Переезд в монастырь Дионисиат
Несмотря на то, что решение отца Харалампия было, как ему казалось, окончательным, для других оно вовсе не было таковым. Он постоянно отвергал поступающие одно за другим все новые и новые предложения.
В конце концов Старец уступил просьбам своих духовных чад из монастыря Дионисиат. Они заверили его, что оба братства объединятся, и будет одно стадо и один Пастырь
В значительной степени этому способствовали пожелания и предложения многих членов нашего братства, которые уже после первых близких контактов с монастырем были, подобно рыбам, уловлены, в его сети.
После многих уговоров, которые непрестанно поступали отовсюду, Старец был вынужден уступить: «Глас народа — глас Божий». Со словами «Воля Господня да будет» отец Харалампий согласился с предложением своих чад.
В сентябре 1979 года наше братство переехало в известный монастырь Дионисиат. Наедине Старец сказал мне, недостойному, что незадолго до нашего переезда в видении Господь показал ему будущий ход событий — то, что произойдет после его вступления в должность игумена обители.
С уверенностью я могу засвидетельствовать, что в целом вся монастырская братия, от приснопамятного старого игумена отца Гавриила, соборных Старцев обители и до последнего послушника, относились к новому игумену с подобающим уважением.
Конечно, в братстве, насчитывающем около сорока человек, иной раз проявлялись и человеческие немощи. Но вмешательство отца Харалампия, облеченного игуменской властью и пользующегося всеобщим уважением, вновь все расставляло по своим местам, способствуя упорядоченному, мирному течению монастырской жизни.
Монастырский распорядок
Согласно желанию Старца, одним из условий нашего переезда в Дионисиатскую обитель было введение в монастыре исихастского распорядка жизни нашей кельи. Соборные Старцы и другие монахи, устраивающие наше переселение, уверили отца Харалампия, что они согласны со всеми его предложениями.
В действительности же все было несколько иначе. На месте мы столкнулись с нежеланием старых монахов менять монастырский устав. Совершенно справедливо они выдвигали тот аргумент, что типик монастыря Дионисиат является предметом его гордости. Он заслуженно принес обители лавровые венки, им руководствуются многие монастыри, как на Святой Горе, так и за ее пределами. Можно ли допустить, чтобы в такой устав были внесены изменения, да еще и самими дионисиатцами?
Старец проявил понимание и уступил. В виде компромиссного решения он позволял некоторым братьям, любящим безмолвие, приходить на многочасовую ночную службу спустя час-два после ее начала, по
с вящая это время келейной молитве. Однако позднее он понял, что в общежительном братстве даже такие незначительные компромиссы невозможны, и прекратил эту практику.
Хотя в вопросе изменения устава отца Харалампия ждала неудача, он настоял на введении в монастыре практики частого причащения Святых Таин. Большая часть старых монахов обители скоро присоединились к этому нововведению. Несмотря на то, что здесь и возникали кое-какие возражения, они никогда не перерастали в проблему Но расскажем об этом чуть подробнее.