Таинства Покаяния, Священства, Брака, Елеосвящения
1. Таинство покаяния. «Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».
Таинство покаяния установлено Самим Господом Иисусом Христом. примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:22-23).
Чинопоследование таинства покаяния:
а) исповедание перед священнослужителем своих грехов лицом, приходящим к таинству;
б) молитвенное прощение и разрешение грехов, произносимое священнослужителем по выслушивании исповеди.
Требования к приступающим к таинству покаяния:
а) вера во Христа и надежда на Его милосердие;
б) сокрушение о грехах;
в) намерение исправить свою жизнь.
Условия действенности таинства покаяния: раскаяние в грехах, изъявление кающимся твердого намерения бороться с грехом.
Вспомогательные средства в отношении покаяния – пост и молитва.
Невидимые благодатные действия таинства покаяния – отпущение грехов и оправдание кающегося, примирение с Богом, исцеление кающегося.
Епитимья – некоторые запрещения, аскетические упражнения – духовное лекарство, кающемуся для уврачевания его нравственных недугов.
2. Таинство священства. «Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово».
Священническое служение – это тройственное служение учительства, священнодействия и управления – одним словом, пастырство.
Институт священства в Церкви – не есть человеческое изобретение, но Божественное установление.
Избрание на священническое служение – не есть дело человеческое, но предполагает избранничество свыше. В таинстве священства преподаются особые благодатные дары, отличающие клирика от мирянина, сообщающие ему власть священнодействовать и содействующие ему в его иерархическом служении.
3 степени священства: епископ, пресвитер и диакон.
Диакон служит при таинствах;
пресвитер совершает таинства, в зависимости от епископа;
епископ не только совершает таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные. С древнейших времен все три иерархические степени считались необходимым условием жизни Церкви.
Невидимое действие таинства священства – рукополагаемому сообщается Божественная благодать священства, необходимая для прохождения пастырского служения. Священство является неповторимым таинством, повторное рукоположение в один и тот же сан недопустимо.
3. Таинство брака. «Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».
В браке обе стороны брачного союза, становясь одной плотью, единым духовно-телесным существом, достигают совершенства. Брак – совместный путь супругов в Царство Божие. Альтернативный путь – девство. В христианстве и девство и брак равно признаются и почитаются как два пути, ведущие к одной цели.
Видимая сторона таинства брака:
1) торжественное свидетельство жениха и невесты перед лицом Церкви о том, что они вступают в брак добровольно и обещают сохранять супружескую верность до конца жизни,
2) торжественное благословение их брачного союза священнослужителем.
Невидимая сторона таинства – оно соделывает заключаемый христианами брак таинственным союзом во образ соединения Христа и Церкви. Идея развода для православного учения о браке неприемлема.
4. Таинство елеосвящения. «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Таинство елеосвящения должно совершаться несколькими священнослужителями, включать в себя молитву над болящим и его помазание елеем. В таинстве елеосвящения болящему подается не только исцеляющая благодать, он получает также и прощение грехов.
Вещество этого таинства – елей, смешанный с красным вином.
Видимая сторона таинства – крестообразное помазание болящего елеем участвующими в совершении таинства священнослужителями, сопровождаемом молитвами и чтением установленных зачал из Апостола и Евангелия. Помазания совершаются на челе, ноздрях, ланитах, устах, груди и на обеих сторонах рук. Таинство елеосвящения следует предварять исповедью и завершать причащением Святых Христовых Тайн.