Деятельность Старца по управлению монастырем Дионисиат
Полагаю, что всю жизнь отца Харалампия в Дионисиате можно разделить на три периода.
1. Вступление в должность игумена — начало ухудшения состояния здоровья (1979-1986).
2. Болезни — уход на покой (1986-1989).
3. Уход на покой — блаженная кончина (1989- 1.1.2001).
Приснопамятный Старец, как я уже говорил, был великим молитвенником и в то же время был очень крепок физически от природы. Приснопамятный отец Ефрем Катунакский часто в шутку называл его «бульдозером». Несмотря на то, что, когда мы переехали в монастырь Дионисиат, отцу Харалампию было уже семьдесят, он всего себя отдал на служение обители и трудился больше, чем когда-либо.
Волей-неволей Старец, прекрасно сознавая это, должен был принять на себя множество всевозможных обязанностей. Последние слова его наставника и учителя — «брось свои хлопоты» — беспрестанно звучали в его ушах. Однако... должность игумена для него как для человека, сознающего свою ответственность, неизбежно была связана с попечениями. Единственным его утешением было сознание того, что на этот раз он поступил согласно предложениям своих духовных чад, как из буразерцев, так и из дионисиатцев. Старец Арсений, который к тому времени был еще жив, в конце концов тоже согласился на наше переселение в Дионисиат. Отец Харалампий посчитал, что, пребывая в послушании у этого сподвижника его великого Старца, он будет вне опасности.
Весь день новому игумену приходилось заниматься решением различных монастырских проблем и принимать людей на исповедь. А после повечерия (когда все монахи обычно идут отдыхать) в его обязанности еще входило решение вопросов, оставшихся с утра. И снова исповедь всех желающих — паломников и монахов из других монастырей. Ночью же, согласно уставу монастыря за два часа до начала богослужения, братию уже будили на монашеское келейное правило. Поэтому отец Харалампий, принимая исповедь вплоть до начала богослужения, редко отдыхал в ночное время. После же окончания утрени и литургии людской поток снова не давал Старцу возможности удалиться в келью — кто-то приходил на исповедь, кто-то за советом и т. д. Только он управится с делами и приляжет отдохнуть — стук в дверь, трапезник: «Геронда, скоро трапеза, благословите накрывать столы».
Я кратко рассказываю о том, как провел этот приснопамятный подвижник свои первые шесть-семь лет игуменства, для того чтобы подчеркнуть следующее: при такой колоссальной загруженности у отца Харалампия никогда и в мыслях не было, чтобы в остававшиеся у него немногие свободные часы пропустить свое келейное правило.
Однако было и то, что в буквальном смысле совершенно изнуряло Старца. В силу сложившихся обстоятельств его душа перестала получать пищу от ежедневной многочасовой уединенной ночной молитвы. Все это неизбежно стало причиной того, что и на крепкое тело «бульдозера», отца Харалампия, стали действовать законы тления, наступало время, когда и «бульдозеру» нужно было дать немного передохнуть.
Таким образом, спустя шесть-семь лет тяжелого подвига, неразрывно сопряженного с различными, всегда сопутствующими любой власти искушениями, стали все яснее обозначаться первые признаки истощения.
Упадок сил вызвал инфаркт миокарда, последствия которого были непредсказуемы. Врачи предписали больному минимум деятельности и максимум покоя. Этим они как бы вновь подтвердили заповедь Старца Иосифа: «Папа-Харалампий, брось свои хлопоты».
Согласно совету врачей Старец решает меньше заниматься как духовничеством, так и административной деятельностью. Вместе с этим у него появляются мысли о том, чтобы оставить должность игумена и уйти на покой. Но здесь возникали сложности: большинство братии, особенно те, кто был пострижен самим отцом Харалампием, не желало согласиться с его уходом.
В то же время были и те, кто считал, что монастырь нуждается в твердой руке нового, молодого игумена. Узнав, что Старец и сам не против отказаться от игуменства, они начали всячески побуждать братию поддержать намерения отца Харалампия уйти на покой.
Рассказывая все эти подробности, я не сужу ни тех, ни других. То, что произошло, произошло: был выбран новый игумен.
Ощущения, что Старец снова стал прежним человеком, у меня не было. Однако я стал замечать в нем нечто немаловажное. Даже не имея игуменской власти, он до самой своей кончины не переставал оставаться отцом, душой и опорой всего нашего братства. Не только молитвы и советы Старца, но даже просто одно лишь его присутствие ободряло и поддерживало тех, кто обращался к нему с верой и благоговением.
Когда мы просили отца Харалампия помолиться о наших нуждах, равно как и о различных нуждах мирян, о которых те нам рассказывали, то не раз становились свидетелями чуда. Один мирянин, например, рассказал, что после того, как Старец, лишь однажды встретившись с его супругой в больнице, помолился о ней и перекрестил ее чрево, она исцелилась от бесплодия и после многих лет брака впервые зачала ребенка. У другого человека был рак желудка. Надо было делать операцию, однако надежд на выздоровление практически не было. После же того, как отец Харалампий осенил больного крестным знамением и начал молиться за него по четкам, лечение неожиданно возымело успех, и операция не потребовалась.
Что касается нас, духовных чад Старца, то как до, так и после его кончины неисчислимы те случаи, когда мы с верой обращались к нему в своих нуждах, и по его молитвам помощь приходила немедленно.
И еще одна черта в облике отца Харалампий глубоко меня поразила. Хотя, по всеобщему мнению, Старец и от природы был простым и добрым человеком, в конце своей жизни он достиг того состояния, к которому призывает в Евангелии Господь: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».
В старости он, подобно невинному младенцу, стал совершенно беззлобным и чуждым лукавства.
Последний «экзамен»
Так протекали последние годы жизни отца Харалампия. Сложив с себя заботы по управлению монастырем, он вновь исполнил завет своего Старца — «брось свои хлопоты».
Однако, уже не являясь игуменом, ему предстояло теперь, как послушнику, сдать еще один экзамен. Невозможно, чтобы в братстве из пятидесяти человек не было бы одного-двух «провокаторов». Чтобы испытать добродетель Старца, эти последние как-то раз стали строго его отчитывать в присутствии многих братий. Кроткий же и незлобивый отец Харалампий в ответ только кланялся тем, кто делал вид, будто им недоволен, и говорил им свое обычное «простите». Это, можно сказать, был его последний экзамен, который он выдержал блестяще, как никогда.
В другой раз, когда в монастыре не было привратника, он сам предложил себя на эту должность. На этом посту ему приходилось не только охранять ворота, но и подметать внутренний и внешний дворы обители.
Думаю, стоит сказать несколько слов и о рыбалке отца Харалампия. Врачи рекомендуют это занятие всем сердечникам, предложили они его и Старцу. Теперь, уже не обременяя себя управлением обителью, он часто спускался на монастырскую пристань и ловил рыбу. Это его занятие многих приводило в большое недоумение. Часто с проходящим рейсовым кораблем Старец посылал свежую рыбу своему собрату отцу Ефрему Катунакскому, который по-детски, с большой радостью принимал этот подарок. Отец Харалампий не обращал никакого внимания на то, что, стоя на пристани, он притягивает к себе взоры паломников. «Так это и есть папа-Харалампий?! Игумен, который теперь стал рыбаком?» — с удивлением восклицали они. Но как бы ни судили люди об этом его занятии, приснопамятный Старец, оставаясь прост, как ребенок, не придавал этим толкам никакого значения.
До того, как случился инфаркт, отец Харалампий ежедневно совершал Божественную литургию и хотел придерживаться прежнего распорядка и после своего выздоровления. Но все же... Старец предпочел послушание, которое лучше жертвы. Связавшись со своим собратом, приснопамятным отцом Порфирием, он спросил его совета. И этот премудрый Старец ответил: «Всю свою жизнь, папа Харалампий, ты ежедневно приносил Бескровную Жертву. Ну, а теперь хватит, пусть послужат другие».
Поступая согласно полученному совету, с этого времени Старец ограничился служением литургии только по воскресным и праздничным дням, когда богослужения в обители совершались соборно. Впрочем, Он неизменно ежедневно присутствовал на Божественной литургии в главном параклисе монастыря, где поминал по своей привычке множество имен. Равным образом, вплоть до самой своей кончины, отец Харалампий всегда ходил в монастырскую трапезную и там не просил для себя, ссылаясь на старость и болезнь, особой пищи, а ел то, что предлагалось всем.
Иной раз случалось, что в его келейку приносили какое-либо угощение. Такие знаки внимания и заботы о пожилых людях естественны, не так ли? А ведь отцу Харалампию тогда уже было за девяносто. Иной раз мне случалось из уст некоторых молодых монахов слышать следующие слова: «И это тот, о ком говорят, что он жил в такой строгости?» Думаю, что на это им можно ответить так: если тот, кто всю свою жизнь провел в подвигах, теперь в силу преклонного возраста делает себе послабления, то что же будет в старости с нами, когда уже в молодые годы мы не можем жить без поблажек и снисхождений к себе?
Думаю, что будет нелишним упомянуть о том, что, когда мы еще жили в Буразери, вплоть до своих семидесяти лет, Старец три постных дня недели проводил без пищи. Вместе с тем днем он еще выполнял тяжелые работы, а ночью молился, по многу часов простаивая на ногах и не позволяя себе присесть.
На подворье Моноксилит
Отеческая забота Старца простиралась не только на тех из его духовных чад, которые жили в монастыре, но и на так называемых «труждающихся и служащих» — братию, несущую послушание вне стен обители.
После ухода с должности игумена на протяжении многих лет каждое лето отец Харалампий приезжал на большое подворье монастыря Дионисиат — Моноксилит. Проводя там один-два месяца, он утешал и духовно укреплял насельников. Последние, выполняя вдали от родной обители возложенное на них послушание, считали себя, в некотором смысле, в ссылке. Но в эти месяцы присутствие Старца превращало «ссылку» в рай.
Блаженная кончина
Декабрь 2000 года. Оканчивается последний месяц второго тысячелетия, предзнаменуя собой и угасание еще одного светильника Святой Горы.
Несмотря на то что отцу Харалампию уже было восемьдесят девять лет, он полностью соблюдал весь распорядок жизни нашей обители (служба, трапеза, бдение, келейное правило и т. д.). Неожиданно случился новый сердечный приступ. По совету игумена Старца спешно отправляют в Фессалоники. После окончания кризиса, накануне Рождества он возвращается назад.
Но... ненадолго. После следующего приступа отца Харалампия, вопреки его желанию, на вертолете снова спешно отправляют в Фессалоники, в военный госпиталь. На этот раз он, уже предчувствуя свою близкую кончину, пребывает в молчании, не желая, очевидно, опечалить своих духовных чад. Уже не первый раз его вывозят на лечение. Но только теперь он, с большой нерешительностью покидая Святую Гору, сказал: «Лучше дайте мне умереть в монастыре». Был и еще один значимый момент этого расставания. Старец достал несколько четок и дал их нам с тем, чтобы мы в свою очередь Передали их некоторым его близким. Со слезами на глазах он попрощался со всеми насельниками, начиная с игумена и кончая последним послушником.
Тем монахом, в обязанности которого в последние годы входило ухаживать за Старцем, был отец Гавриил, один из достойнейших монахов обители. Однако на этот раз, вследствие необходимости нести послушание в соборе Старцев, он не смог сопровождать больного.
Тогда игумен выбрал для этой цели двух других братьев: монастырского медбрата отца Калинника и отца Николая. Эти монахи, подобно неусыпным стражникам, находились при отце Харалампий вплоть до самой его блаженной кончины.
Ближайшие родственники больного, которые жили в Драме, — его брат Косьма, а также дети недавно почившего другого брата Дамиана — Леонид и Харалампий, многие духовные чада отца Харалампия также ежедневно навещали его. Косьма вспоминал потом, как тот кратко и ясно в разговоре с ним предсказал свою скорую кончину:
— Помоги мне, брат, — сказал ему однажды Старец, — потому что я тороплюсь. Я отправляюсь в дорогу. Мы будем совершать литургию.
— Куда ты собираешься?
— Наверх... — ответил он и показал на небо.
Большинство же ни о чем не подозревало. И вот настал последний день перед кончиной. Первого января 2001 года отец Харалампий чувствовал себя очень хорошо. Он поел и, принимая пришедших навестить его, разговаривал с ними и наставлял их очень проникновенно.
Врачи также не ждали никаких осложнений. Последнее их заключение было: «Слава Богу, кризис миновал». По тому, как вел себя Старец, можно было предположить, что в те минуты, когда он внезапно замолкал, он погружался в созерцание небесных видений. Полагаю, что брат нашего монастыря отец Николай как очевидец когда-нибудь более подробно об этом напишет.
Приведу здесь рассказ другого монаха, отца Георгия, который также находился рядом со Старцем в последние дни его жизни. Этот брат был одним из пяти первых послушников отца Харалампия в Новом Скиту. В 1967 году, переходя с братией в Буразери, приснопамятный Старец оставил его своим преемником в келье святого Иоанна Предтечи в Новом Скиту. По Божественному промыслу, находясь на лечении, он лежал в одной палате с отцом Харалампием. Отец Георгий удостоился провести эти последние часы возле своего Старца, став, таким образом, очевидцем его блаженной кончины. Вот что он говорил:
«Поздно ночью в первый день 2001 года Старец спокойно сидел на своей кровати. В какой-то момент я вдруг заметил, что он стал внимательно за чем-то наблюдать и словно весь ушел в созерцание. Кто может знать, что он видел? Внезапно отец Харалампий, затрепетав от радости, поднялся на кровати и протянул руки, словно желая кого-то обнять. Раздался радостный возглас..., и его душа отлетела к Небесам».
Достойно удивления, что печать спокойствия оставалась на лице Старца и после смерти. Оно было живым. Врачи, глядя на почившего, не могли поверить, что он мертв, и снова и снова делали попытки вернуть его к жизни, но тщетно... его душа уже вышла из тела.
Кроме выражения спокойствия и умиротворения, которые излучало лицо отца Харалампия, в нем ясно отражалась и сопутствующая ему Божественная благодать. Да, наша скорбь была поистине велика. Но какая-то тихая радость, какое-то ощущение живого, почти осязаемого присутствия Старца удивительным образом наполняло души всех его осиротевших чад.