О необходимости приготовления взрослых людей к принятию Крещения
Преамбула
Бог обращается к человеку через евангельскую проповедь, и человек отвечает на Божий призыв через исповедание веры и покаяние, изменение образа жизни и соединение с Церковью в Таинстве Крещения.
Важно правильно расставить акценты в поэтапном приобщении человека к Церковной Полноте.
В Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви отмечено, что традиционно воцерковление взрослых некрещеных людей проходит ряд ступеней: свидетельство (предоглашение) – оглашение – Крещение – научение (тайноводство) [2].
В своем миссионерском служении Церковь стремится помочь человеку обрести веру в Бога, уделяя особое внимание знакомству человека с Благой Вестью, а также пробуждению доверия к Богу и Церкви, переосмыслению жизни. Подводя уверовавшего человека к духовным вратам Церкви – Таинству Крещения, миссионер передает его на попечение катехизаторов и пастырей Церкви.
Катехизация (от греч. katecheo – «оглашать, устно наставлять, учить») – это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви [3].
На этом этапе уверовавший во Христа человек обретает уверенность, что Церковь является хранительницей Божиего Откровения и принимает решение стать христианином. После восприятия свидетельств о Христе и Церкви (впечатлений о церковной жизни, знакомства с христианами и учением Церкви) новообращенный в определенный момент принимает решение стать учеником Христа и сделать опыт Церкви своим.
В настоящее время оглашением принято называть начальный этап катехизации – подготовку к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь.Оглашение имеет целью не только научение основным истинам веры, но и выявление искренности веры и в действительности покаяния человека, желающего присоединиться к Церкви Христовой. Участников подготовительных бесед перед Крещением принято называть оглашаемыми, оглашенными.
Последующий за принятием Крещения этап катехизации именуется тайноводством (беседы о значении таинств в церковной жизни).
Далее за тайноводством следует систематическое наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту. Евангельская проповедь, благодаря которой человек поверил во Христа, посредством катехизации призвана стать практикой христианской жизни, что реализуется через вхождение в церковную общину и обретение пастырской опеки.
Указанные этапы могут иметь различную продолжительность и должны вытекать один из другого, так как упущение любого из них ведет к негативным последствиям для духовного роста православного христианина.
Ответственное отношение Православной Церкви к принятию в свое лоно новых членов проявляется в осуществлении Крещения тех лиц, которые принимают и исповедают веру Церкви: младенцев церковных родителей и восприемников («крестных родителей»), а взрослых – после подготовки к сознательному принятию Крещения.
В дореволюционной России (как и в Византийской империи) в абсолютном большинстве случаев Крещение совершалось над детьми верующих родителей, жизнь которых протекала в православной среде. Родившись в то время, человек попадал в христианское окружение, воспитывался им и соразмерял всю свою жизнь с укладом Церкви. А так как христианство стало государственным мировоззрением, институт оглашения пришел в упадок.
В советское время совершение Крещения всячески преследовалось, вследствие чего среди желающих креститься в начале XXI века оказалось огромное число россиян юношеского, среднего и даже пожилого возраста. Настоящий момент истории Русской Православной Церкви имеет множество сходных черт с апостольским временем, когда перед Церковью стояла необходимость совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми.
В Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24–29 июня 2008 года указано, что «развитие церковной жизни серьезно ставит проблему подготовки взрослых людей к принятию Святого Крещения, а также повышения уровня знаний уже принявших это Таинство. Необходимо систематизировать имеющиеся подходы и дать действенные рекомендации пастырям по совершению катехизической деятельности» [4].
Изложенные в данной работе принципы организации огласительной практики на приходе основываются на изучении истории катехизации в Древней Церкви, наставлениях святых отцов и учителей Церкви, каноническом корпусе Православной Церкви, рекомендациях Концепции мис- сионерской деятельности Русской Православной Церкви, одобренной Архиерейским Собором РПЦ 2008 года, документах этого Собора, рекомендациях, изложенных в докладах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, рекомендациях общецерковных документов «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» [5] и «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери» [6], рекомендациях Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, рекомендациях к деятельности штатного помощника благочинного и штатного помощника настоятеля по религиозному образованию и катехизации, утвержденных Управлением делами Московской Патриархии, а также на анализе накопленного опыта огласительной практики православных миссионеров и катехизаторов.
Надеемся, что сей скромный труд поможет священнослужителям и мирянам в их катехизаторской деятельности.
1. Крещение взрослых людей: подготовка и условия совершения
Предварительное наставление в вере
Подготовка к таинству Крещения начинается задолго до оглашения. Предварительное наставление в вере – это первые шаги некрещеного человека к Церкви, время частных встреч с православными священниками, миссионерами и мирянами, посещения храма и чтения церковных книг. Именно в это время важно заметить в душе человека разгорающийся огонь веры и способствовать соединению будущего христианина с Богом и Его Церковью.
В каждом храме следует размещать информацию о том, где и когда в данном приходе (или в других храмах благочиния) проводятся подготовительные беседы перед Крещением, а также катехизические курсы.
Кроме информационных стендов для этой цели можно использовать краткие памятки и пособия, рассказывающие о значимости таинства Крещения [14] и правилах подготовки к нему, о месте и времени проведения огласительных бесед.
Цель и задачи оглашения
Главной целью оглашения является не «интеллектуальный процесс передачи и усвоения знаний и информации, а благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью» [15], его сознательное приобщение к церковной жизни во всех ее проявлениях. Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42)
«Молитвы об оглашенных» и Чинопоследование таинства Крещения содержат множество указаний на задачи оглашения.
Они сводятся к тому, чтобы помочь человеку в:
– формировании первоначальных основ христианского мировоззрения, базирующихся на евангельском благовестии [16];
– исповедании православной веры, то есть открытом признании своих православных убеждений и прославлении Единого Бога в Трех Лицах [17];
– стремлении к духовному просвещению при соучастии своего восприемника [18];
– приобщении к евхаристической жизни общины [19] и создании живой связи со своим приходом [20];
– осознании своей ответственности за состояние Церкви и содействии благосостоянию своего прихода [21];
– принятии и воплощении в своей жизни норм христианской нравственности [22];
– отречении от суеверных, оккультных и иных учений, а также магических практик [23];
– совершении дел веры.
Организация оглашения
Во время подготовки к Крещению оглашенным необходимо рекомендовать регулярно посещать специальные беседы для готовящихся принять Крещение, читать Евангелие и книги, разъясняющие основы христианской веры (например, Закон Божий), обретать опыт личной молитвы, посильно участвовать в богослужебной и церковно-общинной жизни прихода.
Огласительные беседы могут проходить в форме групповых занятий или индивидуальных бесед.
В первом случае оглашенные собираются в назначенное время в определенном для проведения бесед помещении и беседуют с клириком прихода или катехизатором. При этом возникает вероятность потери личностного измерения оглашения, когда собеседование с каждым участником встречи превращается в лекцию.
Индивидуальный подход в оглашении возможен на приходах, где в оглашении участвует дежурный священник,
функционирует полноценная катехизическая служба и духовно опытные прихожане готовы лично курировать (сопровождать) вхождение человека в церковную жизнь. В таком случае после первоначальной встречи со священником оглашенный может общаться с представителем катехизаторской службы прихода в индивидуальном порядке (согласуя с ним время проведения бесед), а в конце подготовительного курса участвует в покаянно-исповедальной беседе со священником. Впоследствии указанный представитель катехизической службы сможет помогать христианину воцерковляться и после Крещения.
Оптимальный режим встреч с оглашенными на групповых занятиях – одна беседа в неделю. Готовящийся ко Крещению человек должен иметь возможность и время усвоить услышанное, прочесть необходимую литературу и начать жить по Евангелию.
Возможны два варианта организации огласительных бесед: в будние дни и в выходные.
Например, если огласительный цикл рассчитан на один месяц, первый вариант предусматривает проведение огласительных бесед в следующем порядке: первая беседа проходит в понедельник вечером, вторая – во вторник 2-й недели, третья – в среду 3-й недели, и последняя – в четверг 4-й недели. Такая организация бесед позволяет начинать новый курс оглашения каждую неделю (в понедельник). Второй вариант больше подходит для катехизаторов и оглашаемых, работающих в будние дни. Беседы в таком случае проводят по субботам или воскресеньям. Однако новый цикл бесед при такой схеме начинается один раз в месяц (при условии проведения катехизатором одного занятия в день).
Продолжительность одной беседы не должна по возможности превышать 1–1,5 часа, так как усвоить немалый объем новой информации для большинства слушателей будет проблематично.
Количество огласительных бесед должно определяться настоятелем прихода «с любовью и рассудительностью» [29], учитывать степень подготовленности оглашенного к вхождению в Церковь, а также территориальные и прочие особенности приходов.
Для организации полноценной катехизации взрослых возможен вариант организации Крещения как торжественного и значимого события в жизни всей приходской общины примерно 4–6 раз в год. При таком подходе станет возможным набирать группы желающих креститься и проводить их основательную подготовку к Крещению и Причащению. В таком случае целесообразно совершать Крещальную литургию накануне великих праздников в торжественной обстановке: «Восприятию Крещения как события, важнейшего в личной жизни человека и значимого для церковной общины, будет способствовать должная подготовка к принятию Таинства, возрождение древней практики его совершения в присутствии и при участии прихода в соединении со Святой Евхаристией в Великую Субботу, в навечерие Рождества и Богоявления» [30].
При отсутствии препятствий к совершению Крещения после участия в подготовительных беседах оглашенным надлежит выдавать свидетельствующий об этом документ, подписанный катехизатором или священником, для предъявления в день совершения Таинства Крещения.
В тех случаях, когда готовящийся к принятию Таинства Крещения прошел оглашение в другом храме, приход должен предоставить соответствующий документ, заверенный печатью храма [31].
Оформляя этот документ, необходимо обратить внимание участников беседы на то, что перед Крещением оглашенному нарекается имя из православных святцев. Нареченное имя не следует менять по произволу. Давать несколько имен в Русской Православной Церкви не принято. Если при рождении младенцу было присвоено имя, содержащееся в православных святцах, не рекомендуется при наречении имени менять это имя на иное, т.к. в большинстве случаев просьбы о Крещении человека с иным именем связаны с оккультным стремлением избежать воздействия колдунов.
В некоторых случаях отсутствующее в православном месяцеслове имя человека можно перевести в церковнославянскую форму и крестить с этим именем [32]. В том случае, когда не удается установить подобного соответствия, можно рекомендовать родителям или самому крещаемому выбрать имя из месяцеслова (например, близкое по звучанию [33]).
Оглашение может быть построено только на основании искренних и доверительных отношений с людьми. Ведь катехизация – это отклик Церкви на свободное произволение человека к спасению. Использование в катехизическом процессе любых средств и технологий, нарушающих свободу человека, недопустимо.
Катехизация должна быть, в первую очередь, встречей и диалогом, а не монологом катехизатора. Подготовку оглашенных ко Крещению целесообразно проводить не в форме преподавания лекционного материала о христианстве и пассивного слушания, а в более эффективной с педагогической точки зрения живой беседе с постановкой вопросов и использованием примеров из повседневной жизни (притч) или исторических событий, поясняющих основные истины веры. Важно спрашивать, как человек осознает то или иное понятие (грех, зло, добро). В дальнейшем надо вести диалог, отталкиваясь от мнения оглашаемого. Если оно правильно, углубить его; если нет, то объяснить, почему нет, и исходя из этого показать церковный подход.
Чтобы материал бесед лучше усваивался, основные события Священной истории следует иллюстрировать примерами икон и росписей храма. Желательно использование наглядных пособий (например, с текстом Символа веры) и современных средств обучения: видео-, аудио- и компьютерной техники. Хорошим подспорьем для катехизаторов может стать небольшая видеотека и библиотека. В книжной лавке каждого прихода следует иметь литературу, специально адресованную тем, кто пока только стучится в двери Церкви. Это должна быть литература, на разных уровнях – и общедоступном, и более углубленном – объясняющая основы православия, а также открывающая мир Евангелия и богослужений.
На информационном стенде прихода следует размещать просветительскую информацию [34], а также распространять среди приходящих в храм людей катехизические листки, посвященные праздникам, Таинствам, богослужению, а также отдельным вопросам церковной жизни.
Уже на первой огласительной беседе оглашенным целесообразно вручать брошюру о Крещении (как минимум – текст Символа веры на церковнославянском и русском языках) и Евангелие. Возможно распространение среди оглашаемых дисков с катехизическими фильмами [35] и текстами в электронном виде, а также с записью бесед в аудиоформате [36].
Необходимо, чтобы за время подготовки ко Крещению оглашенные самостоятельно познакомились с содержанием Евангелия. В качестве минимального требования можно предложить чтение одного из синоптических Евангелий. В процессе бесед важно уточнить, как оглашенные усвоили прочитанное, и ответить на вопросы.
Основной задачей катехизатора является свидетельство о Христе и жизни по вере. Во время подготовки человека ко Крещению необходимо обратить внимание на то, как оглашенный соотносит себя со Христом и Его Церковью: «в семумертвии греху через Крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно-свободных решимостей самого человека» (свт. Феофан Затворник [37]).
Содержание оглашения должно соответствовать категориям слушателей. Необходимо учитывать возрастные особенности, социальный статус, религиозную мотивацию, уровень светского образования, психологические особенности, а также нравственное и культурное развитие человека.
1.8 Примерное содержание цикла огласительных бесед, рассчитанного на 1 месяц
План проведения бесед с готовящимися ко Крещению предполагает постепенный переход от одной темы к следующей, от простейших понятий до глубоких вероучительных истин. Приведенные здесь планы бесед являются лишь ориентиром для катехизатора, который в процессе общения с людьми некоторые темы может лишь затрагивать, а те, которые вызывают недоумение и смущение у оглашаемых, наоборот, рассматривать более тщательно.
При подготовке бесед необходимо помнить, что приходящие люди в большинстве случаев не имеют никакого представления о православной вере, или же их представления искажены и подвержены ложным стереотипам. Поэтому задача катехизатора заключается в том, чтобы доходчивым и ясным языком показать желающему креститься человеку незамутненный образ православного вероучения и помочь в преодолении стереотипов.
Если цикл огласительных бесед рассчитан на четыре встречи с оглашенными, то каждую из них можно посвятить рассмотрению важнейших огласительных тем.
В первой беседе внимание может быть уделено выяснению мотивов обращения человека с просьбой о Крещении и помощи ему в осознании подлинных христианских мотивов Крещения, ответам на его вопросы.
Огласительные беседы призваны помочь человеку обрести личную и живую веру в Бога, доверие к Богу и верность Ему. Современный человек, желающий принять Крещение, как правило, не имеет точного представления о смысле жизни, вере и Боге. Поэтому катехизатор призван раскрыть перед ним евангельские основы веры, познакомить человека с тем, что Сам Бог открыл людям, а также с основами богословского осмысления этого Откровения. На этой беседе можно рассказать о Евангелии как Книге Жизни и Благой Вести о спасении во Христе.
Более продуктивно уже на первой беседе определиться с оглашаемыми в терминологии, чтобы говорить с ними на одном языке.
Схема рассуждений: Бог – человек – вера (религия). Эти понятия нужно раскрыть в следующих аспектах:
Бог: Кто? Или «что»? Безликая энергия или Личность? Молитва как общение с Богом. Бог как Творец и Промыслитель.
Человек: состав природы человека, образ и подобие Божие, динамичность личности, присущее ей неотъемлемое религиозное чувство и духовная жажда.
Вера как устремленность человека к Богу, как ответ человека на Откровение и призыв Божий, как доверие человека Богу и верность Ему.
Религия как живой и личностный союз Бога и человека. Ее кардинальное отличие от магии, в основе которой лежит попытка механически овладеть духовной силой и заставить ее служить своим земным целям. Преодоление магических убеждений у новоначальных христиан является залогом построения их правильных отношений с Богом.
На второй беседе возможно рассмотреть учение Церкви о спасении человека («От чего и с помощью чего мы хотим спастись?»), понимаемом, с одной стороны, как избавление человека от греха и его последствий: отчужденности от Бога, рабства диаволу и смерти, а с другой стороны – как исцеление человеческой природы во Христе, восстановление живительной связи с Богом и обожение. Во время этой беседы полезно рассмотреть взгляд Церкви на истинное зло – грех (отступление от Бога).
Представление о грехе у людей бывает весьма искаженным или ограниченным списком смертных грехов и обрядовыми нарушениями. Без евангельского представления о грехе, о поврежденности человеческого естества, невозможно понимание спасения во Христе. Поэтому во время беседы необходимо заложить основы святоотеческого понимания как святости, так и греха и страстей.
Сопутствующие понятия: покаяние, обеты Крещения, отречение от сатаны. В этом контексте следует раскрыть понимание члена Символа веры «Исповедую едино Крещение во оставление грехов».
Немаловажно и введение в христианскую нравственность, раскрываемую через рассмотрение трех евангельских притч: о блудном сыне, о самарянине и о талантах.
Третья беседа с оглашенными предполагает обсуждение главных событий истории спасения в объеме Символа веры: творение мира и человека, человек до грехопадения, грехопадение, Промысл Божий в ветхозаветном мире, Боговоплощение, Распятие и Воскресение, Вознесение, Пятидесятница, Церковь Христова.
Важно показать оглашенному, что, принимая Таинство Крещения и приобщаясь к церковной жизни, он становится участником общечеловеческой истории спасения и лично воспринимает спасительные плоды искупительного подвига Христа.
На заключительной четвертой беседе можно подробно рассказать о чинопоследовании Таинства Крещения и показать, как центральное событие истории спасения (смерть и Воскресение Спасителя) актуализируется в литургической жизни Церкви и соотносится с жизнью каждого христианина.
Огласительные беседы призваны содействовать формированию у людей правильных понятий о Церкви: о ее устройстве, свойствах и Таинствах.
Во время этих бесед необходимо рассмотреть следующие аспекты:
– представления об абстрактной принадлежности к Церкви, существовании внецерковного христианства и веры в «Бога в душе» ошибочны;
– церковность христианина выражается через участие в определенном евхаристическом собрании.
Желательно, чтобы заключительную беседу вел священник, которому оглашенные могут задать возникшие во время оглашения вопросы.
При отсутствии возможностей или условий для оглашения должны соблюдаться следующие минимальные требования, принятые для приходов Русской Православной Церкви в 2011 году: необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни.
На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла Таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере.
На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке [38].
Условия допуска к Крещению
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет», – сказал Господь Иисус Христос и заповедал Апостолам сперва научить, а потом крестить (Мк. 16:16; Мф. 28:19).
К Крещению может быть допущен всякий человек, но при условии, что принимающий Крещение свободно и сознательно принимает православную веру, то есть он готов исповедать пред людьми свою веру в Личного Живого Бога – Творца мира и Небесного Отца, в Сына Божьего Иисуса Христа как Спасителя своего, всех верующих в Него людей и мира [42], и в Духа Святого, исходящего от Отца и подаваемого верующим через Сына: «Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры» [43].
Прием в Церковь должен совершаться лишь после свидетельства, что к нему не существует препятствий. Церковь с древности тщательно исследовала причины, которые побуждали человека просить о приеме в Церковь. Не допускались к Крещению те, кого побуждала к его принятию корысть, кто не хотел оставить образ жизни или занятий не свойственных христианину, вообще все те, кого можно было подозревать в притворном обращении к христианству.
1.12.1 Взрослые допускаются к Таинству после огласительной подготовки
Согласно канонам Церкви, оглашенные обязаны не только выражать стремление к постижению веры Церкви, но и давать в этом отчет епископу или пресвитеру (78-е правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора).
Участие в беседах об основах православной веры является признаком сознательного стремления оглашенного приобщиться к духовной жизни и выражением послушания Церкви: «Взрослые допускаются к таинству после соответствующей подготовки, то есть оглашения – наставления в христианском вероучении и христианской нравственности» [44]. «Недопустимо совершения таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в таинстве». [45]
Лиц, болезнь которых представляет опасность для их жизни, разрешается крестить немедленно (без длительного оглашения), но с увещеванием продолжить изучение христианского учения после выздоровления. При этом священник должен быть убежден в том, что больной находится в здравом уме и полной памяти: «В болезни приявшим Крещение и потом получившим здравие, подобает изучати веру, и познавати, яко Божественнаго дара сподобилися» (47-е правило Лаодикийского Собора).
О крещении детей
Восприемники младенцев
В Крещении младенцев принимают участие принадлежащие к Церкви и не состоящие под епитимией восприемники (крестные родители).
Основные критерии способности православного христианина стать восприемником:
– желание и способность к воспитанию ребенка «в христианской вере и согласно нормам христианской нравственности» [66];
– воцерковленность (опыт церковной жизни), ибо только такой человек может стать духовным наставником: «условием крещения младенца ставится… регулярное участие и родителей, и ребенка, и восприемников в церковных богослужениях и Таинствах» [67].
Не могут быть восприемниками (крестными родителями):
– неверующие, некрещеные, иноверные, еретики [68], инославные христиане (члены Римо-Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, лютеране и т.д.);
– отступники, а также совершенно несведущие в православной вере и не желающие прилагать усилия к воцерковлению;
– лица, не имеющие возможности активно содействовать семье в воспитании ребенка;
– родители крещаемого младенца [69];
– монашествующие [70];
– малолетние (восприемники должны быть совершеннолетними, чтобы сознавать всю ответственность, которую они принимают. Церковь разрешает становиться крестными родителями с 15 лет для восприемника и с 13 лет для восприемницы [71]);
– недееспособные лица (потерявшие рассудок);
– лица с сомнительными нравственными качествами [72].
Восприемник должен лично участвовать в совершении Таинства Крещения младенца или отрока и воспринимать его из купели.
Обычай иметь двух восприемников является русской традицией, восходящей к XIV веку. Из постановлений Святейшего Синода XIX в. следует, что действительным восприемником при Крещении является только один из них (в зависимости от пола крещаемого: мужчина для крещаемых мужского пола, и женщина – для женского пола). «Восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при Крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемыхмужеска пола, и женское для крещаемыхженска пола» [73].
По установившейся в Русской Православной Церкви традиции не принято, чтобы восприемники были супругами. Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же младенца) в исключительных случаях могут вступать в брак только после разрешения епархиального архиерея [74].
Преамбула
Бог обращается к человеку через евангельскую проповедь, и человек отвечает на Божий призыв через исповедание веры и покаяние, изменение образа жизни и соединение с Церковью в Таинстве Крещения.
Важно правильно расставить акценты в поэтапном приобщении человека к Церковной Полноте.
В Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви отмечено, что традиционно воцерковление взрослых некрещеных людей проходит ряд ступеней: свидетельство (предоглашение) – оглашение – Крещение – научение (тайноводство) [2].
В своем миссионерском служении Церковь стремится помочь человеку обрести веру в Бога, уделяя особое внимание знакомству человека с Благой Вестью, а также пробуждению доверия к Богу и Церкви, переосмыслению жизни. Подводя уверовавшего человека к духовным вратам Церкви – Таинству Крещения, миссионер передает его на попечение катехизаторов и пастырей Церкви.
Катехизация (от греч. katecheo – «оглашать, устно наставлять, учить») – это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви [3].
На этом этапе уверовавший во Христа человек обретает уверенность, что Церковь является хранительницей Божиего Откровения и принимает решение стать христианином. После восприятия свидетельств о Христе и Церкви (впечатлений о церковной жизни, знакомства с христианами и учением Церкви) новообращенный в определенный момент принимает решение стать учеником Христа и сделать опыт Церкви своим.
В настоящее время оглашением принято называть начальный этап катехизации – подготовку к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь.Оглашение имеет целью не только научение основным истинам веры, но и выявление искренности веры и в действительности покаяния человека, желающего присоединиться к Церкви Христовой. Участников подготовительных бесед перед Крещением принято называть оглашаемыми, оглашенными.
Последующий за принятием Крещения этап катехизации именуется тайноводством (беседы о значении таинств в церковной жизни).
Далее за тайноводством следует систематическое наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту. Евангельская проповедь, благодаря которой человек поверил во Христа, посредством катехизации призвана стать практикой христианской жизни, что реализуется через вхождение в церковную общину и обретение пастырской опеки.
Указанные этапы могут иметь различную продолжительность и должны вытекать один из другого, так как упущение любого из них ведет к негативным последствиям для духовного роста православного христианина.
Ответственное отношение Православной Церкви к принятию в свое лоно новых членов проявляется в осуществлении Крещения тех лиц, которые принимают и исповедают веру Церкви: младенцев церковных родителей и восприемников («крестных родителей»), а взрослых – после подготовки к сознательному принятию Крещения.
В дореволюционной России (как и в Византийской империи) в абсолютном большинстве случаев Крещение совершалось над детьми верующих родителей, жизнь которых протекала в православной среде. Родившись в то время, человек попадал в христианское окружение, воспитывался им и соразмерял всю свою жизнь с укладом Церкви. А так как христианство стало государственным мировоззрением, институт оглашения пришел в упадок.
В советское время совершение Крещения всячески преследовалось, вследствие чего среди желающих креститься в начале XXI века оказалось огромное число россиян юношеского, среднего и даже пожилого возраста. Настоящий момент истории Русской Православной Церкви имеет множество сходных черт с апостольским временем, когда перед Церковью стояла необходимость совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми.
В Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24–29 июня 2008 года указано, что «развитие церковной жизни серьезно ставит проблему подготовки взрослых людей к принятию Святого Крещения, а также повышения уровня знаний уже принявших это Таинство. Необходимо систематизировать имеющиеся подходы и дать действенные рекомендации пастырям по совершению катехизической деятельности» [4].
Изложенные в данной работе принципы организации огласительной практики на приходе основываются на изучении истории катехизации в Древней Церкви, наставлениях святых отцов и учителей Церкви, каноническом корпусе Православной Церкви, рекомендациях Концепции мис- сионерской деятельности Русской Православной Церкви, одобренной Архиерейским Собором РПЦ 2008 года, документах этого Собора, рекомендациях, изложенных в докладах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, рекомендациях общецерковных документов «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» [5] и «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери» [6], рекомендациях Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, рекомендациях к деятельности штатного помощника благочинного и штатного помощника настоятеля по религиозному образованию и катехизации, утвержденных Управлением делами Московской Патриархии, а также на анализе накопленного опыта огласительной практики православных миссионеров и катехизаторов.
Надеемся, что сей скромный труд поможет священнослужителям и мирянам в их катехизаторской деятельности.
1. Крещение взрослых людей: подготовка и условия совершения
О необходимости приготовления взрослых людей к принятию Крещения
Оглашение (подготовку уверовавших людей к таинству Крещения) следует проводить со всеми взрослыми, желающими принять Крещение. Недопустима практика совершения таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, страха ради смертного) [7].
В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя: «…идите по всему миру и проповедуй- те Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19, 20).
В своем толковании на это место святитель Афанасий Великий отмечает, что «Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство» [8].
Подобным образом значимость подготовки к Крещению описывал и блаженный Иероним Стридонский: «не может быть, чтобы тело приняло таинство Крещения, если душа прежде не восприняла истины веры» [9].
Корпус канонов Православной Церкви имеет немало упоминаний о порядке подготовки к Крещению.
«Готовящимся ко Крещению надлежит обучаться вере и … давать ответ епископу, или пресвитерам» (78 канон VI Вселенского Собора и 46 канон Лаодикийского Собора).
Оглашение перед Крещением дает человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений (2-й канон I Вселенского Собора).
45-й канон Лаодикийского Собора запрещает принимать в списки готовящихся к Крещению имена тех, кто не изъявил решительного желания принять Крещение и не участвовал в огласительных беседах в течение двух первых недель Великого поста (в древности Крещение совершалось в Великую Субботу).
Предварительное наставление в православной вере (первый этап оглашения) в древности совершалось в течение двух-трех лет, а самый интенсивный период подготовки к Крещению составлял 40 дней. Оглашение совершалось и над отроками не менее семи лет от роду:
«Оглашенное семилетнее отроча или совершеннолетний, по неведению приобщившийся, должен быть просвещен Крещением (1-й канонический ответ свт. Тимофея Александрийского)».
О негативных последствиях Крещения взрослых людей без какой-либо подготовки говорил известный миссионер-проповедник ХХ века митрополит Сурожский Антоний: «Неужели нам над<