IX. Резюме. Основные тенденции в истории взаимоотношений языка и религии

1. Содержательную (смысловую) основу религий составляют жизненно важные для человека и общества э т и ч е с к и е смыслы. Они мыслятся как з а п о в е д и, которые Бог (Абсолют) о т к р ы л людям. Откровение содержит главные нравственно‑религиозные и юридические нормы общества, необходимые для его самосохранения.

2. В сфере религиозной коммуникации формируются специальные средства з а щ и т ы Откровения, способные обеспечить, во‑первых, максимально высокий авторитет заповедей Откровения в глазах социума; во‑вторых, передачу заповедей подрастающим поколениям, а также, при распространении религии вширь, — новым народам; в‑третьих, требовались средства, способные обеспечить смысловую сохранность заповедей при их трансляции в пространстве и времени.

3. Основа информационной защиты Откровения состоит в том, что религиозное сознание наделяет Откровение свойством святости (сакральности): священные слова, заповеди, записанное людьми Откровение Бога мыслится как дарованное Богом с в я щ е н н о е з н а н и е — полное, совершенное и главное.

4. Сакрализация Откровения, записанного в Писании, создает феномен н е к о н в е н ц и о н а л ь н о г о (безусловного) восприятия знака в Писании: свят не только Бог, но и его записанное слово, его имя, буква в имени; святы и должны быть неизменны те слова, которыми пророк или ученики славили Бога и говорили ему о своей любви и верности. В глубинах религиозного сознания и подсознания вера в Св. Писание сливалась с архетипическим фидеизмом — с тем ощущением «волшебства» слова, которое жило в древнейшей дописьменной магии и ритуале.

5. Устные и письменные произведения, в которых выражено священное знание (мифы или запись Откровения в Св. Писании), являются с м ы с л о в ы м ц е н т р о м, порождающим новые, производные смыслы (тексты), которыми наполняется информационное пространство культуры. Основные мифы или Писание задают и е р а р х и ю текстов, циркулирующих в культуре, при этом сами они, будучи носителями главных смыслов, составляют вершину иерархии.

6. Эволюция мифолого‑религиозного содержания и своеобразие религиозного общения являются теми главными факторами, которые определили историю фольклорных жанров и книжно‑письменных культур, формируемых религиями Писания. Постепенная десакрализация священного знания мифов обусловливала постепенную трансформацию мифов в произведения словесного художественного творчества народа. Литературный процесс, который порождается Писанием и существует в его орбите, представляет собой с а м о р а з в и т и е религиозного общения. Его основные закономерности состоят в следующем.

Во‑первых, происходит внутренняя структурация религиозного учения: в нем обнаруживается та или иная иерархия смыслов и текстов (жанров); при этом содержательное ядро учения догматизируется, начинает осознаваться как общеобязательное и неизменное, в то время как остальные смыслы и жанры осознаются в их отношении к смысловому центру учения.

Во‑вторых, складывается религиозный канон — особо почитаемый корпус текстов, содержащих смысловое ядро учения.

В‑третьих, складываются коммуникативные механизмы, позволяющие распространять учение вширь и вместе с тем сохранять неизменными его основные смыслы (передача учения подрастающим поколениям, популярное изложение, специальное комментирование).

В‑четвертых, создаются механизмы контроля за тем, как осуществляется религиозная коммуникация (церковная цензура, специальное редактирование; правила, регулирующие циркуляцию конфессиональных текстов в социуме).

7. Религиозная коммуникация и ее заботы явились главным фактором в социальной истории языков. Все древние письменности и подавляющее большинство новых систем письма создавались для культово‑религиозных целей. В древности и средние века религиозные (не языковые) трудности с переводами Писания обусловили многовековое двуязычие культового и народного языка, распространенное в основных культурно‑религиозных ареалах мира. Переводы конфессиональных книг становились крупнейшими событиями в социальной истории многих языков. Писание и литургия на народном языке способствовали его авторитету и утверждению в качестве ведущего канала коммуникации в обществе. Переводы Писания часто становились материально‑языковой базой наддиалектного (общенационального) литературного языка и всесторонне обогащали язык.

8. В культурах религий Писания филология зародилась и развивалась как конфессиональная служба «при священном тексте» — для сохранения и трансляции сакральных смыслов в неизменном виде. В истории филологии неконвенциональная трактовка знака стала предпосылкой особо пристального внимания к языку и тексту, что стимулировало создание достаточно тонких методов и «инструментов» изучения языка — филологической критики текста, лексикографии, систематического и разнообразного толкования, тщательного редактирования. Мифопоэтические представления о языке, вековые традиции неконвенционального отношения к слову и тексту оказали воздействие на раннюю и современную философию языка.

9. В истории отношения людей к форме (языку и тексту) Писания есть ряд закономерностей, в том числе разнонаправленных. Консервативно‑догматические установки не изначальны. Они возникают после записи Откровения и особенно усиливаются после определения религиозного канона. Для времени пика консерватизма характерны максимальные ограничения и буквализм в переводах; реставрационная направленность в редактировании; господство цитат и догматизм в толкованиях; ограничения в доступности Писания для тех или иных групп верующих.

Однако еще в средние века и особенно с началом перехода к новому времени, по мере секуляризации, возникают и постепенно усиливаются либеральные тенденции в отношении к языку и тексту Писания. Впрочем, уже в «Новом Завете» священность Божьего слова понимается несколько иначе, чем в «Ветхом», — менее буквально, и апостолы призывают к верности духу, а не букве. Священные книги все шире переводятся на новые языки, при этом возможны неофициальные варианты перевода, издаются авторские версии и художественные переложения. Писание доступно всем желающим, у церкви все меньше боязни перед его самостоятельным чтением и толкованием верующими. Умолкли некогда острые дискуссии об атрибуции отдельных книг Писания: сейчас это вопрос не вероисповедный, а историко‑филологический. Распространяется литургия на народных языках. Все свободнее и шире звучит проповедь.

Сакрализация слова и буквы Писания уходит в прошлое. Человечество прошло многовековую школу филологической выучки «возле Писания» и «над Писанием». Вчитываясь и вглядываясь в каждое слово и каждую букву Писания, человечество научилось с необходимой точностью понимать мысль, облеченную в слово, и выражать в слове новую мысль. Эти уроки понимания вошли в плоть и кровь культуры, как бы растворились в ней, стали ее необходимым и повседневным компонентом, бытом. Словарь, грамматика, практикум по стилистике, разговорник… — что может быть обычнее?

А священные смыслы? Люди все больше уверены, что священны не буквы и слова, а именно с м ы с л ы Откровения Бога, и эти смыслы могут быть выражены и поняты на любом из языков человечества.

Литература

Список условных сокращений

БПБ — Большой путеводитель по Библии / Пер. с нем. М.: Республика, 1993. — 479 с.

ИВЛ — История всемирной литературы в 9 томах. Т. 1—8. М.: Наука, 1983—1994 [издание продолжается].

МНМ — Мифы народов мира: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Т. I, 1987. — 672 с.; т. II, 1988. — 720 с.

ППБЭС — Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. I—II. М., 1992. — 2464 стлб. [Репринтное издание].

СКК — Словарь книжников и книжности Древней Руси / Отв. ред. Д.С. Лихачев. Л.: Наука. Вып. 1 (XI — первая половина XIV вв.), 1987. — 494 с.; Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI вв.). Ч. 1. А‑К, 1988. — 517 с.; Ч. 2. Л‑Я, 1989. — 528 с.

Соловьев — Соловьев B.C. Собр. соч. Т.1—10. 2‑е изд. СПб., 1911—1914.

ФЭ — Философская энциклопедия. Т. 1—5. М.: Сов. Энциклопедия, 1960—1970.

Звездочкой (*) отмечена учебная и справочная литература, двумя звездочками (**) — классические труды

* Аверинцев С. С. Православие // ФЭ. М. 1967. Т. 4. С. 333—335.

* Аверинцев С.С. Теология // ФЭ. М. 1970. Т. 5. С. 200—202.

* Аверинцев С.С. Язычество // ФЭ. М. 1970. Т. 5, С. 611—612.

* ** Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. — 320 с*.

* Аверинцев С.С. Древнееврейская литература // ИВЛ. Т. 1, 1983. С. 271—302.

* Аверинцев С.С. Истоки и развитие раннехристианской литературы // ИВЛ. Т. 1, 1983[а]. С. 501—515.

* Аверинцев С.С. Иудаистическая мифология // МНМ. Т. 1, 1987. С. 581—590.

* Аверинцев С.С. Иоанн Богослов // МНМ. Т. 1, 1987[а]. С. 549—551.

* Авеста: Избранные гимны. Из Видевдата / Пер. с авест. И. Стеблин‑Каменского. М.: Дружба народов, 1993. — 208 с.

* Алексеев А.А. Священное Писание как памятник древнерусской письменности // Русская литература. 1994. № 4. С. 202—213.

* Амусин И.Д. Кумранская община. М.: Наука, 1983. — 328 с.

* Античные теории языка и стиля. М.; Л.: Соцэкгиз, 1936. — 344с.

* Апокрифы древних христиан / Исследования, тексты, комментарии. М.: Мысль, 1989. — 336 с.

* Атхарваведа. Избранное / Пер., коммент. и вступит, ст. Т.Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1976. — 407 с.

* Афанасьев А.Н. [составитель] Народные русские сказки. Т. I—III / Под ред. М.К. Азадовского, Н.П. Андреева, Ю.М. Соколова. М.: Гослитиздат, 1936—1940.

* Афанасьева В.К. Литература Шумера и Вавилонии / Поэзия. — 1973. С. 115—126 [см. соответствующую позииию в данном списке].

* Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно‑семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. — 240 с.

* Барташэв?ч Г.А. Вершаваныя жанры беларускага дз?цячага фальклору. М?нск: Навука ? тзхн?ка, 1976. — 168 с.

* Барташэв?ч Г.А. (складальн?ца). Бабуля так лячыла… Замовы ад хвароб. М?нск: Навука ? тэхн?ка, 1992. — 54 с.

* ** Бартольд В.В. Соч. Т. 6. Работы по истории ислама и арабского халифата. М.: Наука, 1966. — 784 с.

* ** Бартолъд В.В. Ислам / Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: Изд‑во МГУ, [1918] 1992. С. 3—51.

* Боткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978. — 200 с.

* ** Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 424 с.

* Белла Р.Н. Социология религии / Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, [1968] 1972. С. 265—281. [Фрагменты из указанной статьи напечатаны в работах— Религия. 1994, с. 116—118 (под заглавием «Религия как символическая модель, формирующая человеческий опыт»); Гараджа. 1995, с. 306—308.

* Бердяев НА. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М: Книга, [1949] 1991. — 448 с.

* Бодуэн де Куртенэ И.А. Национальный и территориальный признак в автономии. СПб., 1913. — V, 84 с.

* * БПБ — Большой путеводитель по Библии / Пер. с нем. М.: Республика, 1993. — 479 с*.

* Борхес Х.Л. Письмена Бога. М.: Республика, [1977] 1992. — 512 с.

* Брагинский К.С. Древнеиранская литература // ИВЛ. Т. 1, 1983. С. 252—271.

* * Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник. М.: Наука, 1986. — 830 с.

* Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. — 464 с.

* Булгаков С.Н. Философия имени. Париж: YMCA—Press, 1953. — 279с.

* Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, [1964] 1991. — 416 с.

* ** Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования; Статьи. М.: Худож. лит., 1990. — 512 с.

* * Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно‑культурные традиции и общество). М.: Высш. шк., 1983. — 368 с.

* * Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. М?нск: Навука ? тэхн?ка, 1993. — 479 с.

* ** Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика‑Пресс, 1993. — 224 с.

* ** Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч.Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы: Реконструкция и историко‑типологический анализ праязыка и протокультуры. Ч. I — II. Тбилиси: Изд‑во Тбилисск. ун‑та. — 1984. — XCVI+1328 с.

* * Гараджа В.И. Религиеведение. М.: Аспект‑Пресс, 1995. — 350с.

* Гарднер К. К философии третьего тысячелетия: Бахтин и другие // Философские науки. 1994. № 1—3. С. 3—25.

* Гаспаров Б.М. Средневековые латинские поэтики в системе средневековой грамматики и риторики // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М.: Наука, 1986. С. 91—169.

* Гельб И.Е. Опыт изучения письма (Основы грамматологии). М.: Радуга, 1982. — 367 с.

* Голенищев‑Кутузов И.Н. Итальянское Возрождение и славянские литературы XV—XVI вв. М.: Изд‑во АН СССР, 1963. — 416 с.

* Горфункель А.Х. Гуманизм — Реформация — контрреформация // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л.: Наука, 1981. С. 7—19.

* Гринцер П.А. Древнеиндийская литература // ИВЛ. 1983, Т. 1. С. 204—251.

* Грюнебаум фон Г.Э. Основные черты арабо‑мусульманской культуры: Статьи разных лет. М.: Наука, 1981. — 228 с.

* ** Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества [1830—1835] // В кн.: Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. С. 37—298.

* ** Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. — 398 с.

* Гуревич А.Я. Народная магия и церковный ритуал // Механизмы культуры. М.: Наука, 1990 [а]. С. 3—27.

* Гуревич П.С. Роптания души и мистический опыт (Феноменология религии У. Джеймса) // Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. С. 411—424.

* ** Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I—IV. М.: Русский язык, 1978.

* ** Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, [1902] 1993. — 432 с.

* * Догматическое богословие: Курс лекций / Сост. архимандрит Алипий (Кастальский‑Бороздин) и архимандрит Исайа (Белов). Свято‑Троицкая Лавра, 1994. — 288 с.

* Дронов Михаил, протоиерей. Писание и Предание // Журнал Московской Патриархии. 1993. № 11. С. 9—25.

* Елеонская Е. К изучению заговора и колдовства в России. Вып. 1 / Типография Шамординской Пустыни, 1917. — 64 с.

* Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. О ведийской загадке типа brahmodya // Паремиологические исследования. Сб. ст. М.: Наука, 1984. С. 14—46.

* Жуковская Л. П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. М.: Наука, 1976. — 368 с.

* Зеленин Д.К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии // Сб. Музея антропологии и этнографии. Т. 8. Л., 1929. — 151 с.

* Зеньковский В.В. История русской философии. Л.: Эго, [1950] 1991. Т. II. Ч. 2. — 270 с.

* Зноско‑Боровский Митрофан, протоиерей. Православие, Римо‑католичество, Протестантизм и Сектантство: Сравнительное богословие. Изд. Свято‑Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. — 208 с.

* Иванов Вяч.Вс. Древнеиндийский миф об установлении имен и его параллель в греческой традиции // Индия в древности (Сб. ст.). М.: Наука, 1964. С. 85—94.

* ** Иванов Вяч.Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976. — 304 с.

* Иванов Вяч.Вс. Примечания // Леви‑Строе К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. С. 340—364.

* Иванов Вяч.Вс. О лингвистических исследованиях П.А. Флоренского // Вопросы языкознания. 1986. № 6. С. 69—87.

* Ислам: Краткий справочник. М.: Наука, 1983. — 160 с.

* Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. — 316 с.

* История древнего мира. М.: Наука, 1989. Кн. 3. Упадок древних обществ. 3‑е изд., исправл. и доп. — 407 с.

* История индийских литератур / Под ред. д‑ра Нагендры / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1964. — 808 с.

* История лингвистических учений: Древний мир. Л.: Наука, 1980. — 259 с.

* Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М.: Наука, 1991. Т. I — 704 с.; Т. II — 576 с. [Репринтное воспроизведение парижского издания 1959 г.].

* Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Политиздат, 1986. — 270 с.

* ** Ключевский В. О. Курс русской истории. М.: Мысль, 1988. Ч. III. — 416 с.

* Ковтун Л.С. Русская лексикография эпохи средневековья. М.; Л: Изд‑во АН СССР, 1963. — 446 с.

* Ковтун Л.С. Азбковники XVI—XVII вв. (Старшая разновидность). Л.: Наука, 1989. — 296 с.

* ** Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии VII—XVI века. М.: Искусство, 1980. — 144 с.

* ** Коростовцев М.А. Писцы древнего Египта. М.: Изд‑во восточной литературы, 1962. — 176 с.

* ** Коростовцев М.А. Введение в египетскую филологию. М.: Изд‑во восточной литературы, 1963. — 280 с.

* Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М.: Наука, 1987. — 271 с.

* Кочетков, священник Георгий. О русском языке в богослужении // Независимая газета. 14 янв.1993 г.

* ** Крачковский И.Ю. Изучение избранных отрывков Корана в подлиннике // Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. 2‑е изд. М.: Наука, 1986. С. 671—694.

* Культура Византии: IV — первая половина VII в. М.: Наука, 1984. — 726 с.

* Лiтвiноуская А. Г. Элементы падлiку у структуры беларускiх лiчьiлак // Веснiк Белдзяржунiверсiтэта. Сер. 4. 1992. № 1. С. 38—50.

* Лихачев Д. С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России // Исследования по славянскому литературоведению и фольклористике: Доклады советских ученых на IV Международном съезде славистов. М.: Изд‑во АН СССР, 1960. С. 95—151.

* ** Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X—XVII веков. Л.: Наука, 1973. — 254 с.

* Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Изд‑во Моск. ун‑та, [1927] 1990. — 269 с.

* ** Лосев А.Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм. М.: Искусство, 1980. — 766 с.

* [Лосев А.Ф.] П.А. Флоренский по воспоминаниям Алексея Лосева: Публикация Ю.А. Ростовцева и П.В. Флоренского // Контекст‑90. Литературно‑критические исследования. М.: Наука, 1990. С. 6—24.

* Лосский Н.О. История русской философии. М.: Сов. писатель, 1991. — 480 с.

* Маркиш С.П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М.: Художественная литература, 1971. — 224 с.

* Мартынау В.У. Этнагенес славян: Мова i мiф. Мiнск: Навука i тэхнiка, 1993. — 23 с.

* Маслов С.И. Кирилл Транквиллион‑Ставровецкий и его литературная деятельность. Киев: Наукова думка, 1984. — 346 с.

* Массэ А. Ислам: Очерк истории. М.: Изд‑во восточной литературы, 1963. — 230 с.

* Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. — 408 с.

* Мелетинский Е.М. Один // МНМ, 1988. Т. II. С. 241—243.

* Мелетинский Е.М. Мед поэзии // МНМ, 1988[а]. Т. II. С. 127—128.

* Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом / Репринтное воспроизведение издания 1900 года. М.: Молодая гвардия, 1992. — 280 с.

* Мень А.[В.] К истории русской православной библеистики // Богословские труды. Т. 28, 1987. С. 272—289.

* Мень А.[В.] История религии в 7 томах. М.: Слово, 1991. Т. 2.

* Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. — 464 с.

* Мень А.[В.] Православное богослужение. Таинство, Слово и образ. М.: Слово, 1991 [а]. — 192 с.

* Мень А.[В.] История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. По книгам протоиерея Александра Меня: Книга для чтения в старших классах средней школы. М.: Мирос, 1994. — 184 с.

* Мечковская Н.Б. Ранние восточнославянские грамматики. Минск: Университетское, 1984. — 160 с.

* * Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект‑Пресс, 1994. — 207 с.

* Мечковская Н.Б., Супрун А.Е. Знания о языке в средневековой культуре южных и западных славян // История лингвистических учений: Позднее средневековье. СПб.: Наука, 1991. С. 125—181.

* Маркина З.А., Померанц Г. С. Великие религии мира / М.: РИ‑ПОЛ, 1995. — 403 с.

* * Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. — 736 с.

* * МНМ: Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Т. I, 1987. — 672 с.; Т. II, 1988. — 720 с.

* Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме (Опыт сопоставления структур). М.: Наука, 1984. — 304 с.

* Пачынальнiкi. З гiсторыка‑лiтаратурных матэрыялау XIX ст. / Укладальнiк Г.В. Кiсялеу. Рэд. В.В. Барысенка, А.Л. Мальдзiс. Мiнск: Навука i тэхнiка, 1977. — 544 с.

* Пиотровский M.Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991. — 219 с.

* Померанц Г.С. Кришнамурти и проблема религиозного нигилизма // Идеологические течения современной Индии. М.: Наука, 1965. С. 138—160.

* Померанцева Э.В., Минц С.И. (составители). Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия. М.: Учпедгиз, 1963. — 576с.

* ** Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, [1895] 1976. — 614 с.

* Поэзия и проза древнего Востока (Б‑ка Всемирной литературы. Сер. первая. Т. I) / Общ. ред. и вступит, ст. И. Брагинского. М.: Худож. лит., 1973. — 736 с.

* ППБЭС — Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. I — П. М., 1992. — 2464 стлб. [Репринтное издание.]

* ** Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избр. ст. М.: Наука, 1976. — 325 с.

* ** Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд‑во Ленинградского ун‑та, [1946] 1986. — 366 с.

* Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука, 1991. 2‑е изд. — 182с.

* Рабинович B.C. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. — 392 с.

* Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства: Материалы и документы. М.: ОГИЗ, 1933. — 191 с. [В 1990 г. в Москве вышло переиздание книги вместе с работой того же автора «Античные критики христианства» (1935) с предисловием И.С. Свенцицкой].

* Ранович А.Б. Очерк истории древнееврейской религии. Вводн. ст. Н. Никольского. М.: Гос. антирелигиозн. изд‑во, 1937. — 400 с.

* * Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. Часть I: Для высших учебных заведений / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Наука, 1994. — 300 с.

* ** Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Просвещение, 1967. — 544 с.

* Ригведа. Избранные гимны / Пер., коммент. и вступит, ст. Т.Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1972. — 418 с.

* Рижский М.И. История переводов Библии в России. Новосибирск: Наука, 1978. — 208 с.

* Розанов В.В. Апокалипсическая секта (хлысты и скопцы). СПб., 1914. — 208 с.

* Розанов В.В. Избранное. Уединенное. Опавшие листья. Мимолетное. Апокалипсис нашего времени. Письма к Э. Голлербаху. Мюнхен, 1970. — XLI, 564 с.

* Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. V. Заговоры, апокрифы и духовные стихи / Собрал Е.Р. Романов. Витебск, 1891. — XVI, 452 с.

* Рубинштейн Р.И. Птах // МНМ. 1988. II. — 345 с. Рубинштейн Р.И. Тот // МНМ. 1988[а]. И. С. 521—522. Сказания о начале славянской письменности / Вступит, ст., пер. и коммент. Б.Н. Флори. M.: Наука, 1981. — 199 с.

* Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976. — 350с.

* * Словарь библейского богословия / Под ред. Ксавье Леон‑Дюфура. Брюссель, 1990. — 1287 + X с.

* ** Соловьев B.C. Ориген // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб. [б/г]. Т. 43. С. 141—145.

* ** Соловьев B.C. «Талмуд» и новейшая полемическая литература о нем в Австрии и Германии // Соловьев. Т. 6, [1885] 1911. С. 3—32.

* ** Соловьев B.C. Магомет, его жизнь и религиозное учение // Соловьев. Т. 7, [1896] 1911. С. 201—281.

* ** Соловьев B.C. Кабала // Соловьев. Т. 10, 1911. С. 339—343.

* ** Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. — 696 с.

* Стеблин‑Каменский И.М. Предисловие // Авеста: Избранные гимны. Из Видевдата / Перевод с авест. И. Стеблин‑Каменского. М. : Дружба народов, 1993. С. 3—12.

* Субботин Н.И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. М., 1878. Т. IV; 1881. Т. VI; 1885. T.VII.

* Талмуд. Мишна и Тосефта. Т. I—VI / Критич. пер. Н. Переферковича. Изд. 2‑е, испр. и доп. СПб., 1902—1904.

* * Телушкин, раби Йосеф. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии [Рус. пер.]. Иерусалим — Москва, 1992. — 575 с.

* Тихонравов Н.С. Отреченные книги древней России: Соч. Николая Саввича Тихонравова. М., 1898. Т. 1. Древняя русская литература. С. 13—84; 127—255.

* ** Толстой Н.И. История и структура славянских литературных языков. М.: Наука, 1988. — 240 с.

* Толстой Н.И., Толстая С.М. Народная этимология и структура славянского ритуального текста // Славянское языкознание. X Международный съезд славистов. София, сент. 1988 г. Доклады сов. делегации. М.: Наука, 1988. С. 250—264.

* Топоров В.Н. Санскрит и его уроки // Древняя Индия: Язык. Культура. Текст. М.: Наука, 1985. С. 5—29.

* Топоров В.Н. Indo‑Iranica: К связи грамматического и мифо‑ритуального // Переднеазиатский сборник. ?У. Древняя и средневековая история и филология стран Переднего и Среднего Востока. М.: Наука, 1986. С. 122—137.

* Топоров В.Н. К исследованию анаграмматических структур (анализы) // Исследования по структуре текста. М.: Наука, 1987. С. 193—238.

* Топоров В.Н. О ритуале: Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука, 1988. С. 7—60.

* Топоров В.Н. Река // МНМ, 1988[а]. Т. П. С. 274—276.

* Топоров В.Н. Об одном образце «говорения языками» в русской мистической традиции // Этнолингвистика, 1988 [б]. С. 160—164.

* Топоров В.Н. Об одном латинском заговоре (Tabella defixionis in Plotium): К реконструкции архаичного ритуального «анатомического» прототекста // Этнолингвистика, 1988[в]. С. 26—31.

* Тредиаковский В.К. Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии старинной и новой и о всем что принадлежит к сей материи // Соч. Тредьяковского. СПб., [1748] 1849. Т. 3. Изд. Александра Смирдина. С. 1—316.

* Трофимова М.К. Из рукописей Наг‑Хаммади // Античность и современность, М.: Наука, 1972. С. 369—379.

* Трубачев О.Н. Этимологический словарь славянских языков / Под ред. О.Н. Трубачева. T. I—XX. М.: Наука, 1974—1994 (издание продолжается).

* Трубецкой Н. С. Общеславянский элемент в русской культуре // Вопросы языкознания. [1927] 1990. № 2. С. 123—139; № 3. С. 114—134.

* ** Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. Т. I—IV. 2‑е изд. М.: Прогресс, 1986—1992.

* Флоренский, священник Павел. Имена. Б/м.: Изд‑во «Купина», 1993. — 320 с.

* Флоровский, протоиерей Георгий. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. — 602 с. [Факсимильное воспроизведение парижского издания 1937 г.].

* Францыск Скарына i яго час: Энцыклапедычны даведнiк. Мiнск: Беларуская Савецкая Энцыклапедыя, 1988. — 608 с.

* Фридрих И. История письма. М.: Наука, 1979. — 463 с.

* ** Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политическая литература, 1980. — 832 с.

* ** Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политическая литература, 1985. — 512 с.

* Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. — 447 с.

* Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герменевтической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии: Интерпретация Секретных учений, скрытых за ритуалами, аллегориями и мистериями всех времен / Пер. с англ. изд. 1937 г. Новосибирск: Наука, 1992. — 793 с.

* Нивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. М.: Наука, 1990. — 207 с.

* Экономцев, игумен Иоанн. Православие, Византия, Россия. Сб. ст. М.: Христианская литература, 1992. — 233 с.

* Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. 1. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М.: Институт славяноведения и балканистики АН СССР, 1988. — 204 с.

* ** Ягич И.В. Рассуждения южнославянской и русской старины о церковнославянском языке // Исследования по русскому языку. СПб., 1885—1895. Т. I. С. 289—1070.

* ** Ягич И.В. История славянской филологии. СПб., 1910. — 961 с.

* ** Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против»: Сб. ст. М.: Прогресс, [1960] 1975. С. 193—230.

Указатель терминов[222]

Агиография §89

Аджорнаменто §96

азбуковник §122

академическое издание произведения §55

анаграмма §19

анафема §29

анимизм §2.2

антропософия §5.3

апокриф §44

апофатическое богословие §66

арианство §97

атрибуция §56

аутентичный текст §90

Благопожелание §40

Vernaculae (народные языки) §107

видение (фольклорно‑мифологический жанр) §77

второканонические (дейтероканонические) книги Ветхого Завета §61

Герменевтика §83

глосса §122

глоссарий §122

глоссолалия §37

гомилетика §81

гомилия §81

гуманизм §102

Двуязычие §107

деизм §2.1

дейтероканонические (второканонические) книги Ветхого Завета §61

демиург §41

диэреза §121

догмат §67

духоборы §77

духовные стихи §44

духовные христиане §77

Евхаристия §74

Заговор‑абракадабра §37

Иероглифика §23

имяславие §76

инициация §34

инкунабулы §102

исихазм §26, 76, 126

иснад §56

исповедание веры (жанр книги) §69

Канон §54

канонический текст §54

каноническое право §86

катафатическое богословие §66

катехизация §69

катехизис §41

квакеры §77

квиетисты §77

кодификация §54

койне §3.2

контаминация §40

континуум языковой §2.1

конфессия §1

космогония §41

критика текста §55

критическое издание произведения §55

Лексикализация §37

лингвистической относительности гипотеза §10

литературный язык §3.2

литургия §74

Маздаизм §49

макаронический стиль §37

мамотрект (чешек., польск. mamotrekt, лат. mammotrectus) §122

маркиониты §90

масора §110

масореты §110

matres lectionis (матрес лекционис) §110

Минея §74

мистерия §15

мистика §5.3

мисты §15

мифопоэтическое сознание §14

модальность §29

молокане §77

(моно)теизм §2.2

Оберег §22

обмирание §77

огнепоклонничество §49

окказионализм §68

ономастика §127

ономастикой §122

ономатология §127

онтогенез §16

орация (рация) §40

отреченные книги см. апокриф

Пантеизм §2.2

паралингвистика §28

Паремийник §74

паремиология §74

паремия §74

патристика §5.3.

пиетизм §77

Письменный закон (иудаист.) §85

полисемия §121

политеизм §2.2

порождающая (генеративная)

грамматика §117

праславянский язык §18

праязык §15

приточник §122

профетические (пророческие)

языки §3.2

Сакральный §3.1

Священное Писание — passim

Священное Предание — passim

секуляризация §4.1

семантика §5.1

семасиология §116

семиотика §5.1

Символ веры §56

символические книги §69

скопцы §77

Slavia Latma §108

Slavia Orthodoxa §95

славословие (доксология) §29

Служебник §74

старославянский язык §94

Сунна (пророка Мухаммада) §65

суннизм §65

суфизм §79

Тарика §79

тафсир §87

теизм §2.2.

текстология §54

теология §5.3.

тeсей теория §125

титло §25

тотемизм §2.2

транслитерация §54

Требник §74

трикстер §34

Устав (род почерка) §25

Устный закон (иудаист.) §85

Фаворский свет §126

фасцинация §14

фетиш §2.2

фетишизм §2.2

филиокве §69

филогенез §16

фикх §87

фюсей теория §125

Хадисы §65

харизма §47

хлысты §77

Церковное право §86

церковнославянский язык §94

Шаманизм §2.2

шариат §87

Эзотерический §76

экзегетика §83

экзорцизм §29

экзотерический §76

эсхатология §29

этимология §16

этимология народная §39

этимология поэтическая §39

этиологические мифы §33

этнос §1

Янсенисты §77

Именной указатель

Абу Ханифа (699—767) §71

Августин Аврелий, святой, епископ Гипонский (354—430) §64, 67, 98, 125

Аверинцев С.С. Предисловие, §2.2, 5.3, 8, 24, 25, 67, 69, 76, 77, 78, 92, 100, 105, 115, 127, 128, Л‑ра

Аверкий, архиепископ (XX в) §83

Авраам (ветхозаветн.) §78

Авраамий, инок (XVII в) §13

Александр I (1777—1825) §95

Алексеев А.А. §83, Л‑ра

Алексей Михаилович (Романов) (1629—1676) §32

Альберти (Alberti) Леон Батиста (1404—1472) §120

Альбертус (Albertus) Лаврентиус (XVI в.) §120

Альбрехт, герцог Пруссии (1490—1568) §104

Амусин И.Д. §61, 62, Л‑ра

Аноним Галл (XII в.) §108

Анучин В.Т. §29

Антонии Великий, преподобный (260—365) §7

Антонович А.К. §27

Апресян Ю.Д. §129, 132

Аракчеев А.А. (1769—1834) §95

Арий (256—336) §13, 88, 97 (см. арианство)

Аристотель (384—322 до н.э.) §66, 103, 108, 125

Арутюнова H.Д. §131

Афанасьев А.Н. (1826—1871) §34, 45, 114, Л‑ра

Афанасьева В.К. §23, Л‑ра

Ахмадулина Б.А. §14

Ахматова А.А. (1889—1966) §23

Бабичев H.Т. §56

Байбурин А.К. §15, Л‑ра

Барсов M. §83

Барташэв?ч Г.А. §36, Л‑ра

Бартольд В.В. (1869—1930) §49, 50, 51, 55, 71, Л‑ра

Басилов В.П. §8

Бастид (Bastide) P. §67

Баткин Л.M. §102, Л‑ра

Бахтин М.М. (1895—1975) §132, Л‑ра

Белла (Bella) Роберт §5.1, 5.3, 7, Л‑ра

Бембо (Bembo) Пьетро (1470—1547) §120

Бердяев H.А. (1874—1948) §5.3, 66, 78, 99, 126, 132, Л‑ра

Берында Памва (ум. 1632) §122

Беме (Bohme) Якоб (1575—1624) §5.3, 77

Благослав (Blahoslav) Ян (1523—1571) §120

Блок А.А. (1880—1921) §76

Богушевич Франтишек (1840—1900) §27

Бодуэн де Куртене И.А. (1845—1929) §1, Л‑ра

Боровский Я.M. §56

Борхес (Borges) Хорхе Луис (1899—1986) §42, 57, 78, Л‑ра

Бохорич Адам (ум. 1598) §120

Боэций (ок. 480—524) §108

Брагинский И.С. §49, Л‑ра

Бродский И.А. §131

Бродский H.Л. §82

Брук С.И. §42, 41, Л‑ра

Брюкнер (Bruckner) Александр (1856—1939) §16

Брянчанинов, епископ Игнатий (1807—1867) §32

Бубер (Buber) Мартин (1878—1965) §66, 78, 105, 132, Л‑ра

Будда §4.2, 47, 50, 54, 55, 56, 57, 58

Будный Сымон (1530—1593) §69

Булатович Антоний (Александр) (ум. 1919) §126

Булгаков С.H. (1871—1944) §66, 77, 126, Л‑ра

Буслаев Ф.И. (1818—1897) §44, Л‑ра

Вагнер (Wagner) Рихард (1813—1883) §8

Вазари (Vazari) Джордже (1511—1574) §120

Вайян (Vaillant) Андре (1890—1977) §4.2

Валентин (II в.) §62

Балла Лоренцо (Valla Lorenzo) (1405 или 1407—1457) §120

Варсонофий Великий (VI в) §67

Василий Великий, архиепископ Кессарийский (329—379) §44, 64, 120

Василий III. (1479—1533) §101

Васильев Л.С. §57, Л‑ра

Вергилии (Vergilius) Марон Публий (70—19 до н.э.) §108

Веселовский А.Н. (1838—1906) §41

Введенский А.И. (род. 1861) §67

Витгенштейн (Wittgenstein) Людвиг (1889—1951) §130

Виноградов В.В. (1894/5—1969) §109

Владимир, св. равноапостольный, киевский князь (ум 1015) §23, 31, 33

Вознесенский А.А. §39

Вундт (Wundt) Вильгельм (1832—1920) §7

Выготский Л.С. (1896—1934) §2.3, Л‑ра

Вяземский П.А. (1792—1878) §18

Газали (Абу Хамид аль Газали) (XI в) §79

Галятовский Иоанникий (ум. 1688) §81

Гамкрелидзе Т.В. §114, Л‑ра

Гараджа В.И. §4.3, Л‑ра

Гарднер (Gardner) К. §132, Л‑ра

Гаспаров Б.M. §81, Л‑ра

Гегель (Hegel) Георг Вильгельм (1770—1831) §78

Гельб (Gelb) И.Е. §25, 110, Л‑ра

Геннадий, архиепископ Новгородский (ум. 1506) §94, 104

Гераклит (ок. 520 — ок. 460 до н.э.) §125

Герасимов Дмитрий (ум. после 1530) §100

Герман Ю.П. (1910—1967) §18

Гермоген (IV в. до н.э.) §125

Гесиод (VIII—VII в. до н.э.) §121

Гзель (Gzel) Петр (XVI в.) §120

Гiлевiч Н.С. §43

Глухарев, архимандрит Макарий (1792—1847) §95

Говоров, епископ Феофан (Затворник) (1815—1894) §3.2, 95

Голенищев‑Кутузов И.Н. (1904—1969) §108, Л‑ра

Гомер (IX—VIII в до н.э.) §33, 121

Гораций (Horatio) Квинт Флакк (65—8 до н.э.) §108

Горфункель А.Х. §102, Л‑ра

Григорий Богослов, епископ (Назианзин) (ок. 330 — ок. 390) §41, 58, 64, 67, 120

Григорий Великий, св., папа (ок. 540—604) §64, 67, 81

Григорий Нисский (ок. 335 — после 394) §64

Григорий Палама — см. Палама Григорий

Григорий Синаит, преподобный (ум. после 1340 г.) §126

Грин (Green) Дж. §10, Л‑ра

Гринцер П.А. §41, 50, 57, Л‑ра

Грюнебаум (Grunebaum) Густав Эдмунд фон (1909—1972) §65, 67, 68, 76, 86, Л‑ра

Грязневич П.А. §8

Гумбольдт (Humboldt) Вильгельм фон (1767—1835) §10, 129, Л‑ра

Гуревич А.Я. §28, 38, Л‑ра

Гуревич П.С. §5.3, Л‑ра

Гус (Hus) Ян (1371—1415) §64, 91, 102, 119, 122

Гутенберг (Gutenberg) Иоанн (ок. 1399—1468) §102

Давид, царь иудеев (X в. до н.э.) §73

Даль В.И. (1801—1972) §15, 16, 17, 18, 20, 21, 22,25, 33, 34, 36, 37, 43, 114, Л‑ра

Данте Алигьери (Dante Alighieri) (1265—1321) §77, 120

Дворецкий И.Х. §25

Джеймс (James) Уильям (1842—1910) §5.3, Л‑ра

Декарт (Descartes) Рене (1596—1650) §130, 132

Демокрит (460—370) §125

Дорогов А.А. §127

Дроздов, архимандрит Афанасий (XIX в.) §64

Дронов, протоиерей Михаил (XX в.) §64, Л‑ра

Дунин‑Марцинкевич Винцент (1808—1884) §27

Дюбуа (Dubois) Жак (Сильвиус) (1478—1555) §120

Евгеньева А.П. (1899—1985) §6, 130

Евсевий, епископ Кесарийский (ок. 263—339) §64

Евфимий, патриарх Тырновский (ок. 1325 — ок. 1420) §26, 100

Егоров Д.Н. §121

Ездра (Эзра, ветхозаветн) §58, 80

Елеонская Е. §38, Л‑ра

Елизаренкова Т.Я. §20, 41, 44, Л‑ра

Еремин И.П. §120

Жданов А. §83

Жуковский В.А. (1783—1852) §19

Заратуштра (Заратустра) (между X и 1‑й пол. VI в. до н.э.) §29, 49, 52, 56, 58, 65

Зеленин Д.К. (1878—1954) §22, Л‑ра

Зеньковский, протоиерей Василий (В.) (1881—1962) §127, Л‑ра

Зизаний Лаврентий (ум. 1634) §69, 120, 122

Зизаний Стефан (ок. 1570 — после 1600) §69

Зноско‑Боровский, протоиерей Митрофан §64, Л‑ра

Иван Федоров (ок. 1510—1583) §94, 104

Иван IV (1530—1584) §104

Иванов Вяч. Вс. §14, 15, 16, 19, 41, 114, 127, Л‑ра

Иероним, святой (342—420) §93, 94, 103, 106, 122

Иисус Христос — passim

Иннокентий I, папа (ум. 417) §88

Иоанн Богослов, св. апостол и евангелист §58, 77, 83

Иоанн Вишенский (ок. 1550 — после 1620) §120

Иоанн Дамаскин, св. (ок. 650 — до 754) §64, 67

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (между 344 и 354—407) §44, 64, 120

о. Иоанн Кронштадский (Сергиев) (1829—1908) §3.2

Иоанн Лествичник (VI в.) §67

Иоанн Схоластик (565—577) §86

Иоанн экзарх Болгарский (IX — начало X в.) §67

Ириней, святой, еписк

Наши рекомендации