Преподобный Вассиан Константинопольский
День памяти: 10 / 23 Октября
Преподобный Вассиан родился в восточной Сирии. Он подвизался в Константинополе, где в то время правил благочестивый император Маркиан (450 - 457). В обители, игуменом которой был преподобный Вассиан, насчитывалось до трехсот иноков. Среди них была и преподобная Матрона[295], переодетая в мужское платье (память 9 / 22 ноября). В своем монастыре преподобный Вассиан дожил до глубокой старости, прославившись добродетельной жизнью и многими чудесами, и мирно отошел ко Господу.
Преподобный Феофил исповедник
День памяти: 10 / 23 Октября
Святой Феофил исповедник происходил из окрестностей Тивериады[296]. В тринадцатилетнем возрасте святой
тайно ушел из дома в лавру на Селентийской горе, где духовно возрастал под руководством святого старца Стефана. Через три года святой Феофил принял постриг в иноческий чин. Когда родители святого узнали, где находится их сын, то пришли в обитель и просили игумена отпустить Феофила и нескольких братьев, чтобы они могли основать новый монастырь поближе к его родному дому. Игумен повелел всем инокам соблюдать пост и молиться, чтобы получить знамение. На третий день в храме был услышан глас, благословлявший отпустить Феофила, ибо ему надлежало прославиться многими духовными подвигами в новой обители.
Наступило время правления беззаконного императора-иконоборца Льва Исавра (717 - 741). Святой Феофил открыто восстал против иконоборческого безумия. По императорскому повелению святого подвергли избиению, связанным водили, как преступника, по городу. Затем император передал Феофила в распоряжение своего сановника Ипатия. Тот всячески понуждал исповедника отречься от святых икон, но не смог поколебать его. Напротив, святой Феофил сумел переубедить самого Ипатия. Он привел в доказательство медного змия, воздвигнутого Моисеем, утверждение херувимов над Ковчегом Завета, наконец напомнил, как Сам Спаситель даровал князю Эдессы[297] Авгарю Свой Нерукотворный Образ. Вразумленный этой беседой Ипатий добился у императора разрешения освободить святого. Исповедник вернулся в основанный им монастырь. Там он прожил недолго, в 716 году святой Феофил мирно отошел ко Господу.
Блаженный Андрей Тотемский
День памяти: 10 / 23 Октября
Блаженный Андрей Тотемский родился в 1638 году в селе Усть-Тотемском и уже в отрочестве оставил мир. По благословению Стефана, игумена Воскресенского монастыря[298] в Солигаличе (ныне – Костромская область), Андрей принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради. Блаженный поселился в городе Тотьме[299] на берегу реки Сухоны у церкви Воскресения Христова. Зимой и летом он ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. Если ему что-нибудь подавали, он всё раздавал нищим. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. Однажды зимой к юродивому явился слепой по имени Ажибокай, предлагая ему большую сумму денег и прося исцеления, но юродивый убежал. Тогда Ажибокай вымыл глаза снегом, на котором стоял блаженный, и тут же прозрел. Блаженному Андрею было открыто время его кончины. Он исповедался, причастился Святых Таин и мирно отошел к Богу. Над его могилой была воздвигнута колокольня храма святого мученика Андрея Стратилата (память 19 августа / 1 сентября), имя которого он носил. У гроба Блаженного засвидетельствованы многие исцеления.
Тропарь Андрею Тотемскому, Христа ради юродивому, блж.,
Терпением и мужеством Христа ради юродство восприял еси, блаженне Андрее, /в посте и бдении пребывая, / тягость зноя летняго понесл еси, / и мразы зимния терпя, /темже и ныне приходящим с верою к тебе, / исцеление неоскудно подаеши, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
События дня.
Вечерня и утреня.
Накануне в Свято-Успенском соборе была совершена обычная вседневная вечерня с добавлением входа, а также утреня с полиелеем в четь преподобного Амвросия Оптинского. Службу совершал новопоставленный священник о.Давид Семенов при пении верхнего хора.
Евангелие на утрени (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Иго Христово благо и бремя Его легко. Об этом в один голос говорят все подвижники. Но эти подвижники, эти Сосуды Духа Божия водимы самим Господом и с апостолом Павлом могут воскликнуть, что от любви Божией их не отлучит ничто. Лишь покоряющийся Богу познает Его благость, поскольку идет в том направлении, куда его ведет Господь, а также потому что Бог не спасает человека без его желания. Живущий по заповедям Господним и не уклоняющийся от них живет с Богом и уже на земле Господь в нем созидает Царство Свое. Но как далеко все это от нас, непрестанно согрешающих и отклоняющихся от заповедей Божиих. Потому для нас соблюдение заповедей становится тяжелейшей борьбой, ибо бороться приходится с самым естеством падшего человека. Потому, желая не гневаться, не предаваться нечистым помыслам, не осуждать, человек понимает, что… не может этого сделать. И тогда он взывает о помощи к Богу и лишь с Его помощью он оказывается способным бороться. И лишь к концу этой борьбы, когда греховная грязь отступает из души и Благодать созидает в человеке Царство Небесное, тогда и бремя Христово становится легким, так как сам Бог ведет его через Дух, живущий в нем и во всем руководящий человеком. Мы от этого далеко, а потому для нас с вами эти слова кажутся непонятными и далекими….
Литургия.
В сам день я также был на службе в соборе, где службюу совершал один о.Давид Семенов, без диакона (исполнявшего обязанности псаломщика за полным отсутствием таковых). Пел верхний хор.
Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные.
2Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе.
3Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни.
4Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8Наконец, братия мои, что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9Чему вы научились, что́ приняли и слышали и видели во мне, то́ исполняйте,- и Бог мира будет с вами.
10Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
11Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
13Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
14Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
15Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; 16вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
17Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
18Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
19Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
20Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
21Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
22Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
23Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Апостол благодарит пасомых за приношения, замечая, что рад не потому что получил все, что они ему посылали, но потому что они с усердием творят дела милосердия. Тут же он замечает, что может жить в любых условиях в скудости и в изобилии. Редко может такое сказать о себе. К изобилию мы привыкаем быстро и стоит у нас появиться избыток, то мы обретаем страсть к его собиранию, о чем бы речь ни шла. Избыток нас сильно развращает не потому что он плох, но так как мы сами слабы и склонны делать вещи смыслом жизнь. Поэтому дух стяжательства или мшелоимства (страсть к собиранию вещей, часто совсем ненужных) так легко порабощает нас, а из-за этого потеря изобилия становится для нас катастрофой. Но апостол, укрепляемый Благодатью, готов ко всему. Это можно назвать пример всем нас. К этому ровному отношению к земным благам, без пристрастий, стоит стремиться и нам…
Евангелие (от Луки): 36Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.
37И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром 38и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
39Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.
40Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.
41Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, 42но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
43Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
44И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; 45ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; 46ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
47А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
48Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
49И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
50Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
Мы видим текст, который часто читается в праздники святых жен (наряду с притчей о десяти девах). Господь принимает покаяние некоей женщины «грешницы», как скупо замечает Евангелист. Одно и то же действие в разных местах и разных Евангелиях совершают разные люди. В одном случае это делает просто «некая женщина» и это вызывает возмущение учеников, в первую очередь, Иуды, видя, как столь дорогая вещь была просто вылита на ноги Учителя, а значит, мимо его рук прошла огромная сумма денег. Во втором случае это делает святая Мария – одна из двух сестер праведного Лазаря. А третий случай – перед нами. Некоторые считают, что описывается одно и то же событие, но синаксарь (краткий текст, предназначенный для чтения на утрени, рассказывающий о предыстории события, в честь которого совершается служба) утрени Великой среды с гневом опровергает это мнение. Да и внимательное чтение Евангелия подтверждает, что речь идет о разных случаях. В данном же случае это действие было формой, в которой женщина выражает свое покаяние, тем исповедуя Его Христом, Мессией. Но снова мы видим реакции фарисея, который не видит покаяния, но видит, что «Учитель позволяет к себе прикасаться нечистому человеку» (очевидно, ее грех был таков, что по нормам Закона Моисеева она считалась нечистой (подобно язычникам), с которой иудею грешно было и разговаривать). Господь укоряет его, заметив, что он сам даже не выполнил всех правил, положенных для встречи гостя по иудейским обычаям, в то время как женщина это делает нечто большее. Господь видит состояние ума и души кающейся, несомненно, пересмотревшей свою жизнь намного раньше описанного случая, а потому не отвергает ее. Но снова милосердие Христа контрастирует с любовью человека к осуждению, что делает фарисей. Так бывает часто, что человек, видя совершенный человеком грех, помнит о нем подчас годами, всегда вспоминая об этом, не думая, что тот, возможно, уже давно раскаялся в нем. Заметно, что человек при этом не вспоминает о своих грехах, что сам он, возможно, сделал то же, а может и худшее... Итак, пока продолжается земная жизнь, Господь принимает наше покаяние, главное – не опоздать. Однако не стоит впадать в осуждение, как это делал этот фарисей (сам встретивший Христа не очень-то гостеприимно, видимо, не оставив своих предубеждений против Христа)…
И чтения преподобного Амвросия. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.
14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
22Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Дела плоти и плоды духа. Апостол пишет о двух противоположностях, под делами плоти понимая все человеческие грехи, так как человек склонен ко греху и охотней делает зло, нежели добро. Даже добро, которое, казалось бы, делает он, тоже часто отравлено злом, а потому не имеет цены пред Богом. А плоды духа – это плоды трудов человека по исполнению заповедей Господней. Искореняя греховные влечения и насаждая доброе в своей душе, а главное – делами уподобляясь Богу, человек внутренне соединяется с Ним. Впрочем, тайна в том, что без помощи Божией человек не может победить в этой борьбе – усилия его по исполнению заповедей лишь учат человека его немощи, тому, что без помощи Бога он беспомощен и слаб. Но лишь с помощью Божией человек делается способным одолевать в этой борьбе и пример того, что с Богом все возможно – бесчисленные сонмы святых, прославленных Церковью, стоящих у престола Божия и молящихся о нас. Но эта борьба тяжела, так что сравнение этой борьбы с распятием не случайно. Многие греховные влечения сделались естественными для падшей плоти – гнев, гордость, зависть и многое другое сделалось естественным для падшего человека. Потому для искоренения в себе греховных начал слишком часто приходится воевать с самым естеством своим, для которого естественно гневаться, естественно – гордиться, естественно – осуждать, нормально и даже приятно – услаждаться красивыми представителями противоположного пола и так далее. Но грех от этого не перестает быть грехом и это показывает – как тяжела эта борьба. А плоды, которые возникают от того, что Дух Божий поселяется в человеке, показывает, что человек близок к победе. А плоды эти – любовь, обнимающая всех – ближних и дальних, родных и чужих, любящих и ненавидящих самого человека. Также это радость и мир душевный, которые неспособны поколебать никакая напасть, никакая скорбь века сего, несокрушимое терпение, готовое все претерпеть и за все благодарить Бога, не озлобляясь даже в ответ на самые страшные беды, выпадающие на долю человека. Такими плодами являются и доброта, и милосердие, видящие в любом человеке, даже в самом страшном грешнике, образ Божий, а потому любящие его и готовые ради помощи ему и пользы его истощать самого себя, жертвовать собой ради помощи ближнему. И это воздержание, без колебаний отсекающее любые влечения ко греху, которым мы обычно уступаем, и с омерзением относящееся к любому, даже самому вожделенному для другого человека, греховному влечению. Но это высота, на которой человек оказывается в результате долгой борьбы, а это бывает, чаще всего, к концу жизни. Лишь немногие стали сосудами Духа Господня, искоренив в себе вожделение ко греху, раньше… Нас это чтение призывает стремиться к этом идеалу, ибо «сеющий в плоть, от плоти пожнет тление, сеющий же в дух, от духа пожнет жизнь вечную», как пишет апостол в том же послании….
Евангелие (от Луки): 13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
И снова – заповеди блаженства – вкратце. Подробно они приводятся в Евангелии от Матфея, однако этот краткий вариант читается чаще….
По окончании службы о.Давид говорил на тему заповедей блаженства. заметив, что слово «блаженны» - значит «счастливы»: счастливы стяжавшие нищету духа, счастливы плачущие о своих грехах и так далее. Наконец, счастливы те, кто сегодня претерпевают гонения и поношения. Их мзда на небесах велика…. В конце так и говорится: «радуйтесь и веселитесь, ибо мзда ваша многа на небесах». Далее он говорил о том, что человек – это храм Божий, и жизнью своей человек должен созидать этот храм, как место, в котором бы обитал Господь, очищая и освящая его, очищая душу свою в таинстве покаяния, притом, искренне, отвергая грех всей своей душой. А затем мы принимаем Святые Тайны, приобщаясь которых, мы принимаем самого Христа. Итак, будем стараться угождать Богу, будем молиться, будем посещать храм Божий, будем созидать себя, как храм Божий….
Вторник 24 октября.
Из праздников этого дня, в первую очередь, стоит отметить праздник Собора преподобных старцев Оптинских[300]. В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского.
26-27 июля 1996 года еще тринадцать оптинских старцев были причислены к лику местно-чтимых святых Оптиной пустыни. Общее соборное празднование им было установлено 11/ 24 октября.
10 июля 1998 года были обретены мощи преподобного Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.
В 2000 году преподобные оптинские старцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
О житии преподобного Амвросия Оптинского, чья память совершалась накануне, я уже писал выше, а вот, об остальных полезно будет напомнить.
Тропарь, глас 6
Преподобный Леонид, в схиме Лев (Наголкин) старец Оптиной пустыни |
Православные веры светильницы, /монашества непоколебимии столпи,/ земли Российския утешителе, /преподобнии старцы Оптинскии,/ любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии,/ молитеся ко Господу,/ да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии/ и спасет души наша.
Преподобный Лев, Оптинский
День памяти: 11 / 24 Октября (оптин.)
Первый Оптинский старец преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости он служил приказчиком по торговым делам, объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами.
В 1797 году преподобный оставил мир и вступил в число братии Оптиной пустыни при игумене Авраамии, а через два года перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь[301], где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни.
В 1801 году послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря (4 января) рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря (6 января) в иеромонаха. Живя в монастыре, он проводил дни в трудах и молитве, подавая пример истинного послушания. Однажды, когда отец Леонид только что вернулся с сенокоса, настоятель велел ему петь всенощную. Как был, усталый и голодный, отец Леонид пошел на клирос и вдвоем с братом пропел всю службу.
В 1804 году преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре[302], где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского) отцом Феодором и стал его преданным учеником. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию — умной молитве. С этого времени они подвизаются вместе. Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с отцом Феодором и отцом Клеопой в тихую лесную келлию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение все больше народу, и они, стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Но когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз в Александро-Свирский монастырь[303]. Там отец Феодор преставился в 1822 году.
В 1829 году преподобный Лев вместе с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь. Настоятель, преподобный Моисей, зная духовную опытность преподобного Льва, поручил ему окормлять братию и богомольцев. Вскоре в Оптину прибыл и преподобный Макарий. Еще иноком Площанской пустыни[304] он познакомился с преподобным Львом и теперь пришел под его духовное руководство. Он становится ближайшим учеником, сотаинником и
помощником во время старчествования преподобного Льва.
Преподобный Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцеления. Приводили к нему многих бесноватых. Одна из них как увидела старца, упала перед ним и закричала страшным голосом: «Вот этот-то седой меня выгонит: был я в Киеве, в Москве, в Воронеже, никто меня не гнал, а теперь-то я выйду!» Когда преподобный прочитал над женщиной молитву и помазал маслом из лампадки, горевшей пред образом Владимирской Богоматери, бес вышел.
Победа над бесами, конечно, была одержана преподобным Львом только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слыхал от него слов нетерпения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляла его. Преподобный Лев все время творил Иисусову молитву, внешне пребывая с людьми, внутренне всегда пребывал с Богом. На вопрос своего ученика: «Батюшка! Как вы приобрели такие духовные дарования?» — преподобный ответил: «Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость Свою».
Старчество преподобного Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Чудеса, совершаемые преподобным, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им как мог помогал преподобный. Иеромонах Леонид (будущий наместник Троице-Сергиевой лавры) писал, что простой люд говорил ему о старце: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».
Не без скорби приближался преподобный Лев к концу своей многотрудной жизни, о близости которого имел предчувствие. В июне 1841 года он посетил Тихонову пустынь[305], где по его благословению начала строиться трапеза. «Не увижу я, видно, вашу новую трапезу, — говорил преподобный Лев, — едва ли до зимы доживу, здесь уже больше не буду». В сентябре 1841 года он начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В день кончины преподобного, 11/24 октября 1841 года, служили всенощную в честь памяти святых Отцов семи Вселенских Соборов.