Священные воспоминания дней седмицы

Священные воспоминания каждого дня седмицы составляют седмичный круг богослужения. Этот круг не имеет своих служб, песнопения, отражающие его тематику, включаются в службы суточного круга.

Воскресенье,начало седмичного круга, посвящено воспоминанию Воскресения Христова. Каждое воскресение — это малая Пасха. Воскресенье является настолько важным днем, что выше него в Церкви ставятся только двунадесятые Господские Праздники.

В понедельник вспоминаются бесплотные Силы Небесные.

Во вторник прославляется величайший из пророков Креститель Господень Иоанн.

Среда и пятница посвящены воспоминанию Крестных страданий Господа и поклонению Его Животворящему Кресту — орудию нашего спасения. Среда — это день, когда Иуда предал Спасителя после вечери в доме Симона прокаженного (Мк. 14.3—11), а пятница — это день Его распятия (Ин. 19.14).

Четверг — это день памяти святых апостолов и святителя Николая Мирликийского.

Суббота имеет две темы: прославление всех святых (особенно святителей, мучеников и преподобных) и поминовение усопших.

Рассматривая седмичный круг богослужения, нужно сказать и о существующей в Церкви системе гласов (напевов). Их восемь. Для каждого гласа существует набор песнопений на каждый день седмицы. Глас начинается в воскресенье (поскольку богослужебный день начинается с вечера, то по астрономическому времени это будет вечер субботы) и заканчивается в следующую субботу утром. Таким образом, для каждого дня седмицы существует восемь вариантов службы. Тематика дня седмицы в них остается, но раскрывается в каждом гласе по-своему. Это можно заметить, например, в воскресных службах, на которых мы чаще всего бываем.

Отсчет гласов идет от Пасхи: в следующее воскресенье после нее (в Фомину Неделю) начинают петь первый глас. В Светлую седмицу каждый день поются воскресные песнопения разных гласов. Это называют «парадом гласов».

Тексты седмичного круга находятся в Октоихе. Название этой богослужебной книги происходит от двух греческих слов: окто — восемь и ихос — глас. Дословный перевод — «Осьмогласник».

Структура церковного года

Годовой круг богослужения, как и седмичный, не имеет своих служб, его тексты тоже вставляются в определенных местах суточных служб. Годовой круг можно разделить на две крупные части: Месяцеслов и Пасхалию.

Месяцеслов — это система неподвижных праздников (закрепленных за каждым числом месяца). Сюда же входят три многодневных поста: Рождественский, Успенский и Петровский. Начало месяцеслова — это начало церковного года, 1 сентября по старому стилю.

Самые главные праздники Месяцеслова называются двунадесятыми[63] (даты даны по новому стилю):

1. Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября.

2. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября.

3. Вход во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря.

4. Рождество Христово — 7 января.

5. Крещение Господне, или Богоявление — 19 января.

6. Сретение Господне — 15 февраля.

7. Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля.

8. Преображение Господне — 19 августа.

9. Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа.

Первый большой праздник церковного года — это Рождество Пресвятой Богородицы, последний — Ее Успение. Конечно, это неслучайно, ведь в течение жизни Матери Божией произошли все важнейшие для нашего спасения события: Бог родился во плоти, искупил человечество Своей Крестной смертью, основал на земле Свою Церковь, апостолы возвестили Евангелие всему цивилизованному миру. Центром Месяцеслова является праздник Рождества Христова.

Для подготовки к праздникам в Церкви установлены многодневные посты.

Рождественский пост перед праздником Рождества Христова начинается с 28 ноября, со дня св. апостола Филиппа, поэтому иначе его называют «Филипповым постом». Этот пост длится сорок дней.

Успенский пост перед праздником Успения Божией Матери продолжается две недели, с 14-го августа по 27 августа.

Апостольский или Петров пост перед праздником св. Апостолов Петра и Павла начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до 12 июля. Продолжительность его зависит от даты празднования Пасхи. Самая большая продолжительность его — шесть недель, и самая меньшая — неделя с одним днем.

Великий пост продолжается шесть недель и готовит верующих к воспоминанию Крестных страданий Спасителя на Страстной седмице и светлому празднику Воскресения Христова — Пасхе. Великий пост относится к подвижной части церковного года (Пасхалии): каждый год пост начинается в разные дни, в зависимости от даты празднования Пасхи.

Помимо многодневных постов в Церкви существуют посты однодневные: в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 11 сентября и праздник Воздвижения Креста Господня, в воспоминание Крестных страданий Господа Иисуса Христа 27 сентября, а также в среду и пятницу всего года.

Пасхалия представляет собой систему подвижных праздников, связанных с Пасхой. Каждый день этого цикла не связан с определенной календарной датой, но зато ежегодно празднуется в один и тот же день седмицы и находится в неизменном положении относительно дня Пасхи.

На период Пасхалии приходятся три двунадесятых праздника. Вход Господень в Иерусалим всегда бывает в воскресенье, за неделю до Пасхи, Вознесение Господне празднуется в сороковой день после Пасхи (это всегда четверг), Пятидесятница, или день сошествия Святого Духа на апостолов, празднуется на пятидесятый день после Пасхи и всегда бывает в воскресенье. Праздник Пасхи, как «праздников праздник и торжество торжеств»[64], высочайший из всех праздников, не входит в число двунадесятых.

Подвижная часть годового круга начинается за три седмицы до Великого поста Неделей мытаря и фарисея, подготовительный период к Великому посту. Затем — 6 седмиц Великого поста, праздник Вход Господень в Иерусалим, Страстная седмица, Пасха и Светлая седмица, праздники Вознесения и Пятидесятницы. Заканчивается подвижная часть годового круга Неделей всех святых, в следующее воскресенье после Пятидесятницы. Почему именно в этот день? Потому что сошествием Святого Духа на Апостолов в Пятидесятницу завершается дело нашего спасения, точнее, завершается та его часть, которая устроена для человека Богом. А в Неделю всех святых мы вспоминаем тех, кто воспользовался этим даром. Сонм святых — ответ человечества на неизреченный дар Божий, это тот плод, который приносит Богу человеческий род в ответ на Его благодеяния, на Его призыв ко спасению и вечной жизни.

О кругах богослужебного времени необходимо знать для того, чтобы понять общий принцип построения любой службы: богослужение каждого дня складывается из неизменяемых текстов служб суточного круга, в которые вставляются изменяемые молитвословия. Содержание изменяемых текстов зависит от того, в какой день седмицы и в какой день года совершается данная служба.

В изменяемых текстах вспоминаются новозаветные события, прославляется подвиг святых, память который празднуется в данный день, осмысляются события церковной истории (например, Вселенские Соборы и победы над ересями, случаи чудесной помощи Спасителя и Матери Божией, в том числе и через святые иконы и др.).

Богослужебные тексты

Песнопения и молитвословия, которые мы слышим на богослужении, имеют несколько источников. Прежде всего, это Священное Писание, а в нем — чтение Святого Евангелия.

Евангелиечитается на Литургии, а также на утрене воскресных и праздничных дней. Чтение Евангелия на богослужении происходит в очень торжественной форме, сопровождается пением, возглашениями священника, молитвой о разумении священного текста.

«Вспомним, какое место занимает это чтение в богослужении и вообще, какое место эта книга занимает в храме. Вспомним, как выглядит богослужебное Евангелие: оно всегда украшено, оно хранится на Престоле, оно является объектом особого поклонения. И еще вспомним, что Евангелие — книга, которая не освящается. Текст Евангелия считается священным, когда написана последняя строчка, поставлена последняя точка. Вспомним, как торжественно дьякон выносит Евангелие на утрене, как произносится специальное прошение: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия…». Речь идет, конечно, не о физическом слухе, а подразумевается такое слышание, о котором говорится в Евангелии: «Имеяй уши слышати, да слышит» (Мф. 13.9). Итак, существует особая молитва о разумении Евангелия»[65].

Среди текстов, большей частью взятых из Ветхого Завета, нужно, прежде всего, назвать паремии. Слово «паремия» означает «притча», «прообраз». Тексты паремий содержат ветхозаветные прообразы празднуемых событий. Например, во многие богородичные праздники читается отрывок из книги Бытия о лестнице от земли до неба, которую видел Иаков (Быт. 8.10—27). Лествица Иакова — один из ветхозаветных прообразов Пресвятой Богородицы, поскольку через Нее Бог пришел в мир и люди получили возможность взойти на небеса, наследовать Царство Небесное. Существуют особые циклы паремий, посвященные Господским праздникам, разным ликам святых (святителям, преподобным и пр.). Паремии чаще всего читаются на вечерне.

Из всех книг Священного Писания на богослужении мы чаще всего слышим Псалтирь. Она читается целыми кафизмами; по одному, по два или по шесть псалмов; отдельными стихами. Нет ни одной службы, где бы ни звучали слова этой книги.

Одним из наиболее часто встречающихся молитвословий являются ектеньи. Название происходит от греческого слова «усердный». Ектенья — это усердное совместное моление, когда диакон произносит прошения, а хор поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

Существует четыре основных вида ектений.

Великая ектенья — это первая ектенья каждой службы (литургии, вечерни, утрени). Она начинается словами «Миром Господу помолимся» и состоит обычно из одиннадцати прошений.

Малая ектенья всегда начинается словами «Паки и паки миром Господу помолимся». Она содержит всего два прошения и произносится на службах значительно чаще других ектений.

Просительную ектенью можно узнать по ответу хора: начиная со второго или третьего прошения, он поет: «Подай, Господи».

Сугубая ектенья. Отличительная черта сугубой[66] ектеньи — троекратное «Господи, помилуй».

Тематика дней седмицы или праздников церковного года отражена в гимнографии — богослужебных песнопениях, сложенных новозаветными церковными поэтами. Наиболее известными гимнографическими жанрами являются тропарь и кондак.

Тропарь — это главное песнопение праздника. В нем в краткой и выразительной форме разъясняется сущность вспоминаемого события или содержание подвига святого.

Кондак, как и тропарь, объясняет сущность праздника, но уже несколько по-иному, иногда даже глубже, чем тропарь. Кондак представляет собой остаток древней церковной поэмы наподобие акафиста, которая вся называлась кондаком. Считается, что наиболее древние кондаки — это первая ее строфа. Появление кондаков церковное предание связывает с именем преп. Романа Сладкопевца (V—VI вв.).

Богослужение Великого поста и Страстной седмицы

Великий пост

Великий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Великий пост вводит нас в Страстную седмицу и затем к радости Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения.

Еще в Ветхом Завете Господь повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину (то есть десятую часть) из всего, что они приобретали. Зная это, святые Апостолы установили десятую часть года, то есть время Великого Поста (Св. Четыредесятницу) посвящать Богу.

В подвиг Великого поста христианин вводится постепенно, в течение трех подготовительных седмиц.

Подготовительный период к Великому посту начинается Неделей[67] Мытаря и Фарисея. Она названа по евангельской притче, которую читают на Литургии. В церковных песнопениях Постной Триоди восхваляется мытарево смирение — основание покаяния и любой добродетели и порицается главное препятствие к покаянию — гордыня фарисея. Основная идея богослужения этого дня выражена в заключительных словах притчи: «Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется» (Лук. 18.14).

Вторая приготовительная Неделя к Великому посту называется Неделей о Блудном Сыне. В притче о блудном сыне, которую мы слышим за Литургией в Евангельском чтении, Церковь поучает нас надеяться на милосердие Бога, никогда не отвергающего кающегося грешника.

Третья приготовительная Неделя к Великому посту называется Неделей о Страшном Суде. На Литургии в этот день читается Евангелие о Страшном Суде для того, чтобы мы не предались беспечности в надежде на беспредельность человеколюбия Божия. Церковь в этот день напоминает нам, что Господь не только бесконечно милосерден, но и бесконечно правосуден, что Он - праведный Судия, воздающий каждому по его делам. Это воскресенье называется также Мясопустным,потому что с этого дня полагается отпуст (то есть прекращение употребления) мяса.

Последнее воскресенье перед Великим Постом называется Прощеным воскресеньем. На Литургии читается Евангелие (Мф. 6.14—21) о прощении обид нашим ближним, без чего мы сами не можем получить прощения грехов от Отца Небесного. В этот день в храмах совершается чин прощения: настоятель с земным поклоном испрашивает у верующих прощения, а затем все с поклонами просят прощения друг у друга, чтобы в мирном состоянии души вступить в подвиг поста.

Великопостное богослужениезначительно отличается от богослужения остального времени года. Службы становятся более продолжительными и менее торжественными. В храме зажигают только немногие светильники, редко открываются Царские врата, священнослужители облачаются в темные одежды. Песнопений бывает мало, службы большей частью состоят из чтения псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» Земные поклоны положено делать и в другие моменты великопостных служб.

В среду и пятницу Великого поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров[68].

Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью. В первые четыре дня на Великом повечерии читается Великий канон святого Андрея Критского.

В первое воскресенье Великого поста празднуется Торжество православия, установленное при царице Феодоре в 843 г. в память восстановления почитания святых икон.

Во второе воскресение Великого поста совершается память св. Григория Паламы (XIV в.), который в своих творениях показал значение поста и молитвы. Святитель Григорий учил, что за усиленный подвиг поста и молитвы Бог озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Спаситель на Фаворе.

В третье воскресенье Великого поста называется Крестопоклонным. На Всенощном бдении из алтаря выносится для поклонения Святой Крест. Этот день в середине поста установлен для ободрения верующих и укрепления их духовных сил, для напоминания о спасительных Страстях Господних и о последовавшем за ними преславном Воскресении.

В четвертое воскресенье вспоминается прп. Иоанн Лествичник, великий подвижник древности, автор книги «Лествица».

В пятое воскресенье Великого Поста совершается память преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице прп. Марии Египетской образец истинного покаяния и пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

Шестое воскресенье Великого Поста — великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим.

Страстная седмица

Страстною седмицею называется последняя седмица перед Пасхой. Такое название эта седмица имеет потому, что она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, Крестной смерти и погребения. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Седмицы называются Великими.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками.

Служба Великого Четверга посвящена воспоминанию умовения Иисусом Христом ног ученикам, Тайной Вечери, молитвы в Гефсиманском саду и предательства Иуды. В этот день совершается Литургия свт. Василия Великого в соединении с вечерней в память того, что Таинство Причащения Господь установил вечером. В этот день освящается миро, употребляемое для совершения Таинства Миропомазания, а также для освящения храмов и антиминсов.

Служба Великой Пятницы посвящена воспоминанию Крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения.

На утрени (которая служится вечером в Великий Четверг) посреди храма читаются двенадцать Страстных Евангелий — двенадцать фрагментов из всех четырех Евангелий, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечере и кончая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу. Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны — свою любовь ко Спасителю.

В Великую Пятницу Литургии не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские часы.Считается,что название это происходит от того, что на них обычно присутствовали Византийские императоры и русские цари. Но более глубокое объяснение связано с тем, что эта служба посвящена Царю Царей — Господу Иисусу Христу. Это самые главные часы года, на них вспоминаются последние часы Его земной жизни.

Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священнослужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и целуют ее.

Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Господа Иисуса Христа во гробе и Его сошествию во ад. На утрене Великой Субботы при пении: «Святый Боже...» совершается крестный ход с Плащаницей в воспоминание погребения Спасителя. Затем Плащаница подносится к открытым Царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом, и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года, и соединяется с вечерней. На этой Литургии читается пятнадцать паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении человека Страданиями и Воскресением Господа Иисуса Христа. После чтения Апостола священнослужители переоблачаются из великопостных одежд в белые, и диакон в светлом облачении, подобно ангелу, перед Плащаницею чтением Евангелия возвещает людям о Воскресении Христовом.

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина для подкрепления сил молящихся. После этого начинается чтение книги Деяний Апостольских, которое продолжается до начала полунощницы.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, в конце которой священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

В полночь начинается первая служба Святой Пасхи — Пасхальная утреня (в народе называемая Пасхальной заутреней), и Церковь Христова исполняется светлой радостью величайшего праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть именно та радость, о которой сказал Сам Господь: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16.22)[69].

Православные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Православною Церковью 21-го сентября по новому стилю. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности; первое упоминание о нем относится к IV веку.

Священное Писание почти не говорит о рождении и обстоятельствах детства Пресвятой Богородицы, известия об этом сохранило для нас церковное Предание.

В галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женой Анной. Вся жизнь супругов была проникнута любовью к Богу и к людям. До глубокой старости они не имели детей, хотя непрестанно молили Бога о даровании им ребенка. Бесчадие в ветхозаветное время считалось наказанием Божиим, поэтому Иоакиму, как человеку, неугодному Богу, даже не разрешали приносить жертвы в храме. Поношение (позор) за свою бесплодность терпела и праведная Анна. Супруги дали обет: если у них родится младенец, посвятить его Богу. За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг ко другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость — под конец их жизни у них родилась дочь. По указанию ангела Божия девочку назвали Марией.

Рождество Пресвятой Девы Марии является первым неподвижным праздником годового богослужебного круга. Это объясняется, прежде всего, духовным значением этого события: с рождением Пресвятой Богородицы стало возможным Боговоплощение и спасение людей — родилась Дева, достойная стать Матерью Спасителя. Поэтому, по выражению церковных песнопений, рождение Девы Марии стало радостью для всего мира.

Тропарь праздника: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести (возвестило) всей вселенней: из Тебе бо возсия (потому что из Тебя возсияло) Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде (дал) благословение, и упразднив смерть, дарова (даровал) нам живот вечный.

Кондак праздника: Иоаким и Анна поношения безчадства (поношения за бездетность), и Адам и Ева от тли смертныя (разрушения, погибели в результате смерти) свободистася (освободились), Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений (тяготы греховной) избавльшеся (избавившись), внегда звати Ти (восклицая Тебе): неплоды (неплодная) раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Девы Марии празднуется Православною Церковью 4-го декабря. Точная дата установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы неизвестна, но уже в VIII—IХ веках праздник отмечался во многих Церквах православного Востока.

Церковное предание сообщает, что во исполнение обета, данного родителями Пресвятой Девы Марии — посвятить дитя Богу, в трехлетнем возрасте Пресвятая Дева была отведена в Иерусалимский храм. По дороге к храму Ей предшествовали юные девы со светильниками. Перед входом в храм было 15 больших ступеней. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию, и в этот миг совершилось чудесное событие: одна, не поддерживаемая взрослыми, Она взошла по высоким, крутым ступеням.

Пречистую Деву встретил первосвященник и, по вдохновению Божию, совершил дело необычное и всех удивившее: благословив Деву, Он ввел Ее во Святая Святых. В эту часть храма, по закону, дозволено было входить только один раз в год и только первосвященнику. Необыкновенное введение Пресвятой Девы во храм показывает, что Она Сама станет живым храмом для Бога-Слова.

Дева Мария жила и воспитывалась при храме до четырнадцати лет — возраста совершеннолетия.

Тропарь праздника: Днесь (ныне) благоволения Божия предображение (предвестие), и человеков спасения проповедание (проповедь о спасении людей): в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопим (громко воззовем); радуйся, смотрения Зиждителева исполнение (исполнение Божественного замысла о нас)!

Кондак праздника: Пречистый Храм Спасов, многоценный Чертог и Дева, священное Сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном (неся с Собой благодать в Духе Божественном), Юже (Ее) воспевают Ангели Божии: Сия есть Селение небесное.

Рождество Христово

Великое событие Рождества Христова празднуется Церковью 7-го января (по новому стилю). Установление празднования Рождества Христова относится к I веку христианства.

Об обстоятельствах рождения Спасителя рассказывают Евангелие от Матфея (1—2 гл.) и Евангелие от Луки (2 гл.).

Во время правления в Риме императора Августа, в Иудее, как одной из римских провинций, проводилась всенародная перепись. Каждый иудей должен был пойти в тот город, где жили его предки, и там записаться. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в гостинице и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Сын — Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда пастухи клали корм для скота.

Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг явился перед ними ангел и сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (то есть Вифлееме) Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». В то же время явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2.8—14). Пастухи, поспешив, пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от Ангелов. Мария же сохраняла все слова их в Своем сердце.

На восьмой день после рождения Младенца Матерь Его с Иосифом, согласно закону, дали Ему имя Иисус, как было указано ангелом.

Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока пришли в Иерусалим волхвы (ученые, мудрецы). Они поклонились Младенцу и поднесли Ему дары: золото, ладан и смирну (драгоценное благовонное масло). Все дары волхвов символичны: золото они принесли Христу как Царю (в виде дани), ладан — как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну — как Человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали и натирали благовонными маслами). Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами: Мельхиор, Гаспар и Валтасар.

В Боговоплощении была явлена любовь и милость Божия к грешным людям. Сын Божий уничижил, смирил Себя, отложил свойственные Ему как Богу величие и славу и принял условия жизни падшего человечества. Грех некогда сделал людей врагами Богу. И вот Бог Сам стал Человеком, чтобы обновить человеческую природу, избавить людей от власти греха и примирить их с Собой.

К достойному празднованию Рождества Христова верующие приготовляются сорокадневным постом. В особо строгом посте проводится день накануне Рождества — он называется сочельником; в этот день, по церковному Уставу, полагается употреблять в пищу сочиво (пшеницу с медом).

Тропарь праздника: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума (просветило мир светом познания истинного Бога): в нем бо (через Рождество Христово) звездам служащии (волхвы) звездою учахуся (были научены звездой) Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети, с высоты востока (познать Тебя, Восток свыше), Господи, слава Тебе!

Кондак праздника: Дева днесь Пресущественнаго (вечно Существующего) раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви (волхвы) же со звездою путешествуют: нас бо ради родися отроча младо (малый Отрок), Предвечный Бог.

Крещение Господне (Богоявление)

Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью 19-го января. До IV века Крещение праздновалось христианами одновременно с Рождеством Христовым, этот единый праздник назывался Богоявлением.

Обстоятельства Крещения Господня описаны во всех четырех Евангелиях (Мф. 3.13—17; Мк. 1.9—11; Лк. 3.21—23; Ин. 1.33—34).

В то время, когда святой Иоанн Предтеча проповедовал, призывал народ к покаянию и крестил, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, и Он так же, как и другие иудеи, пришел из Назарета на Иордан к Иоанну Предтече, чтобы креститься. Иоанн считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь (то есть, не удерживай меня теперь) потому что так нужно нам исполнить всякую правду» (Мф. 3.14—15). «Исполнить всякую правду» значит выполнить всё, требуемое Законом Божиим, и показать людям пример исполнения воли Божией. После этих слов Иоанн повиновался и крестил Господа Иисуса Христа.

По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и святой Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3.17).

После Крещения Иисус Христос вышел на общественное служение и проповедь.

Крещение Господа было предвестником церковного Таинства Крещения. Иисус Христос Своей жизнью, Смертью и Воскресением открыл для людей Царство Божие, в которое человеку нельзя войти без Крещения, то есть рождения от воды и Духа (Мф. 28.19—20; Ин. 3.5).

Праздник Крещения называется Богоявлением, так как в этот момент Бог явил (показал) людям, что Он есть Пресвятая Троица: Бог-Отец говорил с неба, воплотившийся Бог-Сын крестился, а Бог-Дух Святый сошел в виде голубя.

Особенность этого праздника составляют два великих водоосвящения. Первое бывает накануне праздника (в сочельник), а другое — в самый праздник Крещения Господня. В древности в день Богоявления иерусалимские христиане для освящения воды выходили на реку Иордан — место, особенно связанное с Крещением Спасителя. В связи с этим и на Руси Богоявленский крестный ход называется крестным ходом «на Иордан».

Тропарь праздника: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, (когда Ты крестился в Иордане) Троическое явися поклонение (тогда на земле с особой ясностью открылась тайна Святой Троицы). Родителев бо глас (глас Бога-Отца) свидетельствоваше Тебе (свидетельствовал о Тебе), возлюбленнаго Тя Сына именуя (называя Тебя возлюбленным Сыном), и Дух, в виде голубине (в виде голубя), извествоваше словесе утверждение (подтверждал свидетельство Бога Отца). Явлейся (Явившийся) Христе Боже, и мир просвещей (просветивший), слава Тебе.

Кондак праздника: Явился еси днесь (ныне) вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася (запечатлелся) на нас, в разуме (разумно) поющих Тя: пришел еси, и явился еси, Свет Неприступный.

Сретение

Сретение Господне празднуется Церковью 15-го февраля. Этот праздник известен на христианском Востоке с IV века.

Обстоятельства этого события описаны в Евангелии от Луки (2.22—39). Слово «сретение» означает «встреча».

После Рождества Христова прошло сорок дней, и Пресвятая Богородица вместе с праведным Иосифом принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм для исполнения Закона Моисеева. По Закону всякий первенец мужского пола должен быть на сороковой день принесен в храм для посвящения Богу (если это первенец из колена Левина, его оставляли при храме для воспитания и будущего служения; первенцев из других колен родители выкупали за пять монет). Мать младенца на сороковой день после родов должна была принести жертвы за очищение (женщины из бедных семей обычно приносили двух птенцов голубиных).

В храме Младенца встретил пришедший туда по внушению Духа Божия старец Симеон и жившая при храме пророчица Анна.

Праведный Симеон, которому Бог обещал, что он не умрет, пока не увидит исполнение ветхозаветных обетований о Спасителе мира, принял на руки Младенца и узнал в Нем Мессию. В этот момент Симеон Богоприимец, обращаясь к Христу, произнес пророческие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал перед лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2.29—32).

Пресвятой Деве Марии праведный старец предсказал сердечные мучения, которые Ей предстояло претерпеть, сострадая Своему Божественному Сыну в подвиге Его земной жизни и Крестной смерти.

После этой встречи Анна-пророчица возвестила всему Иерусалиму о рождении Спасителя.

Тропарь: Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме (просвещающий находящихся во тьме заблуждений): веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак: Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив (как надлежало, предупредив его), и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство (умири раздоры) и укрепи люди, ихже (которых) возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Православною Церковью 7-го апреля. Первые упоминания о праздновании Благовещения относятся к III веку.

Обстоятельства Благовещения описаны в Евангелии от Луки (Лк. 1.26—38).

Когда наступило время, предопределенное Творцом, к Пресвятой Деве был послан архангел Гавриил с благой вестью о скором рождении Сына, Который будет Сыном Всевышнего и наречется Иисусом. Мария вопросила, как может все это исполниться, если Она пребывает в девстве? Ангел ответил Ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1.35). Послушная воле Бога, Дева с кротостью выслушала вестника и произнесла: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1.38).

Спасение человека Бог не мог совершить без согласия и участия самого человека. В лице Пресвятой Девы Марии, согласившейся стать Матерью Иисуса Христа, все творение ответило согласием на божественный призыв к спасению.

День Благовещения это день Боговоплощения: во чреве Пречистой и Непорочной Девы Бог-Сын принял человеческую плоть. Песнопения этого праздника подчеркивают непостижимость тайны воплощения и рождения во плоти Господа Иисуса Христа для человеческого разума.

Тропарь праздника: Днесь спасения нашего главизна (ныне начало нашего спасения), и еже от века таинства явление (и явление тайны, предопределенной от века): Сын Божий Сын Девы бывает (Сын Божий становится Сыном Девы), и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопим (воскликнем): радуйся, благодатная, Господь с Тобою.

Кондак праздника: Взбранной Воеводе победительная (Тебе, избранной Военачальнице), яко избавльшеся от злых (избавившись от бед), благодарственная воспесуем Ти (воспеваем Тебе благодарственную и победную песнь) раби Твои, Богородице, но яко (как) имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Наши рекомендации