Дни памяти: 14 / 27 Октября, Собор Новомучеников и исповедников Российских.
Преподобномученик Максимилиан (Марченко). |
В миру Михаил Григорьевич Марченко, родился 30 сентября / 13 октбря 1871 года в селе Поповка Конотопского уезда Черниговской губернии (теперь Конотопский район Сумской области) в семье священника.
В 1891 году поступил в Троице-Сергиеву лавру. Через пять лет, 4 / 17 февраля 1896 года, был зачислен послушником.
30 января / 12 февраля 1902 года был пострижен в монашество года с именем Максимилиан.
5 / 18 февраля 1904 года рукоположен во иеродиакона. Нес послушание при гробе преподобного Сергия.
15 / 28 апреля 1910 года был рукоположен во иеромонаха епископом Феодором (Поздеевским).
14 / 27 ноября 1912 года был назначен помощником благочинного Лавры, а 5 / 18 марта 1913 года - блюстителем церкви Сошествия Святаго Духа на апостолов. В послужных списках отмечалось, что иеромонах Максимилиан был "весьма хороших качеств и весьма способен к послушаниям".
С 25 августа 1914 году был командирован в Ставку Главнокомандующего. По отзывам протопресвитера Георгия Шавельского, "кроме совершения богослужения в штабной церкви, на иеромонаха Максимилиане лежала обязанность обслуживания нужд ставочного лазарета. Простой и неученый, но добрый, сердечный, услужливый и при том со всеми ласковый и словоохотливый,он скоро стал общим любимцем: и больных и врачебного персонала". В 1915 году он вернулся в Лавру.
Был назначен на должность уставщика Троицкого собора, а позднее был возведен в сан игумена.
После революции Лавра была юридически обращена в трудовую артель, однако монашеская жизнь продолжалась до 21 октября 1919 года, когда монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский скиты. В Лавре был организован музей, иеромонах Максимилиан стал работать в нем сторожем. В Гефсиманском скиту существовала трудовая артель, в ней числился и игумен Максимилиан.
22 мая 1928 года вместе с другими монахами был арестован по делу "антисоветской группы черносотенных элементов"и заключен в Бутырскую тюрьму. При аресте ему было предъявлено обвинение в "покушении на зам. агитпропа Костомарова". 6 августа 1928 года он "как бывший монах, не сочувствующий социалистическому строительству", был приговорен по обвинению в антисоветской деятельности к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения.
После освобождения служил в Кукуевской Всехсвятской церкви города Загорска.
21 октября 1935 года был вновь арестовал в числе других священнослужителей по обвинению в создании "контрреволюционной монархической группировки духовенства и церковников". Вместе с ним были арестованы архимандрит Маврикий (Полетаев) и другие монахи Троице-Сергиевой Лавры, служившие при Кокуевской церкви, а также некоторые ее прихожане.
В предъявленном обвинении говорилось, что "в г. Загорске... поселились на жительство монахи б<ывшей> „Сергиевской лавры" – Марченко М.Г., он же игумен Максимилиан, во время империалистической войны служил попом в ставке б<ывшего> царя Николая II... Марченко и Полетаев восстановили свои связи с б<ывшими> монахами „Сергиевской лавры" и контрреволюционно настроенными церковниками. Марченко, Полетаев, Кондратьев, Климов, Графов и Крестников объединились в тесно спаянную к/р группировку, объединили вокруг себя б<ывших> монахов, монашек и к/р настроенных церковников... распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, призывали верующих объединиться и встать на защиту Православной Церкви... Марченко, Полетаев, Крестников и Кондратьев в к/р целях прославляли могилу „старца Алексея", похороненного на Кокуевском кладбище, распускали провокационные слухи о якобы имевшихся случаях исцеления на его могиле, организовывали паломничество верующих на могилу, по пути обрабатывая их в а/с духе... На основании вышеизложенного Марченко М.Г. обвиняется в том, что он является участником к/р группировки, среди окружающих распространял к/р провокационные слухи о появлении „антихриста", скорой погибели всех безбожников, хранил книжку Нилуса, которую давал читать своим знакомым".
8 января 1936 года Особым совещанием при НКВД СССР приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. Отбывал ссылку в поселке Кармакчи Кзыл-Ординской области Казахстана.
25 декабря 1937 года был арестован в ссылке по обвинению в "контрреволюционной деятельности". На допросе отказался признать себя виновным: «Я никогда, находясь в ссылке, контрреволюционной работы не проводил. Да, действительно в Кармакчах был дом богомоленья, который я посещал систематически. Богу молился, и там было всегда по четыре-пять человек, но антисоветской агитации я там не проводил». Свидетели приписывали отцу Максимилиану следующие слова: «Пишут, что свободное справление обрядов, а на самом деле не дают развернуться религиозной работе, и сразу же все наши начинания пресекаются. Так что совзаконам не верил и верить не буду». Утверждалось также, что он призывал: «Надо объединяться, чтобы сохранить православную веру».
30 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила игумена Максимилиана (Марченко) к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Он был отправлен в лагерь, располагавшийся в поселке Чемолган Алма-Атинской области.
В 1938 году скончался в лагере, о чем есть свидетельство священника Александра Ивановича Дмитриева, который был осужден одновременно с отцом Максимилианом, вышел на свободу в 1947 году, проведя в заключении все десять лет.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Тропарь, глас 4.
От юности теснаго иноческаго жития взыскуя,/ во обитель Святыя Троицы вселился еси,/ идеже стопам великаго Сергия усердно последуя,/ истинный того ученик показался еси,/ евангельское же слово на скрижалех сердца своего написанное имея,/ изгнания и горькия работы, небоязнено претерпел еси./ Сего ради Престолу Божию со дерзновением ныне предстоиши,/ моляся о спасении душ наших,/ Максимилиане преподобне отче наш.
О дне сем.
Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Колоссянам: 1Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии[400]и Иераполе[401], и ради всех, кто не видел лица моего в плоти, 2дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, 3в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
4Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами; 5ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.
6Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходи́те в Нем, 7будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.
8Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; 9ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, 10и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
11В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; 12быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, 13и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, 14истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; 15отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
Вы уверовали и как приняли Христа, так и ходите в нем. Это, пожалуй, можно считать обращенным ко всем, кто принял крещение. Приобщаясь сего Таинства, человек отрицается сатаны и сочетается Христу. Но вопрос в том, насколько это искренне. В древности желающий креститься приходил ко священнику, который испытывал его, подчас годами, пока пастырь не находил, что тот уже готов и достоин приобщиться к Церкви и стать одним из верных Божиих. В ранней Церкви люди даже старались креститься не как можно быстрее, но дождаться достижения сознательного возраста и уже сознательно дать обет сочетаться Христу. Так приняли крещение святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Была, впрочем, практика крещения детей и позднее она приняла более широкое распространение, нежели практика ожидания сознательного возраста. Возникла даже необходимость опровергнуть лжеучение, будто детей крестить нельзя. Однако родители и восприемники ребенка возлагали на себя ответственность по воспитанию нового члена Церкви. Ныне креститься и крестить детей приходят многие, но многие из них не желают даже знать о вере, которой придерживается Церковь, членом которой становится крестившийся. Впрочем, «раб, который знал волю господина своего и не делал…., бит будет много, а раб, который не знал и сделал достойное наказание, бит будет меньше», как пишет Евангелие. Так что эти слова обращены и к нам, дабы мы более ответственно относились к своему служению, следуя заповедям, данным нам…
Евангелие (от Луки): 1Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, 2и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.
3И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; 4и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь. 5А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.
6Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
7Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; 8другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.
9И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.
10Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что́ они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.
11Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.
12День же начал склоняться к вечеру. || И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.
13Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?
14Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.
15И сделали так, и рассадили всех.
16Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.
17И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.
18В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
19Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.
20Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.
21Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, 22сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
23Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
24Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.
25Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?
26Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.
27Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек (в одном из Евангелий подчеркивается, что это число одних мужчин, а были еще женщины и дети, то есть, на деле людей могло быть намного больше). Господь проявляет милосердие о народе, который целый день до позднего вечера пребывал с Ним в пустынном месте. Ряд толкователей видят в этом прообраз будущего причащения Святых Таин…. Так или иначе, но Господь здесь питает народ. Вместе с тем Он являет свое Божественное могущество и власть над творением своим. И до этого Он не только поучал народ, но и являл чудеса, исцеляя больных. Увы, далеко не все уверовали, как должно. Многие увидели, что Он дает им пищу и… захотели сделать Христа царем, но когда потом Он говорил им о вере, ответили: «…какое ты дашь нам знамение, чтобы мы Тебе поверили….?» Это говорили люди, пред которыми было явлено уже множество чудес. Человек считает заботу о себе чем-то обычным и не склонен благодарить Бога за помощь. Часто ли мы благодарны Богу за эту самую помощь? Увы, так бывает не всегда. Потому нам и дается этот образ, лдабы мы помнили, что от Бога нам дается все необходимое и Тот, кто велит светить солнцу на добрых и злых, не оставляет нас, несмотря на наши грехи. Но так продлится до смерти нашей, по смерти же
наступит время суда….