Средствадостижениясовершенства
Вопрос:КакдолжнодуматьодостижениисовершенстваввереивдобродетеливЦеркви?
Ап. Петрговорит, чтохристианедолжнысовершенствоватьсявЦерквичрезположенныедлятогосредстваичрезсвойподвиг: КакотБожественнойсилыЕго (Христа) дарованонамвсепотребноедляжизнииблагочестия, черезпознаниеПризвавшегонасславоюиблагостию, которымидарованынамвеликиеидрагоценныеобетования, дабывычерезнихсоделалисьпричастникамиБожескогоестества, удалившисьотгосподствующеговмирерастленияпохотью: товы, прилагаяксемувсестарание, покажитевверевашейдобродетель, вдобродетелирассудительность, врассудительностивоздержание, ввоздержаниитерпение, втерпенииблагочестие, вблагочестиибратолюбие, вбратолюбиилюбовь. (2 Петр 1:3-7) Итак, совершенствованиечеловекадостигаетсячрезблагодатьБожиюиличныйподвигкаждогочеловека. ПричемполучениеблагодатиБожиейкакявствуетизсловАп. Петра, неразрывносвязываетсясличнымподвигомхристианина: ктоудаляетсяотгосподствующеговмирерастленияпохотью, тотсоделываетсяпричастникомБожескогоестества.
Вопрос:Вчемвыражаетсяподвигхристианина?
Подвигвыражаетсявовнутреннейборьбесозломивпринуждениисебякдобру.
Вопрос:Какиесредствасейборьбы?
Ихмного: главныеже - воздержаниеимолитва.
Вопрос:УказаллиСпасительнаних?
Указал. Господьсказал, чтодиавольскийродизгоняетсятолькомолитвоюипостом (Мф. 17:21). Атаккаквсякаягреховнаяпохотьвмирепроизошлаипроисходитотнаущениядиавола, тоиборьбасгрехоместьборьбасдиаволом, которыйпобеждаетсяпостомимолитвою.
Вопрос:ЕстьливХристианскойЦерквипост?
Есть
Вопрос:ЕстьливХристианскойЦерквимолитва?
Есть.
Вопрос:Общественныесвященнодействияивсякаямолитва, проявляющаясявовне, неотрицаютсялисловамиСпасителя, чтонастанетвремяинасталоуже, когдаистинныепоклонникибудутпоклонятьсяОтцувдухеиистине, иботакихпоклонниковОтецищетСебе: Богестьдух, ипоклоняющийсяЕмудолженпоклонятьсявдухеиистине (Ин. 4: 23,24)
ЭтимисловамиСпасителянеотвергаютсяникакиесвященнодействияимолитвы, аговоритздесьГосподьотом, чтослужениеБогудолжнобытьдобродетельным, истинным, чтобыидушаителопринималиучастиевдобромподвиге.
Вопрос:КакжесектантыпонимаютприведенныесловаГоспода?
СектантыпонимаютсловаХриста, какуничтожениевсехсвященнодействийивсякойвидимостихристианскоймолитвы
Вопрос:Недопускаютлисектантысамивнешнихобрядовыхдействий?
Допускают. Онипроизносятвслухмолитвы, наклоняютголовы, падаютнаколена, совершаютводноекрещение, возложениерук, преломляютхлеб, пьютвино, ит.п.
Вопрос:Какжемысказаливыше, чтосектантыпонимаютсловаСпасителяопоклонениивдухеиистине, какотвержениевсякихмолитвенныходнообразныхдействий?
Мыэтовполнеправильносказалиосектантах. Сектанты, действительно, тактолкуютприведенныесловаСпасителя, сказанныеСамарянке, каксказано, ноонитолкуютихтактолько тогда, когдасектантамнужноотвергнутьхристианскиеправославныесвященнодействия, аксебеониэтихсловсосвоимтолкованиемнеприменяют. Сектанты - людинеправдивыевсвоихнападкахнаЦерковьХристову, иони, какбесстыжие, нестесняютсяникакимисредствами: самивыдумываютсвященнодействия, ацерковныеониназываютмертвойформойиотвергаютиприкрываютсяприэтомсловамиСпасителяопоклоненииБогувдухеиистине.
Вопрос:Неоказываютсяли, действительно, священнодействияЦеркви "формой"?
Оказываются. Каждоесвященнодействиеимеетизвестнуюформу, получившуюсвоеначалоотХристаиАпостолов, илиБогопросвященныхОтцевЦеркви. Нокаждаяформаимеетмудроесодержание, согласноесдухомиистиноюБожьими; каждаяформаимеетсодержание, научающееверующихправдеБожией. ИГосподьположилвЦерквимногосвященнодействий, чтобыверующиечрезнихпоучались, благодатствовалиисовершенствовались.
Овсякомустановлении, положенномвЦерквидлясовершенствованияверующихбудемговоритьотдельноипокажем, чтовсеониимеютБожественноеоснованиеисектантскиенападкинанихнеосновательны.
Охристианскомпосте
Вопрос:Чтотакоепостхристианский?
Постхристианскийестьтелесноеидуховноевоздержание нетолькоотзапрещенного, ноиоттого, чточеловекупозволено.
Во-первых, постесть илисовершенноевоздержаниеотпищи(примерГосподаИисусаХриста - Мф. 4 гл., пророкаМоисея - Исх. 34 гл., Ниневитян - Ион. 3 гл., Ап. Павла - Деян. 9:9 идр.), иливременноеидажепостоянноевоздержаниетолькоотнекоторыхвидовпищи, - например, отмяса, молока, вина, роскошныхблюдиподобное. Временновоздерживалсяотизвестногородапищи, например, пророкДаниил. Воткакговоритоносебе: я, Даниил, былвсетованиитриседмицыдней. Вкусногохлебаянеел; мясоивиноневходиловустамои. (Дан. 10: 2,3).
Во-вторых, постестьвоздержаниеотбрачноголожа (1 Кор. 7:5), отскромныхидозволенныхрадостейиразвлеченийжизни (напр. отзрелищ, посещенийиприемагостейипод.)
В-третьих, постестьпреимущественнаязаботаобедных, т.е. отказот своегоизлишкаидовольствавпользу неимущихинесчастных, какэтодоказываютнижепомещаемыесловапрор. Исаии (58: 3,4, 6,7)
Вопрос:Правильнолидумаютнекоторые, чтопостсостоиттольковтом, чтобыскоромногонеесть, ачтодушуможноинесмирять?
Такоепонятиеопосте - нехристианское. ГосподьещевВетхомЗаветечерезпророкаИсаиюобличаллюдейзатакойпоказнойпостиговорил, чтонебудетслушатьизвовремятакогопоста. Почемумыпостимся, говоряттакиелицемерныепостники, обращаяськГосподу, аТыневидишь? смиряемдушисвои, аТыне знаешь? ИотвечаетГосподь, зачто нелюбитОнпосталицемерного, наружного, напускного.
Вот, вденьпоставашеговыисполняетеволювашуитребуететяжкихтрудовотдругих. Вот, выпоститесьдляссорираспрейидлятого, чтобыдерзкоюрукоюбитьдругих; вынепоститесьвэтовремятак, чтобыголосвашбылуслышаннавысоте. ... Вотпост, которыйЯизбрал: разрешиоковынеправды, развяжиузыярма, иугнетенныхотпустинасвободу, ирасторгнивсякоеярмо; разделисголоднымхлебтвой, искитающихсябедныхвведивдом; когдаувидишьнагого, оденьего, иотединокровноготвоегонеукрывайся. (Ис. 58: 3,4,6,7)
Вопрос:КакучитохристианскомпостеПравославнаяЦерковьвсвоембогослужении?
"Постящеся, братия, телесне, постимсяидуховне: разрешимвсякийсоюзнеправды (связьснеправдой): расторгнемстропотнаянуждныхизменений, всякоеспасаниенеправедноераздерем, дадималчущимхлеб, инищияибезкровныявведемвдомы: даприимемотХристаБогавелиюмилость" (СтихиранавечерневСредупервойнеделиВеликого поста).
Другаястихира (настиховневПонедельниквторойнеделиВеликогопостанавечерни) поучаетнастак: "Духовнымпостомпостимся, расторгнемвсякоеразвращение, останемсяжеисоблазновгреха, отпустимибратиидолги, даинамоставятсяпрегрешениянаша, такобовозопитивозможем: даисправитсямолитванаша. якокадилопредТобою, Господи". ТакойжепостпредлагаетещестихиранастиховневПонедельникнапервойнеделеВеликогопоста:
"Постимсяпостомприятным, благоугоднымГосподеви; истинныйпостестьзлыхотчуждение, воздержаниеязыка, яростиотложение, похотейотлучение, оглаголания (обвинения), лжииклятвопреступления, - сихоскудение (оставлениевсегоэтого) постистинныйестьиблагоприятный".
Вопрос:Какаяцельхристианскогопоста?
Во-первых, постнужендлятого, чтобыдатьдухуторжествонадплотью. Когдаунасбываютсильныеплотскиежелания, тогдатрудночеловекужитьдуховно. Поэтомуинужноослабитьтело. Ап. Петрговорит, чтострадающийплотиюперестаетгрешить (1 Петр. 4:1), иАп.Павелучит: те, которыеХристовы, распялиплотьсострастямиипохотями(Гал. 5: 24). Страстисвои, значит, мыможемсократитьтолькопостом.
Втораяцельпостата, чтобыприучитьнаскпостояннойумеренности, чтобынамбытьбезразличнымикпище, неуслаждатьсяею. Аточастобывает, чтолюдитолькоидумают, какбыимпоестьполучше, побольшедапослаще, такчтооЦарствеБожиемимиподуматьнекогда, даинетжелания.
В-третьих, намнужноприучитьсебякжизнизагробной, равноангельской. Натомсветенеедятинепьют, аесли человеквовремясвоейжизниназемлепривыкнет "изнутять себязаботами" опищеипитие (Злат.) тогдаемувЦарствеБожиемнечегобудетделать. Такихлюдейконец- погибель, ихбог - чрево, иславаих - всраме; онимыслятоземном. Нашежежительствонанебесах, откудамыожидаемиСпасителяГосподанашегоИисусаХриста, Которыйуничиженноетелонашепреобразиттак, чтоонобудетсообразнославномуТелуЕго (Фил. 3: 19-21)
Воткакрассуждаетопользепостасв. ИоаннЗлатоуст: "молящийсякакследуетипостящийсянемноготребует:, атребующийнемногонебудетлюбостяжателен; анелюбостяжательныйохотноподастмилостыню... Постящийся - легок, глубоковнимателен, молитсятрезвенно, лукавыевожделенияпогашает, умилостивляетБога, игорделивуюдушусмиряет. ПоэтомуиАпостолыпостояннопостились... Молящийсяспостомне зевает, непотягивается, небываетнеповоротлив" (Злат. 7, 590)
Вопрос:Правильнолидумаютнекоторые, чтопостестьвоздержаниетолько отскоромнойпищи, нобезвоздержанияотобжорства, пьянстваидругихгрехов?
Нет, неправильно: разрешенияилиразговеньянаобжорство, пьянствоинавсевообщегрехивЦерквиХристовойникогданебылоинебудет.
Вопрос:Чтодолжноотвечатьсектантам, когдаонизлорадноговорят, чтовПравославнойЦеркви, хотьинельзявпостныедниестьмясаимолока, нозатоможно, будтобы, пьянствоватьи, вообще, грешить?
Должноотвечать, чтосектантылгутнаПравославнуюЦерковь, когдаговоряттак, потомучто, поХристианскойнашейвере, нетолькововремяпоста, нои, вообще, никогдапьянствоидругиегрешинеодобрялисьинеодобряются.
Вопрос:Правильнолиутверждаютнекоторые, чтомясапостомнельзяестьпотому, чтооносамопосебегреховноиестьтворениедиавола?
Такоерассуждениенеправильно. Итакдумаютнехристиане, ахлысты, скопцы, новыйИзраиль, беседчики, "братчики" или, каконизовутсамисебя, "назореи". Всеонибезумноутверждают, чтомясоестьбесовскаяпища. ОнихСв. ДухясноговоритвсловеБожием, чтовпоследниевременаотступятнекоторыеотверы, внимаядухамобольстительнымиучениямбесовскимчерезлицемерие лжесловесников, сожженныхвсовестисвоей, запрещающихвступатьвбракиупотреблятьвпищуто, чтоБогсотворил, дабыверныеипознавшиеистинувкушалисблагодарением. ИбовсякоетворениеБожиехорошо, иничтонепредосудительно, еслипринимаетсясблагодарением. (1 Тим. 4: 1-4)
Вопрос:Ктоустановилпостдлялюдей?
СамГосподьещевраюидажеещедогрехопаденияпервыхлюдей. Бог, сотворивАдамаиЕву, далимвпищувсякуютраву, сеющуюсемя, какаяестьнавсейземле, ивсякоедерево, укоторогоплоддревесный, сеющийсемя (Быт. 1: 29); нонаодниплодыБогомбылоположенозапрещение, иименно, наплоды "деревапознаниядобраизла". Людинарушилиэтотпервыйпост, послушавсоветовдиавола, иудалилисьотБога. Отэтогопервогонарушенияпостаиначалсягрех. Поэтому-тоидонынелюди, чтобыосвободитьсяотгреха, налагаютнасебяпост.
Вопрос:БыллипоствВетхомЗавете?
Св. Библияпоказываетнам, чтовсеветхозаветныевеликиеправедникиивсе, вообще, людипостились. Постились, когдаиспрашивалиуГосподамилости; постились, когдакаялисьвогрехах; постились, когдавразумлялихБог. ПророкМоисейпостился, когдапринималнагореСинаенаставленияотГосподаБога, 40 днейи 40 ночейхлебанееливодынепил (Исх. 34: 28; Исх. 24: 18; Втор. 9:9).
ПостилсяицарьДавид, напр., вденьпогребениясвоегосоюзникаАвенира (2 Цар. 3: 35) и, вообще, припечальныхитяжкихобстоятельствах (Пс. 34: 13; Пс. 108: 24). Постилисьпророки: Исаия (3 Цар. 19: 8) иДаниил (10: 2, 3)
Былипостыиобщие - длявсегонарода вднинародногопокаяния, напр., уизраильтян (Суд. 20: 26; 1 Цар. 7:6; 31: 13) иуНиневитянпослепроповедипрор. Ионы (Ионы 3: 5)
Вопрос:Какоенаучениедлянасвтом, чтоветхозаветныелюдипостились?
Всеветхозаветныепримеры, порассуждениюАпостола, описанывнаставлениенам, достигшимпоследнихвеков (1 Кор. 10: 11)
Вопрос:КтоначалпоствНовомЗавете?
ВНовомЗаветеСамСпасительпоказалпримерпоста. Евангелистрассказывает, чтоИисусвозведенбылДухомвпустыню.. и, постившись сорокднейисорокночей, напоследоквзалкал (Мф. 4: 1,2)
Вопрос:ПризналлиГосподьпостполезнымдляхристиан?
Спасительобъяснил, что сдиаволомможноборотьсятолькоприпомощипостаимолитвы. Сей(т.е. бесовский) род, - сказалСпаситель, -неможетвыйтииначе, какотмолитвыипоста (Мк. 9: 29)
Вопрос:ПоказаллиГосподь, каковдолженбытьпост?
Спасительобъяснил, чтопоститьсядолжноненапоказ, недлятого, чтобылюдивиделипостникаихвалилиего. Поститьсянужнонесцельюдостигнутьславысредилюдей, адлятого, чтобыснискатьмилостьиблагодатьБожию.Когдапоститесь, - говоритСпаситель, - небудьтеунылы, каклицемеры; ибоонипринимаютнасебямрачныелица, чтобыпоказатьсялюдямпостящимися. Истинноговорювам, чтоониужеполучаютнаградусвою. Аты, когдапостишься, помажголовутвоюиумойлицетвое, чтобыявитьсяпостящимсянепредлюдьми, нопредОтцемтвоим, Которыйвтайне; иОтецтвой, видящийтайное, воздасттебеявно(Мф. 6: 16-18). Итак, Спасителемобещаназапостнебеснаянаграда.
Вопрос:Вернолиговорить, чтоСпасительбудтобыотменилпост дляАпостоловидлявсех, вообщеверующихвНего?
Нет, неверно, ибоСамГосподьИисуспредсказал, чтоАпостолыбудутпоститься. Делобылотак. КнижникиифарисеиспросилиХриста: почемуученикиИоанновыпостятсячастоимолитвытворят, такжеифарисейские, аТвоиедятипьют? Онсказалим: можетелизаставитьсыновчертогабрачного* поститься, когдаснимижених? Нопридутдни, когдаотниметсяунихжених, итогдабудутпоститьсяв тедни (Лук. 5: 33-35)
Вопрос:Чтоже: постилисьлиАпостолыпослевознесенияГосподананебо?
Да, постились. ИзсловаБожиямызнаемобАпостолахоченьмало, ипритомзнаеможизнитольконекоторыхАпостолов, ноивэтихкраткихсведенияхестьуказаниянапостАпостолов. Так, Ап. ПавелпостилсяпослепризванияегоСпасителем (Деян. 9: 9); постилсяонпередотправлениемегоизАнтиохиинапроповедь (Деян. 13: 2, 3); постилсяприрукоположенииимпресвитеров (Деян. 14: 23); наконец, самговорилосвоемпосте (1 Кор. 9: 27; 2 Кор 6: 4, 5; 11: 27).
Вопрос:СоветуютлиАпостолыхристианампоститься?
Да, советуют. Ап. Павелсоветует, чтобымужиженанавремяуклонялисьдруготдругадляупражнениявпосте (1 Кор. 7:5).
Вопрос:СкакоговременивЦерквиХристовойсуществуютобщиепостыпродолжительные?
ОнисуществуютухристиансовременСвв. Апостолов, иобэтихпостахвсегдавсеверующиезналитакжехорошо, какитеперь. Поэтому-тоАп. Лука, написавшийкнигуДеянийАпостольских, передаваяопутешествииАп. ПавлавРимирассказываяослучившемсяснимкораблекрушении, говорит, чтопроизошлоэтозимой, когдаипостужепрошел (Деян. 27:9). ВремяпостаАпостолуказываетвместомесяцаичисла, какиунасчастоделаютэто, когдаговорят, напримертак: "СлучилосьтоилидругоевначалеФилипповапоста". ТакиАпостолписал.
Вопрос:Послучаюкакихсобытийустановленыобщиехристианскиепосты?
Всредуипятницумы, христиане, постимсяпотому, чтовоспоминаемвэтиднипреданиеГосподаИудойнастраданияисамыестраданияСпасителя. Придутдни, говоритГосподь, когдаотниметсяунихжених; итогдабудутпоститьсявтедни(Лук. 5: 35) ВсредуипятницуГосподьбылпреданираспят, поэтомухристианеипостятсявтедни.
ВеликийпостустановленвподражаниесорокадневномупостуСпасителя; ФилипповилиРождественскийпостслужитдляприготовленияверующихкдостойномупразднованиюдняРождестваХристова.
ПетровпостсоблюдаетсяхристианамивпамятьполученияСв. ДухавденьПятидесятницыиввоспоминаниепроповедиАпостолов, которыепередвыступлениемнанеепостились (Деян. 13: 2,3)
Успенскийпостустановленвнапоминаниеобудущемпреображенииуничиженныхтелблагочестивыххристиан (Мф. 17: 2; Флп. 3: 20,21) идлятого, чтобыхристианесоделывалисебядостойнымиэтогопреображения, атакжеУспенскийпостпредписанидлявоспоминанияославномУспенииБогоматери.
Вопрос:Почемусектанты: штундисты, баптисты, пашковцы-евангелики, молокане, меннониты, адвентистыидр. непризнаютпостовхристианских?
Потому, чтоони - нехристиане. ОниотреклисьотнаученияХристаСпасителяиСвв. Апостолов, ивыдумалисвоирелигии. ДиаволнаучилинаучаетсектантовпротивитьсяЦерквиХристовойиотвергатьпостыпотому, чтопостыстрашныдлядиавола, таккакон, пословуСпасителя (Мф. 17: 21), изгоняетсяпостом.
Вопрос:Отвергаяпосты, могутлисектантыоправдатьсятакимисловамиПисания: пищанеприближаетнаскБогу: ибо, едимлимы, ничегонеприобретаем; неедимли, ничегонетеряем (1 Кор. 8:8)?
Нет, немогут: вуказанныхсловахнеопостеречь, аговоритсяопище, чтоонасамапосебе - нидобро, низло: всеоттогозависит, какупотреблятьпищу. Грехневпище, авневоздержании, анепослушанииЦеркви, вудаленииотобщегоееподвига. Ап. Павел, накоторогоссылаютсясектанты, говоритонемтак: усмиряюипорабощаютеломое, дабы, проповедуядругим, самомунеостатьсянедостойным(1 Кор. 9: 27 ср. 7: 5)
Вопрос:СектантскоеотрицаниепостовоправдываютлисловаСпасителя: "нето, чтовходитвуста, оскверняетчеловека" (Мф. 15: 11)?
Нет, неоправдывают, потомучто, еслиизречениеГосподапониматьпо-сектантски, тогдаивсепьяницы, иобжорымогутговорить, чтоониневиновнывсвоемпьянствеиобжорстве, потомучтоонидопускаютизлишкинапитковипищивуста, аэто, будто, негрех.
ДаиЕвавраю, кактовыходитизсектантскогомудрования, несогрешила, приняввустаплодзапрещенногодерева! Нонет, Евасогрешила, послушавдиаволаинарушивпост. Исектантытоженарушаютпосттолькопотому, чтоотказалисьотсоветаБожьего, советаЦерковногоисталивовсемслушатьдиавола, этогодревнегоискусителя.
Освятомкрещении.
Вопрос:Чтотакоекрещение?
Крещениемназываетсяцерковноесвященнодействие, вкоторомпритроекратном, воимяОтца, иСына, иСвятогоДуха, погружениивводупокаявшегосявгреховнойжизнииуверовавшеговоХриста, этомукрещаемомудаетсяблагодатьпрощениягрехов, онрождаетсядляблагодатнойибогоугоднойжизнииприсоединяетсяэтимкЦерквиХристовойПравославной.
Вопрос:ОткудавЦерквиХристовойэтосвященнодейственноетаинствоСв. Крещения?
ЕгообещалдароватьверующимСпасительиуказалприэтомнаважностьэтоготаинства. УченыйфарисейНикодим, тайныйученикХриста, какпоказываетсявЕв. Иоанна, никакнемогуразуметь, какчеловекможетпереродитьсятак, чтобыискать толькоЦарствияБожияидобродетели. НанедоумениеНикодимаСпасительиотвечаетобещаниемдароватьтаинствокрещения, которымвсякий, уверовавшийвоХристачеловек, можетпереродиться; нобезтаинственногосвященнодействияниктонедостигнетспасения.
Есликто, говоритСпаситель, неродитсяотводыиДуха, неможетвойтивЦарствиеБожие (Ин. 3:5)
Вопрос:КогдажеСпасительустановилэтообещанноетаинство?
ГосподьустановилегопередсамымвознесениемСвоимнанебо, сказавшиАпостоламиихпреемникам: идите, научитевсенароды, крестяихвоимяОтцаиСынаиСвятогоДуха(Мф. 28: 19)
Вопрос:КогдаАпостолыначалисовершатьэтосвященнодействие?
Стогочаса, каксошелобетованныйСв. ДухнаверующихвоХристаиначаласьназемлеЦерковьХристова. Ап. Петрпроизнеспервуюпроповедь, вкоторойвсеслушателипризывалисьпокаятьсявгрехахсвоих, креститьсядляпрощениягреховиприсоединитьсякобществууверовавших, т.е. кЦеркви (чит. Деян. 2: 38-41)
Вопрос:Чтонужнодлясовершениятаинствакрещения?
Первое, чтонеобходимодлятаинствакрещения, это - покаяниеилираскаяниечеловекавсвоейнегоднойжизни; поэтому-тоАпостоливзывалтак: покайтесь,идакреститсякаждый(Деян. 2: 38); ивдругомместетотжеАпостолговорит: покайтесь, иобратитесь, чтобызагладилисьгрехиваши(Деян. 3: 19)
Во-вторых, длясв. крещениянужнаверавСпасителяиверавспасениеиЕгоЦерковь.
Ктобудетверовать, сказалГосподь, икреститься, спасенбудет(Мк. 16: 16). ПоэтомуиевнухуАп. Филиппговорил: есливеруешьотвсегосердца, можнокреститься (Деян. 8: 37)
ТакжеитемничномустражуАп. ПавелиСиласказали: веруй вГосподаИисусаХриста, испасешьсятыивесьдомтвой (Деян. 16: 31), азатемкрестилиего. (33 ст.)
В-третьих, длякрещениянужнообещаниедобройсовести, обещаниенестиподвигдобродетели. ПоэтомуиговоритАп. Петр, чтокрещениенеплотскойнечистотыомытие, нообещаниеБогудобройсовести (1 Петр. 3: 21). ААп. Павелпишет: мыпогреблисьсНим (Христом) крещениемвсмерть, дабы, какХристосвоскресизмертвыхславоюОтца, такинамходитьвобновленнойжизни. (Рим. 6:4)
В-четвертых, длякрещениянужнопогружение верующеговводы крещения. КогдаАп. Филиппкрестилевнуха, тосошлиобавводу, Филиппиевнух; икрестилего Филипп (Деян. 8: 38).
В-пятых, священнодействующийдолженкреститьвоимяОтцаиСынаиСвятогоДуха(Мф. 28: 19)
Вопрос:Чтопроисходитвтаинтсвекрещения?
Во-первых, восв. крещениидаруетсяпрощениегрехов, какговорилАп. Петр: дакреститсякаждыйизвасдляпрощениягрехов (Деян 2: 38). Грехикрещающегосячеловекаомываютсявводекрещения. ПоэтомуАп. АнанияговорилпризванномуСамимСпасителемПавлу: встань, крестисьиомойгрехитвои, призвавимяГосподаИисуса(Деян. 22: 16) Вы, пишетАп. ПавелкКоринфскимхристианам, омылись, осветились, оправдались(1 Кор. 6: 9-11)
Во-вторых, крещаемыйприсоединяетсякобществуистинныхисповедниковХристовых, т.е. кЦерквиПравославной.
Такиговоритсв. Писаниео последствияхпроповедиАп. Петра: охотнопринявшиесловоегокрестились, иприсоединилосьвтотденьдушоколотрехтысяч... Господь жеежедневноприлагалспасаемыхкЦеркви (Деян. 2: 41-47). ПоэтомуиАп. Павелобъясняет, чтовсемыоднимДухомкрестилисьводнотело,котороеесть Церковь(Кол. 1: 24). ИудеиилиЕллины, рабыилисвободные, ивсенапоеныоднимДухом(1 Кор. 12: 13) Какдикоедеревопривитоекдеревухорошему, питаетсядобрымисеменамиэтогопоследнего, такикрестившиесяпрививаютсякдоброймаслине (Церкви), укоторойкореньиствол - Христос, получаютвозможностьпитатьсясокамиотХристаиприноситьдобрыеплоды (ср. Ин. 15: 1, 4-7; Рим. 11: 24). крестившемусядаруетсявсепотребноедляжизнииблагочестия (2 Пет. 1: 3)
Вопрос:Вкакомпорядкепроисходитсвященнодействиекрещения?
Сначаласовершаетсяоглашениекрещаемого; онеммолятся, чтобыГосподьрасположилегодушукхристианству, молитвойзапрещаетсядиавольскойсилеотвращатьегоотспасения, иоглашаемыйилипринесшиееговосприемникиотрекаютсяотсатаныи егодействий, атакжеисповедуютверусв. Церкви, читаяСимволВеры. Послеэтогосовершаетсясамоекрещение. Молятсяобосвященииводыкрещения, молитвенноблагославляютелей, помазуютимчастителаикрещаютвосвященнойводе, триждыпогружаявнееспроизношениемслов: "крещаетсярабБожий (такой-то) воимяОтца, Аминь, иСына, Аминь, иСвятогоДуха, Аминь". Послепрочтения 31-гопсалманекрещенногонадеваетсябелаяодежда, взнакнепорочности, чистотыего, азалогтого, чтокрещаемогоГосподьубелилсвоейблагодатью. Вследзасвященнодействиемкрещениясовершаетсятаинствомиропомазания.
Вопрос:Зачемприкрещенииосвящаютелейипомазуютимкрестообразнокрещаемого?
Самоекрещениепредзнаменовалосьнекогдапотопом: какотвсемирногопотопаспассятолькоНойссемьейвковчеге, такинынеотгибеливовластидиаволаможетосвободитьоднокрещение, которымчеловекприходитизтьмывчудныйсвет, отвластисатаныкБогу, вЕгоЦерковь. ИкакнекогдапредвестникомконцапотопаиначаласпасениядляНоябыламасличнаяветвь, которуюпринесвыпущенныйизковчегаголубь (Быт. 8: 11), такидля крещаемогопредвестникомспасенияотвластидиаволаявляетсяпомазаниеосвященнымелеем. Поэтомуимаслоэтоназывается "елеемрадования", т.е. вестникомдоброй, спасительнойрадости..
Вопрос:Вселисектантыпризнаюттаинствокрещения?
Баптистыиадвентистыпризнаюткрещение, нопонимаютегонепо-православному, непо-христиански; пашковцыпризнаюткрещениенеобязательным; толстовцыимолоканесовсемотвергают, аскопцы заменяюткрещениеоскоплением.
Вопрос:Какпонимаюткрещениебаптистыиадвентисты?
Онисчитаюткрещениетолькопростымбезблагодатнымобрядом, символоми, значит, пустымдействием, какбыобразнымпредставлениемдушевноговозрождения. Ониговорят: крещениепоказываеттолькото, чтонамеривающийсякреститьсяужеомытотгреховКровьюХриста; отсюдаясно, что, по-ихнему, крещениепроизводитсятолькодлявиду.
Вопрос:Правильнолитакоепониманиебаптистовиадвентистов?
Нет, неправильно. Крещениенепростойобряд, небезблагодатноедействие, какдумаютсектанты. Господьнеучреждалникаких, подобныхкомедиантству, действий: все, чтозаповедалСпасительЦеркви, всеэтосовершаетсядляполученияверующимиблагодатнойсилыБожией. Так таинствокрещения. Ап. Павелговоритотаинствекрещенияне по-баптистски, неназываетегосимволом, апрямосчитаетвозрождающим (ср. Ин. 3: 5) священнодействием: дакрестится, говоритон, каждыйизвасвоимяИисусаХристадляпрощениягрехов (Деян. 2: 38) Баптистыговорят, чтокрещениемтолькообозначается, чтоБогужепростилгрехи, аАп. Петрговорит, чтокрещениенужнодля прощениягрехов. НедаромСпасительназываеткрещениевозрождениемотводыиДуха (Ин. 3: 5). Итак, крещение - непредставлениеобразное, некомедия, новозрождениеотводыи Духа. ПотомуиАп. АнанияговорилАпостолуПавлу: крестисьиомойгрехитвои (Деян. 22: 16)
ЕслибыАп. Ананиябылбаптистом, тоонсказалбы, каквсякиеФетлеры: встань, икрестисьвзнактого, чтотебеужепрощеныгрехи, чтоониужеомыты. НоАп. Ананияговорилнепо-баптистски, ноотДухаСвятого, поправославному: крестисьиомойгрехитвои(Деян 22: 16)
Баптистыиадвентисты, видимо, хотятпоправитьинаучитьХристаиАпостолов!!!
Вопрос:Правильнолиутверждаютпошковцы, чтокрещениенеобязательно, чтоможноегопринимать, аможноинепринимать?
Нет, неправильнорассуждаютпашковцы. Спасительсказал, чтобезсв. крещениянельзявойтивЦарствиеБожие: ктонеродитсяотводыиДуха, неможетвойтивЦарствиеБожие (Ин. 3:5)
Вопрос:Чтоговорятвсвоеоправданиепашковцы, когдаобъявляютимнаучениеСпасителяокрещении?
Пашковцытогдаговорят, чтоможноибезкрещенияполучитьСв. Духаиспастись, какполучилиихКорнилийсотникидомашниеего (Деян. 10 гл); ссылаютсяпашковцы такжеинаразбойника, спасшегосянакрестебезкрещения (Лк. 23: 43)
Вопрос:ПравильналиссылкапашковцевнаКорнилиясотника?
Нет, неправильна, потомучтоКорнилийидомашниеегополучилиСв. Духачудесно. ГосподьэтимнаучилАпостолов, чтовЦерковьможноприниматьиязычнико, которыхдотоговременинепринимали. ОднакоКорнилийидомашниеего, хотьиполучиличудесноСв. Духа, темнеменее, необошлись безкрещения (Деян. 10: 48), которымбылипрощеныгрехиих, и, благодарякоторому, ониприсоединилиськТелуХристову - Церкви.
Вопрос:Правильналиссылкапашковцевнаблагоразумногоразбойника?
Нет, неправильна, потомучторазбойникспассяещедоучреждениясв. крещения. ТаинствокрещенияустановленоСпасителемпередсамымвознесениемЕгонанебо, иАпостолыначалисовершатькрещениепослесошествияСв. Духа, аразбойникспассяещедоВоскресенияХристова.
Вопрос:Накакомоснованииотвергаюткрещениетолстовцыи молокане?
Ониговорят, чтоподкрещениемвсв. Писанииразумеетсянаучение.
Вопрос:Правильнолитакоемнение?
Нет, неправильноисовершеннонесогласнососв. Писанием. Всв. Писаниивсюдунаучениеотличаетсяоткрещения: научение - одно, акрещение - совсемдругое. Спасительсказал: идите, научите всенароды, крестя... (Мф. 28: 19)
Ап. Павелразличаеткрещениеотблаговестияилинаучения: благодарюБога, пишетон, чтоникогоизваснекрестил... ИбоХристоспослалменянекрестить, аблаговествовать (1 Кор. 1: 14-17). Есликрещениеестьнаучение, тонеужелиАп. Павелникогоненаучил?! НеужелиГосподьнепослалАпостоланаучать?!
Вопрос:Какоеещеподтверждениесвоемузаблуждениюприводяттолстовцыимолокане?
Ониговорят, чтоподводоювсв. Писаниивсюдуразумеетсянаучение, например: вбеседесСамарянкою (Ин. 4 гл); поэтомуикрещениедолжно-депониматькакнаучение.
Вопрос:Правильнолитакоеоправдание?
Нет, неправильнои, во-первых, потому, чтоподводоювбеседесСамарянкоюСпасительразумеетне научение, аскорееблагодатьБожию, какэтовидноизсхожихсловХристаоводежизнивдругомместе: впоследнийжевеликийденьпраздникастоялИисусивозгласил, говоря: ктожаждет, идикоМнеипей. КтоверуетвМеня, утого, каксказановПисании, из чревапотекутрекиводыживой. СиесказалОноДухе, КоторогоимелипринятьверующиевНего: ибоещенебылонанихДухаСвятаго, потомучтоИисусещенебылпрославлен. (Ин 7:37-39) Во-вторых, нельзятолстовцамвотвержениекрещенияссылатьсянабеседус Самарянкойипотому, чтоГосподьсСамарянкойговорилнеотаинствекрещения, авообщеоспасениивЦерквиЕго. В-третьих, толстовцыимолоканенеправильносчитаюткрещениенаучениемпотому, чтозаповеданноеГосподомкрещение (Мф. 28: 19) Апостолысовершаличерезпогружение, какпогружаембылАп. Филиппомевнух. В 8-йглавеДеянийвесьмаясноуказывается, чтосв. крещениесовершаетсяпогружениемвводу.
Вопрос:Чемещеоправдываютсятолстовцыимолоканевтом, чтонетунихводногокрещения?
Ониговорят, чтокрещениевПисанииозначаетмучение, страдание. КтомучитсязаХриста, тотиестькрещенныйхристианин. ГосподьспрашивалАпостолов: можетелипитьчашу, которуюЯпью, икреститьсякрещением, которымЯкрещусь? Ониотвечали: можем. Иисусжесказалим: чашу, которуюЯпью, будетепить, икрещением, которымЯкрещусь, будетекреститься; (Мк 10:38,39). Ясно, - говорятсектанты, - чтоподкрещениемздесьразумеетсястраданиезаХриста.
Вопрос:Какдолжноотвечатьсектантам?
Здесь (вЕванг. Мк. 10: 38,39) страдание, действительно, названокрещением, ноздесьговоритсянеосвященнодействиикрещения, котороеустановилГосподьпередСвоимвознесением. СтраданиезаХриста - одно, акрещениевоХриста - другое. Ачтоподтаинствомкрещения, котороезаповеданоГосподом (Мф. 28: 19) Спасительразумеетнестрадание, акрещениевводе, этоясноизсамихсловХриста: идите, научитевсенароды, крестяих. НеужелиАпостоламзаповеданоучитьимучитьлюдей?! Конечно, нет!
Вопрос:Правильнолирассуждаютскопцы, когдаговорят, чтоподкрещениемдолжноразуметьоскопление?
Нет, неправильно, потомучтоизДеян 8 гл., ясно, чтоАп. Филиппевнухакрестилвводе, анеоскоплял; крометого, евнухаскопца иоскоплять-тонезачембыло, авкрещении-тооннуждался.
Крещениедетей
Вопрос:Надкемсовершаетсятаинствокрещения?
Священнодействиекрещениядолжносовершатьнадвсемиктообращаетсяоттьмыксвету, отвластисатаныкБогу(Деян. 26: 18), ктоотрексяотсатаныиегоцарстваипереходитвЦарствоБожие, вобществоХристово, вЦерковьЕго.
Вопрос:Нетликакого-либодругогосредства, илисвященнодействия, которымможнобылобывойтивЦерковь?
Нет, потомучтоиСпасительсказал: ктонеродитсяотводыиДуха, неможетвойтивЦарствоБожие(Ин. 3: 5). ПоэтомуивыясняетсявПисании, чтокрещениеестькакбыдверь, котороювходятвЦерковь; крещениеестьсвященнодействие, присоединяющеекЦеркви; такиговоритсяокрестившихсявденьПятидесятницы, чтоихприсоединилосьвтотденьдушоколотрехтысяч(Деян. 2: 41). ПосемуобовсеххристианахсказалАп. Павел: всемыоднимДухомкрестилисьводнотело(1 Кор. 12: 13), котороеестьЦерковь(Кол. 1: 24)
Вопрос:КогожеможноприниматьвЦерковьХристову?
Всех, приходящихкоХристу, - ивзрослыхидетей. Приходящегокомненеизгонювон, сказалСпаситель (Ин. 6: 37)
Вопрос:НеужелиидетейдолжноприводитькоХристу?
Должно, иниктонеможетвоспрепятствоватьэтому. ЕщедопрославленияСвоегоГосподьвыяснилэтоследующимобстоятельством. ПриносиликНемудетей, чтобыОнприкоснулсякним; ученикиженедопускалиприносящих. Увидевто, Иисусвознегодовалисказалим: пуститедетейприходитькоМнеинепрепятствуйтеим, иботаковыхестьЦарствиеБожие. Истинноговорювам: ктонеприметЦарствияБожия, какдитя, тотневойдетвнего. (ОтМарка 10:13-15)
Вопрос:ДопускаютлисектантыдетейкоХристучерезкрещение?
Нет, недопускают, хотяСпасительясносказал, чтонедолжнопрепятствоватьдетямприходитькоХристу. Всесектанты, заисключениемодной-двухмолоканскихсект, отвергаютхристианскоекрещениедетей.
Вопрос:Чемоправдываютсектантысвоебезумно-жестокоеотношениекдетям?
Сектантыговорят, чтодетиспасутсяибезкрещения, потомучто-деСпасительсказалодетях: таковыхестьЦарствиеБожие(Мк. 10: 14).
Вопрос:Правильнолитакоеоправданиесектантов?
Нет, неправильно, потомучтоСпасителемсказанонето, чтоЦарствиеБожиепринадлежитдетям, носказанотолькоокачествахдетейи, именно, сказано, что "таковых", которые, какдети (т.е. которыенезлобливыидоверчивы, какдети) естьЦарствиеБожие. Еслижесектантыдумают, чтодети войдутвЦарствиеБожиебезкрещения, тогдадолжносчитать, чтовзрослыетожедолжнывступитьвЦерковьбезкрещения, потомучтоСпасительсказал, чтовзрослыедолжныприниматьЦарствоБожие, какдети: истинноговорювам, объявилХристос: ктонеприметЦарстваБожия, какдитя, тотневойдет внего (Мк. 10: 15) ЕслиусектантовдетипринимаютЦарствоБожиебезкрещения, тогдаивзрослыепустьвходятвнегобез крещения; однакобаптисты, адвентисты ипашковцыхристианскоекрещениеотвергают, авзрослыхсвоихпоследователейкупаютнаподобиекрещения.
Вопрос:Можетбыть, действительнодетиибезкрещениячистыибезгрешны?
Нет, вселюдигрешны, потомучто, какоднимчеловекомгрехвошелвмир, игрехомсмерть, такисмертьперешлавовсехчеловеков, потомучтовнемвсесогрешили (Рим. 5: 12)
Вопрос:Но, можетбыть, Апостолговоритэтоовзрослых, адети, какмалопонимающие, несчитаютсягрешными?
УАпостоловне сделаноисключениядлядетей. Всежеписаниеутверждает, чтоидетиповиннывгреховнойскверне. Явбеззакониизачат, говоритПсалмопевец, ивогрехеродиламеняматьмоя (Пс. 50: 7). ИвкнигеИовачитаем: ктородилсячистымотнечистаго? Ниодин (Иов. 14: 4)
Еслисчитать, чтовседетиспасутсябезкрещения, тогдадолжнопризнать, чтовсеязыческиедетисамыесовершеннейшиесущества. ОднакоАпостолназываетязыческих, некрещенныхдетейнечистыми(1 Кор. 7: 14)
Вопрос:Чтоговорятсектанты, когдаимуказываютнаэтитексты, доказывающиегреховность, нечистотунекрещенныхдетей, икогдатребуютотнихкрещениядетей?
Сектантыпризнают, чтоязыческиедети, действительно, нечисты: носвоихдетейонисчитаютчистыми, ивсвоеоправданиеприводятсловаАп. Павла: неверующиймужосвещаетсяженоюверующею, иженаневерующаяосвящаетсямужемверующим; иначедетивашибылибынечисты, атеперьсвяты(1 Кор 7: 14).
Вопрос:Основательнолитакоеоправданиесектантов?
Нет, неосновательно, таккаквсловахАпостола (1 Кор. 7: 14) - тамысль, чтовсякаямать-христианкаприведетилипостараетсяпривестимужаидетейотязыческойнечистотыкхристиантсву, равноимуж-христианинбудетстремитьсяпривестикхристианствусвоюженуидетей.
Еслижепонимать, чтоотбракаженщины-христианкисязычникомбудутрождатьсясвятыедети, т.е. дети- христианепосамомусвоемурождению, хотябыониинебыликрещены, тогдапридетсяпризнать, что имужа-язычника, разонженатнахристианке, креститьненужно, потомучто, ведь, сказано: неверующиймужосвящаетсяженойверующей. Однакоегокрестят.
Наконец, еслисчитать, чтодетиотжены-христианкисвятыужепосамомусвоемурождению, тогданужносовсемупразднитькрещение, таккаквПисаниинеуказановозраста, вкоторыйсвятыедетистановятсягрешными. Христосженетакучил; - Онсказал: ктонеродитсяотводыиДуха, неможетвойтивЦарствиеБожие(Ин. 3: 5)
Вопрос:Какоеунасестьоснованиетому, чтодетейдолжнокрестить?
ВПисаниисказано, чтокрещениезаменилособоюобрезание. ВНем (Христе), говоритАп. Павел, выиобрезаныобрезаниемнерукотворенным, совлечениемгреховноготелаплоти, обрезаниемХристовым, бывшипогребенысНимвкрещении(Кол. 2: 11,12) Атаккакобрезаниесовершалось надвосьмидневнымимладенцами (Быт. 17: 12), тоизаменившееегокрещениетожедолжносовершатьсянадмладенцами.
Вопрос:Действительнолиполучаютдетитеблагодатныеобетования, которыедаруютсявкрещении?
Да, получают, какиАп. Петрвысказалэтовсемпервымслушателямегопроповеди, предложиввкрещенииполучитьпрощениегрехов. Вам, говоритон, принадлежитобетование(т.е. обетованиекрещения, прощениягреховиблагодатиБожией) идетямвашимивсемдальним, когопризоветГосподьБогнаш. (Деян. 2: 39)
Вопрос:Чтоотвечаютсектантынатакиедоказательстванеобходимостикрещения<