Что является причиной, а что следствием: адекватная самооценка или доверие Богу?

• Вероятно, большинство участников ДГ придет к выводу, что первично все-таки доверие Богу. Задайте несколько интри­гующих вопросов. Заставьте глубже задуматься над тем, как чувствует себя человек с низкой самооценкой. Способен ли такой человек принимать любовь? Ожидать доверия со сто­роны? Человек с низкой самооценкой не доверяет себе, как он может доверять другому человеку?

Вместо прямого ответа предложите проследить историю становления Саула и Давида. Это позволит понять причины формирования низкой самооценки у Саула и адекватной у Давида. Когда станут ясны при­чины, можно будет дать ответ на вопрос.

Саул был, вероятно, единственным сыном своего отца(1 Паралипоменон 8:33), и любимым его сыном. Когда он пошел искать потеряв­шихся ослиц и поиск затянулся до вечера, он сказал слуге: «Пойдем назад, чтобы отец мой, оставив ослиц, не стал беспокоиться о нас». Саул был уверен в заботе со стороны отца, и отец, действительно, волновался о нем (1 Царств 10:2).

Саул вырос в хорошей семье, и у него были все основания для высо­кой самооценки, но что-то все же помешало ему обрести уверенность в себе.

По-видимому, в семье Саула большое значение придавалось матери­альному достатку и положению в обществе, и достоинство человека оценивали по этим критериям. Основанием для такого предположе­ния является оценка, которую дает себе Саул: «Не сын ли я Вениа­мина одного из меньших колен Израилевых? И племя мое не малей­шее ли между всеми племенами колена Вениаминова?» (1 Царств 9'21). Когда Самуил должен был объявить волю Бога и назвать имя царя, Саул спрятался в обозе. Вероятно, он чувствовал себя неуверенно и вполне обоснованно боялся отрицательной реакции людей, Не все приняли Саула как царя, и его это задело. Автор Книги Царств отмечает: «И презрели его, и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того». Можно сделать вывод, что признание было важным для Саула, раз это отмечено в тексте.

Другой факт, который мог повлиять на формирование низкой само­оценки - то, что период становления Саула как царя пришелся на пик популярности Самуила, авторитет и власть которого были выше, чем у царя. Отсутствие Самуила на собрании накануне войны стало при­чиной того, что народ начал разбегаться по домам.

Итак, главными факторами формирования самооценки Саула явля­лись происхождение, достижения и мнение людей. Так как эти фак­торы не были положительными, у Саула сформировалась низкая са­мооценка. Он не принимал себя и, как следствие, не мог допустить, что другие могут принять его таким, какой он есть. Именно по этой причине для него было важно признание и высокий имидж. Низкая самооценка служила ему препятствием для полного доверия Богу.

Ситуация, в которой формировался характер Давида, казалось, обре­кала его на комплекс неполноценности. В семье он был младшим, старшие братья не жаловали его и держали за выскочку (1 Царств 17:28). Отец Давида тоже не был в восторге от своего младшего сы­на. Когда Самуил пришел выбрать одного из его сыновей на царство, Давид не был даже приглашен (1 Царств 16:5-13). И когда никто из старших братьев не прошел испытание, про Давида вспомнил Саму­ил, а не отец.

Несмотря на неблагоприятные условия, у Давида была адекватная у самооценка. Почему? Потому что главной ценностью в жизни Давида был Бог, а не происхождение и материальные владения. Давид воз­лагал свои надежды на Бога и был защищен со всех сторон: Бог за­щищал, помогал и благословлял. С Богом Давид был полноценным человеком, поэтому все остальное было не так важно.

Итак, оба, Саул и Давид, верили в Бога и знали Его, оба получили свое призвание от Бога, но с задачей справился только один. У Дави­да, в отличие от Саула, было правильное отношение к себе и к Богу, что позволило ему выполнить свое предназначение. Отсюда можно сделать вывод, что адекватная самооценка человека является осно­ванием для глубокого и полного доверия Богу.

В жизни каждого человека есть факторы, которые могут послужить причиной формирования низкой самооценки, но, независимо от внешних обстоятельств, всегда есть возможность иметь правильное представление о себе и ценить себя. Пример Давида является тому ярким доказательством.

Вывод:

Давид понял, кто он есть в глазах Бога, и принял себя таким, каким он был. Он высоко ценил себя как человека, и это послужило надеж­ным основанием для того, чтобы полностью доверять Богу и одержи­вать победу в самых сложных ситуациях.

Саул не смог принять себя и понять свое положение перед Богом. Поэтому у него была низкая самооценка, что делало его слабым в ответственные жизненные моменты.

Что можно сказать о нас? Понимаем ли мы свою роль и положение перед Богом? И если да, то принимаем ли мы себя такими, какие мы есть? Какова наша самооценка: низкая или адекватная? Многое в на­шей жизни зависит от этого.

Чтобы ответить на данные вопросы, давайте рассмотрим несколько библейских текстов, относящихся к нашему статусу.

3. Основание для высокой самооценки Вопрос для обсуждения:

Насколько христиане правомочны говорить о высокой самооценке, не является ли это грехом?

После дискуссии предложите рассмотреть Ефесянам2:10.Что в этом стихе говорится нашем статусе?

• «Мы - Его». Здесь внимание обращается в первую очередь на наше происхождение и принадлежность. Мы творение Бога, мы принадлежим Богу, самой высшей и лучшей Личности, Которая когда-либо была.

• «Творение». В греческом оригинале стоит слово «пойема», кото­рое означает создание, изделие или нечто написанное или сочи­ненное: поэма, стихи. Мы лучшее Божье произведение, «венец творения» (Бытие 1:28).

• «Созданы во Христе Иисусе». Мы стали особо близкими, «свои Богу» через кровь Христа (Ефесянам 2:19), Другими словами, Бог настолько заинтересован в нас, что ради нас отдал Своего Сына.

• «На добрые дела, которые Бог предназначил исполнять». У каж­дого свое предназначение, своя задача, своя ответственность. Каждый играет важную роль, поэтому конкуренции нет места.

Итак, на основании этого текста мы можем сказать, что Бог высоко ценит каждого из нас. С одной стороны, мы являемся падшими греш­никами, но, с другой стороны, мы - уникальное Божье творение, ради которого Христос пошел на смерть. Наше достоинство равнозначно достоинству крови Христовой. Павел призывает нас поступать дос­тойно (Ефесянам 4:1), а достойно может вести себя только человек, имеющий это достоинство. Петр говорит, что мы куплены дорогою ценою, то есть мы ценны (1 Петра 1:18-19). Если мы верим Слову Божьему, у нас есть хорошее основание для высокой самооценки.

Вывод:

Библия однозначно говорит о высоком статусе каждого человека и о важной задаче, которую Бог поручил каждому из нас. У нас нет необ­ходимости сравнивать с другими свое происхождение, значимость, обстоятельства, возможности и способности. Мы все принадлежим Богу, у нас у всех есть возможность реализовать свои способности и достичь в жизни успеха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перед нами стоит выбор: пойти путем Саула или путем Давида, при­нять свое положение и роль или не принять, полагаться на Бога или на людей, сравнивать себя с другими или радоваться тому, каким со­творил меня Бог.

Сегодня у нас есть возможность задуматься над нашим отношением к себе, к своему положению, возможностям и оценить его в свете Ефесянам 2:10. Изучая Библию и обращаясь к Богу за помощью, мы мо­жем повысить свою самооценку и стать более уверенными в себе. Человек с адекватной самооценкой способен принимать любовь от Бога и людей и давать любовь другим.

Вспомните, что вы думали о себе, когда выбирали яблоко, и подумай­те, какое яблоко выбрал бы для вас Господь.

Предложите каждому участнику копию материала «Признаки низкой самооценки», чтобы он мог проанализировать свое поведение. Обра­титесь к листу ватмана, на котором вы записали пожелания участни­ков, оцените их и посмотрите, какие из них соответствуют признакам низкой самооценки.

После этого выдайте каждому участнику копию материала «Шаги на пути к адекватной самооценке» - практическое руководство для его работы над собой.

Бог призывает нас стать людьми, которые изменяют себя и окру­жающих посредством Его силы. У нас огромные возможности, если мы примем себя такими, какие мы есть, и будем открыты для дейст­вия Бога в нас.

Дискуссия 3

ЧТО ЕСТЬ БОЖЬЯ ВОЛЯ?

Острый угол: уверен ли я в том, что поступаю по воле Бога.

Цели:

1. Объяснить разницу между универсальной и частной волей Бога.

2. Показать, что тесные взаимоотношения с Богом - лучшаяосновадля понимания Его частной воли.

3. Призвать не искать Божью волю, а исполнять ее.

Что необходимо:

1. Подготовить карточки «А» с библейскими текстами(см. раздел«Универсальная воля Бога»),

2. Подготовить карточки «Б» с библейскими текстами(см. раздел«Частная воля Бога»).

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО

Вопрос «Как мне узнать Божью волю?» - один из наиболее часто за­даваемых христианами вопросов. Перед молодежью этот вопрос встает еще чаще. Это связано с тем, как много решений им необхо­димо принять: куда пойти учиться, какое служение выбрать, кто бу­дет спутником жизни - все эти вопросы влияют на жизнь глобальным образом, отсюда и стремление узнать волю Бога, чтобы не ошибиться в выборе.

Наши рекомендации