О.П. Боротинский—Петр покрывает Сергия. На что он надеется?

О.П. Первушин—Петр такой же шахматист96), как Сергий. Они друг друга съедят, как два тарантула.

Еп. Марк—Сначала съели умника Илариона97)...

О.П. Боротинский—Не надо об этом. Вот уж злодей!"

Но все-таки совершенно маловероятно, что митр. Петр (Полянский) был осужден "Кочующим" Собором, хотя такие настроения явно имелись. Не исключено, что вновь было принято компромиссное решение типа, что пока митр. Петр не поддержал митр. Сергия официально—те, кто доверяют Петру, пускай его и поминают, а те, кто не доверяют,—не поминают на службах. То, что потом в Катакомбной Церкви образ митр. Петра приобрел гиперболизированное значение, на наш взгляд, обусловлено победой первой позиции в народном сознании.

Итак, перейдем теперь к одной из главнейших тем данной статьи: кто, именно, участвовал в Соборе и поставил подписи под его канонами. Стоит сразу заметить, что почти все активные "непоминающие" дали свои подписи. Как сказано выше, большинство их дали свои подписи через своих представителей, но на кое-каких заседаниях некоторые из них присутствовали лично. Так, по крайней мере, на одном заседании присутствовали: еп. Димитрий (Любимов), еп. Сергий (Дружинин), схиеп. Петр (Ладыгин), еп. Зиновий (Дроздов). Члены рабочей группы Собора, а также еп. Варлаам (Лазаренко), еп. Авраамий (Чурилин) и еп. Максим (Жижиленко) участвовали во многих заседаниях Собора. На заключительном подписном листе стоят подписи архиереев, многие из коих поставили подпись через своего представителя, о чем говорят пометки:

1. Митрополит ИОСИФ (Петровых), через иеромонаха Питирима;

2. Епископ ДИМИТРИЙ (Любимов), через прот. Викторина Добронравова;

3. Епископ СЕРГИЙ (Дружинин), через иеродиакона Виктора;

4. Епископ ГРИГОРИЙ (Лебедев);

5. Епископ СТЕФАН (Бех), через монаха Авдия 98) ;

6. Епископ ВАСИЛИЙ (Дохторов);

7. Архиепископ ИРИНАРХ (Синеоков-Андреевский?) и

8. Епископ ИЕРОФЕЙ (Афонин), через иеромонаха Иеронима (Вострышева);

9. Епископ СТЕФАН (Расторгуев);

10. Епископ СЕРГИЙ (Никольский?), через иерея Владимира;

11. Епископ ВАРЛААМ (Лазаренко);

12. Епископ МАРК (Новоселов);

13. Епископ АЛЕКСИЙ (Буй);

14. Епископ РОМАН (Руперт);

15. Епископ МАКСИМ (Жижиленко);

16. Епископ МИСАИЛ;

17. Епископ ИОАНН (Лошков);

18. Епископ АВРААМИЙ (Чурилин), через иерея Сергия;

19. Епископ МИХЕЙ (Алексеев), через иеромонаха Нестора 99);

20. Схиепископ МАКАРИЙ (Васильев);

21. Архиепископ АНДРЕЙ (кн. Ухтомский), через епископа Иова;

22. Епископ ИОВ (Гречишкин);

23. Епископ АВВАКУМ (Боровков),

24. Епископ ВЕНИАМИН (Троицкий?),

25 Епископ ПЕТР (Гасилов?),

26. Епископ ВЕНИАМИН (Фролов?),

27. Епископ ИРИНАРХ (Павлов?),

28. Епископ СИМОН (Рахманов?),

29. Епископ ВЛАДИМИР (барон фон Штромберг),

30. Епископ ИОВ (Веселов?),

31. Епископ САВВАТИЙ,

32. Епископ ВАРСОНОФИЙ (?) и

33. Епископ ИГНАТИЙ,—все через епископа Руфина100);

34. Епископ РУФИН (Брехов);

35. Схиепископ ПЕТР (Ладыгин), через иерея Иоанна (Лысенкова?);

36. Епископ АНТОНИЙ (Миловидов), через игумена Симеона;

37. Епископ СЕВАСТИАН (Крашенинников) и

38. Епископ ЗАХАРИЯ (Козлов?), через епископа Вениамина (?)101);

? Епископ ВЕНИАМИН?

39. Митрополит АГАФАНГЕЛ (Преображенский), через епископа Евгения;

40. Епископ ЕВГЕНИЙ (Кобранов) [или ЕВМЕНИЙ?];

41. Епископ ВАСИЛИЙ (Преображенский);

42. Епископ НИКОЛАЙ (Голубев);

43. Епископ СЕРГИЙ (Кудрявцев?), через монаха Никандра;

44. Архиепископ ВИКТОР (Островидов) и

45. Епископ НЕКТАРИЙ (Трезвинский), через чтеца Афанасия Берегового;

46. Архиепископ ФЕОДОР (Поздеевский), через иеромонаха Нафанаила;

47. Епископ АРСЕНИЙ (Жадановский), через иеромонаха Андрея (Эльбсон?)102);

48. Епископ СЕРАФИМ (Звездинский), через прот. Павла Боротинского;

49. Схиепископ ИОАНН (Неглядов)103) , через игумена Феогноста (Фельми)104);

50. Епископ ВАРНАВА (Беляев)105) , через монаха Корнилия;

51. Архиепископ ЗИНОВИЙ (Дроздов), через епископа Уара;

52. Епископ УАР (Шамарин)106);

53. Епископ ИОАСАФ (Удалов), через монаха Германа (Тенешева?)107);

54. Архиепископ НИКОЛАЙ (Добронравов), через чтеца Александра;

55. Архиепископ АГАФАНГЕЛ (Садковский);

56. Епископ ФЕОПЕМПТ (Иванов);

57. Епископ СИНЕЗИЙ (?)108);

58. Епископ ПАВЕЛ (Кратиров), через епископа Варсонофия (?);

59. Епископ ВАРСОНОФИЙ (?)109);

60. Епископ АЛЕКСАНДР (Ярещенко?)110);

61. Епископ ИОАСАФ (Попов), через иерея Алексия (Шишкина?)111);

62. Епископ АФАНАСИЙ (Молчановский), через монаха Паисия;

63. Схиархиепископ АНТОНИЙ (кн. Абашидзе), через архимандрита Спиридона (Кислякова?);

64. Епископ МАКАРИЙ (Карамзин?);

65. Епископ ИЛАРИОН (Бельский), через иерея Антония (Эльснер?);

66. Епископ ПАРФЕНИЙ (Брянских) и

67. Архиепископ ГУРИЙ (Степанов), через монаха Агафона;

68. Епископ ДОМЕНТИАН (Локотков?), через епископа Климента (Логгинова?);

? Епископ КЛИМЕНТ?

69. Епископ АМВРОСИЙ (Сосновцев?), через чтеца Леонтия;

70. Епископ ИОВ (Рогожин);

71. Епископ ЛЕВ (Черепанов), через епископа Георгия;

72. Епископ ГЕОРГИЙ (Терехов?).112)

Здесь приведен полный список единомысленных архиереев на август 1928 г.113) Вызывает некоторое удивление подпись митр. Агафангела Ярославского, т.к. известно его возвращение к общению с митр. Сергием.114) Невероятно представить себе, что его подпись инспирирована еп. Евгением (Кобрановым), скорее всего,—се есть еще одно подтверждение прежних данных, что Ярославская группа летом 1928 г. вновь прервала общение с сергианами.115) Также известно, что в сентябре 1928 г. митр. Агафангел составил некое, весьма резкое Послание против Сергия.116) Исходя из разысканий еп. Евагрия, также можно заключить, что к подписавшимся все-таки присоединились позже, получив связь с участниками, такие архиереи, как: ДАМАСКИН (Цедрик), АМФИЛОХИЙ (Скворцов), СЕРГИЙ (Зверев), АВГУСТИН (Беляев), ГАВРИИЛ (Красновский), ТРОФИМ (Яковчук) и др. Воздерживались (соглашались, но не подписывали): архиеп. Серафим (Самойлович), архиеп. Варлаам (Ряшенцев), еп. Герман (Ряшенцев),—т.е. те же самые лица, что ранее воздерживались от подписания первых шести канонов.

Каково же было мнение о канонах и авторитете "Кочующего" Собора позже? Практически все подписавшие каноны остались им верны,—более того, позже присоединились новые архиереи, также признавшие их авторитет. Сделаем некоторые выводы.

1) Самосознание "Кочующего" Собора представляло его Собором Поместным117), собравшимся во время гонений после "прежнего Собора" (канон 16) и планировавшим будущий Собор (канон 20),—представляло обладающим практически всеми полномочиями. Авторитет "Кочующего" Собора был весьма высок, ибо его каноны хорошо регулируют церковную жизнь в эпоху нестроений и гонений, реанимируя раннехристианскую практику. При высоком авторитете "Кочующего" Собора 1928 г. в народной памяти он сохранился в несколько смутном состоянии, что, в первую очередь, проявилось не в дословном знании его канонов, но через их парафразы.

2) Несомненно, что утвержденные Собором каноны в полноте не всеми были приняты к исполнению, по крайней мере, тотчас после их утверждения.118) По нашему мнению, именно сие послужило причиной к жестокому разгрому ИПЦ к 1939 г.: в Катакомбную Церковь инфильтровались нестойкие или злокозненные элементы, в первую очередь, из сергиан. То, что позже, особенно с 1948 г., положение в "катакомбах" исправилось, обусловлено жестким применением канонов "Кочующего" Собора.

3) Совершенно точно известно, что все документы "Кочующего" Собора были отосланы через французское и латвийское посольства в Архиерейский Синод РПЦЗ и, отдельно, лично архиеп. Феофану (Быстрову) б. Полтавскому.119) Именно посему в августе 1928 г. было прислано из-за границы в СССР особое Послание митр. Антония (Храповицкого). Т.к. оно не обнародывалось ни здесь, ни там, за границей, можно сделать вывод, что ИПХ оно не устраивало догматической неопределенностью, а "карловчан"—излишней "жестокостью" по отношению к сергианам.120) Замалчивание же канонов "Кочующего" Собора на Западе скорее всего связано также с неприемлемой для РПЦЗ системой ценностей ИПХ: принятия "имяславцев" (что разрушало авторитет митр. Антония) и, видимо, неких канонов (не сохранившихся у нас), прямо затрагивающих интересы Заграничного Синода.

Маловероятно, что прот. М. Польский, бежавший за границу и принесший много документов ИПХ, имел на руках весь состав канонов"Кочующего" Собора. Болеереально, что он имел на руках их парафразы, позже им используемые.121) После же II-й Мировой войны, когда РПЦЗ внутренне радикально переродилась, ни о какой публикации сих канонов не могло быть и речи. По нашим данным, проф. И. Андреев был знаком с текстом канонов и лично подтвердил митр. Анастасию достоверность их текста, хранящегося до сего дня в архиве Синода РПЦЗ.122)

4) Вышеприведенные каноны "Кочующего" Собора являются актуальными и по сей день, отчего Катакомбная Церковь ИПХ приняла на своем Освященном Соборе соответствующее Определение от 19 мая (1 июня) 1996 г.:

"1) Смиренно принимаем и с любовию лобызаем все каноны, установленные Св. Отцами "Кочующего" Собора 1928 г.

2) Весь свиток деяний "Кочующего" Собора содержит 29 правил, из коих последние 7 правил не читаются из-за разъевшей их воды.

Наши рекомендации