Б. Таинствосвященства, илисвященнодействиехиротонии (рукоположения)
Вопрос:КаксовершаетсясовременАпостольскихпоставлениетехилидругихлицдлясвященноначалия?
Оносовершаетсячерезсвященнодействиерукоположения, называемоепо-греческихиротониею.
Вопрос:Откудавидно, чтоправонасвященнослужениесообщалосьчрезрукоположение?
ЭтовидноиздействованияСв. Апостолов, дошедшегонеизменноидонашихдней.
Ап. Тимофейпоставленепископомсвозложениемнанегоруксвященства, тоесть, епископов (1 Тим. 4: 14). ВэтомсвященнодействиипринималучастиеиАп. Павел, очемоннапоминаетАп. Тимофею: напоминаютебевозгреватьдарБожий, которыйвтебечрезмоерукоположение(2 Тим. 1:6)
Затем, - Ап. Павел, когдапоручаетЕп. Тимофеюпоставлятьпресвитеров, указывает, чтоэтосвященнодействиепоставлениясовершаетсясвозложениемрук: рукнинакогоневозлагайпоспешноинеделайсяучастникомвчужихгрехах(1 Тим. 5:22)
Наконец, изкнигиДеянийвидно, чтосвященнодействиемпоставлениянаделосвященнослужениявнекоторыхМалоазийскихгородахАпостолыприсоединиликЦерквимногихуверовавшихрукоположивимпресвитеровккаждойцеркви, они помолилисьспостомипредалиихГосподу, вКоторогоуверовали(Деян. 14: 23 ср. 21, 22)
Вопрос:СколькостепенейсвященнослужениябылоиестьвЦерквиотднейАпостольских?
Ихбылоиестьтри: епископская, пресвитерскаяидиаконская.
Вопрос:ГдевСловеБожиемупоминаетсяобэтихтрехстепенях?
Обепископахидиаконахговоритсяв1 Тим., 3 гл.
Опресвитерах, т.е. обиереях, илисвященниках, говоритсявДеян 14: 23, ипосл. Титу (1 гл., 5 ст.) Ап. Павелпишет, чтобыонпоставилповсемгородампресвитеров.
Вопрос:Каксовершаетсяпоставлениеепископов?
Епископапоставляютнесколькоепископов. Еп. Тимофей, например, былпоставленсвозложениемруксвященства( 1 Тим 4: 14), тоестьсвозложениемрукепископов, икактолковалиОтцыЦеркви (напр., Св. ИоаннЗлатоуст, Феодоритидр.) ИАпостольскоеПравило 1-ечитаетсятак: епископадапоставляютдваилитриепископа.
Вопрос:Какпоставляютсяпресвитерыидиаконы?
Ихпоставляетодинепископ.
Так, Еп. ТитуАп. Павелпишет, чтобыонпоставилповсемгородампресвитеров (Тит. 1:5). АвотсловаАп. ПавлаТимофею: рукнинакогоневозлагай поспешно. (1 посл. 5: 22); значит, Еп. Тимофейединоличнопоставлялпресвитеров.
ИАпостольскоеправило 2-еговорит: пресвитераидиаконаипрочихпричетниковдапоставляетединепископ.
Вопрос:Священноначалиенеестьливыдумкалюдская?
Нет, ононеотлюдей, ноотБога. Он (Христос) поставилоднихАпостолами, другихпророками, иныхЕвангелистами, иныхпастырямииучителями, ксовершениюсвятых, наделослужения, длясозиданиятелаХристова(Еф. 4: 11, 12). Ив 1 посл. Коринфянамчитаем: ИныхБогпоставилвЦерквиво-первых, Апостолами, во-вторыхпророками, в-третьихучителями(12: 28; ср. и 29 ст.)
Такжеивкн. ДеянийАп. Павел, обращаяськЕфесскимпресвитерам, говорит: ДухСвятыйпоставилвас. (Деян. 20: 17-28).
Вопрос:ДопустимолисамочинноеприсвоениеделЦерковногосвященнослужения?
Совершеннонедопустимо. Самсобоюниктонеможетсделатьсяниепископом, нипресвитером, нидиаконом, ниучителем, потомучтониктосамсобоюнеприемлетэтойчести, нопризываемыйБогом, какиАарон( Евр. 5: 4)
ИАпостоламГосподьсказал: невыМеняизбрали, аЯвасизбралипоставилвас. (Ин. 15: 16)
Вопрос:Христиане-мирянеимеютлиправопоставлятького-либодляделЦерковногосвященнослужения?
Нет, неимеют, потомучтоэтоправопринадлежиттолькозаконнымепископам, какблагодатнымпреемникамАпостолов.
Еп. Тимофейбылпоставленнемирянами, носвозложениемруксвященства(1 Тим. 4: 14). РукополагатьпресвитеровАп. ПавелпоручилтомужеЕп. Тимофею - своемуученику, анемирянам (1 Тим. 5: 22).
ТочнотакжеинаостровеКритепоставитьповсемгородампресвитеров(Тит. 1: 5), долженбыл, поповелениюАп. Павла, Еп. Тит, анекритскиехристиане-миряне. ИАп. ПавелиВарнава, приобретшиучениковсвоимблаговествованиемвМалоазийскихгородах - Антиохии, Иконии, ЛистреиДервии, рукоположилиимпресвитеровсами, анепоручилисделатьэтоуверовавшим (Деян. 14: 23)
Вопрос:Имеютлизаконноесвященноначалиесектанты?
Неимеют, потомучтовсеони - самочинники.
Пашковцыилиевангеликисовершенноотвергаютсвященноначалие, абаптистыиадвентистыпринимаютсамочинныхпресвитеров.
Вопрос:Чемониоправдываютсвоесамочинство?
Ониговорят, будтопервыеиерусалимскиехристиане-мирянесамипоставилисебедиаконов (Деян. 6 гл)
Вопрос:Основательнолиэтосуждениесектантов?
Нет, неосновательноипреждевсегопотому, чтов 6-йглавекн. Ап. Деянийговоритсянеотретейстепеницерковногосвященнослужения - диаконской, аодиаконах - лицах, которымбылопорученораспоряжениепоудовлетворениюобщейпотребноститогдасобранных(ИоаннЗлат. и 16 прав. 6-гоВсел. Собора). Затем, должноиметьввиду, чтоАпостолы, воизбежаниебеспорядков, повелелииерусалимскимхристианамизбратьизсредысебясемьчеловек, изведанных, исполненныхСвятогоДухаимудрости; их, говорилиАпостолы, поставимпещисьостолах. Когдажехристианеизбралисемерых, топоставилиихпредАпостолами, ите, помолившись, возложилинанихруки (Деян. 6: 2,3,6). Немиряне, каклжемудрствуютсектанты, аАпостолыпоставили избранныхлицнаслужбу. Такнередкоиунас, особенновединоверческихприходах, прихожанеизбирают, аепископпоставляетизбранныхвсамсвященническийилидиаконский, еслипризнаетихдостойными.
Вопрос:Неужелиусектантовинеможетбытьистинногосвященноначалия?
Нет, сектанты, еслионинесоединятсясПравославнойЦерковью, немогутиметьистинногосвященноначалия, потомучтосектыпоявилисьнедавно, асвященноначалиедолжноидтинепрерывноотднейАпостольских. ЧтосвященствовЦерквиХристовойнепрерывно, этовидноизсловСпасителясв. Апостоламиихпреемникам: се, Ясвамивовседнидоскончаниявека(Мф. 28: 20)
ПосемуиАп. Павелговорит: Сей (Христос), какпребывающийвечно, имеетисвященствонепреходящее(Евр. 7: 24)
НовозаветноесвященствоназываетсянепреходящимвпротивоположностьветхозаветномуАаронову, котороекончилосьвденьсозданияЦерквиХристовой.
Вопрос:Какдолжнодуматьосектантах, отрицающихзначениепреемственногосвященстваиприсваивающихсебесвободноеруководительствовмолитвеисвященнодействиях?
КнимприменимыобличенияАп. ПетраиАп. Иуды, направленныенамечтателей, которыеотвергаютначальстваизлословятвысокиевласти. Гореим. потомучтоидутпутемКаиновым, предаютсяобольщенияммзды, какВалаам, ивупорствепогибают, какКорей(Иуды 1: 8, 11; ср. 2 Петр. 2: 10)
Вопрос:Неужелиистинноесвященство, идущееотднейАпостольских, неможетпрерватьсяиуничтожиться, и, следовательно, никогданепотребуетвновьучреждатьсвященноначалиевЦерквиХристовой?
Нет, истинноесвященноначалиенетольконепрерывно, ноинеуничтожимо, неодоленноибудетсуществоватьдосамогоконцавремен.
1) СамСпасительсказалАпостоламиихзаконнымпреемникам: се, Ясвамивовседнидоскончаниявека(Мф. 28: 20)
2) Спасительтакжеговорил: какможетктовойтивдомсильногоирасхититьвещиего, еслипрежденесвяжетсильного? итогдарасхититдомего(Мф. 12: 29) Сильный - ВседержительХристос, ГлаваЦеркви; домЕго - Церковь (1 Тим 3: 15), авещивдоме - все, чтоестьвЦерквиХристовой, тоесть: истинноеблагодатноесвященноначалие, благодатныесвященнодействияипрочее.
Значит, длятого, чтобыодолеть иразрушитьцерковноесвященноначалиеХристово, - дляэтогонужно, преждевсего, СамогоХриста - Сильногосвязать, аэтогоникогданеудастсядостигнуть, хотябыивсемубесовскомуцарству, воглавессатаною. Несокрушитьбесовскимпреспешникам- сектантамисвященноначалияистинного.
3) СЦерковнымсвященноначалиемпребываетнепрерывноДухСвятый, ибонеложнословоСпасителяСв. Апостоламиихпреемникам: "ЯумолюОтца, идаствамдругогоУтешителя, дапребудетсвамивовек. (Ин. 14: 16) ДухСвятыйинедопускаетинедопуститвсемусвященноначалиювпастьвзаблуждение.
4) ИАпостолговоритонеодоленностисвященства: Сей (Христос), какпребывающийвечно, имеетисвященствонепреходящее(Евр. 7: 24); анепреходящеесвященство ХристововЦерквиземной, воинствующей, проявлялось, проявляетсяидоскончаниявекабудетпроявлятьсявлицеверныхсвященнослужителей.