Десять видов страданий, причиняемых человеком самому себе.
-- Стать главой семьи, не имея средств к существованию, значит причинять страдания самому себе, как это делает слабоумный, съев аконит.
-- Вести совершенно безнравственную жизнь и не почитать религию значит причинять страдания самому себе, как это делает сумасшедший, прыгая через пропасть.
-- Быть лицемерным, значит причинять страдания самому себе, как это делает тот, кто добавляет в свою пищу яд.
-- Пытаться действовать в роли настоятеля монастыря, не имея твердого характера, значит приносить страдания самому себе, как это делает дряхлая старуха, пытаясь пасти скот.
-- Целиком посвятить себя достижению своих эгоистичных целей и не заботиться о благе других значит причинять страдания самому себе, как это делает слепой, заблудившийся в пустыне.
-- Возложить на себя трудные задачи и не иметь сил выполнить их, значит причинять страдания самому себе, как это делает слабосильный человек, пытающийся нести тяжелую ношу.
-- Преступать заповеди Будды или святого гуру под влиянием гордыни и самомнения, значит причинять страдания самому себе, как это делает правитель, неспособный управлять страной.
-- Слоняться без дела по городам и селениям вместо того, чтобы посвятить это время медитации, значит причинять страдания самому себе, как это делает олень, который спустился в долину вместо того, чтобы жить на неприступной высоте.
-- Быть поглощенным мирскими заботами вместо того, чтобы взращивать в себе Божественную Мудрость, значит причинять страдания самому себе, как это делает орел, сломавший крыло.
-- Присваивать, не стыдясь, приношения, посвященные гуру или Трём Прибежищам (Будда, Священное Писание и монашеская община), значит причинять страдания самому себе, как это делает ребенок, глотая горящие угольки (1).
Это десять видов страдания причиняемых человеком самому себе.
(1). Плохая карма, являющаяся следствием неблагочестивого поступка, столь же мучительна психологически для совершившего его верующего человека, как для ребенка физически мучительно проглотить горящие угольки.
ДЕСЯТЬ БЛАГОДЕЯНИЙ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ЧЕЛОВЕКОМ САМОМУ СЕБЕ.
-- Приносит себе благо тот, кто оставил земные дела и посвятил себя Святой Дхарме (Священное Писание).
-- Приносит себе благо тот, кто оставил дом и семью и встретил святого гуру.
-- Приносит себе благо тот, кто прекратил заниматься мирскими делами и посвятил себя трем благочестивым деяниям -- слушанию, размышлению и медитации [на избранных учениях].
-- Приносит себе благо тот, кто избегает общаться с людьми и живет в уединении.
-- Приносит себе благо тот, кто переносит лишения, отказавшись от роскоши и довольства.
-- Приносит себе благо тот, кто удовлетворяется малым и освободился от жажды приобретать земные богатства.
-- Приносит себе благо тот, кто принял решение не улучшать свое благосостояние за счет других и не отступает от него.
-- Приносит себе благо тот, кто освободился от жажды преходящих радостей и посвятил себя достижению вечного блаженства нирваны.
-- Приносит себе благо тот, кто оставил привязанность к видимым материальным вещам [которые преходящи и нереальны] и достиг познания Реальности.
-- Приносит себе благо тот, кто привел в дисциплинированное состояние трое врат знания [тело, речь и ум] и приобрел благодаря правильному их использованию Двойную Заслугу.
Это десять благодеяний, которые человек оказывает самому себе.
XX. ДЕСЯТЬ НАИЛУЧШИХ ВЕЩЕЙ
-- Для человека со слабо развитым умом иметь веру в причинно-следственный закон -- наилучшая вещь.
-- Для человека со средним умом распознавать действия закона противоположностей в самом себе и окружающем мире -- наилучшая вещь.
-- Для человека с высокоразвитым умом полностью проникнуться знанием нераздельности познающего, познаваемого и процесса познания -- наилучшая вещь.
-- Для человека со слабо развитым умом наилучшая медитация -- полное сосредоточение ума на одном объекте.
-- Для человека со средним умом наилучшая медитация -- непрерывное сосредоточение ума на двух дуалистических парах [феноменов и ноуменов, сознания и ума].
-- Для человека с развитым умом наилучшая медитация - сохранять ум в бездеятельном спокойном состоянии, когда благодаря знанию о том, что медитирующий, объект медитации и процесс медитации нераздельны, в уме не возникает никаких мыслей.
-- Для человека со слабо развитым умом наилучшая религиозная практика -- жить, строго следуя закону причин и следствий.
-- Для человека со средним умом наилучшая религиозная практика -- относиться ко всему окружающему как к сновидению или как явлениям, создаваемым магическим способом.
-- Для человека с высокоразвитым умом наилучшая религиозная практика -- отрешиться от всех мирских желаний и мирских забот [считая все относящееся к сансаре в действительности несуществующим].
-- Для всех людей, независимо от их умственного развития, наилучшее свидетельство духовного роста -- постепенное освобождение от затемняющих ум страстей и эгоизма.
Это десять наилучших вещей.