ДУ" маем. Бог хочет, чтобы греховные мысли и мотивы не определяли наш образ жизни. Более того. Он обращает наше внимание на то, что сами эти мысли являются в Его глазах грехом. Каждый человек в от­вете перед Богом за то, чем заполнено его сознание.

«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, ивсем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Матфея 22:37-38; выделено авторами).

Бог ожидает от нас, что наш разум будет полон любовью к Нему. Наша задача - привести разум в это состояние. Каждый из нас должен стремиться исполнить эту заповедь, первую и наибольшую. Возможно у вас будет свой метод, который поможет дисциплинировать тление, с тем чтобы никакая недостойная мысль не находила в нем пристанища. Мы хотели заострить ваше внимание на этой важ­ной проблеме и побудить работать над этой сферой своей жизни.

Литература по тепе дискуссии:

1. Гитт В. Этот удивительный мир - человек. - 1999.

2. Крабб Л. Как понимать людей: Сок<

Наши рекомендации